Портрет пушкина с цитатой

Обновлено: 21.11.2024

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Всё сбудется, стоит только расхотеть. /Ф.Раневская/

Внешность Пушкина глазами современников.

Александр Сергеевич был невысокого роста, кудрявый, голубоглазый, белозубый, с хорошей мужской фигурой, но представить, как он смеётся, двигается, жестикулирует, не могу . Жаль, что во времена Пушкина не было видео, тогда даже фотография только зарождалась. Правда, уже при жизни Пушкина во Франции и в Италии проходили опыты с проекциями предметов, но свой первый фотоснимок Луи Дагер сделал только через два года после смерти Пушкина, но уже с 1840-х годов в Петербурге начали открываться первые фотоателье, и многие петербуржцы не преминули запечатлеть себя в фотопортрете. Из окружения Пушкина до наших дней сохранились фотографии его супруги Натальи Николаевны и его сестры Ольги Сергеевны. Я уверена, если фотография была бы изобретена пораньше, Пушкин, как человек увлекающийся, сфотографировался бы непременно.

Кипренский и Тропинин великолепно передавали в портретах сходство с оригиналом, и, глядя на Александра Сергеевича на их картинах, верится, что таким Пушкин и был в свои 28 лет (1827). Жаль, что нет его изображений, написанных в другие годы, поэтому нельзя проследить, как изменялась внешность поэта во времени. То есть, "у живописного Пушкина отняли юность и лишили зрелости – ему везде 28".
Но спасибо, что хоть эти два портрета дают представление о внешности "нашего всё!" И спасибо друзьям Пушкина (Дельвигу и Соболевскому), которые уговорили поэта позировать художникам.


Слева портрет Пушкина работы О.А. Кипренского. Справа - работы В.А. Тропинина.

В приведённых ниже цитатах современники Пушкина описывают его внешность так, как они её увидели, но все видят по-разному, поэтому описания тоже разные.
[ Себя как в зеркале я вижу . ]
***
А. С. Пушкин среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые, курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он, в особенности, отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением, душою общества.
Д.Н. Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847, часть II, прибавл., стр. 104.

8 июня 1827 г.
Я просидел у г-жи Керн до десяти часов вечера. Когда я уже прощался с нею, пришел поэт Пушкин. Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий из себя ничего особенного. Если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем, до самых глаз, выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи. Об обращении его и разговоре ничего не могу сказать, потому что я скоро ушел.
А. В. Никитенко. Моя повесть о самом себе. СПб., 1905, т. 1, стр. 168.

В 1828 году Пушкин был уже далеко не юноша, тем более, что, после бурных годов первой молодости и тяжких болезней, он казался по наружности истощенным и увядшим; резкие морщины виднелись на его лице; но он все еще хотел казаться юношею.
Раз как-то, не помню, по какому обороту разговора, я произнес стих его, говоря о нем самом: "Ужель мне точно тридцать лет?" Он тотчас возразил: "Нет, нет! У меня сказано: Ужель мне скоро тридцать лет? Я жду этого рокового термина, а теперь еще не прощаюсь с юностью".
К.С.Полевой. Записки, стр. 171 -- 174, 268, 273 -- 277.

Наконец, надо себе представить самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами величавый жрец высокого искусства - это был среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим, приятным голосом, в черном сюртуке, в черном жилете, застегнутом наглухо, небрежно повязанном галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую ясную, обыкновенную и, между тем, - поэтическую, увлекательную речь!
М.П. Погодин. Рус. Арх., 1865, стр. 97.

Пушкин был очень красив: рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки, немного только подлиннее. Ходил он в черном сюртуке. На туалет обращал он большое внимание. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногточисток, разных щеточек и т. п.
Е. Е. Синицына (урожд. Смирнова, дочь бывш. берновского священника) по записи В. И. Колосова. Пушкин в Тверской губ. Рус. Стар., 1888, т. 60, стр. 50-51, 90-93, 96<1>.

В самой наружности его было много особенного: он то отпускал кудри до плеч, то держал в беспорядке свою курчавую голову; носил бакенбарды большие и всклокоченные; одевался небрежно; ходил скоро, повертывал тросточкой или хлыстиком, насвистывая или напевая песню. В свое время многие подражали ему, и эти люди назывались аля Пушкин.
М.М. Попов. А. С. Пушкин. Рус. Стар., 1874, № 8, стр. 684-685.

(На "четверге" у Греча).
Вдруг неожиданно и неприметно вошел в комнату небольшого роста господин, с длинными, курчавыми, растрепанными темно-русыми волосами, с бледно-темноватым лицом, окаймленным огромными бакенбардами, падавшими вниз. Господин этот был в коричневом сюртуке и держал мягкую, измятую шляпу в левой руке. В лице его было что-то необыкновенное, будто напоминавшее наружность мулата: нос несколько приплющенный, губы очень красные и широкие, а обнаруженные веселой улыбкою зубы -- белизны необыкновенной. То был А. С. Пушкин, которого ожидал Греч (стр. 23).
В.П. Бурнашев. Из воспоминаний петербургского старожила. Заря, 1871, № 4.

Однажды отец взял меня с собою в русский театр; мы поместились во втором ряду кресел; перед нами в первом ряду сидел человек с некрасивым, но необыкновенно выразительным лицом и курчавыми темными волосами; он обернулся, когда мы вошли (представление уже началось), дружелюбно кивнул отцу, потом стал слушать пьесу, с тем особенным вниманием, с каким слушают только люди, сами пишущие.
"Это Пушкин", - шепнул мне отец. Я весь обомлел.
Граф В. А. Сологуб. Воспоминания. СПб., Изд. А. С. Суворина, 1887, стр. 115-118.

Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика - особенно его удивительных глаз. Это были особые поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душой. Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видала. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти.
В А. Нащокина. Воспоминания. Новое Время, 1898, № 8115, иллюстр. прилож.

Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании. Даже во множестве нельзя было не заметить Пушкина: по уму в глазах, по выражению лица, высказывающему какую-то решимость характера, по едва ли унимаемой природной живости, какого-то внутреннего беспокойства, по проявлению с трудом сдерживаемых страстей. Таким, по крайней мере, казался мне Пушкин в последние годы своей жизни.
Н.И. Тарасенко-Отрешков. Воспоминания. Рус. Стар., 1906, т. 133, стр. 430, 431, 433.

Пушкин был малого роста, в отца. Вообще в движениях, в приемах его было много отцовского. Но африканский отпечаток матери видимым образом отразился на нем. Другого сходства с нею он не имел.
Кн. П.А. Вяземский. Полн. собр. соч., VIII, 238.

Пушкин был невысокого роста и наружности непривлекательной. Курчавые волосы, впрочем, более каштанового цвета, чем совершенно черного, широкий нос и живые мышиные глаза напоминали о его арапском происхождении. Движения его были быстры и страстны. Говорил также живо и отрывисто. Был остроумен, блестящ, без особенной глубины; склад ума его был более французский, чем немецкий.
Кениг Генрих Йозеф. Очерки русской литературы (1837). Пер. с немец. СПб., 1862, стр. 113-114.

(28 янв. 1836 г.)
Пушкин за обедом сидел против меня. Он был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей, и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов.
Е А. Драшусова. "Жизнь прожить не поле перейти". Записки неизвестной. Рус. Вестн., 1881, т. 155, стр. 151-152.

Натура могучая, Пушкин и телесно был отлично сложен, строен, крепок, отличные ноги. В банях, куда езжал с Нащокиным тотчас по приезде в Москву, он, выпарившись на полке, бросался в ванну со льдом и потом уходил опять на полок. К концу жизни у него уже начала показываться лысина, и волосы его переставали виться.
П.И. Бартенев. Рассказы о Пушкине, 43.

(Осенью 1836 г. в частной картинной галерее).
Я натолкнулась на фигуру, которая показалась мне очень знакома. При втором взгляде я узнала Пушкина. Я воображала его черным брюнетом, но его волосы не темнее моих - длинные, непричесанные, маленький ростом, с заросшим лицом, некрасив, только глаза, как угли, блестят в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картину, чтобы смотреть на него. И он, кажется, это заметил, несколько раз, взглядывая на меня, улыбался, видно, на моем лице изображалось какое-то adoration (обожание).
Е.А. Ган - сестре своей Е.А. Витте, осенью 1836 г. Рус. Стар., 1836, т. 51, стр. 353.

(Вторая половина ноября 1836 г., на "пятнице" у А. Ф. Воейкова).
В это время вошел кудрявый, желтовато-смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, с смеющимися живыми глазами и с обликом лица южного, как бы негритянского происхождения. На Пушкине был темно-кофейного цвета сюртук с бархатным воротником, в левой руке он держал черную баранью кавказскую кабардинку с красным верхом. На шее у него был повязан шелковый платок довольно густо, и из-за краев этого платка виднелся порядочно измятый воротник белой рубашки. Когда Пушкин улыбался своею очаровательною улыбкой, алые широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны и яркости.
В.П. Бурнашов. Мое знакомство с Воейковым. Рус. Вестник, 1871, № 11 (с. 182, 188, 189).

Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз - за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей - и кудрявые волосы.
И.С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания. Литер, вечер у П. А. Плетнева.

Следующая цитата

При подготовке этой статьи я столкнулась со следующим любопытным обстоятельством: практически все знают, как выглядел Пушкин .

Я показывала разным людям малоизвестный портрет классика работы И. Л. Линева и спрашивала, что они чувствуют. Просила описать свои ощущения.

Портрет Пушкина работы Линева Портрет Пушкина работы Линева

Реакция респондентов была такая:

- Ну как-то не очень похож на стандартного. Глаза не те.
- Какой-то некрасивый, уставший Пушкин.
- Нормальный Пушкин. В разные эпохи - разная манера письма.

В представлении людей существует некий "стандартный" Пушкин. Разумеется, это образы, созданные великими мастерами - Тропининым и Кипренским.

Эти портреты, что называется, стали "лидерами проката": смотрите во всех учебниках и хрестоматиях страны.

Портреты Пушкина работы Тропинина и Кипренского Портреты Пушкина работы Тропинина и Кипренского

Действительно, ну не поставишь же художественный апокриф Линева в учебник!

Ни вдохновенного взгляда, ни элегантного плаща, наброшенного на плечо, ни музы, подыгрывающей на лире, как у Кипренского, ни перстня-талисмана, как у Тропинина.. Не вдохновит такое изображение детей на литературные штудии.

И все-таки хочется понять - какой портрет больше всего соответствует реальности, а не народным чаяниям?

Ведь даже волосы на портретах классика совершенно разные. Выбирайте, какие больше нравятся: от мелких кудряшек-пружинок до просто волнистых.

Разберем несколько известных портретов - что о них говорили современники?

Следующая цитата

Но сначала буквально пара слов об истории портрета. Вообще, этот портрет кисти Кипренского и еще портрет, написанный Тропининым - два самых известных портрета поэта. Важно отметить, что они оба - прижизненные, Пушкин позировал для них лично, они не списаны с каких-то еще работ, поэтому достоверно отражают внешность великого поэта.

Кипренскому портрет Пушкина заказал Дельвиг, и он до смерти Антона Антоновича хранился в семье Дельвигов. Позже Пушкин выкупил свой портрет у семьи друга за 1000 рублей (по тем временам немалая сумма). Итак, какие отсылки заложил Кипренский в свою работу, неочевидные созерцателю, не знакомому с историей жизни Пушкина ?

Орест Адамович Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Третьяковская галерея Орест Адамович Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Третьяковская галерея

1. Конечно же, на заднем плане изображена муза поэзии Эрато с лирой . Примечательно, что лицо Эрато отвернуто от зрителя, чтобы ничто не перетягивало внимание от Александра Сергеевича, голова которого повернута не просто так, а именно в сторону Музы. Изначально Музы на портере не было - был только Пушкин. Такой символ попросил дорисовать сам Дельвиг , чтобы подчеркнуть главное дело жизни друга.

2. Отдельные обсуждения вызывает у искусствоведов изображение руки Пушкина . Бросается в глаза маникюр - идеальное состояние и длина ногтей. Кипренский подчеркнул эту деталь не случайно - Пушкин с особым вниманием относился к тому, как выглядят его руки , был, как говорится, слегка "повернут" на этом деле)

Еще ( этого нет в источниках, это мое размышление-допущение ) , полагаю, что неслучайно Кипренский изображает именно правую руку поэта, а левая скрыта под пледом-накидкой. Общеизвестно, что Пушкин на левой руке имел на мизинце необычайно длинный ноготь, даже купил специальный наперсток, чтобы не сломать его во сне. Это знак, что он состоял (недолго) в масонской ложе, которые всегда были тайными.

Самое лучшее изображение Пушкина, признанное самым достоверным и близким семьей поэта (в частности, дядей), сделано гравером Уткиным с портрета Кипренского. Уткин упростил изображение, убрав музу и скрещенные руки, немного изменил разрез глаз и форму губ. P.S. Пушкину портрет Кипренского нравился больше всех, он даже посвятил ему благодарность в стихах (на фото), но при жизни Пушкина эти стихи, набросанные карандашом в заметках, не печатались, а посему, увы, до Кипренского не дошли. Самое лучшее изображение Пушкина, признанное самым достоверным и близким семьей поэта (в частности, дядей), сделано гравером Уткиным с портрета Кипренского. Уткин упростил изображение, убрав музу и скрещенные руки, немного изменил разрез глаз и форму губ. P.S. Пушкину портрет Кипренского нравился больше всех, он даже посвятил ему благодарность в стихах (на фото), но при жизни Пушкина эти стихи, набросанные карандашом в заметках, не печатались, а посему, увы, до Кипренского не дошли.

3. Самое интересное - откуда взялась и зачем на портрете русского поэта шотландская накидка-плед? Это именно шотландка, и она на портрете неслучайно. Ее добавил Кипренский совершенно осознанно . А вот с какой целью - информация в источниках разнится. С одной стороны считается, что таким образом художник отразил связь Пушкина с Байроном , чье творчество оказало огромное влияние на Пушкина.

Но есть и другая версия - накидка конечно же отсылает к Шотландии, но не к Байрону (и Британии), а к Вальтеру Скотту (что выглядит куда более логичным), чье творчество Пушкин тоже крайне высоко ценил и любил.

Следующая цитата

Картины Русских Художников Содержание

Орест Адамович Кипренский – русский художник, портретист, график, известный более всего созданному им портрету великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Родился в марте 1782 года в нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, отучился в Академии художеств, много путешествовал по Европе, поэтому имеет и мировую популярность.

Создание портрета А.С.Пушкина

Бесспорно, портрет русского писателя – лучшая работа Кипренского. Именно благодаря ей Пушкина начали узнавать на улице современники, эта же картина стала эталоном для воссоздания его образа для последующих поколений.

Заказал портрет близкий друг писателя, Антон Дельвиг, также являющийся поэтом. Пушкин, который иронично относился к собственной внешности, все же согласился позировать для Кипренского, тем более сумму он заказал невысокую – всего лишь 1000 рублей, да и художник завоевал уже не только российскую, но и европейскую известность.

Перед Кипренским стояла сложная задача – он должен был изобразить великого поэта во всем его величии, изобразить и его вспыльчивость, и одухотворенность, и другие присущие ему черты характера. Портрет должен был передавать истинный образ Пушкина и сохранять его веками для предков. При этом нужно было удержать в одной позе неусидчивого Александра Сергеевича, занять его разговорами, чтобы он не сбежал.

Вся работа проходила в доме Д.Н. Шереметьева, и в мае 1827 года работа уже была выполнена. Она вызвала восхищение в обществе, даже сам Александр Сергеевич признал сходство и даже посвятил Кипренскому стихотворение. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин выкупил свой портрет у его вдовы, Софьи Михайловны, даже несмотря на стесненность средств и не расставался с полотном до конца жизни. Она висела на самом видном месте в его квартире в доме Волконской на Мойке. После кончины Пушкина за сохранностью картины следила его вдова, Наталья Гончарова, а после перешла к их сыну Александру.

Состояние картины в наше время

В данный момент картина находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Нарисована она маслом на холсте, имеет размеры 63 × 54 см. Существует также несколько копий, созданных самим Кипренским. Одна из них была выполнена художником для наследников Пушкина.

Описание портрета А.С.Пушкина

На портрете Пушкин изображен настоящим модником, он очень элегантно одет, на нем сюртук из черной ткани, выглядывает лишь воротник белой рубашки, и шикарный плащ с подкладкой в шотландскую клетку, единственный яркий элемент в картине. Считается, что этот плащ изображен не случайно, якобы это отсылка к шотландскому поэту-романтику Байрону, который был кумиром не только для Пушкина на его раннем этапе творчества, но и для самого Кипренского.

Лицо поэта на портрете необычайно одухотворено. Известно, что у Пушкина были африканские корни, и из-за этого он не считался красавцем, однако Кипренский изобразил его «арапское» лицо светлым и выразительным, у него ясные, чистые глаза, которые словно передают какую-то мысль, все выражение лица вызывает у смотрящего на портрет ощущение, будто в данный момент в голове у поэта созревает очередное гениальное произведение, которое принесет ему мировую известность.

У поэта бледное лицо, намекающее на бессонные ночи, проведенные с пером над бумагой под свет свечи. Губы неплотно закрыты, но у них печальный изгиб. Кипренский изображает Пушкина на желто-зеленом фоне, но высветляет зону вокруг голову поэта, таким образом получается своеобразный нимб, что очень символично, учитывая последующие трагические события в жизни Пушкина. Не забыл художник изобразить и мельчайшие детали, к примеру, сильно вьющиеся волосы русского поэта, подтверждающие его африканское происхождение, объемные бакенбарды, изображенные столь натурально, что кажется, будто протянешь руку и дотронешься до них. Современники Пушкина подчеркивали, что он всегда следил за чистотой рук и ногтей, и на портрете они изображены холеными, почти нежными, дабы подчеркнуть аристократичность поэта.

Все цвета портрета выдержанные, мягкие, темные, не вызывающие ряби в глазах, что очень выгодно подчеркивает лицо Пушкина. Весь его вид наполнен достоинством и уверенностью, он будто находится в приливе творческих сил.

Интересной деталью является изображение Музы в виде античной статуи с лирой в руке на заднем плане. Это не только своеобразная отсылка к роду деятельности Пушкина, но и намек на то, что поэт в данный момент находится в состоянии вдохновения, создании очередного шедевра. Помимо Музы, на картине больше не изображено никаких деталей, способных отвлечь от лица Пушкина.

Необычность портрета заключается в том, что каждый воспринимает ее по-своему. Для кого-то Пушкин на ней спокойный и задумчивый, ушедший в свои мысли, для других – величественный и статичный, а для остальных – и вовсе чем-то обеспокоенный. Именно такого эффекта и добивался Кипренский.

Споры вокруг портрета

Безусловно, это прекрасное творение Кипренского, однако случилось так, что оно вызвало массу споров в обществе среди современников. К примеру, не менее известный художник Карл Брюллов обвинил Кипренского в том, что тот изобразил не одухотворенного поэта, а какого-то модно одетого денди. Возможно, это связано с тем, что он в свое время также приглашал Пушкина позировать ему, однако поэт отказал, он весьма редко соглашался на изображение самого себя, поэтому до нас дошло не так много портретов Александра Сергеевича, и до сих пор идут разговоры о том, какой из них наиболее схож с оригиналом. Отец поэта, Сергей Львович, утверждал, что именно портрет Кипренского наиболее схож с оригиналом.

Также вызывала споры поза, в которой находится Пушкин. Люди, близко знавшие его, говорили, что для оживленного и вечно находящегося в движении Александра было несвойственно такое величественное и монументальное положение со скрещенными на груди руками. Нестор Кукольник, также являющийся писателем и лично знакомый с Пушкиным, утверждал, что для него не является привычным такой оборот тела и глаз.

Не остался в стороне и известный композитор Федор Николаевич Глинка. Он отметил безупречность и полную завершенность портрета, однако в своем письме Пушкину из Петрозаводска отмечает, что на изображении отсутствует те веселость и подвижность, что так присущи поэту, но зато есть некоторая грусть, осознание бедственного положения в стране и обществе, а также бедствия в личной жизни.

Несмотря на все эти разногласия, нельзя отрицать, что для портрета было необходимо именно это положение тела и рук, именно это выражение лица для передачи более точного образа великого поэта. Кипренский справился со своей задачей, он смог изобразить настоящего, величественного Пушкина, которого до сих пор знают и читают во всем мире.

Читайте также: