Портрет гоголь анализ с цитатами

Обновлено: 16.05.2024

Молодой художник случайно приобретает картину, которая мистическим образом приносит новому хозяину огромные деньги. Чартков стремительно меняет свой статус в обществе: становится популярным, начинает писать портреты на заказ, утопает в роскоши и светских удовольствиях. Всё реже удаётся ему рисовать что-то для души, пропадает вдохновение. Чудесный талант, данный Богом, Чартков теряет в суете дней, в погоне за престижем, деньгами, славой.

Следующая цитата

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

Его повесть «Портрет» раскрывает нам не только проблемы общества, которые видел перед собой писатель, но и саму человеческую душу во всей её неоднозначности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Портрета» по плану.

История создания

  1. Повесть «Портрет» стала одним из первых творений Гоголя. Идея для этого произведения возникла у него после его проживания в Санкт-Петербурге в двадцатых годах. В этот период Гоголь не смог поступить в театральное училище, жил в бедности и очень нуждался в деньгах. В связи с этим северная столица воспринималась им, как мрачный и холодный город, в котором нет места теплу и доброте.
  2. Сама идея произведения пришла писателю на ум в 1832 году, когда тот непростой период его жизни уже остался далеко позади. Работу над повестью Гоголь начал в 1833 году и закончил уже через год.
  3. Первая версия «Портрета» пришлась не по душе критикам, в частности, В.Г. Белинскому, поэтому Гоголь существенно переработал книгу и выпустил новую версию в журнале «Современник» в 1842 году. Ее-то мы и знаем как основную.
  4. В качестве прототипа художника, нарисовавшего роковой портрет, современники угадывали А.А. Иванова, который трудился над религиозным полотном «Явление мессии».

Жанр и направление

Повесть «Портрет» относится к литературному направлению фантастического реализма. Автор стремится к достоверному отражению действительности. Несмотря на некоторые фантастические допущения, сами характеры персонажей, их слова и действия выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в реальность описанных Гоголем событий.

Жанр произведения «Портрет» можно определить, как фантастическую повесть. Повествование охватывает относительно небольшой промежуток времени, включает в себя малое число действующих лиц, при этом повествование насыщено большим количеством деталей и уточнений, призванных подчеркнуть атмосферу. В основе сюжета лежит фантастическое допущение.

Композиция и конфликт

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

В название повести «Портрет» вынесено название того предмета, который и запустил все события книги, коренным образом повлияв на судьбу героя. Таким образом, Гоголь сразу же выделяет главную деталь в своём произведении, которая объединяет вокруг себя обе части.

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Образы героев «Портрета» могут быть дополнены, если Вы напишите в комментариях, чего именно не хватает.

Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Проблемы

Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.

Основная идея

Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».

Чему учит?

Повесть «Портрет» учит нас презирать жадность и скупость. Говорит нам о том, как важно думать не только о теле, но и о душе. Таковы нравственные уроки книги и ее автора.

«Портрет» показывает нам силу настоящего искусства, которое способно оказать огромное влияние на человека, и рассказывает нам о цене, которую приходится платить художнику, чтобы обрести такую силу. Мораль повести «Портрет» свидетельствует о наличии ответственности творца за то, что он оставляет после себя для потомков.

Критика

Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.

«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.

Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.

Следующая цитата

Сначала рассмотрим путешествие полотна по сюжету произведения. Самый известный ростовщик города, знаменитый тем, что все его клиенты «оканчивали жизнь тяжелым образом», заказал свой портрет художнику из Коломны. Картина получилась настолько точной, что как будто оживала на глазах зрителей, и, казалась, заключала в себе душу натурщика. Дурная слава продолжала преследовать полотно и после смерти заказчика (ростовщика). Картина необъяснимо губила жизнь каждого своего обладателя (к примеру, Чарткова), в том числе и самого художника.

Портрет в произведении служит олицетворением нечистой силы, пороков, преследующих человека всю жизнь, в частности, корыстолюбия. Особенно остро данная проблема находит отражение в искусстве, ведь только истинный художник способен устоять перед искушением и не предать творчество ради наживы. Неслучайно на злополучной картине изображен именно ростовщик: не одну человеческую жизнь загубили проценты от займов. Сколько душ развратило богатство от них? Данное ремесло отлично символизирует корысть, жадность и алчность.

Стоит заметить, что каждая деталь внешности таинственного героя по-своему имитирует «желтый оттенок», создавая у читателя ассоциации с золотом – тем самым металлом, погубившим Чарткова: «лицо бронзового цвета» или «пламенный полдень», запечатленный в чертах ростовщика. Восточная национальность и азиатские детали его образа, к примеру, «широкое платье», навивают читателю мысли об арабском базаре, наполненном блеском драгоценных камней и славящемся роскошью персидских ковров. Это вновь заставляет вспомнить вечные пороки, которыми может наделить богатство.

Портрет – это не только узнаваемая часть фабулы данного произведения, но и главный инструмент, с помощью которого писатель очерчивает мораль повести. Неспроста история заканчивается тем, что портрет вновь исчезает, ведь нечистая сила всегда будет испытывать человеческие души, но итог этой борьбы может определить лишь сам человек.

Следующая цитата

Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приёмы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. В повести писатель поднимает важные темы ложного и истинного искусства, ответственности творца за своё творение. Звучит также тема настоящих и мнимых ценностей, которые рассматриваются через призму обманчивой привлекательности столичной жизни. На примере судьбы главого героя демонстрируется разрушение таланта, духовная деградация и последующее очищение художника. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.

История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.

Тема – искусства, творчества.

Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.

Жанр – повесть.

Направление – реализм, есть черты романтизма.

История создания

В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.

После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых занятых -

Главной темой произведения является тема искусства и творчества. Н. В. Гоголь противопоставляет истинный талант ремеслу. Главный герой Чартков стремится к деньгам и славе, поэтому выбирает путь безнравственности. Материальные ценности оказались для Чарткова важнее творчества, поэтому постепенно он теряет свой талант. Главный герой умирает как художник тогда, когда предаёт настоящее искусство и губит свой талант. Нравственная смерть влечёт за собой физическую.

Другой же художник, который написал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.

Композиция

Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.

В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.

Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.

Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.

«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объём произведения.

Направление

Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и приём антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, её тему, композиционные особенности, жанр и направление.

Читайте также: