С кем вы деятели культуры цитата

Обновлено: 22.12.2024

С кем вы, 'мастера культуры'

С кем вы, "мастера культуры"?

Ответ американским корреспондентам

"Вас, наверное, очень удивит это послание незнакомых вам людей из-за океана". Нет, ваше письмо не удивило меня, такие письма приходят не редко, и вы ошибаетесь, называя ваше послание "оригинальным" - за последние два-три года тревожные крики интеллигентов стали обычными. Это естественно: работа интеллигенции всегда сводилась - главным образом - к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни. Нянька капиталистов - интеллигенция, - в большинстве своем, занималась тем, что усердно штопала белыми нитками давно изношенное, грязноватое, обильно испачканное кровью трудового народа философское и церковное облачение буржуазии. Она продолжает заниматься этим трудным, но не очень похвальным и совершенно бесплодным делом и в наши дни, обнаруживая почти пророческое предвидение событий. Так, например, раньше чем империалисты Японии приступили к разделу Китая, немец Шпенглер в книге "Человек и техника" заговорил о том, что европейцы совершили в XIX веке крупнейшую ошибку, передав свои знания, свой технический опыт "цветным расам" Шпенглера поддерживает в этом ваш - американский - историк Генрик Ван-Лон, он тоже признает вооружение черно- и желтокожего человечества опытом европейской культуры одной из "семи роковых исторических ошибок", совершенных европейской буржуазией.

Вопиющих о гибели цивилизации становится все больше, крики их звучат все более громко. Месяца три тому назад во Франции публично кричал о непрочности цивилизации бывший министр Кайо.

Мир переживает трагедию изобилия и недоверия. Разве не трагедия, что приходится жечь пшеницу и топить мешки с кофе, когда миллионам людей не хватает пищи. Что касается недоверия - оно причинило уже достаточно зла. Оно вызвало войну и продиктовало мирные договоры, которые могут быть исправлены только тогда, когда исчезнет это недоверие. Если не удастся восстановить доверие, вся цивилизация будет поставлена под угрозу, так как у народов может появиться искушение опровергнуть экономический строй, которому они приписывают все бедствия.

Для того, чтоб говорить о возможности доверия среди хищников, которые в наши дни так откровенно показывают друг другу свои когти и зубы, - для этого нужно быть или отчаянным лицемером, или же человеком крайне наивным. А если под "народом" разумеется рабочий народ, то всякий честный человек должен бы признать, что рабочие совершенно справедливо "приписывают"идиотизму капиталистического строя бедствия, которыми строй этот награждает их за труд создания ценностей. Пролетарии все более отчетливо видят, что современная буржуазная действительность с ужасающей точностью оправдывает слова Маркса - Энгельса, сказанные ими в "Манифесте Коммунистической партии":

Буржуазия не способна к господству, потому что она не может обеспечить своему рабу даже рабское существование, потому что она вынуждена довести его до такого состояния, в котором она должна кормить его, вместо того, чтобы существовать на его счет. Общество не может более жить под ее властью: другими словами, жизнь буржуазии несовместима с жизнью общества.*

Кайо - один из сотни тех старичков, которые продолжают доказывать, что из буржуазный идиотизм - это мудрость, данная человечеству навсегда, что лучше ее человечество никогда ничего не выдумает, дальше ее - не пойдет, выше - не поднимется. И еще не так давно утешители буржуазии, доказывая хозяйственную мудрость свою и прочность ее, опирались на свою науку.

Теперь они исключают науку из своей подловатой игры. 23 февраля в Париже тот же Кайо, следуя за Шпенглером, говорил пред лицом бывших министров, вроде Павла Милюкова, и вообще бывших людей:

------------* Горький цитирует "Манифест Коммунистической партии" с небольшими отклонениями от текста. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. - С. 435.

Техника создает безработицу во многих случаях, превращает заработок увольняемых рабочих в излишки дивиденда акционеров. Наука "без совести", не согретая "совестью" идет в ущерб людям. Люди должны взнуздать науку. Современный кризис - поражение человеческого разума. Для науки нет иногда большего несчастья, как великий человек. Он выставляет теоретические положения, имеющие смысл и значение для данного времени, когда эти положения выдвигаются. Они справедливы, как, положим, у Карла Маркса, для 1848 или 1870 годов и совершенно неверны в 1932 году. Если бы Маркс был теперь жив - он писал бы иначе.

Этими словами буржуа признает, что разум его класса обессилен, обанкротился. Он советует "взнуздать науку" забыв о том, сколько она дала силы его классу для укрепления власти над миром трудящихся. "Взнуздать науку" - что это значит? Запретить ей свободу исследования? Когда-то буржуазия весьма храбро и успешно боролась против посягательств церкви на свободу науки. В наши дни буржуазная философия постепенно становится тем, чем была она в наиболее мрачные годы средневековья - служанкой теологии. Кайо прав, говоря, что Европе угрожает возвращение к варварству, предсказанное Марксом, учение которого ему неизвестно. Да, совершенно неоспоримо, что буржуазия Европы и Америки, хозяйка мира, становится с каждым годом все более невежественной, интеллектуально слабосильной, варварской и уже сама - в лице вашем - понимает это.

Мысль о возможности возвращения к эпохе варварства - самая "модная"мысль современной буржуазии. Шпенглеры, Кайо и подобные им "мыслители"отражают настроение тысяч мещан. Это тревожное настроение вызвано предчувствием классовой гибели - фактом роста во всем мире революционного правосознания рабочих масс. Буржуазия не хотела бы верить в процесс культурно-революционного развития трудового народа, но - она его видит, чувствует. Процесс этот всесторонне и прекрасно оправдан. Он является логически неизбежным развитием всего трудового опыта человечества, опыта, о котором поучительно рассказывают историки буржуазии. Но так как история - тоже наука, ее тоже нужно "взнуздать" или - того проще - забыть, что она существует. Забыть историю советует французский поэт академик Поль Валери в книге "Обозрение современности". Он совершенно серьезно обвиняет в бедствиях народов именно историю, он говорит, что, напоминая о прошлом, история вызывает бесплодные мечты и лишает людей покоя. Люди - это, конечно, буржуазия. П. Валери, вероятно, не способен заметить на земле иных людей. Вот что говорит он об истории, которой буржуазия еще так недавно гордилась и которую весьма искусно писала:

История - самый опасный из всех продуктов, вырабатываемых в химической лаборатории нашего ума. Она побуждает к мечтаниям, она опьяняет народы, она порождает у них ложные воспоминания, преувеличивает их рефлексы, растравляет старые их раны, лишает их покоя и ввергаетих в мании - величия или преследования.

Смотреть что такое "С кем вы, мастера культуры?" в других словарях:

Следующая цитата

Памфлет у Горького был с подзаголовком «Ответ американским корреспондентам». Написан он на злобу дня, потому мы постарались выбрать цитаты, в которых меньше всего немодных «классовых» выражений. Ведь, если вчитаться и отбросить предубеждения, многое в словах классика мировой литературы окажется вполне про нас и наш сегодняшний мир. А уж как их истолковывать, эти слова, сами решайте, мастера культурки (у нас же теперь этого добра - хоть с кашей ешь).

1. «. Тревожные крики интеллигентов стали обычными. Это естественно: работа интеллигенции всегда сводилась - главным образом - к делу. утешения богатых в пошлых горестях их жизни. »

Кто с кем, а мастер культуры дедушка Горький со своими внучками. По крайней мере на этом фото.

2. «Европейская буржуазия, в ее современном настроении, вполне способна «провести закон». об истреблении всех, мыслящих несогласно с нею».

3.«На почве соревнования в грабеже возникают противоречия, угрожающие тревогами новой всемирной бойни».

4.«Наука для класса буржуазии существует настолько, насколько она способна служить целям его обогащения, регулировать деятельность его желудочно-кишечной сферы и поднимать его половую энергию развратника».

5. «О разлагающем влиянии буржуазного кино не стоит говорить, это совершенно ясно. Использовав все темы сентиментализма, оно начинает демонстрировать физические уродства. В Голливудской студии Метро-Гольдвин-Майер собралась оригинальная труппа для работы над фильмом «Причуды». В ее составе - Ку-Ку, девушка-птица, имеющая большое сходство с аистом; П. Робинзон, человеческий скелет; Марта, родившаяся с одной рукой, искусная мастерица вязать кружева ногами. Доставлены в студию Шильце, прозванная «голова-шпилька», - женщина с нормальным телом, но с необыкновенно маленькой головой, похожей на шпильку; Ольга - женщина с мужской окладистой бородой; Жозефина-Жозеф, наполовину женщина, наполовину мужчина; сиамские сестры-близнецы Гильтон, карлики, лилипуты».

6. «Не будет преувеличением, если сказать, что пресса Европы и Америки усердно и почти исключительно занимается делом понижения культурного уровня своих читателей, - уровня и без ее помощи низкого. Обслуживая интересы. своих работодателей, искусно умея раздуть муху до размеров слона, журналисты не ставят своей целью укрощение свиньи, хотя, конечно, видят, что свинья обезумела и бесится».

7. «У американцев есть привычка хвастаться тем, что в США мальчики - торговцы газетами - возвышаются до карьеры президентов. Напоминая об этом, я хочу отметить только ловкость мальчиков, но не таланты президентов, - о талантах последних мне ничего не известно».

8. «Сообразите: несколько десятков тысяч хищников и авантюристов желают вечно и спокойно жить за счет силы миллиарда трудящихся. Это - нормально? Это - было, это - есть, но хватит ли у вас храбрости утверждать, что это и должно быть так, как оно есть?»

9. «Проповедь любви бедного к богатому, рабочего к хозяину - не мое ремесло. Я не способен утешать. Я слишком давно и хорошо знаю, что весь мир живет в атмосфере ненависти, я вижу, что она становится все гуще, активней, благотворней».

10.«Культурный идиотизм мелкого собственника совершенно равен таковому же идиотизму миллионера; вы, интеллигенты, должны бы хорошо видеть и чувствовать это».

11. «Пора вам решить вопрос: с кем вы, «мастера культуры»? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?»

Полный текст статьи читайте здесь

ВОПРОС ДНЯ

Ровно 80 лет назад Максим Горький написал знаменитый памфлет «С кем вы, мастера культуры?». Вопрос актуален и поныне. Вот мы и спросили:

А с кем сегодня должны быть мастера культуры?

Евгений ГРИШКОВЕЦ, писатель, драматург:

- С литературой, театром и кино, студентами! Горький писал свою статью в Серебряном веке, когда мастера культуры были. Сейчас их нет. Нужно сначала вырастить мастеров, уж потом задавать вопросы.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

Антон БЕЛЯКОВ, депутат Госдумы:

- Вспоминаются слова классика, что интеллигент всегда должен находиться в оппозиции. И это правильно. Нужно видеть и обличать изъяны общества. Только эта оппозиционность отнюдь не обязательное участие в политике.

Лев ДУРОВ, народный артист СССР:

- Сами с собой. Только в этом случае художник может родить что-то ценное. А уж быть или не быть с кем-то - дело чести и совести каждого мастера.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве:

- Русская культура зарождалась в XVIII веке: было религиозное образование, церковная культура. Венцом той эпохи стала победа 1812 года. А венцом культуры XIX столетия стал 1917 год. Ответственность за это лежит и на культуре. Мастера должны помнить: главное - это нравственное воспитание людей.

Олег ТАБАКОВ, худрук МХТ им. Чехова:

- Я, как и 55 лет назад, со своими зрителями! А к митингам отношусь нормально, не боюсь, но твердо знаю, что моя свобода должна кончиться там, где начнется ущемление прав моего соседа. Мне участвовать в митингах некорректно, потому что я уже госслужащий, а так бы пошел. Я вообще безнадежно испорченный русский и испытываю подъем от того, что происходит.

Кирилл РАЗЛОГОВ, кинокритик, директор Института культурологии:

- Они могут изолироваться от политики, а могут в ней участвовать, как Говорухин, Михалков или Акунин. Они должны придавать жизни разнообразие. Показывать, что не все очевидно, как кажется на первый взгляд, и возможностей для развития общества больше, чем это формулируется политиками.

Анфиса ЧЕХОВА, телеведущая, актриса:

- Все говорят о политике и не замечают, что «культура» перетекла в Интернет. Но мастерам культуры не до этого. Бич нашего времени - мастера культуры рассуждают о других мастерах культуры.

- С богачами и продюсерами.

Возрастная категория сайта 18 +

Следующая цитата

С кем вы, мастера культуры?
Название статьи (1932) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936).
Обычно цитируется, когда речь идет об определении политической или нравственной позиции деятеля культуры в какой-либо общественной коллизии (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Следующая цитата

Максим Горький

22 марта 1932 года советские газеты «Правда» и «Известия» напечатали знаменитую статью-памфлет Максима Горького «С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам».

В этом памфлете «Буревестник революции» писал: «Вы, интеллигенты, мастера культуры, должны бы понять, что рабочий класс, взяв в свои руки политическую власть, откроет перед вами широчайшие возможности культурного творчества. Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам: они не пошли со своим рабочим народом и вот разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции. Скоро они поголовно вымрут, оставив память о себе как о предателях».

Классик мировой литературы был убежден, что, несмотря на отказ от классовых позиций и декларацию общечеловеческих ценностей, писатели всегда представляют интересы. Только какие? Правящего класса или все-таки народа? Многим тогда казалось, что певец революции ошибся. Что отсутствие четкой позиции и убеждений дает широкие возможности для маневра, диапазон и дипломатичность, возможность представления интересов «чистого» искусства. Но без позиции никак не получается.

Вскоре фраза «С кем вы, мастера культуры?» стала крылатой. Она обычно цитируется, когда речь идет об определении политической или нравственной позиции деятеля культуры в какой-либо общественной коллизии.

Читайте также: