Печорин о дружбе цитаты
Обновлено: 06.11.2024
"я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого. рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с тем и обманывать". "я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть". "влюблялся в светских красавиц и был любим — но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. ". "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для своего удовольствия".
Следующая цитата
В"Княжне Мери"раскрывается душа человеческая .
Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек
противоречивый и неоднозначный.
Сам он перед дуэлью говорит:" Одни скажут: он был добрый
малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно".
И действительно, эта повесть нам показывает как
хорошие качества молодого человека
(поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность),
так и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм).
Из этого можно сделать вывод, что не бывает людей
исключительно хороших или исключительно плохих.
Эта глава играет центральную роль в романе, так как
позволяет нам самим (без каких-либо посредников,
как это было в первых двух повестях) проследить развитие
характера главного героя, узнать о формировании его натуры,
"себялюбивой и сухой".
"Княжна Мэри" демонстрирует нам истинную трагедию
Печорина - свою необычайную энергию и высочайший
умственный и духовный потенциал он тратит на пустяки,
совсем не заботясь о других.
Все основные вопросы романа - социальные,
психологические и философские - поднимаются именно
в этой повести (вот почему она занимает центральное
положение в романе) и плавно переходят в завершающую
новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить
важную загадку: в чём истинное предназначение
человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека
играет свобода, судьба, вера.
Становится понятно, что своим поведением Печорин во
многом обязан отсутствию нравственных заповедей,
выработанных верой в какую-то высшую идею.
высказывания Печорина о дружбе, любви, смысле жизни
о любви
. Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть:
как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только
почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь!
Моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам.
Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только
счастия, когда сердце чувствует необходимость любить
сильно и страстно кого-нибудь, -теперь я только хочу быть
любимым, и то очень немногими;
даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне
было бы довольно: жалкая привычка сердца.
Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив,
я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую
власть, вовсе об этом не стараясь.
Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни;
невежество и простосердечие одной так же надоедают,
как и кокетство другой.
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем
не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя,
для собственного удовольствия.
Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые
годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой,
пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может:
тут начинается наше постоянство -истинная бесконечная
страсть, которую математически можно выразить линией,
падающей из точки в пространство;
секрет этой бесконечности -только в невозможности достигнуть
цели.
Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти
и поступки со строгим любопытством, но без участия.
Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.
Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб
другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается;
рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае -
труд утомительный, потому что надо вместе с этим
и обманывать.
Следующая цитата
Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть:
как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только
почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь!
Моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам.
Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только
счастия, когда сердце чувствует необходимость любить
сильно и страстно кого-нибудь, -теперь я только хочу быть
любимым, и то очень немногими;
даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне
было бы довольно: жалкая привычка сердца.
Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив,
я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую
власть, вовсе об этом не стараясь.
Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни;
невежество и простосердечие одной так же надоедают,
как и кокетство другой.
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем
не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя,
для собственного удовольствия.
Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые
годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой,
пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может:
тут начинается наше постоянство -истинная бесконечная
страсть, которую математически можно выразить линией,
падающей из точки в пространство;
секрет этой бесконечности -только в невозможности достигнуть
цели.
Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки
со строгим любопытством, но без участия.
Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.
Печорин о дружбе
Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб
другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается;
рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае -
труд утомительный, потому что надо вместе с этим
и обманывать.
Печорин о своей молодости, о воспитании
В первой молодости я был мечтателем;
я любил ласкать попеременно то мрачные, то радостные образы,
которые рисовало мне мое беспокойное и жадное воображение.
Но что от этого мне досталось?
… Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно,
и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное
подражание давно известной книги.
Я стал читать, учиться – науки также надоели;
я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят
нисколько, потому что самые счастливые люди -невежды.
Во мне душа испорчена светом.
Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было;
но их предполагали - и они родились.
Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал,
все оскорбляли:
я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы;
я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже.
Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял.
И я выучился ненавидеть.
Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом.
Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца;
они там и умерли.
Я говорил правду - мне не верили.
Я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества,
я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства
счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так
неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние-
не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное,
бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной
улыбкой.
Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей
не существовала, она высохла, испарилась, умерла,
я её отрезал и бросил, -тогда как другая шевелилась и жила
к услугам каждого, и этого никто не заметил
Следующая цитата
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
Добавил T-34 13.04.08- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный.
Добавила 071095 05.05.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Нет проку в том, кто старых друзей забывает.
Добавила коллекционер 27.08.09- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Добро бы я был ещё его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге, следовательно не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтобы разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений.
Читайте также: