Роль природы в отцы и дети с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
(518 слов) Иван Сергеевич Тургенев поистине считается мастером пейзажных зарисовок. Известный писатель создавал удивительные картины природы в своих произведениях. Тургенев считается бесспорным классиком мировой литературы, поскольку он писал на важные и актуальные темы.
Описание природы является не просто фоном произведения. Это также способ передачи переживаний героев и атмосферы событий. Пейзаж имеет важное смысловые значение, так как выражает авторскую точку зрения на обстоятельства, в которых оказались персонажи.
С первым пейзажем читатель знакомится, когда автор повествует о поездке Евгения Базарова, Аркадия и Николая в Марьино. Природа здесь олицетворяет обстановку в имении Кирсановых. Также пейзаж символизирует те насущные проблемы, с которыми столкнулась Россия в эпоху отмены крепостного права.
Пейзаж в начале романа ассоциируется с нищетой и бедностью: голые деревья и серая земля. Такое описание природы связано со старым укладом жизни помещиков:
«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики»
Однако за таким скучным описанием природы следует другое, повествующее о надежде и красоте:
«Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка».
Данные строчки подчёркивают любовь писателя к великой Родине. Именно под влиянием удивительных картин природы Аркадий отвлекается и забывает о своих грустных размышлениях: «Понемногу ослабевая, исчезали его размышления». Иван Тургенев использует описание пейзажа также для того, чтобы противопоставить социальные теории героев с великой красотой природы.
С приходом весны и тепла у персонажей появляется надежда на лучшее, на перемены. Автор показывает, как весной у персонажей произведения возникают светлые мысли о счастье и о будущем.
Пейзаж, главным образом, отражает психологию героев. Заслуга Тургегева в том, что он наделил персонажей невероятной гармонией с природой, способностью сочувствовать и сопереживать каждому природному явлению. Ведь состояние природы в романе — это отражение души и настроения героев. Так, прекрасное описание имения Кирсановых автор сопоставляет с внутренним состоянием Николая Петровича. Пейзаж наполнен зелёными красками, олицетворяющими молодость и спокойствие. Именно так Тургенев изобразил пробуждение самого Николая Петровича. А подстриженные кусты и деревья символизируют неинтересную, однообразную жизнь Анны Сергеевны.
Пейзажные зарисовки также отражают психологию души героев. Например, ясное солнце или дождь говорят о радости или грусти.
Можно утверждать, что главную функцию описание природы выполняет в последней главе произведения. Ведь здесь природа показывает несостоятельность теории нигилизма Базарова. Всё происходит согласно законам природы: теории погибают, и только природа способна жить вечно.
Следующая цитата
(527 слов) Не многие из нас обращали внимание на описание пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Природа играет значительную роль в романе, как и во многих произведениях Тургенева и других авторов того времени. Отношение к ней характеризует героев с той или иной стороны, а значит, помогает выразить авторскую позицию. Описание пейзажа создает атмосферу, которая настраивает читателя на определенный лад и создает контекст для развития событий. Наконец, пейзаж передает настроение героев, а его описания позволяют лучше понять тех, кого он окружает. Разберем эти функции поподробнее.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» не только характеризует героев, но и демонстрирует авторскую позицию. Если следить за сюжетом, то можно обратить внимание на то, что почти каждое столкновение антагонистов Базарова и Павла Петровича сопровождается подробным описанием природы. Она выступает непоколебимой и безмятежной красотой на фоне противоестественных поступков героев. Она подчеркивает суету и тщетность их споров. Она одним своим вечным величием опровергает их высокие заявления о будущем мира, который не угодит ни одному из них.
Роль пейзажа состоит и в демонстрации нужного контекста. Так, сад Анны Одинцовой, всегда одинаково подстриженный, всегда загнанный в рамки, всегда усеянный мертвыми статуями из мрамора, погружает читателя в сонную и однообразную атмосферу жизни героини. Она также загоняет свою женскую природу в узкие рамки комфорта и не позволяет сердцу выплеснуться в любви и заботе хоть о ком-нибудь, кроме себя самой.
Обращая внимание на последнюю главу романа, где описывается могила Базарова, мы можем наблюдать подробную картину пейзажа. Она словно теряется во времени и уходит в вечность, показывая читателю, что все человеческие теории – ничто, по сравнению с силами природы.
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Пейзажи, описания природы и окружающей действительности помогают Ивану Сергеевичу Тургеневу наполнить роман «Отцы и дети» не только социальными проблемами, но и вечными философскими вопросами поиска красоты и истины. Автор призывает читателей задуматься не только об общественных установках, проблемах и теориях, но и о жизни в целом, о ее ценности и безмятежности на фоне происходящих изменений среди множества людей.
Следующая цитата
(376 слов) В русской литературе, постоянно тяготеющей к реализму, пейзаж как образ имеет ключевое значение. Именно изменения природы, ее состояния в произведениях Тургенева способны подсказать читателю главное в произведении, а также расставить акценты в понимании основного сюжета. В романе «Отцы и дети» пейзаж представляет собой индикатор, по которому можно определить настроение персонажей и значение описанного события.
Начало романа открывается пейзажем опустения, нищеты и бедности: серая, непригодная для возделывания, земля, голые деревья. Аркадий, увидев такую природу, говорит, что этому бедному месту необходимы преобразования, как и старому укладу жизни помещиков.
Для Тургенева отношение человека к природе – лакмусовая бумажка для личности. Например, Базаров говорит, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник. Это не находит одобрения у Тургенева, всегда любившего природу и русские пейзажи. Но Базаров все же любит гулять по лесам, смотреть на белые березы, он не такой жестокий, равнодушный и черствый, каким хочет казаться. А вот по-настоящему равнодушны к природе Одинцова и Павел Петрович, брат Николая. Юное поколение, Катя, Фенечка и Аркадий, влюблены в природу, хотя молодой человек пытается это скрыть. Так автор подчеркивает живость, искренность характеров героев. Также тесно связана природа с психологизмом романа – она отражает душевные состояния героев – дождь или ясное солнце говорят о грусти или радости. Но, кроме того, природа способна показать мелочность происходящих событий, например, ясное, чистое утро перед дуэлью Базарова и Павла Петровича.
В последней части при описании сельского кладбища природа играет главную роль: прощаясь с Базаровым, Тургенев показывает смерть и несостоятельность самого нигилизма. Все подчиняется законам природы: все идеи людей погибают, и только природа может жить вечно – таков вердикт Тургенева.
Следующая цитата
Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно отношение Базарова к природе. Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.
Базаров. Отношение к природе. Аргументы
О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.
Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.
Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.
Отношение к природе Базарова
Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.
Отношение к природе других героев
Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.
Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.
Любовь меняет все
Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.
Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.
Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.
Заключение
И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.
Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.
Читайте также: