Преображение господне библия цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Преображения Господня

Преображению Господню

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

Преображение Господне

В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» ( Мф.17:5 ) . Отчего так? Оттого, что здесь пред глазами был представлен и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимоидут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуж­дения рассеются.

Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми ( 1Кор.3:22–23 ) . Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят ( Ин.14:21–23 ) . Вот и свет Преображения!

Притча дня

Священник улыбается:
– Если к вам придут два человека – один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?

– Доброго, – откликается женщина.

– Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых – не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят.

Проповедь дня

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 231. На какую загробную участь надеяться христианину?

Задаваясь этим вопросом, можно впасть в недоумение, ведь, казалось бы, надеяться на Рай – безрассудно, а рассчитывая на ад, можно впасть в уныние. Между тем, ответ на него есть и лежит он в следующей плоскости. На Рай надеяться и можно, и нужно, не считая, однако, при этом себя святым, не воображая, что Рай ты уже заслужил, мол, осталось лишь умереть. Надежды на Рай должны быть связаны прежде всего с надеждой на человеколюбие и милосердие Божье.

Заметим, что даже и подлинно великие подвижники благочестия считали себя достойными ада. Преподобному Силуану Афонскому на этот вопрос был дан Богом ответ: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Спасение христианина совершается между отчаянием в спасении и уверенностью в спасении, то есть в надежде.

Практические советы

С какой целью земледельцы приносят освящать в храм выращенные ими плоды?

Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт.4:2-4). Со времён пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19).

Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как иногда думают нецерковные люди. Человек жертвует в храм первые плоды урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник плодов — благость Божья. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для причта и неимущих. Так же, как принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, — их не забирают обратно, но надеются, что получат за эту лепту милость Божию. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь. Об этом говорит молитва на освящение плодов.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Показать все

Тропарь Преображения Господня , глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Следующая цитата

«И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». (Лк. 9, 30–32)

Явление пророков должно было показать ученикам Христовым ошибочность мнения некоторых современников, признававших Иисуса Христа за Илию или за одного из пророков. Беседа же со Христом тех, которые возвещали о Нем как о Мессии, напоминала им и о предсказаниях пророков о Его смерти, которая после того не могла более им казаться несовместимой с их ожиданиями прославления, подобающего Его Божественному достоинству на земле, и являлась сообразной с пророчествами о совместимости в Иисусе Христе Божественного с человеческим естеством.

«И когда они (Моисей и Илия) отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).

«Святитель Иоанн Златоуст таким образом объясняет душевное состояние Петра, выразившееся в этих словах его Иисусу Христу: “Так как Петр слышал, что Иисусу должно взойти в Иерусалим и пострадать, то, убоясь и трепеща за Него, он, после сделанного ему упрека, не смеет приступить и повторить же — сохрани Бог, но от страха он ту же самую мысль выражает в других, но уже не в столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставлять безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус уже не сойдет в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах… Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на Него книжники… Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: хорошо нам здесь быть; здесь находятся Моисей и Илия, — Илия, низведший огонь с неба на гору; Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом, и никто не узнает, что мы здесь…”» [3]

«Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». (Лк. 9, 34–35)

«Ученики услышали глас из облака, такой же, как и при крещении Христовом, с прибавлением слов: “Его слушайте”, — слов, указывающих на пророка Моисея в его пророчестве о пророке, подобном ему (см. Втор. 18, 5), и показывающих, что это пророчество Моисеево исполнилось именно на Иисусе Христе» [4] .

«И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6).

«Хотя и прежде был такой голос при Иордане, при стечении народа, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — но никто не испытал ничего подобного, и после опять, когда и гром был, как говорили (см. Ин. 12, 28–29), никто не испытал подобного. Отчего же поверглись они ниц на горе? Причины тому — уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с их ужасом, свет чрезвычайный и облако простертое; все это повергло их в сильный трепет…»

«Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17, 7–8), к Которому, следовательно, и должны были отнести голос, бывший из облака.

«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 9). И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.

«Потому не говорили, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — что чем более стали бы рассказывать о Нем чудесного, тем труднее было бы тогда для многих верить этому. Притом соблазн о кресте от того еще более увеличивался бы. Потому-то Христос велит ученикам Своим молчать, и не просто велит, но снова напоминает о страданиях Своих, как будто бы приводя причину, по которой Он повелевает им молчать. Впрочем, Он не навсегда запретил им открывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых… Что же после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Потому что нужно было только пройти времени до Креста, а после они исполнились Духа и в знамениях находили голос, споспешествующий им… и события уже не возбуждали никакого соблазна».

Хотя ученики теперь и вполне убеждены были, что Иисус есть Мессия, но было общее верование у иудеев, что пророк Илия должен предварить явление Его и приготовить Ему путь, и потому они спросили Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». (Мф. 17, 10–13)

Святой Иоанн Златоуст о вопросе учеников и об ответе Спасителя замечает: «Была молва о пришествии Христа и Илии, но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Также пророки упоминают о том и о другом; они говорят, что предтечею второго из них будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что Иоанн совершал служение Илии. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали перед народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить Его своим пришествием… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда перед вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, называя этим именем Иоанна; этот Илия пришел, а ежели ты спрашиваешь о пророке Илии Фесвитянине, то он придет… чтобы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и чтобы когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому Он, приводя им это на память, сказал: “и устроит все”, то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени».

22 марта 2007 г.

[1] При устах двух или трех свидетелей считалось твердым всякое слово (см. Втор. 17, 6), следовательно трех учеников было достаточно для засвидетельствования о событии преображения Иисуса Христа.

[2] Гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юге от Назарета.

[3] Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие. М., 1874. Т. 1. С. 325.

Следующая цитата

Преображение Господне. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. Мозаика

Преображение Господне. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. Мозаика

Следующая цитата

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Преображения Господня


Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа установлен в память чудесного явления Спасителя перед учениками на горе Фавор.

Согласно евангельскому повествованию, Господь взял на гору ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — для укрепления их веры перед грядущими Страданиями Спасителя. Господь преобразился перед учениками, «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2).

В церковном Предании почитание этого события и места начинается достаточно рано. Хотя в Евангелии не сказано, что Преображение произошло именно на Фаворской горе, а лишь на «горе высокой» (Мф. 17, 1), но поскольку в Галилее нет других высоких гор, а также благодаря традиционному почитанию этого места христианами (первые храмы на Фаворской горе поставила уже равноапостольная Елена в IV в.), Священное Предание прочно усвоило гору Фавор как место Преображения Господня [1] .

Основной смысл праздника раскрывается в главных песнопениях этого дня — тропаре и кондаке.

Приведем текст этого гимна на греческом и церковнославянском языках.

Тропарь:

«Μετεμορφώθης ἐν τῷ ὄρει Χριστὲ ὁ Θεός, δείξας τοῖς Μαθηταῖς σου τὴν δόξαν σου, καθὼς ἠδυναντο. Λάμψον καὶ ἡμῖν τοῖς ἁμαρτωλοῖς, τὸ φῶς σου τὸ ἀΐδιον, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, φωτοδότα δόξα σοι».

Кондак:

«Ἐπὶ τοῦ ὄρους μετεμορφώθης, καὶ ὡς ἐχώρουν οἱ Μαθηταί σου τὴν δόξαν σου, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἐθεάσαντο, ἵνα ὅταν σε ἴδωσι σταυρούμενον, τὸ μὲν πάθος νοήσωσιν ἑκούσιον, τῷ δὲ κόσμῳ κηρύξωσιν, ὅτι σὺ ὑπάρχεις ἀληθῶς, τοῦ Πατρὸς τὸ ἀπαύγασμα» [2] .

Тропарь:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Кондак:

«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» [3] .

Ниже дан также перевод Н. Нахимова этого гимна на русский язык, опубликованный в 1911-м году:

Тропарь:

«Ты преобразился, Христе Боже, на горе, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак:

«Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние» [4] .

Преображение — изменение образа бытия

Греческое слово «μεταμορφώσεως», на первый взгляд, легко перевести как «трансформация, изменение формы, преображение» [5] . Но «μορφή» имеет более сложное значение, чем «форма, образ».

Изменился не Сам Бог, но был показан ученикам другой образ Его бытия в мире

Английское слово «shape», которым часто переводят «μορφή», связано со значением образа жизни, облика существа в настоящий момент, а на церковнославянский этот термин передают еще словом «зрак»: [Иисус Христос] «иже во образе Божии сый… зрак раба приим» (Флп. 2, 6–7). Здесь переводчик использует второй раз слово «зрак», чтобы показать: изменился не Сам Бог, но был показан ученикам другой образ Его бытия в мире [6] . Именно такое Преображение показал Господь своим ученикам на горе Фавор, образ Божий, но не в «зраке раба».

Насколько можем воспринять?

«Якоже можаху» — эта фраза оставляет в тексте тропаря праздника много неопределенности. Церковнославянский союз «яко (же)», равно как и греческий «καθὼς», является многофункциональным, но здесь нас интересует значение «в соответствии с» или «насколько» [7] . «Можаху» — глагол от «мощи» («иметь силу, мочь») стоит в форме имперфекта множественного числа 3 лица. Церковнославянский имперфект переводится на русский глаголом несовершенного вида в прошедшем времени — «могли» [8] .

Таким образом «якоже можаху» можно перевести как «насколько могли». Но могли что? На помощь приходит кондак праздника, использующий ту же грамматическую форму: «якоже вмещаху» — «насколько вмещали».

Даже серафимы не могут видеть славы Божией, а крыльями закрывают свое лицо. Милостивый Господь, по мысли Константинопольского Патриарха Геннадия Схолария, показал избранным ученикам только ту малую толику славы и света, которую они могли выдержать, вместить [9] . Именно это древний гимнограф и составитель службы отдельно подчеркнул в текстах и тропаря и кондака праздника. И хотя эта была лишь мизерная часть славы Божией, ее было достаточно, чтобы ослепить апостолов и привести их к еще большей вере во Христа.

По любви Его — Его Страдания

«Егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» — греческая частица «μὲν», переведенная на церковнославянский словом «убо», также является многофункциональной. В данном случае она несет в себе усиление уверения, то есть ее можно перевести как «конечно же, «точно». Фраза «егда узрят» («когда увидят») вводит придаточное предложение времени. Когда ученики увидят Христа распинаемым, то именно тогда они поймут, что Страдания Спасителя добровольны. Однако в чем же здесь добрая воля?

Когда ученики увидят Христа распинаемым, они поймут, что Страдания Спасителя добровольны

Размышляя о евангельских событиях, всегда необходимо помнить, что Бог есть любовь, и воля Его — любовь, любовь к падшему человеку. Апостолам после Бога, явленного во славе на Фаворской горе, после Бога, увиденного ими в людском презрении на Голгофе, а потом воскресшего и вознесшегося на горе Елеонской, Господь открыл тайну победы над смертью — любви всепобеждающей, которая и станет основой проповеди апостолов. Проповедь апостолов о Христе — свете Отца — распространилась по всему миру, благодаря личному опыту Богообщения апостолов со Христом, вершиной которого были события Преображения, Святых Страстей и Воскресения.

Так раскрывается тема добровольности Страданий Христа. Это связано и с пророчеством старца Симеона:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35).

Богородица, пошли нам Света — Христа

В тексте тропаря мы ожидаем от Господа Его «присносущного» света, света, который существует всегда, который вечен. Священное Писание среди прочих имен Божиих называет и свет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1, 5). В тексте тропаря мы просим у Света Отца — Света Сына, причем просим, имея у себя еще одного Просителя, Такого Просителя, Которому по Своей любви Господь не откажет — Саму Пречистую Божию Матерь. Как однажды Христос пришел через Деву Марию в мир, так и сейчас по ее молитвам светодавец Господь приходит к нам.

В праздник Преображения Господня мы вспоминаем два особых дивных имени Бога: свет и любовь. Просим в этот день у Христа, чтобы по молитвам Пречистой Богородицы Он спас нас от смерти и муки вечной, спас, несмотря на наши грехи и недостоинство, как когда-то не взирал на происхождение и статус простых рыбаков — будущих апостолов, по своей великой и истинной любви дал нам Себя — вечный Свет Отца.

19 августа 2021 г.

[3] Минея август. Ч. 1. М., 2002. С. 162, 167.

[4] Нахимов Н. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык. М., 1911. С. 159–160.

[5] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1114.

[8] Алипий (Гаманович), иеромонах. Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991. С. 113.

[9] Геннадий Схоларий. Слово на Святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия (Георгия) Схолария, Патриарха Константинопольского. СПб., 2007. С. 325.

Кондак Преображения Господня , глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Читайте также: