Петр первый о новом годе цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Указ Петра Первого утвердил новую дату начала Нового года на Руси. Согласно повелению царя, Новый год стали отмечать 1 января, а время вести от Рождества Христова. В восемнадцатый век Россия вступила 1 января 1700 года.
Содержание Свернуть Развернуть
Петровский указ от 20 декабря 1699 года
Петр Великий вошел в историю как реформатор и преобразователь. Многие внешние формы русской жизни он хотел переделать на европейский манер. Одной из таких новаций стало изменение летоисчисления и даты празднования Нового года. Сильное влияние на будущего императора оказали его заграничные вояжи.
До указа самодержца время на Руси вели от Сотворения Мира, а «новолетие», то есть Новый год, начинался 1 сентября.
Указ состоит из двух частей. В первой части обосновывается введение нового летоисчисления. Особенно подчеркивается, что «от Рождества Христова» живут не просто христианские народы, а те из них, которые исповедуют Православие. По мысли царя, страна должна жить по календарю, принятому в Европе.
Вторая часть петровского указа по объему даже больше первой. В ней содержатся подробные предписания, как встречать Новый 1700 год. Петр Великий, как и всегда, подробно регламентирует жизнь своих подданных.
После молебного пения в Церкви или дома в Москве необходимо украсить свои дома и ворота сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями и поздравлять друг друга с началом Нового года и нового столетия. Как украшать хвоей дома, в то время никто не знал. Поэтому необходимо ориентироваться на образцы, специально выставленные у гостиного двора.
Знатным людям предписывается утроить праздничную стрельбу из небольших пушек, мушкетов и другого мелкого ружья. На Красной площади провести огненные потехи. По ночам с 1 по 7 января запускать ракеты, во дворах зажигать праздничные огни - ставить 2-3 бочки, наполненные соломой, хворостом и смолой.
Текст указа свидетельствует, что царь пытается ввести у себя на родине обычаи, с которыми он познакомился в Европе во время своих зарубежных путешествий. Надо сказать, традиция украшения домов и улиц на Новый год после смерти императора постепенно сошла на нет и была благополучно забыта. Тем не менее, исследователи считают, что появление на улицах городов хвойных деревьев является началом истории устанавливать елку на новогодний праздник.
Неожиданные последствия царского указа
Как было замечено, рекомендации Петра I относительно украшения хвойными деревьями были основательно забыты. Но современная исследовательница Е.В. Душечкина в фундаментальной работе «Русская ёлка: история, мифология, литература» подметила одно забавное последствие петровских нововведений.
Елки почему-то сохранились в декоре питейных заведений. Хозяева кабаков и трактиров продолжали украшать ими накануне Нового года дворы и помещения. Дерево привязывали к колу, укрепляли на крышах, втыкали у ворот. Необязательно таким деревом была ель, встречались и сосенки.
Таким образом, ёлки стали в какой-то степени символами, опознавательными знаками питейных заведений. Они стояли до следующего Нового года, когда их заменяли на новые. В литературе при описании кабаков и трактиров постоянно встречаются эти детали – в убранстве заведений авторы подмечают хвойное дерево. Обычай, возникший в связи с петровским указом, продолжали исполнять на протяжении XVIII-XIX веков.
Более того, слово «ёлка» приобрело новое и совсем неожиданное значение. Дело в том, что тема алкоголя в России часто раскрывается с помощью эвфемизмов. Например, «сообразить на троих», «хряпнуть», «дерябнуть», «хорошо сидим» и т. д. Так же произошло и нашем случае. Вместо слов «кабак» или «пьяный» часто говорили «ёлка». Например, «пойдем в ёлку», «ёлка упала», «быть под ёлкой» и другие.
Полный текст указа в оригинале
7208 году декабря в 20 день Великiй Государь Царь и Великiй князь Петръ Алексiевич, всея Великiя и Малыя и Белыя Россiи указалъ сказать:
Извѣстно Ему Великому Государю нетолько что во многихъ Европейскихъ Хрiстианскихъ странахъ, но и въ народахъ Славянскихъ, которые съ Восточною православною нашею Церковью во всемъ согласны, какъ: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкасы и всѣ Греки, отъ которыхъ вѣра наша православная принята, всѣ тѣ народы согласно лѣта свои счисляютъ отъ Рождества Христова восѣмъ дней спустя, то есть Генваря съ 1 числа, а не отъ созданiя мiра, за многую разнь и считанiе в техъ летахъ,
и нынѣ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ, купно и новый столѣтний вѣкъ; и для того добраго и полезнаго дѣла указалъ Великiй Государь впредь лѣта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крѣпостяхъ писать съ нынѣшняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года.
А въ знакъ того добраго начинанiя и новаго столѣтнаго вѣка, въ царствующемъ градѣ Москвѣ послѣ должнаго благодаренiя къ Богу и молебнаго пѣнiя въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проѣзжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мiрскаго чина передъ вороты учинить нѣкоторыя украшенiя отъ древъ и вѣтвей сосновыхъ, елевыхъ и можжевеловыхъ, противъ образцовъ, каковы сдѣланы на Гостинѣ дворѣ и у нижней аптеки, или кому какъ удобнѣе и пристойнѣе, смотря по мѣсту и воротамъ, учинить возможно;
а людемъ скуднымъ комуждо хотя по древцу, или вѣтвѣ на вороты, или над храминою своею поставить, и то бъ то поспѣло, нынѣ будущаго Генваря къ 1 числу сего года, а стоять тому украшенiю Генваря по 7–й день того жъ 1700 года.
Да Генваря жъ въ 1 день, въ знакъ веселiя, другъ друга поздравляя Новымъ годомъ и столѣтнимъ вѣкомъ, учинить сiе: когда на большой Красной площади огненныя потѣхи зажгутъ и стрѣльба будетъ, потомъ по знатнымъ дворамъ Боярамъ и Окольничимъ и Думнымъ и Ближнимъ и Знатнымъ людямъ палатнаго, воинскаго и купецкаго чина знаменитымъ людямъ, каждому на своемъ дворѣ изѣ небольшихѣ пушечекѣ, буде у кого есть, и изъ нѣсколько мушкетовъ или инаго мѣлкаго ружья, учинить трожды стрѣльбу и выпустить нѣсколько ракетовъ, сколько у кого случится,
и по улицамъ большимъ, гдѣ пространство есть, Генваря съ 1 по 7 число, по ночамъ огни зажигать изъ дровъ или хворосту или соломы, а гдѣ мелкiе дворы, собрався пять или шесть дворовъ, такой огонь класть, или, кто похочетъ, на столбикахъ поставить по одной или по 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня соломою или хворостомъ, зажигать; а передъ Бурмистрскою Ратушею стрѣльбѣ и такимъ огнямъ и украшению по ихъ рассмотрѣнiю быть же.
Следующая цитата
320 лет назад, 20 декабря 1699 г., царь Пётр I подписал Указ под номером 1736. Пожалуй, это чуть ли не единственный документ той эпохи, с содержанием которого, пусть даже в самых общих чертах, знакомы мы все. Да-да, это тот самый указ о праздновании Нового года по европейскому образцу: 1 января.
Более того, это, наверное, один из немногих законов, действующих и поныне. Причём он пользуется повсеместным уважением и соблюдают его с удовольствием и радостью, что для распоряжений высшей власти скорее исключение, чем правило.
Статья по теме Другое дело, что некоторые положения этого закона пытались тормознуть, а то и вовсе отменить. Кстати, подобные попытки кое-кто предпринимает и до сих пор, с каким-то маниакальным упорством поднимаясь в атаку на заветы одного из величайших государей в отечественной истории.
Собственно, заветов в том документе содержится ровно три. С первым всё пока более или менее в порядке. Вот он: «Для того доброго и полезного дела впредь лета счислять и во всяких делах писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года». Нет, по этому поводу тоже возникали дискуссии. В 1917 году, например, многие предлагали переделать календарь так, чтобы Новый год наступал с 1 марта: даты, когда царя вынудили к отречению и вроде как началась Новая Эпоха. Но романтически настроенные болваны были в меньшинстве, и всё оставили как есть.
А вот что касается двух других заветов царя-плотника, то с ними дела обстояли не столь благостно.
Итак, завет номер два: «Перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у Нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее. А людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить».
С этим некоторые проблемы возникли изначально. Ёлкой русский человек не то чтобы брезговал, просто отношение к ней было специфическое. Точь-в-точь по пословице: «В березняке — любиться, в сосняке — жениться, в ельнике — удавиться».
Домашняя ёлка — это вообще явление довольно позднее. Потребовалось сто с лишним лет, чтобы она более-менее прижилась. Да и то не везде. В начале XIX в. рождественские и новогодние ёлки стояли только в домах петербургских немцев. Собственно, мемуары первой половины столетия сходятся на том, что ёлка — это явление в целом привычное, но русские относятся к нему как к «немецкому обыкновению». Первое отечественное упоминание о настоящей домашней ёлке относится к 1842 г. Что характерно — в русско-немецкой семье. Жена Александра Герцена описывает, как впервые устраивала для их двухлетнего сына праздник: «Весь декабрь я занималась приготовлением елки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз — я более него радовалась ожиданиям».
Статья по теме А спустя пару лет как прорвало. Рождественская ель стала модным явлением, и Россию охватил настоящий ёлочный ажиотаж. С тех пор Новый год и ёлка стали практически синонимами.
Разлучить их пытались несколько раз. Но дело начали вовсе не большевики, которые, как многим известно, ополчились на ёлку как на «буржуазный пережиток»: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» Другое дело, что пламенные революционеры «отменили» ёлку только в 1929 году: до этого на «пережитки» закрывали глаза.
Конечно, это было, никто не спорит. Однако первые атаки на ёлку, причём довольно-таки яростные, состоялись, когда люди на тысячекилометровом фронте поднимались в атаки настоящие. Рождество 1914 г. В отечественной прессе пошла волна «патриотических» статеек, авторы которых предлагали извести рождественскую и новогоднюю ёлку как класс. Просто по той причине, что изначально это немецкая затея, а немцы — враги.
В тот раз возобладали силы разума, и ёлку оставили в покое. Силы разума возобладали и в 1935 году, когда после шестилетнего перерыва советская власть наконец-то пришла к чеканной формулировке: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Подтвердив тем самым распоряжение Государя Петра Алексеевича.
Главная ёлка страны. Кто вернул Новый год детям в СССР Подробнее
Несколько иначе произошло с третьим заветом царя. Огненная работа, то есть фейерверк, тоже вменяется в обязанность: «Выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать».
До поры с этим проблем не было вообще никаких: побаловаться весёлыми огнями у нас умели и любили. Беда пришла откуда не ждали. В 2010 г. тогдашний главный санитарный врач России Геннадий Онищенко ужесточил санкции за использование пиротехники. А от себя добавил, что запретил бы это дело целиком и полностью: «Баловаться петардами — это языческий обряд, который перешёл все разумные рамки и приобрёл катастрофические размеры! Распространенное у нас сегодня огнепоклонничество — это приобретенная в 1990-е годы крайне дурная, на мой взгляд, привычка. Особенно она дает о себе знать в предновогодние и в новогоднюю ночи».
Тем не менее в этом плане наш народ оказался проникнут подчёркнуто монархическими настроениями. Указ Петра Великого № 1736 от 20 декабря 1699 г. исполняется истово и повсеместно.
Следующая цитата
Языческое эхо
До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием.
Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.
С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».
Зима близко
Статья по теме Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось – хотелось того веселья, что он видел за границей.
20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.
На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.
Пугающая перемена
1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.
Статья по теме Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр – необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:
«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили. Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда. »
6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.
Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.
Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.
Следующая цитата
Как в Европе
До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны. Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир. Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году». Само торжество было довольно своеобразным. На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном. Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.
Так продолжалось на протяжении целых 200 лет. Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни. Не стало исключением и празднование Нового года. 1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе.
Веселье всю неделю
Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел. Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке. Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми. В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома. Тот, кто ослушался, карался штрафом.
Также Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством, а 1 января ходили друг к другу в гости. Сам царь тоже ездил по Москве с визитами. Он вместе со своей свитой посещал знатные дома, угощаясь у всех радушных хозяев по очереди. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю: на улицах проводили гуляния и жгли костры из дров, хвороста и смолы.
Год за 4 месяца
Первый зимний Новый год прошел ярко и шумно. В полночь в Москве раздался праздничный грохот пушек. Семьи, у которых пушек не было, стреляли в воздух из ружей и мушкетов, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк. Петр встретил праздник в Лефортовском дворце на Яузе, а потом присоединился к народным гуляньям. Всем людям, пришедшим к стенам Кремля, раздавали царское угощение.
Статья по теме Таким образом, 1699 год в России прошел всего за 4 месяца. Поэтому ни в исторических документах, ни в мемуарах, ни в литературе нельзя найти упоминания о лете или весне 1699-го: их попросту не было! Год начался в сентябре и завершился в декабре, а те, кто не успел отпраздновать день рождения, вынуждены были прибавить к своему возрасту один год.
С каждым годом Петр не уставал придумывать новые затеи, и постепенно атрибутами Нового года стали фейерверки и маскарады. Позже люди уже не просто украшали еловыми ветвями дома, а срубали целые ели и наряжали их. При Екатерине II стало принято дарить друг другу новогодние подарки.
Несмотря на нелюбовь к кардинальным переменам, народу понравилось новое пиршество, и с тех пор Новый год начали отмечать с удовольствием. Так продолжается и по сей день.
Читайте также: