Ключевые цитаты заполняется дома

Обновлено: 21.11.2024

Цель: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира.

Задачи: познакомить с философской лирикой Б. Пастернака;

показать своеобразие и свежесть метафор в его произведениях, богатство и красоту других выразительных средств;

- способствовать формированию мировоззрения учащихся;

- развивать стремление учащихся познать законы мироздания;

(Учащиеся получили предварительное задание: прочитать выше названные стихотворения, а по желанию и выучить одно из них)

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отражённых строф, —
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.
Анна Ахматова. «Борис Пастернак (Поэт)»

I .Оргмомент. ( класс делится на три группы )

Запишите в тетрадях тему урока. Давайте осмыслим тему урока и определим задачи урока. (Ученики определяют задачи урока и записывают их в тетради. )

1)Познакомиться с основными этапами жизни поэта.

2) как проходило становление Пастернака-поэта

3)Работа с литературными терминами: рифма, метафора, звукопись, ассонанс, аллитерация , символизм, акмеизм, футуризм, «Леф» ( первые 4 понятия уже знакомы)

Вопрос классу . Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?

II . Рассказ учителя о Б.Л.Пастернаке. Учащиеся конспектируют рассказ учителя в таблицу и готовятся дать ответ на поставленный выше вопрос.

Примерная таблица(первые две графы заполняются в классе, а третья графа заполняется дома)

Этапы жизненного пути

Основные события каждого этапа

Ключевые цитаты (заполняется дома)

Рождение, родители, окружение в детские годы

Обучение в гимназии и Московском университете. Учение в Марбурге

Начало поэтического творчества

Первые послереволюционные годы. Развитие поэтического таланта

Годы Великой Отечественной войны

Последние годы жизни

Основные этапы жизни поэта.

На экране портрет Б.Л.Пастернака.(1890-1960)

«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».

Б.Л.Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю.

Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович,- известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман,- замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин, художники Серов и Врубель, Л.Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение».

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А.Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека.

Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.

Однако философия оставила след в творчестве поэта. В сборнике стихотворений «Сестра моя - жизнь» есть цикл под названием «Занятье философией».

Учитель: А теперь ответьте на вопрос:

Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?

Что оказало влияние на формирование Пастернака – поэта?

Вывод: Семья занимала важное место в становлении и развитии будущего поэта. Творческая обстановка дома, где часто устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали известные музыканты, художники, писатели. Фон, на котором происходило становление личности поэта, задавал высокие критерии требований к самому себе.

III .Самостоятельная работа учащихся. Конспект статьи учебника.«Борис Леонидович Пастернак»

IV .Подготовка к выразительному чтению стихов слабыми учащимися и чтению наизусть сильными и анализ стихотворений.

Работа в группах.

Группа 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Вывод: женская красота будит любовь, и любовь хочет выразить себя в возвышенной поэзии, потому что «тут», в мире, где господствует быт, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.

Группа 2. Природа. «Весна в лесу»

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское

Вывод: я ркое, образное изображение поздней весны

Группа 3. Поэзия. «Перемена»

1. Докажите строчками стихотворения, что Пастернак , несмотря на своё иудейское происхождение, старается жить по законам христианским.

2. Какие слова стихотворения подтверждают, что в юности автор поступает «не только благородно, но и честно, относясь пренебрежительнок тем, кто ни в чём не нуждается».

3. О «какой порче говорит поэт»?

Вывод: стихотворение имеет христианские корни. В православной традиции бедность не презираема, а уважаема. Но мир изменился: «времени коснулась порча», бедность стали презирать, «горе возвели в позор». Встать на такую позицию, по мысли Пастернака, значит, «потерять человека». Изменения в общественном мировосприятии неизбежно касаются и отдельного человека, и поэт заключает: «Я человека потерял / С тех пор, как всеми он потерян»

V . Подготовка к письменному ответу на вопрос «Какие вечные темы и образы связаны в стихах Пастернака с современностью?»

О себе

Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье, я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.

Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка.

О книгах

Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где, и растет, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый темный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

О познании

Интуиция — это цельное, разом охватывающее познание.

Факт бессмысленен, если в него не внести смысла.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

О мечтах

Мечта не выносит самого малого осмеяния.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

О человеческих проявлениях

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность.

Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила.

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.

В том, что пьяный человек становится хуже самого грязного скота, нет для людей никакого оправдания.

Утрата совести сопровождается, как правило, гимнами в ее честь. Любимое слово подонков - "нравственность".

О великом

Неуместно и несвоевременно только самое великое.

Мелко копаться в причинах циклопических событий. Они их не имеют. Это у домашних ссор есть свой генезис, и после того как оттаскают друг друга за волосы и перебьют посуду, ума не приложат, кто начал первый. Все же истинно великое безначально, как Вселенная. Оно вдруг оказывается налицо без возникновения, словно было всегда или с неба свалилось.

Вечность и современность в стихах о природе, любви, поэзии

И зучение стихотворений Пастернака можно организовать в группах.

Группа 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Группа 2. Природа. «Весна в лесу»

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское.

Группа 3. Поэзия. «Во всем мне хочется дойти…»

1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.

2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического “я”?

3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?

4. В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

Закончить урок можно прослушиванием записи романса на стихи Б.Л. Пастернака «Единственные дни» в исполнении братьев Мищуков или чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…».

О разном

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.

Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.

Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела — большое счастье, но вместе с тем и опасность.

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

И палачи считают, что они борются за кровные интересы народа.

Каким-то удивительным образом Паустовскому удалось пройти русскими полями и лесами через советскую действительность , не сломавшись и не поступившись всерьез своим мировоззрением. Впрочем, судя по одолевавшим его болезням, это далось ему нелегко.

Об искусстве

Ощущение жизни как непрерывной новизны вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.

Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом.

Дело художника - рождать радость.

Мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран.

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

О счастье

Счастье обособленное не есть счастье.

Наверное, бурное счастье
С лица и на вид таково,
Как улиц по смытьи ненастья
Столиственное торжество.

О свободе

Несвободный человек идеализирует свою неволю.

Человек, пережёвывающий то, что даёт ему его ежедневная газета или радиоприёмник, менее свободен по существу, чем философ в одиночной тюремной камере.

Об истине

Всякая стадность - прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее надостаточно.

Я не люблю людей, безразличных к истине.

О людях

Все мы стали людьми настолько, насколько научились любить и понимать других.

Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!

Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им.

С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой.

Нас всех друг другу посылает Бог. На горе иль на радость — неизвестно.

Человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера.

Все люди, посланные нам - это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

В делах житейских эти предприимчивые, уверенные в себе, повелительные люди незаменимы. В делах сердечных петушащееся усатое мужское самодовольство отвратительно.

О таланте

Талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.

Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.

Следующая цитата

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отражённых строф, —
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.

Анна Ахматова. «Борис Пастернак (Поэт)»

О родине

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.

Путешествуйте в меру своих сил и свободного времени, но прежде всего по своей родной стране - ее мы до сих пор еще как следует не знаем.

Нашу веру в счастливую долю своего народа не могли разрушить ни тиф, ни голод, ни обледенелая каморка, ни полная неуверенность в завтрашнем дне. Молодость была непобедима. Она могла превратить Дантов ад в захватывающее зрелище. Опухая от голода, мы всё же чувствовали слабый запах первого цветка за окном дворницкой и радовались этому.

Все, в том числе и рыбная ловля, что приближает нас к природе и роднит с ней, – патриотично в самом широком смысле этого слова.

О рыбалке

Займитесь ужением, вступите в великое племя рыболовов, и вы сразу же почувствуете, как окрепнет и закалится ваше тело. Вы погрузитесь в светлую поэзию природы и жизни.

Рыбная ловля тем и хороша, что она оставляет нас с глазу на глаз с природой, в любое время суток, в любое время года и в любую погоду.

Рыбная ловля не только развивает у нас любовь к родной природе, но и дает нам много знаний о ней. Это накопление знаний происходит исподволь, медленно, изо дня в день.

Рыбная ловля развивает добродушие и болтливость.

О жизни

Существовать не тяжело. Жить — самое просто дело. Зарделось солнце и взошло И теплотой пошло по телу.

Как хорошо на свете! Но почему от этого всегда так больно?

Жизнь посвящает очень немногих в то, что она делает с ними.

Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны! Так зачем подменять ее ребяческой арлекинадой незрелых выдумок, этими побегами чеховских школьников в Америку?

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

Может быть, состав каждой биографии наряду со встречающимися в ней действующими лицами требует еще и участия тайной неведомой силы, лица почти символического, являющегося на помощь без зова.

Будущее - это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит? Если ждешь А, а приходит Б, то можно ли сказать, что пришло то, чего ждал? Все, что реально существует, существует в рамках настоящего.

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела..Как летом роем мошкора Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме..

На свете нет тоски такой
Которой снег бы не вылечивал.

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе Жизнь прожить — не поле перейти.

О России

Как Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией.

Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все подвох и двусмысленность. И над сильным властвует подлый и слабый.

Каждый озабочен проверкою себя на опыте, а люди власти ради басни о собственной непогрешимости всеми силами отворачиваются от правды. Политика ничего не говорит мне.

О Боге

Бог, конечно, есть. Но если он есть, то он - это я.

Будущего недостаточно,
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.

О воображении

Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

Воображение, рожденное жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью.

Сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

Цитаты про Паустовского

  • И. Бунин: Думаю, ваш удел, ваша настоящая поэзия - в прозе. (кстати, цитаты Ивана Бунина)
  • В. Шкловский: В Тарусе с любовью хранят память о Константине Паустовском, о человеке, сумевшем увидеть утро мира, когда над землей пролит новый, еще никем нетронутый воздух. Помнит Паустовского вся страна.
  • М. Дитрих: Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.
  • Д. Шостакович: Ни у кого из современников нет такого духовного, тонкого и проникновенного слияния с природой, с родиной, как у Паустовского.
  • Э. Местертон: В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю… Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии.
  • В. Дружбинский: Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой.
  • В. Солоухин: Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе.

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

О здоровье

Нет ничего более полезного для здоровья, чем прямодушие, откровенность, искренность и чистая совесть.

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка.

О любви

Берегите любовь, как драгоценную вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном.

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.

Не будем говорить о любви, потому мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех, и пение, и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах. Кто знает? Может быть, это мужские слезы о том, чего некогда ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает?

Любить лучше издали, но любить необходимо, иначе — крышка. Вот так скитаться и всюду — в поездах, на пароходах, улицах, в полудни и на рассветах — думать о прекрасных вещах, ненаписанных книгах, бороться, погибать, растрачивать себя.

Цитаты про Пастернака

  • М. Цветаева: Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья. (кстати, цитаты Цветаевой)
  • А. Ахматова:
    • За то, что дым сравнил с Лаокооном,
    • Кладбищенский воспел чертополох,
    • За то, что мир наполнил новым звоном
    • В пространстве новом отраженных строф, -
    • Он награжден каким-то вечным детством,
    • Той щедростью и зоркостью светил,
    • И вся земля была его наследством,
    • А он ее со всеми разделил. (кстати, цитаты Ахматовой)

    Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

    О жизненной этике

    Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние – забвение и нарушение долга.

    Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.

    Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет.

    Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному. Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу!

    Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Нельзя быть злодеем другим, не будучи для себя негодяем.

    Красота жизни не открывалась им.

    Грязно только лишнее.

    Я ими всеми побежден, И только в том моя победа.

    Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи.

    Нет народов, есть личности.

    Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности все так переплетается!

    Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Другие по живому следу
    Пройдут твой путь за пядью пядь,
    Но пораженья от победы
    Ты сам не должен отличать.
    И должен ни единой долькой
    Не отступаться от лица,
    Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца.

    В снег такое наслаждение слушать длинные умные рассуждения.

    Следующая цитата

    Подготовил: Дмитрий Сироткин

    Представляю вам подборку цитат поэта Бориса Пастернака (1890 — 1960).

    Из всей «большой четверки» поэтов (Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак) судьба Пастернака сложилась наиболее благополучно.

    Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, люди, жизнь, творчество, любовь, о себе, женщины, писатели, Россия, правда и ложь, добро и зло, познание, революция, великое, душа, матери, дети, Бог, пьянство, сознание, счастье, здоровье, книги, свобода, талант, истина, мир.

    В заключение приводятся цитаты о Пастернаке.

    О душе

    Человек в других людях и есть душа человека.

    Все нынешней весной особое,
    Живее воробьёв шумиха.
    Я даже выразить не пробую,
    Как на душе светло и тихо.

    О любви

    Всякая любовь есть переход в новую веру.

    Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится.

    Но не надо любить так запасливо и торопливо, как бы из страха, не пришлось бы потом полюбить еще сильней.

    Не убегайте от своей любви, не разрушайте маленькое счастье, не говорите тихо: «уходи», когда душа разорвана на части!

    Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.

    Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина.

    Иногда встречается на свете большое и сильное чувство. К нему всегда примешивается жалость. Предмет нашего обожания тем более кажется нам жертвою, чем более мы любим. У некоторых сострадание к женщине переходит все мыслимые пределы.

    О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают. Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим. Незнакомым на улице, выстраивающимся на прогулке далям, комнатам, в которых они селились и встречались.

    О разном

    С тех пор как он себя помнил, он не переставал удивляться, как это при одинаковости рук и ног и общности языка и привычек можно быть не тем, что все, и притом чем-то таким, что нравится немногим и чего не любят?

    Сомкнутые веки.
    Выси. Облака.
    Воды. Броды. Реки.
    Годы и века.

    О створку форточки трется мокрое, шерстисто-серое небо. Оно полно неушедшей ночи.

    Сознание - яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться. Сознание – это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обрати их светом внутрь, и случится катастрофа.

    Но старость — это Рим, который
    Взамен турусов и колёс
    Не читки требует с актёра,
    А полной гибели всерьёз.

    Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя?

    Приведенные цитаты Пастернака раскрывают перед нами богатые, многообразные, порой напряженные проявления личности поэта.

    О мире

    Мир — это музыка, к которой надо найти слова!

    Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.

    О писателе

    Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание.

    Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.

    Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают.

    Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.

    Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации.

    Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.

    Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя.

    Известный писатель - тот, у кого печатают и слабые вещи. Знаменитый - тот, кого за них хвалят.

    О человеке

    Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.

    Почти каждый уходит из жизни, не свершив и десятой доли того, что он мог бы свершить.

    Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака

    К онечно, говорить о возможности постижения философской глубины стихов Пастернака на этом обзорном уроке не приходится, однако мы вполне можем объяснить ученикам хотя бы следующее: Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа — две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии — залог бессмертия человеческого духа. Выбранные нами для урока стихи хорошо подтверждают эти мысли.

    Вариант записи основных положений рассказа учителя

    О добре и зле

    К добру надо привлекать добром.

    Чтобы сделать добро, нужна некоторая беспринципность сердца, которое не знает общих случаев, а только частные.

    Зло, чтобы существовать, должно притворяться добром. Оно безнравственно уже этим притворством. Зло всегда обладает комплексом неполноценности: оно не смеет быть откровенным.

    О матерях

    Все решительно матери – матери великих людей, и не их вина, что жизнь потом обманывает их.

    Каждое зачатие непорочно. В этом догмате, касающемся Богоматери, выражена общая идея материнства.

    Следующая цитата

    Подготовил: Дмитрий Сироткин

    Представляю вам подборку цитат советского писателя Константина Паустовского (1892 — 1968).

    Похоже, что его созерцательная, неторопливая проза не очень попадает в нервный ритм нашего времени.

    Цитаты разнесены по темам: литература, природа, человеческие проявления, писатель, русский язык, жизненная этика, родина, любовь, вдохновение, жизнь, искусство, рыбалка, мечты, о себе, воображение, счастье, гений, человек.

    О женщинах

    Быть женщиной — великий шаг,
    Сводить с ума — геройство.

    Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша. И эта гордая враждебность к себе удесятеряет ее неотразимость.

    Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь - Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

    Она никогда не могла предположить, что в чужих губах может сосредоточиться столько бесстыдства, когда их так долго прижимают к твоим собственным.

    О пьянстве

    Лара подумала, с какой старательностью пьяные всегда любят изображать пьяных, и с тем более бездарной и любительской подчеркнутостью, чем они пьянее.

    Но видишь, я не пью, как многие, не вступаю на этот путь, потому что пьяная женщина это уже конец, это что-то немыслимое, не правда ли.

    О вдохновении

    Вдохновение, — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

    Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

    Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека.

    Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

    О себе

    Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.

    Я — человек отвратительный. Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке.

    Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной частности, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого.

    Часто плачу от волнения. Кажется, и причин нет. На экране покажут лошадь крупным планом, а у меня слёзы от волнения. Или Брамса играют — плачу и приговариваю: плохой, плохой композитор…

    О как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения!

    О творчестве

    Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.

    Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования.

    Нет времени у вдохновенья.

    Цель творчества - самоотдача,
    А не шумиха, не успех.

    Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутренного течения.

    Когда строку диктует чувство,
    Оно на сцену шлет раба,
    И тут кончается искусство,
    И дышат почва и судьба.

    Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады.

    Бедствия среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы.

    Сказочно только рядовое, когда его коснется рука гения.

    О литературе

    Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

    Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.

    Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная, тёмная или нарочито заумная литература нужна только её автору, но никак не народу.

    Ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным.

    Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

    Одна из основ писательства - хорошая память.

    Наша критика имеет обыкновение все гипертрофировать - и хорошее и дурное.

    О природе

    Природа учит нас понимать прекрасное.

    Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе.

    Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека.

    Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека.

    Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

    Когда приходит эта привычка, когда наконец наступает то состояние, когда человеку ничто в природе не страшно и стены дома перестают быть для него единственным надежным убежищем, тогда только природа раскрывается перед его глазами во всем своем разнообразии и могуществе.

    Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

    О жизни

    Ожидание счастливых дней бывает иногда лучше этих дней.

    Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

    Иные места покидаешь и все думаешь, что когда-нибудь сюда вернешься. Это легче, чем оставлять места, хорошо зная, что ты уезжаешь навсегда.

    Ночь всегда празднична. Ночью люди говорят то, что никогда не скажут днем. Вы заметили, что ночью голоса у людей, особенно у женщин, меняются? Утром, после ночных разговоров люди стыдятся смотреть друг другу в глаза.

    О писателях

    Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей.

    Изо всего русского я теперь больше всего люблю русскую детскость Пушкина и Чехова, их застенчивую неозабоченность насчет таких громких вещей, как конечные цели человечества и их собственное спасение. Во всем этом хорошо разбирались и они, но куда им было до таких нескромностей, — не до того и не по чину!

    Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни.

    О правде и лжи

    Чтобы говорить правду, надо быть еретиком.

    Неумение найти и сказать правду — недостаток, который никаким умением говорить неправду не покрыть.

    Дети искренни без стеснения и не стыдятся правды, а мы из боязни показаться отсталыми готовы предать самое дорогое, хвалим отталкивающее и поддакиваем непонятному.

    О жизненной этике

    Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой. Никогда!

    Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми, и ничего страшнее умирающей любви, — никем из любящих не заслуженной, необъяснимой.

    Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия.

    Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.

    Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.

    Никогда не кладите в книги письма любимых женщин.

    О революции

    Революцию производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоотречения. Они быстро опрокидывают старый порядок, а потом веками поклоняются духу ограниченности, приведший к перевороту, как святыне.

    Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

    О русском языке

    Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

    Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

    С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

    Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

    Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

    О гении

    Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

    Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он - гений.

    О детях

    Любить самоотверженно и беззаветно, с силой, равной квадрату дистанции, - дело наших сердец, пока мы дети.

    О, с какою силою, как проницательно чувствуют в детстве, впервые!

    О счастье

    Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

    Как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

    Слово о поэте

    У рок начинается с чтения эпиграфа. Эмоцио­нальный рассказ учителя о поэте должен сопровождаться чтением стихов, отрывков из автобиографического очерка «Люди и положения», показом портретов поэта разных лет. Ученики составляют план услышанного, дома он может быть дополнен подробностями жизненного и творческого пути Пастернака — датами, названиями стихов и сборников, цитатами.

    Читайте также: