Повесть о капитане копейкине цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Повесть о капитане Копейкине описана в главе 10, тома 1 поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).
Жители города N узнали, что Чичиков Павел Иванович скупал мертвые души (умерших крестьян). Этот странный поступок Чичикова, многие пытались объяснить тем, что он не тот, за кого себя выдает. Почтмейстер предположил, что Чичиков это капитан Копейкин и рассказал историю об этом капитане. Правда выяснилось, что капитан Копейкин был без руки и без ноги, а Чичиков имел все конечности.
Глава 10 поэмы «Мёртвые души»
Вдруг почтмейстер, остававшийся несколько минут погруженным в какое-то размышление, вследствие ли внезапного вдохновения, осенившего его, или чего иного, вскрикнул неожиданно: «Знаете ли, господа, кто это?» Голос, которым он произнес это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно слово: «А кто?» — «Это, господа, судырь мой, не кто другой, как капитан Копейкин!» А когда все тут же в один голос спросили: «Кто таков этот капитан Копейкин?» почтмейстер сказал: «Так вы не знаете, кто такой капитан Копейкин?»
Все отвечали, что никак не знают, кто таков капитан Копейкин.
«Капитан Копейкин», сказал почтмейстер, открывший свою табакерку только вполовину, из боязни, чтобы кто-нибудь из соседей не запустил туда своих пальцев, в чистоту которых он плохо верил и даже имел обыкновение приговаривать: «Знаем, батюшка: вы пальцами своими, может быть, нивесть в какие места наведываетесь, а табак — вещь, требующая чистоты». — «Капитан Копейкин», повторил он, уже понюхавши табаку «да ведь это, впрочем, если рассказать, выйдет презанимательная для какого-нибудь писателя, в некотором роде, целая поэма».
Все присутствующие изъявили желание узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя, в некотором роде, целую поэму, и он начал так.
ПОВЕСТЬ О КАПИТАНЕ КОПЕЙКИНЕ
«Только позволь, Иван Андреевич», сказал вдруг, прервавши его, полицеймейстер: «ведь капитан Копейкин, ты сам сказал, без руки и ноги, а у Чичикова. »
Здесь почтмейстер вскрикнул и хлопнул со всего размаха рукой по своему лбу, назвавши себя публично при всех телятиной. Он не мог понять, как подобное обстоятельство не пришло ему в самом начале рассказа, и сознался, что совершенно справедлива поговорка: русский человек задним умом крепок. Однако ж, минуту спустя, он тут же стал хитрить и попробовал было вывернуться, говоря, что, впрочем, в Англии очень усовершенствована механика, что видно по газетам, как один изобрел деревянные ноги таким образом, что при одном прикосновении к незаметной пружинке уносили эти ноги человека бог знает в какие места, так что после нигде и отыскать его нельзя было.
Но все очень усумнились, чтобы Чичиков был капитан Копейкин, и нашли, что почтмейстер хватил уже слишком далеко.
Следующая цитата
"Повесть о капитане Копейкине" дала Гоголю возможность
перенести читателя в Петербург, создать образ города,
ввести в повествование тему 1812 года и рассказать
историю о судьбе героя войны, капитана Копейкина,
показывая при этом чиновничий произвол и произвол
властей, несправедливость существующего строя.
Вставная "Повесть о капитане Копейкине"показывает
жестокость и бесчеловечность чиновников самой
"высшей комиссии".
Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер в тот
момент, когда они решают кто же такой Чичиков?
Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков
и есть Копейкин. Это и есть видимая нить, соединяющая
"Повесть о капитане Копейкине. " с действием всей поэмы.
". после кампании двенадцатого года вместе с ранеными
прислан был и капитан Копейкин.
Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете
вообразить, ему оторвало руку и ногу."
В конце концов Копейкин устает ждать и снова приходит
к вельможе. Копейкин требует от генерала немедленного
решения по своему делу. Пораженный дерзостью и
настойчивостью Копейкина, генерал решает избавиться
от него. Он предлагает Копейкину уехать из Петербурга
домой, чтобы не тратиться на жизнь в столице:
". если вам здесь дорого жить и вы не можете в столице
покойно ожидать решенья вашей участи, так я вас вышлю
на казенный счет.
Позвать фельдъегеря! препроводить его на место жительства!"
Наивный Копейкин соглашается уехать, тем более что
поездку ему оплачивает государство. Копейкина хватают
и увозят из Петербурга.
Куда он девается потом - никому не известно:
"Вот его, раба божия, схватили, судырь мой, да в тележку,
с фельдъегерем. "
Спустя почти 2 месяца в рязанских лесах появляется банда
разбойников. По слухам, атаманом банды оказывается сам
капитан Копейкин:
". куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете
представить себе, двух месяцев, как появилась в
рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки
был, судырь мой, не кто другой. "
Следующая цитата
«Повесть о капитане Копейкине» остается в значительной мере загадочной вставкой в «Мертвые души» . Обычное объяснение трактует ее как вставную новеллу, «которая имеет к сюжету довольно внешнее отношение» , но которая «нужна была Гоголю по идейным соображениям. Он показывает, что и на самых „верхах“ нет справедливости. Министр, через которого капитан Копейкин, потерявший руку и ногу в Отечественной войне и лишенный средств существования, просил о „монаршей милости“, ограничивался обещаниями» 1, а в дальнейшем прибег к репрессиям. Авторы, затрагивающие эту проблему, видят в Копейкине «маленького человека» , жертву самодержавно-бюрократического произвола: «В „Повести о капитане Копейкине“ Гоголь выступил с резкой критикой и обличением бюрократических верхов» 2. Как это обличение связано с основной темой поэмы, остается неясным. Видимо, не случайно, что в ряде проблемных работ, посвященных концепции «Мертвых душ» , «Повесть. » вообще не рассматривается3.
Сатирическая направленность «Повести. » в адрес петербургской бюрократии бесспорна. Именно она была причиной цензурных осложнений, затруднивших публикацию «Мертвых душ» . Однако трактовка Копейкина как «маленького человека» вызывает сомнения. Может вызвать недоумение, что Гоголь изобразил с этой целью не солдата-инвалида (ср. , например, образ
- 267 -
отставного солдата в повести М. Погодина «Нищий» или в «Рассказах русского солдата» Н. Полевого1), а капитана и офицера. Армейский капитан — чин 9-го класса, дававший право на наследственное дворянство и, следовательно, на душевладение2. Выбор такого героя на амплуа положительного персонажа натуральной школы странен для писателя со столь обостренным «чувством чина» , каким был Гоголь. Преувеличением кажется и мысль Н. Л. Степанова о том, что образ капитана Копейкина является «выражением глубокого недовольства широких масс (курсив мой. — Ю. Л.)» .
Представление о «Повести. » как о вставной новелле, механически включенной в текст поэмы и сюжетно не связанной с ее основным ходом, противоречит высказываниям самого автора: цензурный запрет «Повести. » поверг Гоголя в отчаяние. При этом автор неоднократно подчеркивал, что «Повесть о капитане Копейкина» — органическая часть поэмы. Поэма без нее и она без поэмы теряют смысл. В письме Н. Я. Прокоповичу от 9 апреля 1842 г. Гоголь писал: «Выбросили у меня целый эпизод Копейкина, для меня очень нужный, более даже, нежели думают они» (Гоголь, XII, 53). На другой день он писал Плетневу: «Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах заплатать и зашить» (Гоголь, XII, 54). В тот же день цензору
- 268 -
Никитенко: «Это одно из лучших мест. И я не в силах ничем заплатать эту прореху, которая видна в моей поэме» (Гоголь, XII, 54)1. Итак, с одной стороны, исследовательское: «имеет к сюжету довольно внешнее отношение» , а с другой — авторское: «одно из лучших мест» , удаление которого образует прореху, которой не зашить.
Показательно, что ради сохранения «Повести. » Гоголь пошел на ослабление ее обличительного звучания, что он вряд ли сделал бы, если бы, лишенная какой-либо сюжетной связи с основным действием, она была нужна лишь для этого, обличительного момента. В письме Плетневу, процитированном выше, Гоголь писал: «Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе. Я выбросил весь генералитет, характер Копейкина означил сильнее, так что теперь видно ясно, что он всему причиною сам и что с ним поступили хорошо» .
Следующая цитата
Смысл книги
Повесть не связана композиционно с сюжетом. Однако именно в ней раскрываются темы, на которые Н.В. Гоголь хотел обратить внимание читателей. Писателя возмущало несправедливое отношение государства к простым людям. Человек преданно защищал Родину, он получил тяжелые травмы и на всю жизнь остался инвалидом. Но государство не оказало ему никакой помощи.
Копейкин решает пойти на крайние меры. Он не собирает сдаваться, опускать рук. Разочаровавшись в своем государстве, герой создает группу людей, целью которой является ограбление богатых чиновников. У персонажа просто не было другого выхода. Его страна, за которую он так самоотверженно сражался, отвернулась от него. Копейкин не мог нищенствовать, тихо и безропотно терпя удары судьбы. Он собрал всю волю в кулак и осуществил задуманное.
Писателя до глубины души поражает безнравственность, царящая в обществе. Жизни других для людей ничего не значат. Они просто не воспринимают это как наивысшую ценность. Уверенность в завтрашнем дне зависит не от чистых помыслом, целеустремленности, а от материальных средств. Высокопоставленные особы верят в то, что все можно купить за деньги. Копейкин же открыть борется с чиновниками, которые на первое место ставят удовлетворение личных желаний, не обращая внимания на просьбы простого народа.
Читайте также: