Рокко и его братья цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Ровно 60 лет назад, 6 октября 1960 года, в Италии прошла премьера картины «Рокко и его братья» , ставшая отдельной главой в творчестве Великого Висконти, адаптировавшего библейскую легенду, изложенную Томасом Манном в романе «Иосиф и его братья», действие которой происходит во время итальянской внутренней эмиграции.

Впервые я эту картину посмотрела в то время, когда видеомагнитофон был роскошью, а уж если он был, то «крутили» на нём кассеты с одноразовыми боевиками и комедиями. Каким-то чудом у моего одноклассника, увлекавшегося боевыми искусствами и обожавшего фильмы с Брюсом Ли, оказалась кассета с чёрно-белой картиной, она ему показалась скучной, и он отдал её мне. Это оказался фильм «Рокко и его братья», мне было всего пятнадцать, по объективным причинам я многого не понимала, но осознать, что мне в руки случайно попался шедевр, уже могла. Много позже, уже зная наизусть эту картину, я не смогла не купить лицензионный диск, который до сих пор хранится у меня дома.

Тот самый диск. Фото автора канала Тот самый диск. Фото автора канала

В одной из главных ролей Висконти снял совсем молодого Алена Делона, это седьмая по счёту его работа, и в роли «святого» Рокко он необычайно хорош.

Ален Делон в роли Рокко Паронди. Кадр из картины «Рокко и его братья» Ален Делон в роли Рокко Паронди. Кадр из картины «Рокко и его братья»

И дело не только в его ангельски-красивом лице, что сейчас вменяется ему в вину некоторыми критиками, такими, например, как З. Пронченко, заявляющая, что Делон и не актёр вовсе, что он не способен на глубокие внутренние переживания, а создан только для того, чтобы курить, стрелять и заниматься сексом в кадре, а роль Рокко Паронди для него словно пальто не по размеру, которое на него попытался натянуть гениальный Висконти. Слова редактора издания Искусство Кино оскорбительны и по сути, и по тону, которым она обращается к Мэтру французского кинематографа, по этому простецкому «ты», и даже её признание, что роль всё же и несмотря ни на что удалась, выглядит каким-то снисходительным, как бы, ну да, глуп и неловок, но пусть и случайно, но вписался в тонкое полотно повествования.

Ален Делон. Кадр из картины «Рокко и его братья» Ален Делон. Кадр из картины «Рокко и его братья»

Ну да, ну да, а до этого Ален Делон так же случайно вписался в картину «На ярком солнце», причём вместе с гениальным Морисом Роне и красавицей Мари Лафоре, сыграв в самой первой и самой лучшей экранизации романа П. Хайсмит.

Ален Делон в роли Рокко Паронди. Коллаж из кадров картины «Рокко и его братья» Ален Делон в роли Рокко Паронди. Коллаж из кадров картины «Рокко и его братья»

Другого брата, Симоне, сыграл великолепный Ренато Сальватори, он воплотил образ жестокого примитивного человека, способного на убийство и предательство.

Ренато Сальватори. Коллаж из кадров картины «Рокко и его братья» Ренато Сальватори. Коллаж из кадров картины «Рокко и его братья»

Симоне не смог простить Рокко, к которому потянулась несчастная проститутка Надя, в роли которой предстала молодая и умопомрачительно красивая Анни Жирардо.

Ален Делон и Анни Жирардо. Кадр из картины «Рокко и его братья» Ален Делон и Анни Жирардо. Кадр из картины «Рокко и его братья»

После жестокого убийства Нади, вернувшейся к проституции после того, как Рокко отказался от неё ради брата, выписанного Висконти со всей шокирующей правдоподобностью и ювелирной выверенностью, кульминация картины шокирует не меньше. Рокко, для которого отказ от личного счастья во имя семьи, является обычным делом, пытается защитить убийцу брата, но Чиро сдаёт его в полицию, и жизнь в семействе Паронди продолжается, хотя уже никогда не будет прежней.

Сцена, предшествующая убийству. Кадр из картины «Рокко и его братья» Сцена, предшествующая убийству. Кадр из картины «Рокко и его братья»

Спирос Фокас исполнил роль Винченцо, а двух других сыновей вдовы Паронди сыграли Макс Картье (Чиро) и Рокко Видолацци (Лука). Эта история о них и их будущем, хотя они едва обозначены, а для Рокко, как и для Симоне, нет места в этом мире. Рокко есть олицетворение абсолютного Добра, а Симоне – Зла, но они по сути нежизнеспособны.

Я не могу назвать этот фильм лучшим фильмом Висконти, для меня лучший это «Гибель богов» , однако «Рокко» навсегда останется самым любимым, ведь именно с него началось моё знакомство с творчеством великого режиссёра. Аристократическая, буржуазная или пролетарская среда – Висконти всегда следовал своим принципам рассказа, структуре повествования, накаляющейся с каждым кадром. Искусство Висконти зиждется на мировой культуре, оно многосложно, одновременно и элитарно, и массово, и оно вне времени. Ибо вопросы, которыми задаётся Мастер, будут волновать человечество всегда.

Следующая цитата

два года назад!
Рокко, иди ко мне.
Что это?
Зачем так, Симоне?
Что вам нужно?
Попроси у меня прощения.
За что, Симоне?
Трус!
Ты трус!
Наш герой за бабу цепляется.
Мерзавец!
Попроси прощения, кому я сказал!
Рокко, бежим!
Слышишь?
Он пьян!
Рокко, Рокко, проси прощения,
Симоне, пусти ее!
Что ты задумал, Симоне?
Сейчас увидишь.
Нет!
Смотри!
Нет!
Нет, Рокко!
Нет, Симоне!
Вот что я с ней сделаю!
Смотри, как надо с ней обращаться!
Посмотри на свою Надю!
Надя!
А ну стой!
Сейчас увидишь, какая она, сейчас узнаешь!
На помощь!
Смотри, Рокко!
Симоне! Не надо, Симоне!
Рокко!
Рокко, помоги!
Нет, Симоне!
Симоне!
Рокко!
Нет, Симоне!
Симоне!
Рокко!
Рокко!
Рокко!
Скажи что-нибудь.
Рокко!
Надеюсь, ты усвоил урок.
Мы с тобой объяснимся дома.
Ты мне противен.
А ну-ка повтори!
Ты мне противен.
Хватит, Симоне, остынь!
Ты мой брат, Симоне, я не могу!
А раньше ты думал о том, что я твой брат?
Вспомнил только сейчас, от страха?
Нет, я не боюсь.
Ах, нет? Ну давай, покажи!
Ну давай, покажи!
Симоне, ты псих, тебя могут увидеть!
Отвали!
Оставь его, хватит!
Тебе плохо, Симоне?

- Винченцо!
- Что тебе?
Винче, проснись! Звонят.
Тебе показалось.
Нет, правда звонили.
Нет, иди посмотри.
Иди.
Рокко? Рокко, что с тобой?
-Джинетта!
- Что?
-Джинетта!
- В чем дело?
Рокко!
Что случилось, Рокко?
Ничего. Ничего.
Винченцо.
Можно остаться у тебя?
Да.
И позвони домой.
. чтобы мама не волновалась.
Боже, обморок!
Джинетта, скорее принеси воды!
Я не знал, что Симоне так тебя любит.
Что-то с ним произошло.
Раньше он был такой добрый.
Я не знал, что причина этого в тебе.
Это не так.
Только доведенный до отчаяния мог поступить так, как Симоне в ту ночь.
Нет, лишь такой подлый и жестокий, как он.
Я люблю тебя, Рокко, ты веришь?
Умоляю тебя, Рокко, он того не стоит!
Я ни во что больше не верю.
Рокко, умоляю, не надо, не то я брошусь вниз, я убью себя!
Надя!
Надя, постой!
Надя, послушай!
Нет, пусти!
Надя, стой!
Надя!
Надя, стой!
Пусти, я хочу умереть!
Ты меня отыскал, убедил, что я жила чудовищно.
Я научилась тебя любить.
И вдруг из-за этого подонка, топтавшего меня на твоих глазах,
чтобы унизить тебя, все сразу стало неправдой.
То, что вчера было свято, вдруг стало нашей виной.
Мы оба виноваты, Надя.
И я больше, чем ты.
Ты должна вернуться к Симоне.
Что ты сказал?
Ты нужна ему, у него ты одна.
Да, я нужна Симоне, я это знаю.
Но я тоже живой человек.
Скажи, Рокко, что с этим делать?
Только ты можешь спасти Симоне.
Это безумие!
Мы с тобой хотели начать новую жизнь.
но не подумали, что причиняем боль другим.
Не надо, проповеди я слушаю в церкви.
Я люблю тебя, Рокко, люблю!
И ты меня любишь.
Что же

Следующая цитата

устали с дороги?
Так долго добирались.
Какой приятный сюрприз!
Как две капли.
Какое горе, какое горе!
Как, ты не носишь траура по отцу?
Я ношу, мама, но сегодня.
Это Джинетта. Я писал тебе, что мы хотим пожениться.
Я рад, что ты приехала, чтобы нас благословить.
Жениться?
Вы что, так богаты?
Мало того, что у тебя на шее братья, еще и своих детей заведете.
Прости, мама, но что же ты не написала, что вы едете все?
Мы все тебе написали.
Да, вы хотели приехать, но еще до смерти отца.
И я вам писал, что сперва надо найти парням работу,
что мы к этому вернемся, потому что найти в Милане работу нелегко.
Садитесь, давайте поговорим.
Расскажите, как вы доехали.
Садитесь рядом.
Вы что, боитесь меня?
Он робкий!
После стольких часов в поезде.
Вы не устали после долгой дороги, нет?
Хорошо быть молодым!
Наверное, вам холодно в Милане?
Нет.
Хотите конфет?
Это угощают жених и невеста.
А что у вас в этом узелке?
Апельсины.
Амелия, смотри, апельсины с нашей родины!

- В Милане все другое.
- Спасибо, спасибо.
Какой аромат!
Надо же, Розария, а я думала, вы приехали на помолвку Винченцо.
Винченцо нам ничего не сказал.
Это приятный сюрприз!
У меня горе, мне не до праздников.
Эта парочка нас не спросила.
Розария, вы сюда приехали прямо с вокзала?
Да.
Да?
Где же вы будете ночевать?
Вас положить негде, тут моя семья.
Мой сын не бросит меня ночевать на улице.
Теперь он отвечает за всех нас.
Слушай, Розария, не хотелось тебя обижать, но лучше скажу прямо.
Ты думаешь обо всех твоих детях, это правильно.
Но мне тоже нужно думать о своей дочери, поняла?
Она думает, что мы должны помогать ее семье!
Перестань, мама!
Она права!

- Ты знаешь, чем это кончится.
- Я не дурак.
Не кричи!
Мама права!
Винченцо, сынок, идем скорей из этого дома!
Пошли отсюда!
Мама, что ты говоришь?
Вы с ума сошли?
Нет, я не сумасшедшая.
Но я все поняла!
Сын тоже понял, что здесь ему не дадут помогать своим.
Здесь и мертвых не уважают, бессовестные!
Безнравственные люди!
Безнравственные!
Это я безнравственная?
Пошли прочь отсюда!
Синьора, стойте!
А ты помолчи, вы все одного поля ягоды!
За мной, дети! Берите вещи.
Нет! Нет!
Бог вас накажет, потому что он справедлив.
Прошу вас, не обижайтесь!
Джина, идем, идем!
Пусти!
Отстань от нее!
Думаешь, ты меня напугал?
Чтоб ноги вашей не было в моем доме!
Убирайтесь!
Ты хотел с ними породнится?
Идем!
Убирайтесь вон!
Армандо!
Армандо!
Кто там?
Кто там?
Это я, Винченцо, откройте!
А ты. Что случилось?
Зачем пришел среди ночи?
Я расскажу.
Ты меня напугал.
Ну давай, заходи, холодно.
Зачем пришел среди ночи?
Можно я у вас тут заночую? Все равно рабочий день скоро.
Молодой человек, ты случаем

Следующая цитата

Этот фильм был моей первой встречей с шедевром кино. В той советской Москве, летом, он шёл в широкоэкранных кинотеатрах: отдельно первая и вторая серия.

Долго насилуя память, я так и не смогла восстановить название того благословенного кинотеатра: память рисует имя «Аврора», и я не собираюсь спорить с ней. Главное, что я помню - ослепительное лето, свой капроновый голубой бант на хвосте и свои четырнадцать лет. Мне легко продали билет на первую серию. Она ошеломила, поэтому я сразу купила билет на вторую, но меня неожиданно тормознули на контроле. Логика моих доводов не действовала: зачем тогда пустили на первую? Дискуссия была серьезной , и судя по результату, я сумела убедить контроль: меня допустили на вторую серию, которая, как я поняла, считалась запретной для молодняка из-за сцены изнасилования.

Они были правы: она потрясла меня. Но не меньшим было потрясение от фильма вцелом. Кусок жестокой реальной жизни без признаков идеологии. Четырнадцать лет - тогда Висконти навеки всадил в меня бациллу кино. Он остался одним из моих любимейших режиссёров.

Черно-белый Висконти - не повторяющий находки итальянского нео-реализма, смотрящий намного дальше в своём знании человеческой природы и ее неизменности. Знаток всех оттенков итальянской натуры - словно русский, проникший в ее суть.

Отчего название фильма завязано на одного лишь из братьев: не из коммерческого ли расчета на Делона? Он, несомненно, безупречен в роли Рокко, которую критики пытаются рифмовать с Алёшей Карамазовым, как и весь сюжет - с романом Достоевского.
Нужны ли эти параллели - фильм и его сюжет самодостаточны и сильны без всяких привязок к истории и классике, - хотя бы одним талантом создателя.

Висконти тянет за нервы в каждую секунду, будучи знатоком человеческой сути и блестящим кинематографистом. Пусть архаична та семья из его фильма с ее южными традициями, - людские отношения продолжают вписываться в известные природные традиции: соперничество братьев, бессилие матери перед выросшими детьми, борьба за женщину.

Многослойная история, где отрицается в конечном итоге все: заповеди предков, семейные ценности, порядочность, любовь. Преданным, растоптанным и не работающим оказывается все.
Черно-белая гамма одна способна рассказать об этих страстях.
Блеск ножа, черный силуэт убийцы, бессильно распахнутые руки жертвы. Это осталось традицией для Италии: убийство женщины из ревности или ненависти совершается и сейчас каждые три дня.

Согласитесь, допускать тогда меня, четырнадцатилетку с бантиком, к этому жесткому зрелищу было рисковано. Шок я пережила, занеся его в багаж. «Рокко» был ступенью к большому кино: «Смерти в Венеции», «Людвигу», «Теореме» Пазолини.

Делон - Пьеро, был таковым не только лицом, но и в душе - вовсе не самурай, не супермен - лишь в этом фильме он предстал нежным и беззащитным. Жирардо в этом фильме - не коммерческая, но уровня Кабирии - нигде, - лишь в этом фильме. В нем видны истоки вдохновения многих иных режиссеров, растащивших фильм на цитаты.

Милан - послевоенный, ободранный, с пустырями и жёсткостями, далекими от нынешнего медийного образа. Хотя и нынешний Милан никто правдиво не осмелится показать с его наркоманами, нищими и граффити. Пусть и наивной кажется съемка Висконти на крыше собора, она имеет внутреннее оправдание, потому что ставит вопрос о пересечении каждого с Богом.

Висконти - тончайший художник и психолог, человек высокой культуры, изысканного вкуса и мощного творческого темперамента.
Его произведения разнообразны и бесценны. «Рокко и его братья» - шедевр, представляющий не только частную историю и полотно итальянской жизни после второй мировой войны, но и образец общечеловеческих коллизий, порождавших вечные трагедии.

Они вспоминали о своей стране, когда вернулся сын, ставший убийцей. Belle paese mie.

Читайте также: