Примеры цитаты невербального общения из любых произведений
Обновлено: 21.12.2024
Статья посвящена анализу вербальной и невербальной коммуникации. Рассматриваются особенности вербального и невербального общения, проводится работа с тестами, направленными на оценку коммуникативных умений, умение использовать мимику и жесты.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на научной конференции | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Сироткина Наталья Михайловна
Гимназия № 1799 «Экополис»
Статья посвящена анализу вербальной и невербальной коммуникации. Рассматриваются особенности вербального и невербального общения, проводится работа с тестами, направленными на оценку коммуникативных умений, умение использовать мимику и жесты.
Ключевые слова: общение; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация.
Цель исследования – проанализировать особенности использования языковых и невербальных средств для выражения чувств и мыслей в различных ситуациях общения».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и сущность вербального и невербального общения;
2) изучить методику исследования вербального и невербального общения;
3) выявить определенные аспекты вербального и невербального общения;
4) рассмотреть особенности проявления вербальных и невербальных средств общения в различных ситуациях общения.
На протяжении жизни человек находится во взаимодействии с другими людьми. Речь является важнейшим средством общения. Поэтому речь каждого отдельного индивида должна быть четкой, ясной и понятной каждому.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании.
Как известно, коммуникация бывает вербальной (общение при помощи слов) и невербальной (общение, осуществляемое жестами, взглядами, мимикой).
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения возросла.
Рассмотрим вербальное общение.
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, но уметь разговаривать в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
То, как мы говорим, дает представление собеседнику о нас. Можно даже переформулировать известную поговорку: «Скажи мне, и я скажу, кто ты. ». Не случайно в произведениях художественной литературы речь персонажа является важным средством характеристики.
Вербальные коммуникации являются основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты, преподаватели, политики и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.
Язык имеет несколько функций:
1) Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
2) Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
3) Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
4) Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
5) Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
6) Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.
Рассмотрим некоторые примеры вербального общения в произведениях русской литературы.
1. Коммуникативная функция (пример взят из драмы М. Горького «На дне».)
Герой пьесы Лука готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека
Благодаря дневнику Печорина, мы можем понять натуру этого героя. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к «Журналу Печорина» автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. Журнал Печорина рассказывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Печорин о себе говорит:
«. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй.
И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние. »
3. Познавательная и конструктивная функции.
Размышления Князя Андрея по дороге в Отрадное.
Нельзя не заметить, как похож старый дуб на уставшего старца, который ничему не радуется, не верит «в весну, и любовь, и счастье», считая все это «глупым и бессмысленным обманом». Описание этого дуба любого заставит задуматься о смысле жизни, вспомнить о том, что на земле ничто не вечно, заставит переоценить свою жизнь. Именно такое состояние меланхолии и грустных размышлений охватило князя Андрея при встрече с этим деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Ведь жизнь не предвещала ему никаких перемен в лучшую сторону. Герой разочаровался в своем стремлении добиться славы на военном поприще. Желая обратить все свои душевные и физические силы на семью, он устремился к беременной жене, но жена умерла при родах. Так несчастье за несчастьем постепенно превратили душу князя Андрея в душу старца и заставили его сделать такой вывод: «… Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». И так думает человек, которому всего лишь чуть больше тридцати лет!
4. Этническая функция остается актуальной в современном мире, ярким примером ее реализации являются олимпийские игры.
5. Эмоциональная функция в романе в романе Толстого «Война и мир».
Наташа, видя красоту ночи, восхищаясь ею, не может спать. Она в который раз просит Соню спеть, теребит ее, пытается обратить ее внимание на великолепие ночи. Наташу переполняют чувства, она даже не может их выразить, только восклицает: «Ах, какая прелесть!». Но мы понимаем, насколько впечатлила ее картина «светлого, почти беззвездного весеннего неба». Наташа полна эмоций, она даже хочет подхватить себя под коленки и лететь. Но опять слышится строгий голос Сони, которая со свойственной ей долей разума говорит: «Полно, ты упадешь». Наташа – вполне реальная, земная девушка, но душа ее крылата, поэтому мечты девушки о полете воспринимаются как нечто естественное, органичное для нее. Поэтому Наташу можно назвать «крылатой героиней»; ей, как тургеневской Асе, как Катерине Кабановой, тесно на земле, богатство внутреннего мира, щедрость души влекут ее куда-то ввысь, в полет.
А теперь о невербальном общении.
Невербальное общение известно, как язык поз и жестов. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
- выражение противоречия между словом и делом;
- акцент на чем-то;
- разнообразие невербальных средств общения.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
- мимика, взгляд и выражение лица;
- дистанция между собеседниками и прикосновения;
- интонация и характеристики голоса.
Невербальные сигналы важны в общении.
- Около 70% информации человек воспринимает по зрительному каналу.
- Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника.
- Наше первое впечатление формируется под влиянием воздействия походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться и т.д.
- Невербальные сигналы спонтанны и всегда искренни.
Наиболее распространенными жестами обмана является прикрывание рта, прикосновение к носу, потирание глаз, потирание мочки уха, оттягивание воротничка, пальцы во рту.
Невербальное общение, так же, как и вербальное, нашло свое отражение в русской художественной литературе.
Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» невербальные средства общения играют основную роль в передачи информации. Понтий Пилат, хоть и наделен властью, но он обычный человек. У него может болеть голов. Он пытается ей не двигать, чтобы уменьшить болезненные ощущения: «… попробую не двигать головой…» О том, что боль нестерпимая, свидетельствует болезненная гримаса, от которой прокуратор не может удержаться, – весьма выразительный жест. И чуть далее: «Прокуратор был как каменный потому, что боялся качнуть пылающей адской болью головой». Силу боли автор подкрепляет и определенной манерой речи: «губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов», «с трудом проговорил», когда он говорит, у него «тусклый, больной голос».
Не только неподвижность головы, но и другие детали передают болезненное состояние Понтия Пилата. Например, глаза. «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз оказался закрытым». Раздражаясь от вынужденного допроса, через какое-то время он реагирует так: «Теперь уже оба больные глаза глядели на арестанта». «… прокуратор … сжал голову руками», «тронул висок рукой» – все это типичные жесты мучающегося от головной боли человека.
Еще один весьма выразительный жест прокуратора: он водит руками, как бы поглаживая собаку – единственное существо, искренне любящее хозяина, – догадывается Иешуа.
Среди своих одноклассников я провела тесты, которые должны были прояснить роль невербальных средств коммуникации при словесном общении.
Первый тест касался оценки коммуникативных умений; второй – умения общаться; третий – понимания языка жестов и мимики.
Первый тест показал, что уровень развития коммуникативных умений у моих одноклассников средний. По результатам второго теста можно сказать, что ребята в целом являются приятными собеседниками. Третий тест показал, что ребята неплохо разбираются в невербальных средствах общения.
Целью моего исследования была задача выяснить, насколько невербальная коммуникация дополняет вербальную. Проведя тесты и обработав ответы, я пришла к выводу: в общении использование жестов, мимики, взглядов играет немаловажную роль, дополняя вербальные средства: невербальные средства могут либо усиливать эмоции, либо сдерживать их.
Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальные средства передачи информации. В обмене информацией важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Но не стоит забывать и про речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т.д.). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Большое значение при общении людей друг с другом имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.
Для того чтобы достичь определенных результатов во взаимоотношениях с собеседниками, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать, с одной стороны, собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны – уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального и вербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002. – 335 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 351 с.
4. Парыгин Б.Д. Антомия общения. – СПб: Изд. Михайлова, 1999. – 301 с.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методики, история и теория. – Спб: ИГУП, 1999. – 592 с.
6. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер ком, 1999. – 272 с.
VERBAL AND NONVERBAL COMMUNICATION
IN VARIOUS SITUATIONS OF COMMUNICATION
Natalya M. Sirotkina
Gymnasium № 1799 “Ekopolis”
Scientific adviser: Marina B. Kondakova
The article is devoted to the analysis of verbal and nonverbal communication. Features of verbal and nonverbal communication are considered, work with the tests directed on an assessment of communicative abilities, ability to use a mimicry and gestures.
Следующая цитата
Показать фак - самое что ни на есть оно.
А если для ответа, то, к примеру, покрутить пальцем у виска, или махнуть рукой, типа, иди с нами. Всё, что не голосом - всё невербальное.
Не только между людьми. Нападающую собаку можно отогнать, наклонившись к земле и сделав вид, что хватаешь с земли камень - они очень хорошо понимают этот жест и его значение. Вот и пример.
Следующая цитата
Мы все пользуемся языком тела. Часто молчаливое послание с помощью языка тела дает больше информации об искренности чувств и истинности отношений между людьми, чем самая многословная тирада. Такие проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, манера молчать, помогают произвести впечатление на окружающих или скрыть то, что мы хотим сохранить в тайне от посторонних.
За последние двадцать и особенно за последние десять лет была проведена масса разноплановых исследований в области невербальной коммуникации. Представители таких отраслей знания, как психология, социология, антропология и лингвистика, пристально изучали аспекты человеческого поведения, так или иначе связанные с функцией коммуникации. Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, как, например, кинесика, проксемика, паралингвистика. В результате сегодня мы знаем о человеческом взаимодействии на микроуровне гораздо больше, чем прежде. Во многих случаях получили свое подтверждение те интуитивные предположения, которые основывались исключительно на соображениях здравого смысла. В других — предположения так и остались лишь догадками.
Своей целью Я ставлю проведение собственного исследования этой быстро развивающейся области с тем, чтобы оценить практическое значение и возможности использования полученных специалистами знаний. Еще совсем недавно межличностная коммуникация рассматривалась почти исключительно с точки зрения речевого взаимодействия индивидуумов. Пришло время серьезного рассмотрения процесса очного взаимодействия людей с учетом вклада в него со стороны невербальных факторов. В реферате приводятся данные в отношении таких аспектов и проявлений языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, невербальные параметры речи и т.д.
В первой главе реферата приводятся примеры неосознанного проявления невербальных средств коммуникации главных героев из рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», а также приводятся пояснения и комментарии к ним. Во второй главе описываются личность и характер героев рассказа, Дмитрия Дмитрича Гурова и Анны Сергеевны Дидериц.
А). Дмитрий Дмитрич Гуров.
· Он ласково поманил к себе шпица, и когда, тот подошел, погрозил ему пальцем. Призыв, воля.
· Тогда он пристально поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и его обдало запахом и влагой цветов, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто? Эмоциональный жест, выражает эмоции и показывает состояние Гурова в тот момент, неискренность.
· На столе в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша. Спокойствие, расслабленное состояние.
· Он смотрел ей в неподвижные, испуганные глаза, целовал ее…
· И часто на сквере или в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Неискренность.
· Был нетерпеливо страстен, не отходил от нее ни на шаг. Выражает эмоции героя в тот момент.
· Он долго ходил по комнате и вспоминал, и улыбался, и потом воспоминания переходили в мечты. Душевный подъем.
· На улице он провожал взглядом женщин, искал нет похожей на нее… Эмоциональные переживания.
· И в следующие ночи он спал дурно, все сидел в постели и думал или ходил из угла в угол. Нервозность, переживания.
· Он вернулся к себе в номер и долго сидел на диване, не зная, что делать, потом обедал, потом долго спал. Эмоциональное истощение.
· Все время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами. Нетерпение.
· Оба молчали. Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Испуг, робость, нерешительность.
· Повыше на площадке, два гимназиста курили и смотрели вниз, но Гурову было все равно, он привлек к себе Анну Сергеевну и стал целовать ее лицо, щеки, руки. Нетерпение.
· Он снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Неуверенность в своих действиях.
· Он подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить… Спокойствие.
· – Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову. –Как? Защитный жест.
· Пойдемте к вам… -проговорил он тихо. Нетерпение.
· Он говорил Анне Сергеевне о том, как она хороша, как соблазнительна… Неискренность.
· Он сидел на постели, покрытой дешевым серым, точно больничным одеялом, и дразнил себя с досадой: «Вот тебе и дама с собачкой… Вот тебе и приключение… Вот и сиди тут». Разочарование, депрессивное состояние.
· – Но поймите, Анна, поймите… - проговорил он вполголоса, торопясь. Эмоциональное переживание.
· Говорил тихо и ласково. Спокойствие, расслабленное состояние.
· Гуров, сидевший тоже в партере, подошел к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь насильно…Сильная нервозность, смущение, испуг.
Б). Анна Сергеевна.
· Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза. Скромность.
· Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у нее блестели. Проявление интереса.
· Анна Сергеевна уже молчала и нюхала цветы, не глядя на Гурова. Задумчивость.
· У нее опустились, завяли черты и по сторонам лица печально висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине. Стыд, раскаяние.
· Она спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему. Эмоциональный жест, поиск защиты.
· Она взглянула на него и побледнела, потом еще раз взглянула с ужасом, не веря глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой, чтобы не упасть в обморок. Сильное эмоциональное потрясение, шок.
· Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него. Интерес к Гурову, нежелание расставаться.
· Она была бледна, глядела на него и не улыбалась, и едва он вошел, как она уже припала к его груди, поцелуй их был долгий и длительный. Эмоциональный жест, выражает состояние героини.
· Она не могла говорить, так как плакала. Отвернулась от него и прижала платок к глазам. Сильное волнение.
· – Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! - Сказала она, не глядя на него. Заигрывание.
· Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку. Эмоции, волнение.
· – Погода к вечеру стала получше, - сказал он. - Куда же мы теперь пойдем? Не поехать ли нам куда-нибудь? Она ничего не ответила. Внутренняя борьба.
· – Пусть бог меня простит! – сказала она, и глаза у нее наполнились слезами. Сильное переживание.
· Когда она садилась в вагон курьерского поезда и когда пробил второй звонок, она говорила: - Дайте, я погляжу на вас еще… Погляжу еще раз. Выражает эмоциональное состояние героини.
· Она жаловалась, что дурно спит и что у нее тревожно бьется сердце, задавала одни и те же вопросы, волнуемая то ревностью, то страхом, что он недостаточно ее уважает. Сильное волнение.
· – Я так страдаю! – Продолжала она, не слушая его. Сильное переживание.
· – Вы должны уехать… - продолжала Анна Сергеевна шепотом. Сильное эмоциональное переживание.
· – Как вы меня испугали! – сказала она, тяжело дыша, все еще бледная, ошеломленная. Эмоциональное потрясение.
· – Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Жест выражающий эмоциональное состояние героини.
А). Дмитрий Дмитрич Гуров.
Итак, главный герой рассказа "Дама с собачкой" Дмитрий Дмитрич Гуров. В начале рассказа он представляется человеком бездушным, недалеким, не уважающим окружающих людей, в том числе и жену. Но встретив однажды Анну Сергеевну, он постепенно начинает меняться, по другому воспринимать окружающий мир и людей вокруг. И в конце рассказа мы видим совершенно другого человека. Этот человек способен любить "по-настоящему", чувствовать другого человека, жертвовать собой ради любви. "Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменили их обоих".
Очень сложно сказать положительный или отрицательный герой Д.Д. Гуров. Скорее он человек запутавшийся в жизни, и обредший смысл ее только через любовь. В начале рассказа у Гурова наиболее часто повторяются жесты: "пугливо огляделся" или "с оглядкой и страхом", что говорит о внутреннем состоянии героя. Можно даже сказать, что это излюбленный его жест. Герой боится, что его кто-нибудь увидит. Значит, он чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. И в начале рассказа все поведение Гурова носит "недостойный" характер.
Также часто встречается жест "ходил из угла в угол", что говорит о том, что главный герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о сильнейшем волнении героя.
Нужно отметить, что у главного героя жесты полностью совпадают со словесной информацией. Более того они помогают нам понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания. Гурову около сорока лет. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. А он считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя. В его внешности, в характере, во всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно.
Б). Анна Сергеевна.
В рассказе очень четко прослеживается эмоциональный характер героини. В основном, все ее жесты носят сильно - эмоциональный характер. Вся словесная информация Анны Сергеевны совпадает с ее жестами. Все ее жесты совпадают с ее характером, настроением. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года. Анна Сергеевна как-то неоднозначно относилась к своему мужу, с одной стороны она его любит, с другой стороны ее самолюбие задевает то, что ее муж лакей. Может быть он честный, хороший, порядочный человек, но он лакей. Она еще недавно была студенткой, училась, в ней есть еще много не смелости, угловатости в смехе, в разговоре с незнакомыми. Должно быть, она первый раз в жизни была одна, на курорте, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят с ней только с одной целью, о которой она не может не догадываться. Анна Сергеевна, к тому, что произошло у нее с Гуровым, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, как к своему падению. Она наивна, от нее веет чистотой, порядочностью, наивностью мало жившей женщины.
Но что-то в ней есть жалкое все-таки.
Вот мы и подошли к концу нашего экскурса в мир языка тела, ознакомившись с его природой, использованием и возможностями усовершенствовать свои навыки. Не стоит, впрочем, воспринимать это как окончание нашего собственного изучения предмета. При желании постигать язык тела (как и любой другой) можно всю жизнь. Надеюсь, что в дальнейшем мы станем уделять невербальным аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства с этой наукой. Надеюсь также, что теперь нам удастся избавиться от чувства неловкости при обсуждении деталей, связанных с языком тела, которое испытывают многие люди. Мы станем рассматривать его как элемент необходимых человеку навыков, подобных умению читать, писать, слушать и говорить. Все перечисленные навыки поддаются совершенствованию, и в этом отношении язык тела ничем от них не отличается.
Что же касается рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», там встречается очень много жестов, Чехов всегда очень много и с большими подробностями описывает жесты, мимику, походку, фонационные средства коммуникации. Герои этого рассказа очень много жестикулируют, что говорит об их эмоциональных характерах. Также жесты в этом произведении тесно связаны с цветовой палитрой рассказа, в первой половине описывается синее море, южные пейзажи насыщенные красками, белый шпиц и многие другие детали, изображенные в ярких радужных красках, и жесты в этой части рассказа более эмоциональные, более насыщенные страстью курортного романа. Во второй части рассказа преобладают серые, грязные и унылые цвета, что сразу же сказалось на жестах главных героев, все жесты, мимика, позы покрылись какой-то унылостью, серостью и безысходностью.
Таким образом, Чехов создал произведение достойное всестороннего исследования с точки зрения паралингвистики.
Следующая цитата
Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе. | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе.
В художественном тексте невербальные средства играют достаточно важную роль как создатели образной панорамы происходящего. По этому, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо научить различать в литературных произведениях невербальные средства поведения героев. Ведь именно благодаря определенным выразительным жестам, гримасам или действиям, в представлении читателя рисуется яркая, запоминающаяся картина поведения персонажей в процессе коммуникативного акта. Подобная выпуклость изображения характерна для художественных текстов произведений для детей, поскольку одной из задач авторов, является сделать повествование доступным, привлекательным и занимательным для чтения детьми младшего школьного возраста.
На примере повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», рассмотрим невербальное общение как элемент экспрессивности художественного текста героев.
Экспрессивность, как правило, выступает в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию речи. Она свойственна всем уровням речи: фонетическому, морфологическому, лексическому и синтаксическому. Все экспрессивные средства указанных уровней обладают достаточно четко выраженной положительной или отрицательной коннотацией. Параллельно с языковыми экспрессивными средствами в коммуникативных актах часто используются многочисленные невербальные: различные телодвижения, действия, жесты, мимика, взгляды, звуковые сигналы и др. Все они, как правило, связаны с выражением эмоций человека.
Повесть «Витя Малеев в школе и дома» — одно из таких произведений, на примере которого можно рассмотреть ситуации невербального общения персонажей и их роль в создании экспрессивного характера текста.
Традиционно различают три вида паралингвистических средств оформления речи: фонационные, кинетические и графические, в тексте повести встречаются только два первых. Из фонационных характеристик в изложении используются различные особенности и способы воспроизведения звуков, виды заполнения пауз в процессе общения, громкость речи персонажей, а из кинетических — жесты, мимика, движения корпусом и др.
В коммуникативных актах повести звуки воспроизводят и люди, и животные. Звуковая палитра невербального общения людей разнообразна и выразительна, она имеет различную коннотацию: положительную, отрицательную и откровенно ироническую. Разные виды смеха, используемые автором в многочисленных сюжетных ситуациях, создают яркие, запоминающиеся, выразительные картины живого, эмоционального общения персонажей, что усиливает экспрессивность изложения. Светом и радостью наполнены сцены, в которых звучит смех героев: они просто смеются, громко смеются и, наконец, захлебываются от смеха. Так, в отрывке: «Ну, если я сам надоем вам, тогда дело другое! — засмеялся Володя» — герой искренне радуется тому, что он нужен, необходим детям, любим ими. А в сцене чтения монолога Руслана (из поэмы А. С. Пушкина), комически исполняемого учащимися на школьном вечере, громкий смех символизирует всеобщее восторженно–шутливое состояние всего школьного коллектива: «Куда вас понесло? Чуть на голову не наехали! Осади назад! — Мы попятились назад. В зале раздался громкий смех». Еще более значительное эмоциональное состояние персонажей достигается автором путем усиления звуков, издаваемых ими, посредством дополнительных фонаций или действий: «Лика захлопала в ладоши и чуть не захлебнулась от смеха». Звуковой сигнал здесь усиливается психологическим состоянием персонажа, охваченного безудержным смехом, и сопровождается характерными движениями рук. Все это рисует в воображении читателя яркую, эмоциональную картину, придающую экспрессивный характер всей сцене.
Эмоциональной коннотацией окрашены и вздохи персонажей. Они, как правило, раскрывают психологическое состояние героев, усиливают самооценку, обнажают их внутреннюю борьбу. Так, в примере: «–Что ж, хорошо, буду приучаться, — вздохнул Шишкин и взялся за книгу» — вздох имеет достаточно убедительный эмоциональный характер, поскольку символизирует начало процесса становления нового сознания персонажа, ломки уже существующих у него стереотипов, выработки положительных привычек, в общем, начало трудного периода в жизни персонажа, связанного с воспитанием характера, воли.
На громкость, интенсивность звукового сигнала указывает в повести контекст, сопровождающий фонационные невербальные средства. Например, в отрывке: «А голос у него такой слабый–слабый! Ну прямо настоящий больной!» — характеризуется сила звука, издаваемого якобы больным героем, что придает большую убедительность его поведению.
Заполнение пауз — не менее яркое средство — также используется автором в тексте повествования в целях придания большей эмоциональности и выразительности процессу общения. Так, пробует голос перед серьезным разговором с учащимся директор школы: «–Гм! — сказал Игорь Александрович. — Кто же об этом может знать, как ты думаешь?». Не зная, что отвечать, растягивает слова и ученик: «–Н–не знаю, снова пролепетал Шишкин». Данные средства придают повествованию живой, разговорный характер, создают атмосферу доверительной беседы, взаимопонимания и участия.
Звуковые реакции животных не столь разнообразны. Пес, по кличке Лобзик, издает совершенно определенные, характерные собакам звуки, то есть лает, что по сюжету произведения свидетельствует о взаимопонимании школьников, дрессирующих собаку, и животного: «Лобзик на лету подхватил сахар и проглотил в два счета. — Ну–ка, считай еще раз! — закричал Шишкин. — Гаф! — ответил Лобзик. — И снова кусок сахару полетел ему в рот. — Ну–ка, еще разочек! — Гаф! — Понял! — обрадовался Шишкин. — Теперь у нас пойдет наука». Описанная таким образом картина дрессировки собаки значительно усиливает ее эмоциональный потенциал, делает яркой, а саму ситуацию забавной и рельефной.
Кинетические компоненты невербального общения в тексте повести Н. Носова представлены гораздо более значительной группой слов. Сюда относятся различные мимические выражения, изменения цвета лица, жесты, позы, движения туловищем, характерные действия и др. Наиболее часто вербальное общение персонажей сопровождается характерной мимикой или жестами. Герои повести, вместо слов, одобрительно или недоверчиво улыбаются в ответ, например в следующих отрывках: «Ты, Малеев, ведь друг Шишкина?… Ну, так помоги ему подтянуться по русскому языку… — Это я могу, — говорю, — потому что сам был отстающим и теперь знаю, с какого конца нужно браться за это дело. — Вот–вот! Значит, попробуешь? — улыбнулся Игорь Николаевич». В данном случае директор улыбкой стимулирует желание мальчика помочь товарищу. А в другой сцене улыбка учительницы символизирует согласие с мнением окружающих: «Ольга Николаевна улыбнулась. — Ну если все просят… — сказала она и взяла у Кости дневник». О недоверии товарищей к однокласснику говорит улыбка в следующем эпизоде: «–А ты не врешь? — спросил Алик Сорокин. — Вот еще! Стану я врать! — Ребята смотрели на меня и недоверчиво улыбались». Помимо этого герои произведения хмурят брови: «Все сидели молча. Никто не вставал и не признавался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились»; делают строгое лицо или корчат физиономию в сложных ситуациях: «Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое»; «Я вернулся домой и решил сделать так, как этот Митя Круглов: сел сразу на стул, свесил голову и скорчил унылую–преунылую физиономию»; морщат лоб, пытаясь напрячь память, или моргают глазами, ища поддержки у друзей: «Я только сильнее наморщил лоб и, повернувшись вполоборота к ребятам, изо всех сил заморгал одним глазом»; глядят исподлобья или строгим взглядом воздействуют на аудиторию: «Шишкин исподлобья взглянул на Игоря Александровича, чтобы узнать, не шутит ли он, но лицо у директора было серьезное»; «Это что еще за художества? — спросила она и обвела класс взглядом».
К ярким мимическим средствам можно отнести и изменение цвета лица персонажа. Данное качество характеризует крайнюю взволнованность героя и способствует передаче его внутреннего, эмоционального состояния, что также усиливает экспрессивность изложения: «Игорь заволновался, покраснел и тут же сказал: — Это я нарисовал морячка на стенке». Все перечисленные невербальные мимические средства усиливают словесное воздействие персонажей, наполняют сцены действием, придают им динамичность, помогают создать в воображении характерные картины общения между людьми в сценах школьной жизни.
Не менее выразительны и жесты, которыми сопровождаются реплики и действия героев повести. Радостное, эмоциональное состояние детей при встрече первого сентября усиливается дружескими похлопываниями друг друга руками: «Ребята увидели меня и с радостным криком побежали навстречу, стали хлопать по плечам, по спине». Более сильные эмоциональные реакции выливаются, как правило, в хлопанье в ладоши: «Лика захлопала в ладоши и чуть не захлебнулась от смеха». Пытаясь скрыть от окружающих какую–то информацию, герои толкают друг друга в бок, мотают головой или прижимают пальцы к губам: «Шишкин увидел меня и стал делать какие–то знаки: прижимать палец к губам, мотать головой. Я понял, что мне нужно о чем–то молчать, и вышел с ним в коридор»; «Наверно, я очень смешной был, потому что грязный. Шишкин толкнул меня в бок. Мы пошли к умывальнику и принялись умываться». Характерными жестами, как правило, сопровождаются и некоторые ощущения персонажей, например болевые: «Он опять стал пытаться повернуть его ногами, но тут чемодан снова полетел вниз и больно стукнул его по животу. Шишкин схватился за живот и заохал». Процесс общения герои сопровождают и другими жестами, которые естественно встраиваются в контекст повествования, внося в него жизненность, конкретность, действенность, достоверность. Например, директор, приступая к беседе с провинившимися школьниками, снимает очки: «Игорь Александрович кончил писать, снял очки и сказал: — Садитесь. Что же вы стоите?», а учительница, прежде чем вызвать кого–то к доске, заглядывает в журнал, создавая в классе типичную для урока, нервозную ситуацию ожидания. Отец, собираясь объяснять сыну решение задачи, берет в руки лист бумаги: «Когда папа видит, что на словах никак не может объяснить, он берет лист бумаги и начинает писать». Дети, пытаясь освободиться от излишнего проявления радости товарищами, совершают различные движения туловищем: отбиваются или вырываются: «Пустите! — отбивался от нас Ваня»; «А, так вы еще драться! — рассердился Ваня и изо всех сил принялся вырываться от нас». И наоборот, ученики, радующиеся новой встрече с друзьями, окружают их, накидываются или набрасываются на них: «Все побежали навстречу и набросились на него»; «Но мы плотней окружили его»; «Не знаю, чем бы все это кончилось, но тут пришел Сережа Букатин. Все бросили Ваню на произвол судьбы и накинулись на Букатина».
Таким образом, невербальное общение в тексте художественного произведения, как правило, сопровождает вербальные ситуации, придавая им более эмоциональный и выразительный характер. Невербальные компоненты, вклиниваясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным, а следовательно, экспрессивным.
Читайте также: