Поступки отражающие глупость головотяпов цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Прежде чем стать знаменитыми глуповцами в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, этот, выдуманный им, удивительный народ был разрозненными племенами. Самым прославившимся из которых и было племя головотяпов, жившее далеко на севере. Отличительными чертами людей этого племени были крепкие головы и беспросветная глупость, приводившая к тому, что любое благое начинание терпело фиаско, а то и вовсе шло во вред самим себе.

Головотяпами же их звали по причине того, что они имели привычку "тяпать" (то есть, ударяться) головой обо все, что ни встречалось им на пути или в деле. "Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают".

Крепость голов как главное и единственное достоинство головотяпов помогла им подчинить себе всех соседей, "перетяпав" в борьбе слепородов, рукосуев, гущеедов, ряпушников, губошлепов, кособрюхих и прочих представителей живших поблизости племен. Даже по перечисленным наименованиям становится понятно, что наличием большого ума не отличались и соседи. А поскольку ничем иным , кроме как враждовать между собою, все эти народы никогда не занимались, то, в конце концов, оказались на грани вымирания. Вот тогда и поняли головотяпы, что как-то неправильно у них все заведено. Потому решили упорядочить жизненный уклад, ввести для себя законы и управление.

Об этом и многом другом в подробностях читатель узнает из летописи города Глупова "О корени происхождения глуповцев". Автор описывает некоторые из попыток головотяпов установить в своей жизни порядок. Как, например, в своем рвении они дружно кольями небо подпирали, теленка на баню тащили, острог блинами конопатили, в поисках правителя бродя "три года и три дня по ровному месту", умудрялись никуда не прийти. А выйдя, наконец, к болоту, бросились в него всей толпой и половину людей утопили.

Стоит ли удивляться, что ярко описанная Салтыковым-Щедриным катастрофическая глупость и вредоносность любых поступков головотяпов была замечена и подхвачена читателями. А со временем превратилась в имя нарицательное. Назвать человека головотяпом равносильно тому, чтобы одновременно обвинить его в ограниченности, упрямстве и бестолковости. Более того, это определение расширилось, и сегодня мы имеем слово "головотяпство" как синоним преступной халатности, небрежности и безответственности в делах.

Можно также отметить , что Ильф и Петров в небольшом вступительном слове к роману "Двенадцать стульев" развили этот своеобразный термин до шуточного, но очень точного понятия "головотяпство со взломом". Когда, казалось бы, глупее уже и быть не может, ан нет, всегда найдется кто-то "талантливый" настолько, что превзойдет даже самую очевидную глупость.

Почему выражение Салтыкова-Щедрина прижилось в массах и стало расхожим - вопрос риторический. Метко схваченные детали позволяют каждому, сколько-нибудь думающему человеку, не только увидеть параллель между художественным вымыслом и реальной жизнью, но и со всей ясностью осознать, что мы живем, к сожалению, в мире головотяпов среди головотяпов и сами, периодически, в этих головотяпов превращаемся.

Следующая цитата

Главной чертой глуповцев является их невероятная глупость. Она становится основной причиной их несчастий.
". вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие."
Глуповцы настолько глупы, что носят лапти, даже когда могут себе позволить кожаные сапоги:
". кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями."
". движимые силою начальстволюбия. "
". весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами. "
". когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым."
". глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы, но успеха не получили. "
". А главное, нет предприимчивости."
"Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы.
". такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным. "
". вобще всякое бедствие представлялось им чем‑то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым."

Следующая цитата

В повести описывается жизнь города Глупова на протяжении ста лет до 1825 года. Летопись города за это время вели четыре архивариуса. История Глупова напрямую связана с периодом правления различных градоначальников. В первой доисторической главе автор рассматривает вопрос происхождения населения города. Народ головотяпов смог одержать победу над другими племенами. Головотяпы решили найти для управления ими князя. Многие правители отказывались властвовать над глупым народом. Один из них согласился, но в городе жить не стал, оставив вместо себя наместника - новотора. Наместник оказался вором. Князь нечестнуму новотору отправил петлю. Но тот не стал ждать и зарезал себя огурцом. После такого князь назначал еще нескольких правителей вместо себя. Но все они ужасно воровали. Князь сам прибыл в Глупов и с этого момента начался исторический период в жизни города. Далее в произведение приводится описание градоначальников Глупова, рассказываются биографии наиболее значимых.

Дементий Варламович Брудастый был очень угрюмым и немногословным. Он все время пользовался двумя фразами: «Не потерплю и Разорю». Как-то письмоводитель увидел невероятную картину. Брудастый как обычно сидел за столом, но его голова лежала отдельно и была полностью пустой. Оказалось, что голова градоначальника содержала только два органчика с мелодиями: не потерплю и разорю. Но как-то из-за сырости голова пришла в негодность. Часовщик Байбаков заказал новую голову в столице. Но она не пришла в срок, поэтому Брудастый был без головы.

После этого в городе оказались два самозваных начальника. Рассыльный из губернии их быстро забрал. А Глупов погрузился в анархию. В течение недели городом управляли шесть женщин-градоначальниц. Жителям быстро надоела такая неразбериха. Новым градоначальником стал Семен Константинович Двоекуров. Его деятельность для города имела позитивное значение, он даже мечтал открыть в городе академию.

Петр Петрович Фердыщенко первые шесть лет управлял городом очень слаженно, Глупов в эти годы процветал. Но затем градоначальника попутал бес. Он воспылал чувствами к жене ямщика Аленке. Она отказала градоначальнику. Тогда Фердыщенко сослал ее мужа в Сибирь, а Аленке пришлось подчиниться. Но в наказание за такие поступки в город пришла засуха, а за ней и голод. Жители сбросили тогда Аленку с колокольни. Фердыщенко писал различные письма начальству, в Глупов даже прибыл отряд солдат. Когда градоначальник снова влюбился в Домашку, в городе начались сильные пожары. Правитель испугался и отказался от Домашки. Власть Фердыщенко закончилась в путешествии, когда он скончался от переедания.

Новым градоначальником стал Василиск Семенович Бородавкин. Он считал себя умным правителем и даже вел войны за просвещение народа. В период его правления Глупов стал находиться в упадке.

Еще один правитель Феофилакт Иринархович Беневольский любил издавать различные законы, хотя не имел на то право. Поэтому он разбрасывал листовки с законами по ночам. Уволен градоначальник был за сотрудничество с Наполеоном.

Затем Глуповым управлял подполковник Прыщ. Он фактически не участвовал в управлении, но город на удивление развивался за счет прекрасных урожаев. Оказалось, что у Прыща была фаршированная голова, которую съел предводитель, почувствовав от нее запах трюфелей.

Следующая цитата

Главной чертой глуповцев является их невероятная глупость. Она становится основной причиной их несчастий.

Жители города Глупова - это беспечные, добродушные и веселые люди:

Глуповцы - восторженные и легкомысленные люди:

". вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие."

Глуповцы - "начальстволюбивый" народ. Они страдают "начальстволюбием", то есть они любят, чтобы ими кто-то руководил:

". пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие."

"Начальстволюбие. робкими, но твердыми шагами выступает вперед."

". движимые силою начальстволюбия. "

". по примеру всех начальстволюбивых народов, как нарочно совались ему на глаза."

Для глуповцев главное, чтобы градоначальник был с ними ласков, даже если он ленив:

"Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать*, то имя его никогда не сделается популярным." (*калякать - то есть приятельстки болтать)

Когда город на время остается без градоначальника, глуповцы чувствуют себя сиротами:

". весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами. "

Когда глуповцы на 7 дней остаются без градоначальника, они впадают в анархию:

". едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию."

Глуповцы - "младенческий", незрелый народ в гражданском смысле:

". когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым."

Глуповцы - "темный", невежественный народ:

". глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы, но успеха не получили. "

Глуповцы не отличаются ловкостью:

". он с изумительною для глуповца ловкостью перебегал от одной партии к другой. "

Глуповцы не отличаются предприимчивостью:

". А главное, нет предприимчивости."

Глуповцы - твердый народ, но их твердость не приносит никаких положительных результатов:

". Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы. "

Жители Глупова - очень живучий, устойчивый народ:

"Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы. "

В городе Глупове часто происходят фантастические события:

". история города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще.

". летописец находится на почве далеко не фантастической и что все рассказанное им о походах Бородавкина можно принять за документ вполне достоверный."

". кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже более, чем нужно."

В целом жизнь глуповцев нельзя назвать нормальной:

". такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным. "


Глуповцы настолько глупы, что носят лапти, даже когда могут себе позволить кожаные сапоги:

". кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями."

Глуповцы живут вполне благополучно при градоначальнике Иванове, который не пользуется своими мозгами:

". голова его вследствие постепенного присыхания мозгов (от ненужности в их употреблении) перешла в зачаточное состояние." (об Иванове)

". глуповцы и во времена Иванова продолжали быть благополучными и что, следовательно, изъян, которым он обладал, послужил обывателям не во вред, а на пользу."

Самая счастливая эпоха в жизни Глупова - это эпоха, когда городом последовательно правили Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио:

". они сами изнемогали под бременем своего счастья. Они забылись. Избалованные пятью последовательными градоначальничествами, доведенные почти до ожесточения грубою лестью квартальных, они возмечтали, что счастье принадлежит им по праву и что никто не в силах отнять его у них."

Глуповцы твердо переносят самые ужасные бедствия, потому что все беды они считают чем-то неотвратимым и не зависящим от них:

У глуповцев совершенно отсутствует дух исследования. Они не стремятся понять суть и причины событий и разобраться в чем-либо:

"Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования."

Глуповцы не задумываются над тем, почему они терпят мучения из-за плохих градоначальников, как например Брудастый:

". если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого. "

Это был цитатный образ и характеристика глуповцев в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина: описание жителей города Глупова.

Читайте также: