Почему порфирий петрович уверен что раскольников сделает явку с повинной цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Порфирий Петрович разобрался в мотивах поступков Раскольникова и понял, что ЭТОТ человек не может не прийти с повинной - ведь изначальным мотивом поступка Раскольникова было некое всеобщее благо, которое достигалось через убийство старухи-процентщицы, в которой гнездилось мировое зло (тут, конечно, надо понимать, что здесь имеется духовный образ некоего зла вообще, а не лично какая-то там старуха) , украденные же драгоценности не имели для студента никакого значения.. . Стало быть, можно сделать такой вывод, что если Раскольников прозреет на изначальную ошибочность своих действий (а это, конечно, не просто какой-то там интеллектуальный логический процесс, а внутреннее тяжелейшее мучительное преображение) , то он обязательно повинится, скрываться ему мучительно, да и презрение наверняка он какое-то к этому испытывает. Просто к следователю с повинной приходит уже другой человек - не тот, кто заносил над несчастной старухой топор, но тот, кто уже сам готов положить голову на плаху, между этими людьми до и после - бездна, и тем не менее это один человек.. . Как такое прямо противоположное может совмещаться в одном человеке - понять почти невозможно, однако же почему-то совмещается - и в этом надежда для каждого.. . Ведь все мы в чем-то Раскольниковы. )))
Остальные ответы
Потому что Порфирий Петрович замечательный психолог и видит, что Раскольников не хладнокровный убийца.
Следующая цитата
Порфирий Петрович был уверен, что Раскольников придет с повинной. Следователь он был опытный, к тому же хорошо знал психологию преступников и активно этим пользовался. Он видел метания Радиона и почти с самого начала был уверен, что именно он убил старуху, поэтому медленно, но верно подводил Раскольникова к признанию вины.
Следующая цитата
Заслуга Порфирия Петровича в том, что голой улике он не доверяет, не доверяет и первому впечатлению. Собирая улики, «он складывает в различные сочетания, которые, то падая и разрушаясь, то приобретая неожиданную окраску» (появление Миколки) , приводят, наконец, Порфирия Петровича к убеждению в виновности Раскольникова. Именно он пришел к заключению, что Раскольников не простой убийца, он человек с идеей. Достаточно вспомнить разговоры Порфирия Петровича с Раскольниковым, его лукаво- простодушную интонацию, его невинные вопросы о Новом Иерусалиме, о воскрешении Лазаря, его соображения, анализы, воображения, неформальная обстановка, чтобы убедиться, что Порфирий Петрович – следователь, знающий и владеющий психологическими приемами для доказательства виновности преступления.
Более того, Порфирий Петрович неслучайно избегает формальностей, он даже не арестовывает Раскольникова, потому что свою задачу видит в другом: победить Раскольникова идеологически; он хочет убедить Раскольникова, что в его теории, разделяющей людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» , на «право имею» и «тварь дрожащую» именно он, Раскольников, – «тварь дрожащая» . Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова по той причине, что ясно понимает, что каторга только ожесточит и нравственно успокоит, а он не хочет его «на покой» сажать. Порфирий Петрович, более того, был уверен, что Раскольников и не убежит, потому что прекрасно представлял ту внутреннюю борьбу собственного наказания, которая произойдет в душе Раскольникова. И действительно, с болью и состраданием мы перечитываем те страницы «Преступления и наказания» , в которых герой томится муками, испытывает отвращение к себе, казнит, наказывает себя. И только наказание собственным судом подымет его из падения. И сам явится « с повинной» . Но, идя принимать свое внешнее наказание, Раскольников уже был очищен внутренним страданием, и тот суд, суд совести, который бог вложил в душу человека, уже совершил свое дело и открыл «бунтующему» сердцу Раскольникова новые, более широкие горизонты… Он окажется опять рядом с теми, с которыми, «как ножницами» отрезал своей теорией о двух разрядах. И внешнее наказание теперь для Раскольникова станет скорее желанным концом перед началом новой жизни. Этого наказания ждет исстрадавшаяся, порочная душа героя, исстрадавшаяся сознанием бесплодности совершенного злодеяния и нравственными муками.
При последнем разговоре с Раскольниковым следователь предлагает ему сделать явку с повинной, внушает ему, что «страданье - великая вещь. . в страдании есть идея» . Умный и тонкий психолог, он целенаправленно подводит Раскольникова к признанию. Отношение Порфирия Петровича к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот для него убийца, преступник, с другой - он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край» , на себе испытать идею, под влиянием которой, видимо, когда-то тоже находился.
Логика Порфирия, любовь Сони и ужас от страшного конца Свидригайлова вместе подвигают Раскольникова на решительный шаг — явку с повинною. Это еще не отказ от теории (даже идя доносить на себя, Раскольников восклицает: “Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь! ” , но это необходимое условие для последующего воскресения: Раскольников начинает искупать свою вину страданием и кладет начало своему воссоединению с людьми.
Следующая цитата
Заслуга Порфирия Петровича в том, что голой улике он не доверяет, не доверяет и первому впечатлению. Собирая улики, «он складывает в различные сочетания, которые, то падая и разрушаясь, то приобретая неожиданную окраску» (появление Миколки) , приводят, наконец, Порфирия Петровича к убеждению в виновности Раскольникова. Именно он пришел к заключению, что Раскольников не простой убийца, он человек с идеей. Достаточно вспомнить разговоры Порфирия Петровича с Раскольниковым, его лукаво- простодушную интонацию, его невинные вопросы о Новом Иерусалиме, о воскрешении Лазаря, его соображения, анализы, воображения, неформальная обстановка, чтобы убедиться, что Порфирий Петрович – следователь, знающий и владеющий психологическими приемами для доказательства виновности преступления.
Более того, Порфирий Петрович неслучайно избегает формальностей, он даже не арестовывает Раскольникова, потому что свою задачу видит в другом: победить Раскольникова идеологически; он хочет убедить Раскольникова, что в его теории, разделяющей людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» , на «право имею» и «тварь дрожащую» именно он, Раскольников, – «тварь дрожащая» . Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова по той причине, что ясно понимает, что каторга только ожесточит и нравственно успокоит, а он не хочет его «на покой» сажать. Порфирий Петрович, более того, был уверен, что Раскольников и не убежит, потому что прекрасно представлял ту внутреннюю борьбу собственного наказания, которая произойдет в душе Раскольникова.
И действительно, с болью и состраданием мы перечитываем те страницы «Преступления и наказания» , в которых герой томится муками, испытывает отвращение к себе, казнит, наказывает себя. И только наказание собственным судом подымет его из падения. И сам явится « с повинной» . Но, идя принимать свое внешнее наказание, Раскольников уже был очищен внутренним страданием, и тот суд, суд совести, который бог вложил в душу человека, уже совершил свое дело и открыл «бунтующему» сердцу Раскольникова новые, более широкие горизонты… Он окажется опять рядом с теми, с которыми, «как ножницами» отрезал своей теорией о двух разрядах. И внешнее наказание теперь для Раскольникова станет скорее желанным концом перед началом новой жизни. Этого наказания ждет исстрадавшаяся, порочная душа героя, исстрадавшаяся сознанием бесплодности совершенного злодеяния и нравственными муками.
Читайте также: