Россия управляется богом иначе непонятно как она существует чья цитата
Обновлено: 21.11.2024
В свете всех этих правок Конституции с упоминаниями «переданной от предков веры в Бога», «государствообразующего народа» и «исторической правды» ( только на моей памяти поворачивалась на 180 градусов неоднократно ), хотелось бы привести мастер класс от человека, который понимал, что говорил.
Про Господа Бога и его взаимоотношения с Россией, он сказал так:
«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует».
Точка. Лучше по теме никто и ничего не говорил .
Прошло уже гораздо более 200 лет, ни у кого так и не получилось. Потому что Миних понимал, что говорит.
Учитесь у Миниха, как надо писать в Конституции. «Россия управляется непосредственно Господом Богом»Искусный инженер и толковый генерал, он выдвинулся при Петре, а его главный звездный час пришелся на время правления Анны Иоанновны, когда главнокомандующий русской армией разгромил Крымское ханство, вошел в Крым и разгромил турок под Ставучанами, следствием чего стало падение крепости Хотин.
Учитесь у Миниха, как надо писать в Конституции. «Россия управляется непосредственно Господом Богом»Он послал своего адъютанта Манштейна арестовать Бирона, устроив переворот в пользу Браунгшвейгского семейства.
Благодарные выгодоприобретатели, получив власть, тут же стали задвигать фельдмаршала в угол, что не спасло его от Сибири после следующего переворота, устроенного веселой цесаревной Елизаветой.
Его отправили в Сибирь, в Пелым, в то самое место, куда его трудами упекли Бирона. Миниху было 58 лет.
Для того времени – много, особенно, в ссылке.
Он не согнулся и не сломался.
Учитесь у Миниха, как надо писать в Конституции. «Россия управляется непосредственно Господом Богом»Все 20 лет правления Елизаветы он провел в ссылке и был возвращен только когда на российский трон взошел новый император Петр III.
Но Петр сдался своей жене, а Миних, поняв, что дело проиграно, присягнул Екатерине и получил от нее прощение.
Учитесь у Миниха, как надо писать в Конституции. «Россия управляется непосредственно Господом Богом»Впрочем, из Императорского совета старика-фельдмаршала исключили, отправив надзирать за прибалтийскими портами. Потом его назначили сибирским губернатором с проживанием в Петербурге.
Если кто и понимал в отношениях Господа Бога и России, так это он. Русский фельдмаршал немецкого происхождения.
Мздоимец и полководец, не жалевший солдат в походах и сохранявший их в сражениях, царедворец, ставший в ссылке огородником и детским учителем.
Бурхард Кристоф фон Миних, ставший в России Христофором Антоновичем.
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Следующая цитата
Дать определение понятию ЖИЗНЬ неверующий человек просто не способен. Он не обладает (даже) самосознанием, не знает цели и смысла СОБСТВЕННОГО бытия, не говоря уже о том, что он верит в смерть, как «естественное» окончание земного пути.
Не способны ответить на этот вопрос и целые толпы «учёных», поскольку своё цифры и формулы не отвечают на вопрос: ЗАЧЕМ создан наш мир и что это такое. Только невинное сознание маленькой русской девочки в полноте своего понимания сути бытия «выдало» простую фразу:
- Бог создал вселенную как дом для человека, чтобы человек построил дом для Бога в своём сердце.
Такое впечатление, что Россия управляется свыше в режиме постоянного присутствия Бога, которое не всегда явно, но всегда промыслительно являет себя тем, кто верует в Его Слово (Истину = Бог есть Любовь). Понимание жизни как Воплощения Истины трудно даётся иному сознанию. Могла ли любая другая история и культура родить в душе такое понимание Божественного Замысла? Навряд ли …
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней.
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью. »
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней.
Сентябрь 1870
И вот это «связывание» любовью начинается в нас и нами действием Духа Святого в нашем сознании, которое ВЕРИТ в Истину: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. И эта вера как слабенькое пламя свечи освещает (и освЯщает) душу нашу, позволяя существовать в надежде на Бога и Его промысел. В плане ВЕРЫ человека не способны «опередить» даже ангелы, поскольку они Истину ЗНАЮТ, а мы в Неё верим … тем и живы. Но любовь наша только тогда чиста и непорочна, когда «отражает» в мир Любовь Бога к нам – детям Его, Рождённым как дух от Духа Святого.
Свидетельство о публикации №216091202055 Рецензии
Я согласен с вами, уважаемый Георгий, в вашем понимании оглавления этой темы и статьи "На Небе Бог, а на Земле - Россия". И я согласен с высказыванием Генерал-фельдмаршала Христофора Антоновича Миниха "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует.". Россия действительно уникальная страна, на пример только о русской культуре можно сказать как о отличительной культуре - русском духе, который именно духовно осязаем, даже в сказках баба Яга говорит: "Что то русским духом запахло". Или ещё один пример, все национальности в мира человека отвечают только на вопрос "кто?" - кто? - немец, кто? - американец, . и только вопрос о русском отвечает не только на вопрос (кто?) но и на вопрос (какой?). По факту понимания истории культура Руси на сегодня одна из самых старых земных культур, но жизненность русской культуры в том, что это есть культура СоЧувствия и СоСтрадания прежде всего к соседу (и не важно сосед по посёлку или сосед по ближайшему (или не ближайшему) государству). Именно это понимание и отражают ваши слова "И вот это «связывание» любовью начинается в нас и нами действием Духа Святого в нашем сознании, которое ВЕРИТ в Истину: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. И эта вера как слабенькое пламя свечи освещает (и освЯщает) душу нашу, позволяя существовать в надежде на Бога и Его промысел.".
Успехов вам в вашем понимании этого мира, уважаемый Георгий.
С уважением к вам, ишо тот аффтор Толька ветер.
Кстати, на наше такое понимание этого мира во многом имеют своё влияние смыслы букв нашего имени (имя - (и)- живое (м)- удовольствие (я)- Моё), Георгий - (г)- движение (е)- чувств (о)- нобесного (р)- Света (г)- движением пространства (и)- живое (й)- Живому (человеку).
Спасибо за понимание.
Георгий, извините в одном не соглашусь. На небе не Бог, а на землю он доставлен.
Даже Юрий Гагарин сказал Хрущёву, что Бога там не видел.
Бог может быть в солнце, но не на небе. По сути дела Россия выросла и роса.
Утренние капли на траве, петух в шесть утра "кукареку", кукушку забыл, а не курицу. Сын не дочь и не поставлена ещё точь, точка. Умножить-умно жить; ум, но жить. Зачем пасхальные яйца? Пасхальные зайчики ближе к сути. Заяц за яйцом пошёл и появился без него. Язычество и христианство соедините, плюс не крест.
Бога нашли через слово и Бог само слово, состоящее из трёх букв.
Насчёт Германии, умная страна как ни странно, насчёт Америки-поменяйте две первые гласные Амирека и будет мир. Людьми правят буквы, в которых суть творца-отца. Россия у руля, но поворота не видит, едет прямо за раком и в дураках.
Лебедь и щука ей не нужны. СССР наш тормоз и наше понимание.
Как Луна растёт знаете?
Р О С
Георгий, луна-дочь земли. ЛУ на-два слога по две буквы.
ЛУ-улей ей мёд. НА как дам, но не дом.
РОС-росток, ведь наш ток, светлая Россия.
Р-ос не пчела, кусается, но мёд не даёт.
РЬ-перевернул кто-РусЬ. Усиками размножается земляника.
Ника земля, сказал Пётр Первый. Кто землянику превратил в клубнику?
Ленин. Клубок покатился, колобка заменили на ежа и не съели.
Россия на седьмой ноте, но не понимает "ля", вернее, опустила "л", оставив только "я". Путин не показывает путь. Я-А назад, ад-да знаю Юра не попал на луну. Америка опережает Россию, но мат не шах. Саша не США, тоже не понимают А.
ЛУН-А, нуль не ноль. Украина-посредник, посередине как на льдине. Лёд тронулся Георгий, где "Ё"? Лёд дел без неё не прокатит уже.
Если луна растёт, то благодаря-даря "ё!
Смоква - Москва.
Земля - Змея Л (людей) .
Правильно, только у змеи два зуба, а у человека 32.
Змея убивает ядом. Кто её эти наградил? Змея как хвост, которого нет у человека.
Животные-ошибка творца, а человек-вопрос? И он рос в мыслях.
Бог о человек, семя и стали закапывать кости.
Чело век - ум и воля вечности.
Человек может вечно жить на земле, но для этого ему надо понять творца-отца.
Если человек будет знать, что его жизнь зависит от его мышление, то плохое станет делать невыгодно. Чтобы быть в этом уверенным, надо прожить век.
До ста доживают единицы и сдаются. Жизнь человека не имеет смысла, если он умирает. Разве вам не всё равно, что будет, если не будет вас Георгий. Наш интерес, когда мы живы. Живой и не вой. ЖИ=Р или Б. ДО-первая нота и добро.
БОР-сосновый лес, а сос-помощь. Чистый воздух от иглы не от листа.
ИГЛА-наше спасение так, как она вечнозелёная как должна быть жизнь у человека на земле-вечной. А знания у нас пока зелёные. Бог и не Бог, добро и зло, сотворили зелёный цвет. Красный ставит преграду и появился коричневый-наш рок.
Георгий ваше имя означает земледелец, а земля какого цвета?
Земля - голубая . Это ещё Лермонтов заметил.
Голубая она от воды. ЛЕРМОНТОВ умер молодым, начиная понимать суть.
Вода получилась от огня, так как пламя заканчивается синим цветом.
Вода как отражение неба, небо тоже голубое, если вы заметили Георгий.
Писатели писали-ударение на первый слог, видя мир очей - соль(моча).
Жёлтая вода и жёл-ложь получалась. Есть ложкой можно всё подряд, а вот вилкой едят только второй и правило появилось. Человек не Бог, а второй после него.
Него-его начала. Георгий жизнь проста как наш алфавит-вит не Витя и победа не беда. Алфавит выстроен очень правильно, но правил нет и прав тоже.
АЛ- Л одела пояс, превратившись в А. АЛ-письменные, пишут снизу вверх.
ФаВ-В-Ф как-то похожи звуки. ОРФО-правильный означает. В чём правильность?
О разделили или смотрят со стороны. Алфавит-аи и тело от союзов.
Хотя алфавит от двух латинских букв: альфа и бета. Б стало В, ведь вит не бет.
Вит не вид, бет-закон не понят. Бет означает буквенный дом.
Разбирать это никому не надо и не интересно, все равно человек умирает, зачем сложности. Лучше со всем смиряться, чем о большем думать.
Георгий, но мне и пришлось думать только о земле. Земля трёхслойная.
Песок, глина и чернозём-самая плодородная прослойка-третья.
Б говорит о трёх знаках: Ъ,Ы,Ь. Церковь-цена кровь, получение земли.
Ошибка, глины. Глина-это второй слой. Ы-второй знак и истина двояка.
Ь-третий и всё ясно-буква "ё"-её утверждение. Небо не Бог.
В воде человек не может жить, также как и на небе. Он среднее.
Суша-душа даёт ответ. Дух поднялся вверх, но он мёртвый.
Душа предпочитает только сушу. Жить на земле, не в земле.
В жизни надо быть очень острожным. За каждое слово, ночью ответ.
Стоит ли говорить? Лучше писать, поэтому и была создана библия.
ПИСЬМО-мягкий знак посередине. Голубь как почта, ведь голубой-бой, гол У.
Перевернули "л", дав хвост. Хвост спасение животных не человека.
Посмотрите в глаза животных, нет белка. Белок в глазу даёт нам память.
Чёрная точка-зрачок-рак=ЗОЧ. Рак вылез на сушу первый. ЗОЧ-три числа, спрятаны в нашем алфавите, а Б замаскировала 6, сделав угол. Можно сказать, четыре числа в нашем алфавите. Четыре даёт суть человека, не три.
Мы рассматривали алфавит как общение с людьми, но он нам дан для понимания творца-отца. Люди - это ноль, ЗЧ-семя Семён из-за семи, число одело пояс.
Шесть-шерсть=равенство из-за Р. Равенство даёт венок в наши руки Стёпа.
Это имя означает венок. Венок не корона и надоел нам рок-она, а он-король.
Королева-Ева. Корона как корова не бык. Корова с рогами как корона у трона.
Всё начиналось с венка-лавровый лист. Лист стал цветком и плести несложно.
Земля-чёрного цвета как зрачок. Адам был сотворён из глины. ГЛИНА, ГЛ соединили, Лина как родовая песнь. Г стала непонятной. Г-четвёртая буква.
Иисус получился человеком или Богом-Богочеловек. Два в одном не поняли не Бога, не человека. Быть на земле человеком сложно-убьют, а Бог не приходит на землю. Ждём или просто живём.
Слово Божье (Истина = Бог есть Любовь) первична по отношению к ЛЮБОМУ бытию.
Понимание Истины - суть ДУХ Её.
Писания - текст, который в полной мере понимается теми, кто Родился как дух от Духа Святого.
Рождение от Духа Святого даётся не по вере в текст (буквы), а по вере в САМУ Истину. Буква мертва. Дух животворит.
Такое Рождение и есть спасение в жизнь вечную.
Истина в нашем сознании (Дух Истины) помогает понимать ЛЮБОЙ текст, видеть смысл понятий и слов.
Это и есть "суд" внутри себя самого.
Если Слово в душе нашей не живёт, то мы - мертвы.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
(Иоан.5:24-27).
Георгий, буква мертва, я её оживила. Я вода и душа, а не огонь и дух.
Душа живёт на земле, а дух устремляется в небо и смерть.
Душа и буква-она моя-женское начало, дух и звук-он мой-мужской конец.
Библия была написана не сказана. Её стали проповедовать безграмотным людям.
Женщина воспроизводить жизнь на земле не мужчина.
ОНА не ОН, с неё началось понимание любви. А опоясала Л, пояс и пояснение дала.
Пояс на талии и талант-начало Италия, та Илия-Бог буквы, первый пророк.
Иисус-второй и слово получилось. Он сложил буквы, знак плюс стал крест.
Ложь появилась, слёзы от лука как лукавство. Сказал и забыл, а вот от написанного навряд ли откажешься. Звук и лукавство не поймаешь, а буква уже закон. Закон и закончил он, Иисус-Богочеловек о человек. В чём проблемы?
Пробел. К любви присоединяются вера и надежда. Страсть отнести к любви сложно.
Если все люди будут жить по закону - рай. Он уже на земле и закон уже существует, но не все ещё это понимают. Георгий ваше имя объединяет Егор и Юра.
ГЕОР-ЕГОР, перестановка двух букв. Егор понимает горе человека, Юра-рай, а вы Георгий объединяете человека и рай. Любовь не любой и постоянный бой.
ЗАЧЕМ? Если бы мы с вами разговаривали на эту тему, то был бы эмоциональный-звуковой сбой. Мы общаемся устно-буквами. Эмоции приводят к страсти, она нам нужна? Страсть не старость.
Бог в солнце - он для нас сон и видение. Наяву мы его не видим.
Солнце- "л" не слышна. Солнце-огонь, но луч примкнувший на землю дал ей жизнь.
От огня появилась вода, появление её просто мираж. Жизнь зависит от тепла и воды. Любовь не покупается и дан этот дар не каждому.
Луна-отражение земли без воды. В воде звука нет, он появился на суше.
Суша появилась от взрыва. Что-то спрятано в земле, дающее рост.
Сами подумайте, кто даёт команду растению расти? Солнце не земля.
Вода самая невинность. Вода появилась на земле, на солнце нереально.
Огонь тушит вода. Т-УШИ-Т, уши откуда? Первое вы должны понять появление звука и ушей как последствия. Ракушка на суши без тела. Слышно эхо и кому нужен звук?
Бог не разговаривает с людьми. ГО-во-РИШЬ как горишь. Огонь и смерть телу.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
При Петре I жил знаменитый русский немец Миних, который высказал интересную мысль: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…» В этих словах есть толика иронии, но и предостережение против самонадеянности. Потому что исправлять и направлять своими руками то, что управляется Богом, опасно.
Что бы ни говорили, но мы — христианская страна, у нас есть христианские ценности, и потому как-то неудобно жить в государстве, обустройство, институты и само общество которого находится в разительном противоречии с этими ценностями. Конечно, недавнее наше коммунистическое устройство не было совершенно с точки зрения христианских ценностей. Но то, что произошло с государством, с цивилизацией после развала страны, иначе как цивилизационной катастрофой не назовёшь. Мы не должны недооценивать эту катастрофу в нравственном, экономическом и чисто физическом аспектах.
В современной литературе появились термины: «гламурная революция», «гламуризация» сознания. В результате этой катастрофы у нас возникла и выросла абсолютно чудовищная, чтобы не сказать сатанинская, «элита». И если мы точно определим социально-экономическую и юридическую сущность так называемых реформ, проводимых в нашей стране, мы придём к тому, что держатся они на легализации воровства. Да, воровство было и до того, но с его легализацией мы получили «элиту», которая пытается навязать всем свои «ценности» через их «гламуризацию» и СМИ.
Писатель-художник Максим Кантор в книге «Уроки рисования» высказал мудрую мысль, что христианские ценности в полной мере заключены не в политике или экономике, а в христианской культуре. Христианская культура воплощает в себе истинные ценности, в первую очередь — сострадание. А то, что происходит с культурой ныне и что принято называть «постмодернизмом», есть отказ от христианского сострадания и выворачивание истинных ценностей наизнанку. Это даже не массовая культура, — это хуже. Она проникает в «культуру» элиты и окончательно разрушает то, что было создано христианством. В этом проникновении — приговор!
Для русской цивилизации государство — не либеральный «ночной сторож», но оплот христианских ценностей. На протяжении истории у России был удачный опыт в науках, искусстве, культуре, воинской доблести. Нынешние государственные институты оставляют желать лучшего. Если уж мы говорим, что должны быть Третьим Римом, то необходимо поднять на должную высоту наши государственные институты власти.
Я не буду говорить о воровской экономике, об экономике постворовской эпохи, которая сейчас в России всё ещё продолжается, хотя постепенно и тяжело кое-что выправляется. Современная экономика обладает двумя смертельно опасными качествами. Во-первых, она построена на ростовщическом и ссудном проценте, во-вторых — на безудержном наращивании потребления. Но стяжательство — смертный грех, а может ли христианское общество строить экономику на смертном грехе? Да, какие-то элементы ссуды допустимы, но когда вся экономическая жизнь, весь смысл существования основан на смертном грехе — это не экономика, а содом. А безудержное потребление уничтожает и мораль, и природу, и среду нашего обитания. Хищническая экономика всегда конечна, и конец её уже виден. Нам брошен серьёзный вызов.
Фото Ю.КостыговаНам надо найти для своего Отечества экономическую модель, не построенную на смертном грехе, не основанную на завышении ссудного процента, на стяжательстве. При этом она должна быть эффективной. Вспомните наше недавнее прошлое — мы проиграли потому, что наша экономическая модель была слабее модели наших противников и конкурентов. Но и либеральная, западная экономика изобилует недостатками, потому что она сама себя съедает. И вот такую экономику нам навязывают…
Возьмём, к примеру, фильм «Остров». Нет сейчас такой страны в мире, где мог бы быть снят такой фильм, да ещё чтобы он был столь восторженно принят, причём принят всеми слоями общества. И здесь не конъюнктура какая-то — такие вещи из конъюнктурных соображений не делают. Значит, в обществе есть воля, есть спрос на восстановление, есть правда, пусть пока рассеянная, не собранная воедино. Мы помним свои ценности, мы знаем, какой институт является лучшим и единственным исполнителем обретаемой нами воли,— это Русская Православная Церковь. Православная Церковь, не собираясь никому ничего диктовать, имеет моральный авторитет и возможность определить подлинные принципы становления государства и предъявить их обществу.
Безусловно, мораль и нравственность не должны насаждаться насилием, ведь там, где мораль насаждается насилием, кончается мораль. За одним исключением… Мы должны предъявить нашей государственной элите и нашим чиновником, несущим службу, те требования, которые считаем нужными. Нам надо обязать нашу государственную элиту и чиновников выполнять ясный и понятный набор правил и требований. Людям, принадлежащим к чиновничеству, следует принять на себя добровольно строгие обязанности. Если это их не устраивает, они могут уйти со своих постов, никто их не принуждает, это не пожизненная каторга.
В первую очередь, государственная служба не может быть источником обогащения. Но каждый чиновник и его семья должны быть уверены в том, что не будут нуждаться — они должны быть обезпечены качественным жильём, медобслуживанием, иметь гарантии получения детьми образования… но не более того. Чиновник должен получать удовлетворение от добросовестного исполнения своего долга, для прочего существует множество других занятий. Что же касается государственной элиты, она должна быть носителем высокого образца поведения, нравственным примером отношения к ценностям социальным и семейным. Если такая форма поведения государственной элиты будет транслироваться в общество — это скоро станет нормой, даже навязывать не придётся.
Мне бы очень хотелось, чтобы вся наша элита была православной. Конечно, в нынешних условиях это нереально, но рано или поздно так и будет. И ещё, самое главное: государственный человек, вне зависимости от того, к какому роду деятельности принадлежит его служение, должен сознавать, что его деятельность должна быть именно службой, служением.
Россия — страна, стоящая перед колоссальным количеством средних, мелких и крупных вызовов. Нам предстоит много воевать. И элита — это воины, которые должны быть готовы пожертвовать своей жизнью. Жертвовать жизнью за Отечество — это их главная привилегия. Вообще политика имеет ценность, когда за неё можно пожертвовать своей жизнью. А другая политика нам ни к чему.
Следующая цитата
Эти слова сказал немец, Миних — российский генерал-фельдмаршал.
Христофор Антонович Миних имел немецкое происхождение, но его военные и государственные дарования проявились в России, которой он долго и ревностно служил как своей второй родине. Вошёл в русскую историю как выдающийся военный и хозяйственный деятель, непобедимый фельдмаршал, продолжатель дела Петра Великого. Под военным руководством Миниха русская армия всегда одерживала победы, в военную историю фельдмаршал Миних вошёл как победитель турок и крымцев. Минихом была проведена колоссальная работа по качественному совершенствованию русской армии, крепостного хозяйства и тыла, также огромная созидательная деятельность Миниха касалась укрепления государственной системы Российской империи. Многие нововведения Миниха для русской армии стали основополагающими и кардинальными, плоды которых мы пожинаем едва ли не до сих пор.
В 1700—1720 годах он служил инженером во французской, гессен-дармштадтской, гессен-кассельской и польско-саксонской армиях. Под знаменами принца Евгения Савойского и герцога Мальборо участвовал в Войне за испанское наследство, в ряде военных походов в Европе, что дало ему боевой опыт. В Германии заслужил чин полковника, в Польше получил от Августа II чин генерал-майора.
В 1721 году по приглашению русского посла в Варшаве Г. Долгорукова Миних прибыл в Россию вести инженерные дела, задуманные Петром I.
Успешная деятельность Миниха по устройству судоходства на Неве, прокладке дорог, строительству Балтийского порта, проведению первого обходного Ладожского канала в 1723—1728 годах принесла ему глубокое уважение царя. В 1722 году он был произведен в генерал-лейтенанты, в 1726 году, уже при Екатерине I, — в генерал-аншефы, удостоен ордена святого Александра Невского.
После смерти Петра его преемники Екатерина I и Меншиков не имели намерения отменять результаты его деятельности, но создалась такая неопределённая ситуация, что указы Петра перестали исполняться, а полицмейстер Девиер нередко допускал в этом вопросе послабления. С весны 1725 года началось всеобщее бегство лиц из Петербурга, принадлежащих к любому сословию, которые стремились уехать из столицы в Москву или в провинцию. 24 февраля 1728 года молодой император Пётр Второй (12 октября 1715 — 19 января 1730) короновался в Москве, а накануне в неё переехал и двор. Император совершенно перестал интересоваться государственными делами и вёл праздную жизнь. Никому ничего не платили, и каждый воровал столько, сколько мог. Петербург опустел, и был даже поставлен вопрос о том, оставаться ли ему столицей, так как в течение четырёх лет в нём отсутствовал императорский двор. [1]
В 1727 году император Пётр II, переехавший со своим двором в Москву, назначает Миниха правителем Петербурга. с 1728 он — граф, генерал-губернатор Ингерманландии, Карелии и Финляндии (до 1734 года).
В это время он ведёт интенсивное строительство в Петербурге, Выборге и Кронштадте. К этому времени Миних показал себя деятельным, настойчивым и распорядительным администратором с весьма основательными знаниями в области гидротехники и военного дела. Окончание работ на Ладожском канале, обеспечившем безопасное плавание в обход бурного Ладожского озера имело чрезвычайно большое значение для экономики города, поскольку соединяло его с центральными губерниями России и расширило товарооборот порта. В результате цены на товары первой необходимости сделались приемлемыми для большинства населения.
Благодаря его энергии Петербург сохранил свою роль важнейшего российского города до фактического возвращения ему функции столицы государства.
28 апреля 1730 года в Москве была коронована Анна Иоанновна (1693—1740), дочь брата Петра Великого Иоанна Алексеевича. Это событие было отпраздновано в Петербурге, где после торжественного обеда в доме Миниха вечером был устроен невиданный даже при жизни Петра фейерверк. Год спустя Миних был вызван в Москву, где ему было поручено подготовить петербургские дворцы к возвращению двора. Осенью 1731 года в Петербург вернулась гвардия. 15 января 1732 года в город вернулась императрица, официальный въезд которой был организован с чрезвычайной пышностью. При этом Миних на льду Невы организовал инсценировку взятия снежной крепости.
С возвращением двора временное запустение сменилось наплывом населения и в городе даже начался квартирный кризис. Чрезвычайно быстро начали застраиваться городские площади, ранее занятые лишь отдельно стоящими домами. Пограничная черта прошла по теперешнему Загородному проспекту, но и за ней вплоть до Смольного и Александро-Невской Лавры также велось строительство. Значительную часть этой площади Миних взялся осушить собственными средствами на условиях взаимообразного отпуска денег и вечного права на десятую долю сделанного пригодным для жизни пространства. В короткое время пригодной под застройку стала обширная площадь на материковой стороне города, ныне занимаемой городским центром.
После восшествия на престол Анны Иоанновны Христофор Антонович в короткое время (1730—1732) был пожалован генерал-фельдцейхмейстером, президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршалом. Ему было поручено принять меры по улучшению бедственного положения русской армии. Взявшись энергично за дело, Миних привёл в порядок армейские финансы, основал при войсках госпитали для раненых и гарнизонные школы.
Оправдывая свои почетные звания, Миних образовал два новых гвардейских полка — Конной гвардии и Измайловский, (названный так по имени подмосковного поселения Измайлово, в котором жила императрица), провел переустройство гвардейских и армейских полков, преобразовал Военную коллегию; основал в Петербурге первый в России Шляхетский кадетский корпус, «дабы в нем от четырех до пяти сот молодых дворян и офицерских детей воспитывать и обучать как телесным и военным упражнениям, так и чужестранным языкам, художествам и наукам». Поскольку не все ученики имели склонность к военной службе, а государству «не менее нужно политическое и гражданское обучение», в нём полагалось преподавать историю, географию, юриспруденцию, танцы, музыку и «прочия полезныя науки». Кадеты имели право посещать лекции академических профессоров с тем, чтобы иметь возможность поступить на гражданскую службу, а для их экзаменов привлекались профессора и адмиралы Академии. Миних многие годы опекал Шляхетский корпус, будучи в 1732—1741 годах его начальником.
Миних составил новые штаты для армии, заменившие старую «табель» 1704, ввел в армии корпус (12 полков) тяжелой конницы (кирасир), создал первые полки гусар; сравнял жалованье природных русских офицеров с приглашенными иностранными. Он создал новый для России род войск — сапёрные полки и основал Инженерную школу для офицеров. При нём были модернизированы или построены 50 крепостей. Эти и другие преобразования улучшили состояние русской армии.
Из-за интриг А. И. Остермана генерал-фельдмаршал на время отошел от дел, но в 1734 году по предложению Э. Бирона был направлен осаждать Данциг (нынешний Гданьск), где находился шведский ставленник Станислав Лещинский, претендовавший на титул польского короля. После кровопролитных боёв Данциг был взят, но Миних получил упреки за долгую осаду и за бегство Лещинского из города. Оправдываясь за медлительность, он писал: «В Данциге было тридцать тысяч вооруженных войск, я же не располагал и двадцатью тысячами, чтобы вести осаду, а между тем линия окружения крепости простиралась на девять немецких миль». (1 немецкая миля= 10 тысячам шагов, то есть приблизительно 8 километрам). На польский трон был посажен ставленник России курфюрст Август.
В 1735 году было решено объявить войну Турции в ответ крымским татарам за набеги на русские земли. Кипучая энергия Миниха и его желание через военные победы возвысить свой авторитет, превзойти Остермана и Бирона побудили его принять пост главнокомандующего в этой войне.
Организовав в первые недели войны осаду Азова и Очакова, фельдмаршал во главе 50-тысячной армии двинулся к Перекопу для завоевания Крыма. После трудного месячного марша 21 мая его войска штурмом овладели Перекопом и проникли в Крым. В результате тяжелого и изнурительного похода были завоеваны у татар Гезлев (нынешняя Евпатория), Ахмечет и столица Крымского ханства Бахчисарай.
Потери русской армии от вспыхнувшей эпидемии, распространения болезней, нехватки продовольствия и воды были значительными, и фельдмаршалу пришлось повернуть назад, на Украину, но путь в Крым для России всё же был проложен.
Тем временем генерал П. П. Ласси овладел Азовом (июнь 1736 года). В период Крымского похода выбыло из строя около половины всего состава армии Миниха (потери в боях не превысили 2000 человек), и фельдмаршал отклонил предложение Петербурга идти на Крым вторично осенью.
В 1737 году Миних предпринял новый военный поход, на этот раз через Днепр на Очаков. После упорного и кровопролитного штурма крепость была взята (2 июля), после чрезвычайно эффективного действия русской артиллерии. Причём фельдмаршал подавал пример личной храбрости, командуя в строю батальоном лейб-гвардии Измайловского полка; он собственноручно водрузил гвардейское знамя на главной башне крепости, В период перехода к Очакову потери армии Миниха были велики (около трети состава) — вновь из-за повальных болезней, тифа, чумы, недостатка продовольствия и фуража.
В следующем году главнокомандующий водил армию к Вендорам, но вернулся на Буг, не дойдя до цели, и снова из-за эпидемий. Огромные потери в армии не смущали ни Миниха, ни Петербург, который требовал от фельдмаршала военных побед.
Чтобы обеспечить взаимодействие с австрийскими войсками, действовавшими в Валахии и Боснии, русский главнокомандующий в начале 1739 года развернул наступление в Молдавию и добился перелома в войне. В августе русская армия разгромила турецкие войска в сражении под Ставучанами близ Хотина. Здесь турецкое войско численностью до 90 000 тысяч окружило русскую армию. Но Миних применил военную хитрость, имитируя атаку левым флангом, а затем обрушившись на противника главными силами справа. Турецкая армия в беспорядке отступила за реку Прут, потери русских составили не более 2000 человек убитыми и ранеными. Через два дня капитулировала турецкая крепость Хотин, вскоре была оккупирована большая часть Молдавии. Эта победа была воспета Ломоносовым в его первой оде, которая считается первым поэтическим опытом в русской литературе. [2] Угрожая сжечь столицу Молдовы Яссы, заставил бояр подписать условия «присоединения» Молдовы к России[источник не указан 216 дней].
Угроза нападения со стороны Швеции и выход из войны союзницы России — Австрии вынудили Анну Иоанновну заключить с Турцией Белградский мир. Это остановило боевой порыв честолюбивого фельдмаршала, готовившегося к новым сражениям. Наградами ему за действия в войне стали орден святого Андрея Первозванного, звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка (звание полковника в этом полку имел право носить только монарх) и золотая шпага, осыпанная бриллиантами.
Роль фельдмаршала графа Миниха в войнах XVIII века да и в военной истории России вообще очень высока. Под умным и решительным командованием немца по крови но русского по духу фельдмаршала русская армия впервые совершала небывалые подвиги, которых не могли ранее добиться десятки титулованных и именитых русских воевод - предшественников: под командованием Миниха русская армия впервые втроглась в Крым и, успешно и практически без потерь отразив и рассеяв орду крымского хана на его же территории, взяла столицу ханства Бахчисарай и сожгла его. Великий и ужасный Крым, мощи которго всегда опасалась Москва и Речь Посполитая, был сокрушён и унижен искусством и решительностью Миниха. Далее, Миних впервые в истории России победил в открытом полевом сражении турецкую армию, которую в Москве очень боялись и уважали особенно после Чигиринских походов. Миф о непобедимости турок особенно сильно засел после неудачного Прутского похода Петра - победителя грозных шведов. Миних же бесстрашно искал сражения с ними и в битве при Ставучанах он искусством и храбростью разбил и обратил в бегство превосходящую его армию сераскера Бендерского Вели-паши. Это была первая настоящая победа русских над турками, положившая началу победоносных войн России с Портой, и именно фельдмаршал Миних первый положил началу этой странце русской славы, продолженной Румянцевым, Суворовым, Дибичем, Паскевичем, Скобелевым, Юденичем.
В 1740 году после смерти Анны Иоанновны в жизни Миниха начались крупные перемены. Ему удалось отстранить от власти фаворита умершей императрицы — герцога Э. И.фон Бирона, который в 1731 году возглавил новый совещательный орган при императрице — Кабинет министров, и в который вошли кроме него Миних и А. И. Остерман[источник не указан 53 дня]. Последних Пётр I очень ценил и жаловал, но к ключевым постам не допускал. Бирон был назначен регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче (1740—1764), сыне Анны Леопольдовны, принцессы Брауншвайгской и принца Антона Ульриха Браугшвейгского.
Бирон известен как жестокий правитель, демонстративно показывающий своё пренебрежение к народным обычаям, порядкам и вере. Свою репрессивную политику он проводил от имени императрицы, однако масштабы проведённых им репрессий относительно массы населения были по современным меркам ничтожными (около 0,1 %) — общее число ссыльных не превосходило 20 000, в то время как по приблизительным подсчётам население государства в тех границах превышало 20 000 000 человек.
Тем не менее недовольство временщиком в государстве было чрезвычайно велико. В ночь на 8 ноября 1740 года Миних, заставший в своё время Анну Леопольдовну в слезах по причине притеснений со стороны Бирона и обещавший ей поддержку, приказал своему адъютанту Манштейну во главе команды из 20 солдат арестовать последнего в его спальне. Бирон был судим, приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Пелым в Сибири. Его заменил Остерман[источник не указан 53 дня].
Анна Леопольдовна не возражала против пожалования Христофору Антоновичу чина генералиссимуса, но тот уступил этот титул отцу императора — А. Браунгшвейскому, получив взамен пост первого министра по военным, гражданским и дипломатическим делам. Однако вскоре в результате интриг Остермана Миних вынужден был уйти в отставку, а в 1741 году, с воцарением Елизаветы Петровны, был предан суду (вместе с Остерманом) и приговорен к смертной казни по ложным обвинениям в государственной измене, приведшей к бегству Лещинского, пособничестве Бирону, а также мздоимстве и казнокрадстве. Однако все обвинения Миних отклонил.
Идя из крепости к месту казни, приговоренный сохранял бодрость духа, разговаривал с офицерами, его сопровождавшими, вспоминал о войне и привычной для военного человека готовности к смерти. Уже на эшафоте он услышал новый приговор: казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Там, в деревне Пелым, Миних провел 20 долгих лет; не сдаваясь годам, он занимался физическим и умственным трудом, занимаясь овощеводством, обучал детей, сочинял различные инженерные и военные проекты, остававшиеся без всякого применения. Время от времени он направлял в столицу предложения назначить его сибирским губернатором.
Став генерал-губернатором и получив под свое начальство Ревельский, Кронштадтский, Балтийский и другие порты, а также Ладожский канал, Христофор Антонович ревностно продолжил свои труды.
В своих письмах Екатерине Миних неоднократно советовал ей начать новую войну против турок и крымских татар, чтобы довершить начатое им 30 лет назад, но не дожил до исполнения этого совета один год.
В последние годы он всё же был назначен губернатором Сибири с проживанием в Петербурге.
Читайте также: