Рыцарь вася яковлев цитаты
Обновлено: 24.11.2024
образовательная : познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
воспитательная : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
развивающая : развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.
Оформление доски:
I. Вступление.
Учитель читает стихотворение
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)
III. Беседа по рассказу.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
– Как выглядел Вася?
«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»
– Что ещё можно о нём сказать?
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»
«Ему не везло буквально во всём.»
«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
«Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»
IV. Вывод. Работа в группах.
– Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте
Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев
V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!
Следующая цитата
Яковлев "Рыцарь Вася" - как объяснить смысл названия произведения?
Ответить Комментировать 1 ответ: Лателла [121K] 1 год назадО рыцарских временах средневековья заставляет читателей вспомнить заголовок интересного рассказа "Рыцарь Вася" автора Яковлева. Рыцарство –это в истории не только персона благородного военно –дворянскому сословия. Выдающийся деятель на каком-то поприще, благородный в мыслях и поступках, самоотверженный человек -таково второе значение этого слова "рыцарь".
Жизнь мальчика Васи проходила совершенно скучно, буднично и однообразно, а сам он был неловким, сонным, неуклюжим, с глуховатым голосом, вялыми движениями. "Толстый тюфяк»- такое обидное прозвище он получил среди ребят. Никто в его школе не мог даже предположить, что он, втайне мечтающий стать рыцарем, совершит героический поступок. Благородное сердце истинного рыцаря имел этот невзрачный парень, хотя сам он видел в мечтах себя закованным в латы, совершающим великие подвиги, Он в реальной жизни совершил настоящий рыцарский подвиг, спасая ребенка, однако другой ученик дерзко присвоил себе его славу. Скромный Вася промолчал об этом.
Вася по-настоящему счастливым чувствовал себя лишь в своих мечтах и в зале музея с закованными в латы рыцарями. В душе Вася сам рыцарь и готов в жизни совершать благородные поступки подобно своим кумирам в рыцарских доспехах.
У меня плохая память, так что запомнилось совсем немного. Самые известные его роли, это: "Иван Васильевич меняет профессию" и "Ирония судьбы или с легким паром".
А вот цитаты, которые я помню:
"О, тепленькая пошла"
"Какая гадость. какая гадость эта ваша заливная рыба"
"Оставь меня, старушка, я в печали"
Забавно, что обе эти роли сам Яковлев не очень любит. Из-за них остались незамеченными другие его, более сильные, драмматические роли.
1 год назадК сожалению мне не известно кто такой Пол Уокер, но посмотрев вопросы, узнала что он снимался в Форсажах и по причине его смерти отменили съемку Форсаж -5. Смерть этого человека была нелепа и скоропостижна. Он умер в возрасте 40 лет. Этого человека мы лично не знаем, но знают фильмы с его участием. Это человек с мировой известностью.
Юрий Яковлев- наш, Российский актер, мировую славу он получил давно, его фильмы известны, популярны, но к сожалению Великий актер давно не снимался, и возраст уже не молодой. Его молодое поколение, увы, не знает. А это очень обидно. Его популярность была тогда, в те времена.
Но и тем и другим мои искренние соболезнования (((((
1 год назадЭто разные варианты роли. Юрий Яковлев сыграл блестяще, я в детстве была потрясена этим фильмом, но, во-первых - это была только первая серия, продолжение Пырьеву снять не удалось, образ Мышкина только очерчен, он не раскрыт до конца, там ещё играть и играть. А, во-вторых, Яковлев играл всё-таки по канонам того времени - педалированно, театрально. Но это, наверное, лучшая серьёзная роль Яковлева в кино.
Бондарчук в "Даун-Хаус" - это же не Мышкин, не экранизация Достоевского в прямом смысле, это постмодернистская вариация на тему классики, стёб, шутка. Имхо актёр Ф.С.Б. не очень хороший, везде одинаковый, но тут его монотонная невыразительная игра была вполне органична, писывалась в поставленную задачу.
А вот Миронов - это блестящее, полнокровное исполнение Мышкина. Это гениальная работа. Тонкая, психологически безупречная, с массой нюансов. Я боялась, когда в первый раз смотрела этот сериал Бортко(реально боялась), как он сыграет финал, когда Лев Николаевич уже абсолютно безумен, идиот в полном смысле этого слова - это могло быть страшно, душераздирающе, но Миронов сыграл слабую тихую улыбку, которая даже умиротворяла - как будто князь оказался в другом мире, где даже счастлив, тогда как в реальном мире он не мог быть счастлив.
1 год назадИ опять история из детства - детства довоенного, когда казалось, что на соседней улице творятся чудеса, и даже родной двор мог стать чем-то неизведанным и интересным.
Дети во дворе играли в самые разные игры, но больше всех любили свою собственную игру - игру в красавицу. Они становились в круг, считалкой выбирали одного, и начинали говорить о нем что-то хорошее - про лебяжью шею, коралловые губы. Обычно в середине круга стояла девочка Нинка - некрасивая, но "своя". А ведь душа и дружба для детей значат гораздо больше, чем внешность. Придуманные истории помогали детям развлекаться в дождливую погоду, а дожди были частыми.
Все изменилось, когда во дворе появился новый мальчик. У него было большое родимое пятно на щеке, которого он стеснялся. Когда его выбрали "красавицей" и стали говорить все это, он подумал, что над ним смеются, и убежал. И неожиданно Нинка убежала за ним, а затем и вообще покинула компанию других детей. Она ходила за новым мальчиком, а он отталкивал ее. И она перестала быть красавицей в собственных глазах. Обиженный сердитый мальчик убил сказку. Другие дети пытались вернуть "свою" Нинку, но у них ничего не получалось. Она просто не хотела больше находиться в их компании.
А мама у Нинки тоже была некрасивой, хоть и не смотрела Нинка и ребята на нее с этой точки зрения. Разве может быть мама красивой или некрасивой, ведь это же мама! А отца у Нинки не было, и даже говорить о нем мать не хотела. И тогда Нинка стала играть в красавицу со своей мамой - просто так, чтобы мама снова стала для нее именно мамой, самой красивой и доброй на свете, и это у нее получилось.
Погибла Нинка в 1942 году, она была санитаркой.
1 год назадЮрий Яковлевич родился в 1922 году в Петрограде (так тогда назывался Санкт-Петербург).
Его настоящая фамилия -- Ховкин, а псевдоним Яковлев он взял по своему отчеству.
В детстве он занимался в литературном кружке Дворца пионеров и тогда начал писать первые стихи.
Став химинструктором, он участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потом служил артиллеристом-зенитч иком, всего прослужил 6 лет. Во время блокады Ленинграда умерла его мама.
На войне он тоже писал стихи и печатался в армейской газете "Тревога".
После войны Юрий Яковлев поступил в Литературный институт им. Горького, к этому времени у него вышло уже несколько книг с детскими стихами (первая -- "Наш адрес" в 1949-м, затем "В нашем полку" и др.). А дипломной работой его стала поэма, написанная в 1952 году.
И с тех пор раз и навсегда Юрий Яковлевич выбрал свой путь -- это литература.
В 1960-м в "Огоньке" был опубликован его первый рассказ. И с тех пор писал он уже прозу. Много рассказов и повестей о детях и для детей вышли из-под его пера, часть из них экранизированы. Школа, дружба, память о воинах Великой Отечественной, отношение к природе и животным -- вот основные темы его книг.
С 1961 года он принимал участие в выпуске киножурнала "Фитиль".
Следующая цитата
:развивать представления учащихся о добре, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения, воспитывать стремление совершать добрые дела.
Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре.
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков.
Воспитательная: : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени .закреплять правильное отношение к нравственным ценностям человека, формировать представление о достоинствах человека.
Оборудование урока:
портрет писателя Ю. Яковлева,картинка с изображением рыцаря , иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася» ил. Спасение утопающего
Оформление доски.
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев
1.Сегодняшний урок я назвала уроком доброты .
Эпиграф к уроку: однажды детский писатель Ю. Яковлев произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев
Беседа о добре.
Учитель: А что такое доброта? добро? Как вы понимаете?
Дети: Это все хорошее, доброе, красивое. Например, мама, солнце, цветы…(дети продолжают).
Учитель: - А еще добро –верность, любовь, порядочность, мужество. отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к сопереживанию, бескорыстие и т.д. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, благодаря которым он способен творить добро . Добрый человек-человек делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, добро ,благополучие
Учитель -Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (ответы детей)
Учитель: Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады. Добрые слова - корни.
Добрые мысли – цветы. Добрые дела - плоды.
Коль существует на нашей планете добро, значит люди могут творить добрые дела.
Подумайте , вы совершали добрые дела и поступки?
Хочу я предложить вам творческое заданием"Собери и оживи цветок"
- Ребята! На нашей полянке все цветы такие красивые, а один бледненький, не красивый. Он ждет, чтобы вы украсили его своими добрыми делами.
Закройте глазки. Подумайте, какое же доброе дело вы совершили недавно или сможете сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? подумайте
Подумали? А теперь возьмите по очереди по лепестку, которые лежат у вас на партах подходите тихо к цветочку, дарите ему свой красивый лепесток и обещайте, какое доброе дело вы намерены сделать сегодня.
(Дети, выходят к доске и приклеивают лепесток на цветок.)
- Какой красивый цветок у нас получился. Я, как учитель, тоже даю обещание, что проведу такой Урок Доброты в 6 классе.
(Учитель приклеивает серединку к цветку.)
- Как мы назовем наш чудесный цветок? Это будет Цветок Доброты.
- После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.
Учитель -Как вы думаете, а легко ли совершать добрые поступки? ( во время ответа следить, чтобы ребята отвечали начиная со слов : я думаю, я считаю, я полагаю
Итог :Теория бумеранга Если ты со всей душой делаешь человеку добро ,то оно обязательно вернётся в самое нужное время, как бумеранг. Т,Е сегодня вы помогли, а завтра помогут вам А я считаю, что нести добро людям помогать кому-либо , заботиться, делать что-нибудь приятное, Это значит быть героем нашего времени .
Давным –давно в средние века героями своего времени были рыцари .
Рассказ ученика о рыцаре . Рыцарь – в переводе с немецкого означает. всадник, самоотверженный, благородный человек честный порядочный , В средние века это тяжеловооружённый конный воин ,рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам Они получали особое рыцарское воспитание, . Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, ,добрыми ,выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине Рыцари участвовали в турнирах. Сражались верхом на конях притупленными копьями и мечами. Вот звучные имена рыцарей: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, они известны всему миру.
Учитель спасибо. Давайте уточним На партах карточки справа выберите и положите внешние и физические данные о рыцаре.,
а слева- нравственные ,духовные качества Прочитать и проверить
Внешние и физические данные рыцаря :
смелый, отважный воин, прошедший
всегда собранный и подтянутый.
железные доспехи, в шлеме
с копьём, меч, щит.
умение скакать верхом, стрелять из лука,
метать копьё, владеть мечом
Нравственные ,духовные качества рыцарей :
держит данное слово, вежливый,
готов выручить друга из беды,
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине.,
…………………………………………………………………………………… .. - Подвожу итог В далёкие времена существовал закон, который носил название « кодекс рыцарской чести ». В этом кодексе были прописаны рыцарские обязанности и права «Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню»
Каждый рыцарь строго следовал кодексу чести – защищал свое Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях держал данное слово, был вежливым, добрым, выручал друга из беды, заступался за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относился к женщине
Учитель- Подумайте и ответьте на вопрос : Встречаются ли в наши дни в повседневной жизни такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок»,
Учитель - Какого же человека мы сможем назвать рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового пойти на помощь другому человеку, умеющего держать данное слово, заступаться за младшего, слабого.
Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой .
Поиграем в игру Ф,К- Улыбка доброты».Встали
К нам в гости пришла улыбка. - Я вижу, как сияют ваши лица. Давайте поделимся друг с другом своим хорошим настроением. Сейчас я подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок снова передаст улыбку мне.
- Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой
Учитель: Н апомните мне пожалуйста о каком добром поступке мы читали с вами на прошлом уроке? Кто автор ? как называется рассказ? Как его зовут?
Тема и цель урока. Кто поможет мне сформулировать тему и цели урока Правильно мы продолжим Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» на конкретном примере главных героев поразмышляем о поступках
Учитель: - Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
- Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. Работа с учебником - Как выглядел Вася?
1 Давайте вспомним главного героя .Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице.«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»
- Что ещё можно о нём сказать? Отношение к нему окружающих Тюфяк –мешок, набитый соломой. Так говоря о безвольном, вялом, медлительном человеке(Все называли его тюфяком)
- За что Васе дали такое прозвище? Что означает – тюфяк?
2 Его манеры, действия.«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.» Похож на рыцаря?
3.О чем мечтал?«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
4.Как проявлял себя на уроках «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
5.«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму ( Бревно для гимнастических упражнений) , ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.» Похож на рыцаря?
6.Везучий ли был он человек?«Ему не везло буквально во всём.»
- А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
« Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
Учитель Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих :
- Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему? Учитель-…В чём Вася не соответствует образу рыцаря?
Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю
- Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
- Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
- А в свой адрес слышал насмешки :
7. .«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
10«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
- Были ли у него друзья в жизни? ( Нет. Даже мама подтрунивала) .« Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
И только добрый, умный автор знает о мальчике самое главное.
Что же это? Найдите в 1-й части качество, без которого не может быть рыцаря?
- Найдите в отрывке cлова: «…а в его груди билось благородное сердце…»
Ф.К.Давайте с вами поиграем В игру « Хорошо или плохо»
Если услышите хорошее благородное действие как поступали рыцари- присесть ,а плохое -наклоны
1.Обижать слабых,
2.помогать старым и больным,
3.сквернословить,
4.дергать девочек за косички ,
5.дразнить и обзывать друг друга,
6. заступаться за малышей,
7.отвечать у доски,
8.болтать на уроках,
9.читать книги,
10.заниматься спортом.
11 выходить на тонкий лед.
Молодцы ,а почему опасно выходить осенью на лед?
На тонкий, неокрепший лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Рассматриваем иллюстрации
- Выходить на лед можно только тогда, когда его толщина достигает не менее 10 сантиметров .
- Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше.. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
- Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
- Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин. (Статью в газете можно почитать )
Учитель : В нашем рассказе первоклассник не знал этих правил ,вот поэтому и провалился .хорошо, что близко были старшие дети
- Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
Эпизод спасения ребёнка Читаем вслух. Стр.
Работа с текстом.« Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»
Учитель: Похож в этом отрывке Вася на тюфяка?( нет.) Почему? (Вася смелый,пойти по тонкому льду , не думая об опасности провалить ся, сможет не каждый. Он как будто неуклюжесть потерял и стал ловким. Ему было страшно, но он думал о мальчишке-первокласс нике и шёл по льду.)
-Для чего же в этом отрывке Юрий Яковлев называет Васю тюфяком несколько раз ( Сосчитайте сколько?)6 раз? ( Он смеётся над теми, кто называет его так,потому что Вася этого не заслуживает).
Кластер на доске Составление характеристики Тюфяка.
Внешний вид и внутренние черты характера ВАси…
Внешний вид:… Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку ,вялый, неуклюжий, медлительный… сонный неловкий
Внутренние черты характера: смелый,отзывчивый,скромный,благородный………
Вывод учитель . : Внешне Вася выглядел как тюфяк ,а внутренние черты характера и его поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре (спасение малыша) Сравнить с рыцарем .
– У тюфяка под некрасивой внешней оболочкой, бьется благородное сердце рыцаря Можно ли сказать ,что внешность обманчива
------------- на реке, кроме Васи был ещё один мальчик. Как его звали? (Дима Ковалёв).
-Как он вёл себя?(Он кричал, чтобы заглушить свой страх). Он был трус)
- Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой? (Дима позаботился о Васе, который промочил ноги. Он нарочно так сделал, как будто позаботился.
Он хотел себе славы.)
Как вы думаете, кого - В этом рассказе можно назвать героем?
Объясните свою точку зрения. - Оцените поступок Васи.
------------- А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой?
(«Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.» О чём Вася мечтает? В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме , на белом коне. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем…»
Учитель : Что произошло на следующий день ?
Почему же Вася промолчал на линейке
На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали.
Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения
Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.
- Сейчас я вам предлагаю подумать . Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
1) На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
2) Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
3) На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!» Ваши действия.
4)идёте вы по улице, а на дороге упал человек, поскользнулся и, кажется, повредил себе ногу
Учитель : Как вы поняли Что же такое доброта ? Вывод делают дети Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.
Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что:
Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувствовать и сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца. Настоящая доброта рождается в глубине твоего сердца и начинается с тебя самого. . Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств .
--------------Лев Толстой Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Каков признак добрых поступков? — Мир души.
( мудрые советы монаха Симеона Афонского)
Итог : В конце урока спросить цветок красивый ,но что-то еще не хватает. как вы думаете ,что? Я хочу прикрепить к нам на цветок доброты еще один лепесток как вы думаете за кого? лепесток за рыцаря Васю Он тоже ученик пятого класса и совершил очень даже доброе дело
Я хочу вам пожелать :начните творить добро уже сегодня. начните заботиться о младших, сделайте что-нибудь приятное .
Будьте героями нашего времени ! И если вы еще не решили какой добрый поступок совершить ,начните с улыбки. Улыбнитесь друг другу и уже станет немного светлей и радостнее . Спешите делать добрые дела.
Итог урока Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок
Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.
Читайте также: