Коменский принцип природосообразности цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на исходе XX века, вызвали необходимость обновления системы образования, содержания и форм работы общеобразовательной школы. Менять работу школы следует и потому, что определился ряд негативных причин это сделать. Школьники имеют недостаточно знаний. Сложилось неуважительное отношение к учителям и школе в целом. Причины школьного кризиса кроются и во внешних факторах: слабая материальная база большинства школ, дефицит финансирования, недостатки в подготовке педагогического корпуса, социально-психологическая неустроенность многих семей. Научное обеспечение школ, к сожалению, тоже не на должном уровне.
Однако есть мнение, что главная причина кризиса школы в том, что педагогикой фактически утрачен принцип природосообразности, т.к. он оказался несовместимым с идеологическим клише коммунистической партии о решающей роли среды в воспитании молодежи, поэтому его подменили принципом «учета возрастных особенностей».
Слайд 3. Справедлива ли эта подмена? Обратимся к термину «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С.И.Ожегова толкование этих слов следующее:
«Природа-
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2.Основное свойство, сущность».
«Сообразный – согласующийся с чем-нибудь».
Таким образом, под природосообразностью следует понимать согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной. В нашем случае речь идет о соответствии человеку, ребёнку.
Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников.
Исследования подтвердили , что забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классической педагогике. Немецкий профессор Л. Гурлитт по этому поводу написал: «Культура, полученная ценой физического калечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности. Нельзя считать целью жизни – уродливого подготовления к ней – то, что делает непригодным к самой жизни. Все наше воспитание, если оно выращивает нам столько физических калек, узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных и раздраженных людей, идет по ложной дороге, и все, что вынуждает ее идти по этому пути ошибок, должно быть немедленно и с корнем вырвано из жизни народов».
Увеличение сроков начального образования в нашей стране, облегчение программ – прямое следствие возобновления испытанных путей правильного воспитания детей.
Слайд 5. На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям".
Слайд 6. Принцип природосообразности определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на собственные корни.
Принцип природосообразности – согласование обучения и воспитания с природными возможностями и особенностями развития детей.
Слайд 7. Природосообразный подход подразумевает:
- Следование объективным законам природы в обучении
-Создание условий для раскрытия потенциала ребенка
- Высокая эффективность обучения при низких затратах сил и времени
- Сохранение здоровья школьников
Слайд 8. Основные задачи природосообразного принципа в образовании:
-Формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовывать идею целостного развития личности.
- Формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовывать идею целостного развития личности.
- Формирование объективного мировоззрения у учителей, учащихся и родителей, основанного на естественных законах природы.
- Формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющая творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природо-экологической средой обитания.
Слайд 9. Факторы, способствующие развитию природосообразности на уроках
- Применение современных эффективных методов обучения, таких как проблемный, поисковый, наглядный.
- Использование приемов дифференциации процесса обучения.
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
- Целенаправленная работа педагогов по повышению учебной мотивации учащихся.
Принцип природосообразного воспитания и обучения имеет место в нашей школе:
- Педагоги конструируют и используют теории, технологии, практики обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, способностей учащихся, обусловленных врожденными задатками и влиянием окружающей среды.
- В школе действует программа «Одаренные дети». Цели программы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Основными понятиями программы являются способности, талант, одаренность.
- Программа «Одаренные дети» реализуются посредством решения задач: создание системы внеурочной работы дополнительного образования учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Организация исследовательской работы учащихся. Основными формами внеурочной образовательной деятельности учащихся школ являются факультатив, предметная неделя, кружки, студии, объединения.
- Внедрение дифференцированного обучения стало системой в работе школы. Это и подход к планированию домашней работы учащихся, и оцениванию работ детей. Это и выбор варианта заданий на уроках.
- Содержание образования в начальных классах отличается от содержания образования на других ступенях обучения. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка младшего школьного возраста пробуждаются и развиваются в процессе его соприкосновения с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Исходя из этого, учителя начальных классов связывают содержание учебных предметов с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой.
- Эльконин Даниил Борисович писал в одной из своих работ: «Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства». Соблюдение преемственности в воспитании, преодоление трудностей адаптационного периода является важнейшей задачей учителей начальных классов.
-Учителя на уроках и во внеурочное время проводят огромную воспитательную работу, развивающую собственный взгляд на мир, воспитывающую способность проектировать ситуации, являющиеся необходимыми для осуществления новых целевых установок, обусловленных новым временем. В школе воспитываются личности, умеющие выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на собственные взгляды и мнение.
- Режим дня в школе выстраивается сообразно природе.
- Ребята, имеющие способности к занятиям в спорте, занимаются в спортивных секциях и кружках. Тренеры, учитывая индивидуальные способности своих учеников, работают над развитием их физической силы.
- В школе существует индивидуальное обучение для детей, которые имеют болезни, не позволяющие обучаться в классах. Есть такие ребята, которых учителя обучают на дому. Учащиеся обучаются по специальным программам. Учебная нагрузка для них минимальна.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Все приведенные примеры моих наблюдений за работой учителей говорят о том, что принцип природосообразности воспитания и обучения в нашей школе имеет место быть.
Слайд 9. Вывод
В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И от того, какую жизненную позицию займет он в школе, будет зависеть его жизненная позиция после школы. Хотелось бы, чтобы это была позиция человека думающего, способного к творчеству, к новым открытиям.
Следующая цитата
Идея о необходимости природосообразности образования зародилась в античности и встречается в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. «Природа и обучение сходны между собой, - считал Демокрит, - ведь учение также дает человеку новый облик, но, делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально».
Принцип природосообразности воспитания впервые обосновал и разработал Ян Амос Коменский в XVII веке. Большое значение этому принципу придавали в своих педагогических системах Жан-Жак Руссо, Иоганн-Генрих Песталоцци, Фридрих-Адольф Дистер-вег. Хотя каждый из них понимал принцип природосообразности несколько по-своему (что зависело от различий в трактовках самого понятия природы), их роднит подход к человеку как к части природы и, в связи с этим, утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в природе.
«Точный порядок школы надо позаимствовать от природы», - писал Коменский, - и исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».
Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности, создавать условия для естественного развития его врожденных свойств и способностей.
Песталоцци понимал природосообразность воспитания как согласие с природой, то есть оно должно стро-иться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, но подчеркивал при этом, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств».
Согласно Дистервегу, природосообразность воспитания - это следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей.
Принцип природосообразности получил широкое распространение в европейской педагогике ХVII-ХIХ веков, став основой различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического натурализма, в частности, наиболее известной у нас в стране теории свободного воспитания. Имплицитно принцип природосообразности лежал и в основе педологии, осуждение которой практически привело к его элиминированию (устранению) из педагогической теории. Он сохранился лишь в редуцированном (упрощенном) виде возрастного и индивидуального подходов в воспитании, при всей своей большой значимости далеко не исчерпывающих идею природосообразности воспитания.
Развитие наук о природе и человеке в XX столетии, интеграция научных знаний существенно обогатили содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль в этом сыграло создание Владимиром Ивановичем Вернадским учения о ноосфере.
Ноосфера, то есть сфера разума, - термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, на которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития и решения глобальных проблем. Речь идет о проблемах современности, затрагивающих планету в целом, отдельные континенты и страны: загрязнение окружающей среды, расходование невосполнимых природных ресурсов, рост народонаселения й др.
1. Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены. Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части.
Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.
Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей.
“ Мы,— говорил он,— решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей”.
Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.
1. 1. Теория воспитания Ж. Ж. Руссо
Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышления о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762), трактат, который он считал лучшим, наиболее важным из своих трудов и в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В предисловии к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет эту книгу на_ основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.
В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.
Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.
О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.
Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания — создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.
1. 2. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского
В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.
Приведем пример принципа, обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня… От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны".
Отсюда великий педагог делает вывод, что "правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами".
Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведём цитату:«Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии».
Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад”.
1. 3. И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика.
Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей.
Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе. Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени».«Независимо от сословия положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков».
Основной закон Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.
Как и Коменский, Песталоцци настаивал на сужении круга изучаемых предметов, предлагал исключать из учебных программ все, что не будет иметь прямого отношения к дальнейшей жизни школьников.
Солидаризуясь опять же с Коменским, Песталоцци требовал упрощения и облегчения учебы детей.
1. 4. Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует «временным наклонностям»: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны!».
Принцип природосообразности воспитания наиболее глубоко был обоснован и разработан Я.А. Коменским. Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от «чувственно-животных свойств». Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавал исключительно большое значение формированию привычек поведения.
Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Список литературы
1. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. — М,: ИТП и МИО РАО, 2014. — 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика» ИТП и МИО РАО).
2. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 2013.
3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. — М., 2015.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л., 2012.
Следующая цитата
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ с Юлией Маньковой запись закреплена
Дорогие друзья, на нашем сайте Вы часто видите слова о том, что воспитание и развитие ребенка должно быть природосообразным.
Каким-каким?
Давайте разберемся в этом понятии, следуя по следам всемирно признанных мэтров педагогики.
Коменский заложил основы традиционной педагогики. Он считал, что природы можно многое брать, наблюдая за ней. Ее цикличность превращается у Коменского в цикличность школьного образования. После зимы – неизменно наступает весна, деревья растут необратимо, как и дети, а после первого класса обучения следует второй (конечно, если ученик старался). Зимой природа отдыхать должна, а ученики отдыхать должны в каникулы. Изобретать что-то новое можно также, глядя на природу, на ее физические и прочие законы. Например, люди увидели, что круглая шишка катится с горки быстрее, чем овальная, и придумали колесо круглым, а не овальным.
Руссо считал, что дети рождаются от природы добрыми и с чистыми нравами, и пока они маленькие, их не нужно занимать философией понимания добра и зла, постижением научных тайн. Так как, они не смогут этого осознать, пока еще не окреп их разум, а должны они, по мнению Руссо, в большей степени развиваться физически: бегать, плавать и прыгать. Физическое развитие повлечет за собой умственное, считал он.
Основываясь на природосообразном принципе воспитания ребенка – не нужно его перегружать не нужной ему по возрасту информацией. Что все обучение малыша должно здесь и сейчас соответствовать его потребностям, и увенчиваться его внутренним удовлетворением.
Тут высказывание Белинского можно сравнить с вышеуказанной цитатой Руссо. Тут можно еще понимать так: сделать из дуба березу нельзя, так как он зародился и растет дубом. Воспитатель не слепит из ребенкагениального художника, если тому даны свыше способности иные, например, математические. И желания, соответственно, будут иными, так как дети любят делать то, что им нравится, и четко показывают нам, что им нужно сейчас. Например, кто-то больше любит лепить и конструировать, а кто-то танцевать и петь.
На основе изучения природы человека, его физиологии, психологии и пр., Ушинский предполагал поиск средств и к воспитанию человека, привитию ему правильных привычек.
Только при учете возрастных особенностей и индивидуальных особенностей возможно построить природосообразное воспитание человека.
Сухомлинский видит воспитание не как наше навязывание воли ребенку, а как творчество его самого.
То есть ребенок «самовоспитывается», делая собственные выводы из окружающей его среды. Наши усилия «извне» должны ему лишь помогать, соответствовать его природе и внутреннему миру. Они должны быть свободными, непринужденными, не допускать никакого насилия над волей ребенка.
Читайте также: