Серый цвет в преступлении и наказании цитаты

Обновлено: 24.11.2024

У Лужина перстень с желтым камнем. Желтая мебель, желтое лицо, желтые рамки, сахар тоже желтого цвета. Ощущение от такой цветовой

Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

героев романа.

Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Но все равно идет. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было.

И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошаденку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой.

Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдает последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Кроме желтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьет спасительную воду из родника.

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

И зеленый цвет платка подчеркивает святость героини. В этом же зеленом платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зеленый цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Белые нарциссы с зелеными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Следующая цитата

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

Следующая цитата

1 слайд Описание слайда:

Исследовательская работа по литературе учеников 10 класса Пономарёва Фёдора, Мочалова Михаила Учителя: Шитова М.В., Миронович С. Н. 2014г

2 слайд Описание слайда:

Эта тема нас заинтересовала потому, что влияние цвета на эмоциональное состояние человека является предметом пристального изучения психологов, учёных, эзотериков. Эта тема «Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня, по-нашему, важна, значима и очень актуальна, так как цвет, по мнению всех психологов и эзотериков, влияет на характер, состояние души, внутренний мир человека, на его отношение к жизни и даже на его работоспособность. А что может быть важнее ЧЕ – ЛО – ВЕ – КА?! Психология (от греческого – душа; - значение) – это наука, изучающая поведение и психологические процессы людей и животных. Основной вопрос – что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира. Эзотерика (от греческого – внутренний) – это область специфических взглядов о глубинно – мистической сути человеческой души, жизни, включая религию. (Философский словарь. Издательство «Политическая литература», М. 2004 г.)

3 слайд Описание слайда:

Цель: Значение символики цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Задачи: 1)Изучить историю символики цвета с точки зрения психологии и эзотерики. 2)Определить роль колоративной лексики 3)Узнать, как Ф. М. Достоевский использует цветовую гамму в романе

4 слайд Описание слайда:

Символика цвета имеет данную историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные спектры дающие семь цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, жёлтый – цвет меркурия, зелёный – цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, жёлтый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны

5 слайд Описание слайда:

Цвет и характер Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находят своё подтверждение в теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи. Каждый человек отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трём (в зависимости от того, где эти цвета используются – в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Белый – синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нём заложен многозначительный смысл; Чёрный – цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни; Серый – любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур; Красный – цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный; Коричневый – выбирают те, кто твёрдо и уверенно встал на ноги; Жёлтый – символизирует спокойствие, непринуждённость в отношениях с людьми, интеллигентность; Синий – цвет неба, расслабления, скромности и меланхолии; Такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устаёт; Зелёный – цвет природы, самой жизни, весны. Тот кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения; Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией

6 слайд Описание слайда:

Учёные о роли цвета. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Хазрат Иннайят Хан писал: «Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку?» Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал тонкие психологические состояния, связанные с восприятием контрастных цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете», над которым он работал 20 лет. Работа Иоганна Вольфганга Гёте актуальна до сих пор и стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины

7 слайд Описание слайда:

Символическое значение цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание». Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «Символическую заострённость литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет. Жёлтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Ф.М. Достоевский трактует красный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный: красный - цвет здоровья, счастья, радости - становится цветом болезни, страдания, горя (болеющая чахоткой Катерина Ивановна с красными пятнами на щеках). Голубой цвет символизирует бесконечность и даль, тоску и верность. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом

8 слайд Описание слайда:

На фоне желтого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости. Использует Достоевский и символику других цветов. Например, чёрный – неизвестность. Это олицетворение скорби, темной силы, страха и ужаса Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и печали. Белый, как правило, обозначает чистоту и непорочность. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы, белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Серый цвет в роман также символичен. С самим понятием «серый» возникает множество ассоциаций. Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, не способности к проявлению и реализации самих себя

9 слайд Описание слайда:

III. Заключение Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только жёлтой палитрой. Конечно, жёлтый цвет встречается в романе наиболее часто, чем остальные. Таким образом, жёлтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создаёт глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Писатель как бы наблюдает за своими героями через «жёлтые очки». Мы убедились, что основным приёмом использования цветовых определений, символов, является противопоставление основного жёлтого, болезненного фона другим цветовым обозначениям, характеризующим душевный порыв героев.

10 слайд Описание слайда:

Мы увидели, что наиболее часто используемыми цветами в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются жёлтый, голубой, красный, белый, серый и чёрный. Безусловно, использование определённых цветов в романе играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. По нашему мнению, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и его сюжетной схеме и идеальному содержанию, а также помогает понять идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Благоприятные Нейтральные Неблагоприятные Голубой – символизирует бесконечность глубины и простора Чёрный - неизвестность Жёлтый – болезненность Зелёный – ясность и чистота Серый – никчёмность, забитость, серость Красный – цвет крови и преступления Белый – чистота, непорочность, вера в будущее Белый - Белый – смерть (белое платье)

11 слайд Описание слайда:

Любая мысль у Ф. М. Достоевского, добрая или злая, по его собственному выражению, «наклёвывается, как из яйца цыплёнок». Мы считаем все художественные особенности и поэтика «Преступление и наказание» служат средством раскрытия особой духовности Достоевского. Работая над произведением, писатель главным образом стремился проследить «психологический процесс преступления». Именно потому «Преступление и наказание» считается произведением, в котором наиболее ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя.

12 слайд Описание слайда:

Таким образом, мы убедились, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие - губительно сказывается на здоровье человека. Цвет - это жизнь. Мы прониклись этой темой так глубоко, что не только изучили символику цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание», но и провели своё наблюдение – опрос среди учащихся 10 класса. Нам захотелось узнать, какое значение имеет цветовая гамма в жизни каждого из нас. Вопросы: 1)С каким настроением вы просыпаетесь, приходите в школу? Жёлтый (2) Красный (7) Зелёный (5) Синий (3) Чёрный (1) 2)Какими цветами радуги вы можете описать данный предмет? Жёлтый (5) Красный (3) Зелёный (7) Синий (1) Чёрный (2) 3)Каким цветом вы можете описать свой дом, школу? Жёлтый (7) Красный (1) Зелёный (1) Синий (3) Чёрный (6) 4)Какими оттенками цвета вы можете обозначить взаимоотношения с одноклассниками, друзьями? Жёлтый (4) Красный (4) Зелёный (4) Синий (6) Чёрный (0) 5)С каким настроением вы уходите из школы? Жёлтый (10) Красный (3) Зелёный (4) Синий (1) Чёрный (0) Анализируя ответы учащихся 10 класса, мы пришли к выводу, что преобладают зелёный, красный, жёлтый оттенки цвета. Хочется верить, что большинство наших одноклассников любят жизнь, школу и всё, что их окружает.

13 слайд

Следующая цитата

создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи образовательные:

Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Задачи развития:

Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

Развитие критического мышления.

Развитие личностной рефлексии

Задачи воспитательные:

Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам.

Оборудование:

1.Текст у каждого.

2.Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).

3. Заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя? Почему вы его выбрали? Много цветов радует душу. Цвет может многое обозначать.

Подберите цвет к таким понятиям (записаны на доске):

Тоска Утешение Тепло Зло

Угнетенность Защита Свет Ненависть

Отчаяние Добро Уют Смерть

Обсудите свою точку зрения в паре, группе. (Заслушиваются группы, к каждой «тройке» понятий прикрепляется листок цветной бумаги с выбранным цветом).

2 . Работа с материалом.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа. Поговорим об этом подробнее.

Социоконструкция.Работа в группах.

1)описание комнаты старухи-процентщицы (часть1,глава 1)

2) комнаты Раскольникова (часть 1, глава 3 -в начале и конце главы)

3) комнаты Сони Мармеладовой (часть 4, глава 4).

Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?

1)страшный сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава 5)

Обратите внимание на цвет лица мужиков и морду лошади.

2)описание вечера на Неве после пробуждения Раскольникова (часть 1, глава 5)

3) сцену убийства старухи (часть1, глава 7)

Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?

1)воспоминание Раскольникова о своем детстве (часть1, глава 5 –до эпизода с лошадью). Обратите внимание на цвет купола церкви.

2)описание прогулки Раскольникова на Васильевский остров и Малую Неву (часть 1, глава 5- до сна Раскольникова)

Обратите внимание на то, что понравилось Раскольникову и его усталым глазам.

3) описание чувств Раскольникова сразу же после пробуждения. Где он находит защиту? (часть 1, глава 5).

4) эпизод, когда Раскольникова приняли за нищего (часть 2, глава 2). Обратите внимание цвет зонтика девушки.

5) найдите, какой предмет одежды есть у Сони в начале романа (часть 1, глава 2) и в эпилоге (часть 2,)

Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?

3. Афиширование. Отчёт групп. (Заслушиваются группы, к каждой «тройке» понятий вновь прикрепляется листок цветной бумаги с выбранным цветом).

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны. Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет . В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). Когда Катерина Ивановна волновалась, на щеках у неё выступали красные пятна. В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.

Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.

В романе встречается ещё и зелёный цвет . В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.

После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.

Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Возможно, зонт здесь сравнивается с куполом церкви из сна Раскольникова и платком Мармеладовых и является защитой и от палящего солнца, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.

Как вы думаете, почему только зеленый цвет, появившись во второй главе, вновь появляется в эпилоге, и как бы завершает роман? Прочтите, (учебник И.Н.Сухих «Литература 10 класс» стр.314) как Достоевский хотел закончить роман («Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека»), и как эту фразу объясняет автор учебника? Какой еще символический смысл вкладывает Достоевский в зеленый цвет?

Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей “детской церкви с зелёным куполом”.

4. Творческая работа

В романе всего один раз встречается голубой цвет . Это «замечательные голубые глаза» Сони. Прочему этот цвет встречается всего один раз? Как вы думаете, что он символизирует? Напишите небольшое сочинение на эту тему(5-7 минут).

Читайте также: