Преподобный никодим святогорец цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Место для рекламы

Преподобный Никодим Святогорец

2 цитаты 0 закладок

упорядочить

« Двигатель языка — сердце, чем полно сердце, то изливается языком».

Нравится! 10

Сохранить 1

Опубликовала Ната-Натуся 12 февраля 2014 1 комментарий

Две сети диавола - праздность и многопопечительность

Следующая цитата

1. Бог есть совершенное благо, которое мы должны любить, а грех есть крайнее зло, которое мы должны ненавидеть и гнушаться им. Бог — безмерная пучина совершенства, а грех — бездна зла. Бог — благо, беспредельно высшее всех благ, а грех — зло, бесконечно худшее всех зол.

2. Проснись же, брат, бодрствуй и со всяким страхом остерегайся любого греха, оскверняющего тебя. Причастившись пречистых Таин, скажи сам себе: «Теперь я стал домом, в котором обитает Сам Бог. Как же я могу после этого сделать себя жилищем греха?»

3. Подумай, возлюбленный, о любви, которую являет тебе Бог в даре Божественного Причащения. В этом таинстве Его любовь доходит до предела совершенства, как говорит евангелист Иоанн: возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13: 1). И как жар печи познается по пламени, вырывающемуся из нее, так и любовь Господа к нам познается по таинству Божественной Евхаристии.

4. Мы должны любить Бога больше, чем любое другое благо, потому что в Нем — полнота всех совершенств красоты, премудрости, могущества, святости, величия, благости, бесконечности, жизни, мира, свободы, царства, справедливости и спасения. Всё это не есть Бог, но есть в Боге.

5. Жертвой является милостыня, делание всякого добра и отсечение страстей.

6. Когда благочестивая и добродетельная душа не очищает себя от малых грехов, то они причиняют ей великий вред, потому что, если долгое время они остаются в ней, то она начинает склонять к ним свою волю, и тогда от нее удаляются чистота добродетели и благоухание Божественной благодати, а достижение совершенства такой души становится делом весьма трудным.

7. Призвание христианина — это призвание воина. Какими бы соблазнительными ни были наслаждения, они не должны победить христианина-воина.

8. Вера — сила, обитающая в уме и воле человека. Ум просвещается небесным светом и содержит в себе то, что Господь открывает ему. Также и воля бывает движима Богом к исполнению всего истинного, повелеваемого ей умом. Когда же вера бессильна, то ум не может понимать тайн Божиих, а воля, еще прежде того, как ум их поймет, не хочет любить их.

9. Ты спросишь: разве грех — спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Но этим вопросом ты хочешь только оправдать себя, потому что всё это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему. Всё это препятствует тебе когда-либо вкусить духовных благ, исходящих от Бога.

10. Неописуемо опустошение, производимое в душе гордостью. Подумай вот о чем: самое большое зло, какое только есть в мире, — это грех, а самое большое благо — Божественная благодать. Гордость же является корнем всякого греха, она противостоит благодати Божией и доставляет нам величайшее зло. Она — самый худший из смертных грехов, потому что легко подталкивает человека к любому из всех остальных.

11. Не могут в сердце христианина быть вместе и Христос, и гордость; когда есть одна, то обязательно нет Другого, и наоборот.

12. Хочешь узнать, несчастный, что ты из себя представляешь в действительности? Задумайся вот над чем: перед Богом, как говорит пророк, вот народы — как капля из ведра (Ис. 40: 15). Раздели-ка теперь эту капельку на число всех людей — и умерших, и живых, и тех, кто будет жить после нас, — и посмотри, какая ничтожная часть приходится на каждого из этого бесчисленного множества. Так вот, этой-то частью, которая всё равно что ничто, ты и являешься. И силы твои так же ничтожны, как и сам ты. Как сам ты — ничто, так и силы твои — ничто. Вот, ты решил эту задачу, гордись теперь собой, если можешь. Если же и после этого ты высоко о себе думаешь, то знай, что ты очень близок к падению…

13. Потерпи в этой жизни, чтобы тебе не услышать страшных слов Христа: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16: 25). И пойми, наконец, что Царство Небесное стяжается не теми, кто пребывает в праздности и удобстве, но теми, кто понуждает себя, как сказал Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12).

14. Пока мы живем, вся наша жизнь может стать для нас временем покаяния и обращения к милосердному Господу, Который всегда готов простить нас, забывающих о своих грехах, и даровать нам нескончаемое блаженство в Своем Раю.

15. Не хвали сам себя и не ищи себе первого места, не желай казаться лучшим, чем другие люди, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16: 15). Помни о том, что Господь может стерпеть любой твой грех, кроме гордости. Вспоминай о поношениях, оскорблениях и бесчестиях, которые Христос претерпел на Кресте, и это поможет тебе смирить себя.

Следующая цитата

1. Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения.

2. Ведай, что в этой невидимой брани только тот не теряет, кто не перестает бороться и уповать на Бога, помощь Которого никогда не отступает от борющихся в Его полках, хотя иной раз Он попускает получать им и раны.

3. Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия.

4. Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе впасть в тот же грех, за который осуждаешь других.

5. Напоминай себе каждый день, что «ныне» в наших руках, а «завтра» в руках Божиих и что Давший тебе утро не связал Себя чрез то обещанием, что даст и вечер.

6. Будь усерден, если желаешь засвидетельствовать, сколь твердо пред Богом упование спасения твоего.

7. Когда придет тебе на ум какой добрый помысл, обратись к Богу и, осознав, что он Им послан, благодари Его.

8. Когда увидишь церковь, тогда между другими спасительными помышлениями припоминай и то, что душа твоя также есть храм Божий, как написано: …вы. есте церкви Бога Жива (2 Кор. 6: 16), и что потому ты должен блюсти ее чистою и непорочною.

9. Добрые чувства молчаливы.

10. Не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца, и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать.

11. Никогда ни на одно мгновение не отлагай внутреннего очищения, как только осознаешь за собой что неисправное.

12. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией.

13. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога.

14. В молитве успеть нельзя без успевания вообще в христианской жизни.

15. Дела идут изнутри. Если есть дела недобрые, то, значит, внутреннее наше не в добром порядке.

Источник: «Невидимая брань». Блаженной памяти старца Никодима
Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря. Москва, 1904 г.

Следующая цитата

1. «Есть в нас жизнь телесная, жизнь душевная и жизнь духовная. Для каждой из них свои потребны средства, и мы все имеем их под руками, и все они не плод нашего благоприобретения, а дар Божий».

2. «Любовь к Богу не имеет меры <…>, но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

3. «Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком».

4. «Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога. Почему на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо».

5. «Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения».

6. «Бог посылает людей с особенными дарованиями и с особою силой воли, и они делают новые открытия и усовершают быт человеческий. Но если б ты спросил сих открывателей, как дошли они до того или другого, они сказали бы: сами не знаем, пришло на ум, развивалось, строилось и устроилось. Так всегда было, так и до конца века будет: средства для душевной жизни не наши, а даются».

7. «Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, по была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам. Такое хранение совести и рождает, и углубляет, и множит мир внутренний, как уверяет святой Давид: мир мног любящем закон Твой, и несть им соблазна».

8. «Все <…> дурные позывы не теперь породились. Они были, но ходу не имели, а теперь получили свободу и проявились. Но если все это только внутри, то и весь человек был таков: пьяница, развратник, грабитель, несмотря на не таковую внешность. Рассмотри-ка хорошенько, не принадлежишь ли и ты к такому разряду. Если да, хоть в некоторой степени, то тебе не следует хвалиться и принимать похвалы».

9. «Мир сердца возмущают страсти; не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно».

10. «Непрестанным подвигом всей жизни твоей должно быть хранение мира сердца твоего, не допуская его приходить в какое-либо беспорядочное смятение, и все дела свои делая под сенью сего мира, тихонравно».

11. «..погрешают те, которые почитают добродетелию чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся на том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои».

12. «Будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов – постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы и без них не мечтай преуспевать в духовной жизни, но и в них знай и держи мудрую меру. Мера сия – средина между

самоугодливою поблажкой плоти и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к тому нужды».

13. «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя».

14. «Кроме обучительного упражнения ума своего, надлежит тебе управлять и волею своею так, чтоб не позволять ей склоняться на пожелания свои, а, напротив, вести ее к тому, чтоб она совершенно единою была с волею Божиею».

15. «Будь непримиримый враг всех земных утех и удовольствий чувственных, порожденных самоугодием».

16. «Совершенно необходимо тебе прежде всего сделать генеральную исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми потребными при сем деланиями».

17. «Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, никого не суди и не осуждай, и особенно за этот самый плотской грех, о коем у нас речь, хотя бы кто явно впал в него, но поимей к нему сострадание и жалость; <…> говори себе: «Ныне пал он, а завтра паду я».

18. «Каждое утро со всем вниманием старайся рассмотреть и предусмотреть, какие случаи вероятно представиться могут в продолжение дня для совершения того или другого доброго дела, прилагая к тому и желание, и решение непременно так поступить, а вечером поиспытай себя, исполнены ли и как исполнены утренние твои добрые помышления и желания».

19. «Надлежит тебе относиться и к делу, которое тебе не нравится или само по себе, или потому, что возлагается на тебя человеком, которого не любишь, или потому, что оно отвлекает тебя от дела, которое тебе нравится, т. е. не следует устраняться от него, а напротив, взяться за него, не упираясь ногами, и затем вести его и довести до конца».

20. «Восставь в себе убеждение и веру, что все случающееся с нами случается по Божию изволению на пользу нам, да плод некий духовный получим чрез то».

21. «Не говори: слишком тяжело; Бог лучше тебя знает меру сил твоих. Одним Бог посылает неприятности и скорби, навлекаемые на них течением событий, от людей нисколько не зависящих: эти легче переносить».

22. «Враг для сильных волей готовит сети, чтобы победить ум их любопытством».

23. «Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве».

24. «Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие».

25. «Когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце».

26. «Возгревай же всегда в себе чувства благодарения Богу, особенно попекись о сем в храме, во время Литургии, на коей приносится Богу Бескровная Жертва, именуемая Евхаристией, что значит благодарение».

27. «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего».

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Читайте также: