Анализ второй главы евгения онегина с цитатами

Обновлено: 04.05.2024

Первая часть третьей главы была начата в Одессе в 1824 году, а начиная с письма Татьяны была продолжена в селе Михайловском. Пушкину - 25 лет.

Третья глава отличается введением нового элемента текста - диалога. В ней впервые мы слышим речь не только рассказчика, но и самого Онегина, живую, разговорную, что действительно напоминает нам атмосферу романа. Но здесь говорят и другие герои: Ленский, Татьяна, ее няня.

Действие этой главы также отличается особенной живостью и стремительностью, а также особое место начинает занимать Татьяна. Ее внутренний мир, по-настоящему страстный и непосредственный, явится контрастом как сухой скуке Евгения, так и выспренной романтичности Ленского.

Ее чувство описано далеко не так иронично, как чувство Ленского к Ольге. Над ним нет той авторской отстраненности.

Ее любовная тоска и томления прослеживаются автором с большим сочувствием и вниманием, хотя автор дает понять, что просто «пришла пора: она влюбилась». И просто девушка начиталась романов. Все это мы понимаем, так как на это прямо указывает Пушкин.

Казалось бы, все предпосылки любви – такие же, как у Ленского (увлеченность литературой и сам возраст). Однако чувство Татьяны все равно показано как более объемное, живое, настоящее.

Поэтому любовь Татьяны типична и реалистична( «душа ждала… кого-нибудь»), но не банальна, не сентиментальна. Несмотря на то, что ее влюбленность выросла полностью на ее фантазиях, порожденных романами, она не стала от этого фальшиво-литературной, надуманной.

Почему же возникает такое твердое впечатление?

Во-первых, Татьяна обнаруживает главный признак подлинной любви – потребность хранить чувство в тайне и открывать его только самым близким душам. В отличие от «болтливой» влюбленности Ленского, Татьяна не помышляет доверить кому-то свои чувства. Она пытается намекнуть о них няне в самых общих, неловких словах, но, столкнувшись с недопониманием, принимает отчаянное решение написать своему избраннику. Ее решительность показывает всю меру ее натуры. Когда же письмо написано, то в диалоге с няней Пушкин мастерски показал, как трудно девушке даже назвать имя того, кому необходимо отнести письмо.

Если сравнить, то до сих пор Ленский, наоборот, много говорит с другом о своей любви, но мало доказывает на деле. За весь вечер Онегин не мог угадать, «которая Татьяна». Значит, Ленский не общался там с Ольгой как с избранницей и не было очевидно, которая из двоих его невеста? Он до сих пор не обвенчан с девушкой, да и позволяет Онегину насмехаться и над Ольгой, и над своим чувством к ней (начало 3 главы и разговор друзей после визита к Лариным). Это говорит о его подсознательном недостаточном уважении как к самому себе, так и к своему чувству.

Во-вторых, если чувство Ленского показано как бы снаружи, под ироническим взором Онегина и рассказчика, то чувство Татьяны показано изнутри:

Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

В письме к Онегину Татьяна доверяет ему свое одиночество посреди простоватых членов своей семьи:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

Если тоска Онегина посреди людей - от душевной пустоты, то тоска Татьяны - наоборот, от душевной переполненности.

Автор сравнивает Татьяну с разными женщинами, которых видал в свете, и не находит ей равных. Он видел то неприступных праведниц, то искушенных кокеток (строфы 22-25). Но Татьяна резко выделяется на их фоне своей естественностью.

Глава заканчивается сравнением Татьяны с мотыльком, когда она стоит перед грозным Онегиным, «как огнем обожжена», ожидая его ответа на свое письмо.

Как дружат Онегин и Ленский

На уровне сюжета, начавшаяся "от делать нечего" дружба Онегина и Ленского - ключевой момент данной главы.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Они разговаривают об истории и философии, но больше всего о любви. И хотя Евгений уже переболел темой страстей, он снисходительно слушает нового друга.

И, по мысли автора, Евгений здесь получше многих, поскольку, по сравнению с остальными, он умеет уважать чувство. Так автор критикует общество, в котором «чувство дико и смешно»:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Онегин относится к Ленскому, как взрослый к ребенку:

Он слушал Ленского с улыбкой.
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Так Онегин узнает от своего друга, что тот с детства любит Ольгу. Однако автор (Пушкин) предпочитает Татьяну. Кстати, рассказчик и в этом сойдется во вкусах с Онегиным, о чем узнаем позже.

Мы видим Ленского, который посещает могилы своих родителей и отца дочерей Лариных.

Глава заканчивается лирическим отступлением, плавно переходящим от темы смерти и смены поколений к теме бессмертия поэзии, к надежде автора остаться живым в памяти потомков:

Каковы новые герои?

Также в этой главе даны портреты всех остальных героев романа: после обучения в Германии возвращается в соседнее имение Ленский. Подробно рассказан образ жизни семьи Лариных: Татьяны, Ольги и их родителей.

Показательны отношения между родственниками в роду Татьяны, которые, несмотря на пародийность тона рассказчика, все же гораздо теплее, чем в роду Онегина. По крайней мере, здесь искренне оплакивают кончину отца Ольги и Татьяны:

Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой
Чистосердечней, чем иной.
Он был простой и добрый барин (…).

В строфе 11 весьма критично описывается местное дворянство, столь интеллектуально убогое, что на фоне его Евгений предстает как человек более умный, способный составить интересную компанию Ленскому. Впрочем, и в петербургском свете Онегин выделялся на общем фоне по той же причине - скромного уровня познаний большинства.

Следующая цитата

Ленский и Онегин

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание 2 главы романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Меняется ли Онегин во 2 главе?

Тем не менее, в этой главе образ Онегина становится более благородным и содержательным. Он делает добрые дела: освобождает крестьян от барщины; правда, он занимается этим, «чтоб только время проводить».

Надо сказать, отношение Онегина к делам и деньгам показывает его как человека либерального и не жадного. В первой главе он легко отдал все свое наследство заимодавцам покойного отца. Теперь он заменяет барщину оброком, таким образом уменьшая доход от своих заводов, на которых его дядя использовал бесплатный труд барщины.

Его расчетливые соседи с тех пор решили, что он «опаснейший чудак». Итак, мы видим, что Онегин, как бы нелицеприятен не был его образ в 1 главе, все же по сравнению с остальными дворянами выигрывает, кажется человечнее. Эта его черта, как и чуждость светским условностям, несомненно импонирует и рассказчику, и самому Пушкину.

Следующая цитата

Кадр из фильма

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Деревенская природа описывается автором с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно здесь).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – Владимира Ленского, тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и Пушкин, пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. Противоположность их натур притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.

Следующая цитата

Вторая глава написана в 1823 году в Одессе и издана в 1826 году (годом позже первой главы).

О деревня! (Гораций). О Русь!

Пушкин пользуется каламбуром, происходящим о того, что на латинском "деревня" - "rus", что звучит как "Русь". Так эпиграф провозглашает, что речь пойдет о русской деревне.

Эпиграфом подчеркивается также, что для автора деревня, которая будет изображаться здесь – это не столько Россия (более современное, гордое, державное звучание названия страны), сколько именно «Русь» - средоточие совсем других, стародавних ценностей.

Как показана деревня?

Итак, из Петербурга с его модной, светской жизнью мы переносимся в деревню, которую наследовал Евгений по смерти дядюшки. Это идиллическая местность, с аллюзиями на рай (дом огражден от ветра, «луга и нивы золотые», а сад – «приют задумчивых Дриад»).

"Замок" дяди - «во вкусе умной старины». Здесь примечательно выражение "умная старина". Для Пушкина часто старина обозначает источник чего-то более ценного, чем жизнь ветреная, современная.

В покоях шелковые обои (по старинной моде) и портреты царей. Пушкин замечает, что такое убранство нынче не принято в свете("все это ныне обветшало"), хотя он "не понимает почему", тем еще раз подчеркивая, что находит свое очарование в старомодных ценностях.

Из строфы 3 мы узнаем, что покойный дядя мало отличался от своего племянника искусством жить с интересом. Абсолютная пустота жизни этого дворянина обрисована в 2 строчках:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

Читайте также: