Ибо мертвые сраму не имут полная цитата

Обновлено: 04.05.2024

Не посрамим земли русской — см. Мертвые сраму не имут. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Не посрамим земли русской … Словарь крылатых слов и выражений

Керченская оборонительная операция — боевые действия советских войск в Крыму в мае 1942 года. Немецкое наступление в районе Керчи получило кодовое название «Охота на дроф» (Trappenjagd). Керченская оборонительная операция Великая Отечественная война Дата 8 19 мая 1942 года … Википедия

Операция «Охота на дроф» — Великая Отечественная война Дата 8 19 мая 1942 года Место Крым, СССР … Википедия

Не посрамим земли русской — крыл. сл. Выражение из летописи. см. Мертвые срама не имут … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

срам — (в просторечии страм), род. срама и сраму. В устойчивом словосочетании только сраму (мертвые сраму не имут) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Следующая цитата

В 969 году в Константинополе было горячо. Император Никифор Фока был свергнут своим племянником Иоанном Цимисхием. Переворот сказался на армии русского князя Святослава, уютно расположившейся на Дунае и не собиравшейся оттуда уходить на свой родной север, в Киев. Святослав вообще рассчитывал закрепиться в Переяславце, сделав его центром своего княжества.

Но византийцы, которым он еще недавно помогал, теперь были настроены сильно против Святослава. Ничего личного, просто бизнес и международные дела. Поэтому со Святославом не договорились. Тем более, что русский князь тоже малость обнаглел и потребовал большую плату, чем договаривались вначале. Впрочем, за большую сумму он обещал оставить все захваченные города и отпустить пленных. Святославу намекнули, что у его отца дела с Византией шли не лучшим образом и он получил более чем сильно. Ну а Святослав пообещал дойти до Константинополя.

Так весной 970 года началась новая война. Цимисхий перебросил во Фракию войска под командованием Варды Склира. А Святослав весной 970 года собрав свои силы, болгар, венгров и печенегов начал движение к Адрианополю. По разным версиям битва случилась у Аркадиополя или недалеко от Адрианополя. Точное место боя неизвестно.

Неизвестна и точная численность войск с той и другой стороны. По русской летописи у Святослава было не более 20 тысяч человек, по византийским источникам – более чем 30 тысяч. При этом численность армии Варды Склира византийцы оценивают в 10-12 тысяч человек. То есть, скорее всего силы были равными.

Это подтверждает и знаменитая речь Святослава, сказанная им перед битвой: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то о своих, сами позаботьтесь»

Ну а что было дальше, зависит опять же от того, каким источникам верить. По византийским – Святослав был разгромлен наголову и Варда Склир был отправлен с армией в другой регион. По русской летописи – победил Святослав в тяжелой битве. Византийцы говорят, что они потеряли 55 человек, перебив 20 тысяч воинов Святослава – расклад для тех времен почти невозможный, разве, что армия противника побежала.

Ну и потом закончилось все далеко не этой битвой. В русских источниках говорится о том, что Святослав получил таки дань, в том числе и на погибших. Византийские источники про этот момент молчат.

В любом случае справедливым остается одно. Святослав после этой битвы никуда не ушел и зимовал по-прежнему на Дунае, а вот византийцы всю зиму стягивали войска, готовясь к удару в 971 году. А значит, скорее всего либо победил Святослав, либо очевидного победителя в битве не было и византийцы предпочли заключить мир, чтобы потом ударить в спину.

В следующем году сил у византийцев будет больше и военная удача от Святослава отвернется. Его мечте закрепиться на Дунае, будет не суждено сбыться. Он сделал свое дело, разгромив болгар, а теперь мешал империи и был выдавлен на север. Ну а там на него натравили печенегов, которые сделали все для того, чтобы опасный враг Византии никогда не вернулся на берега Дуная или дальше.

Полезное

Следующая цитата

Наследие князя Святослава заставляет нас по-новому взглянуть на роль личности в Истории. Простые слова, сказанные более тысячи лет назад, обладают огромной силой, влияют на души, на сердца. Мы чувствуем таинственную связанность ими, дух славян и истинной Руси, чего-то уникального для нас, навсегда завещанного предками. Говоря словами Пушкина: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось». «Иду на Вы…», «Мертвые сраму не имут», - простое и величественное кредо русской цивилизации. Давайте посмотрим, в чем глубокое значение того пути, которым шел Святослав, великий князь Киевский.

В те времена простая истина, что государь должен, прежде всего, готовиться к войне, была понятна из практики. Святослав наиболее последовательно реализовал эту миссию правителя и почти всю взрослую жизнь провел в военных походах. В Киеве бытовые вопросы решала его мать, знаменитая ярая княгиня Ольга. А затем – воеводы. И государство не распалось, выдержало. Ведь было обеспечено главное – мир и покой, добытые постоянным воинским усилием лучших. Как и сейчас, как и всегда, Русь была в кольце врагов. Тогда еще никому не приходило в голову думать, что можно идти на любые унижения, «лишь бы не было войны». Война была, будет и в ней надо побеждать. Князь Святослав предпочитал вести борьбу на территории противника, лицом к лицу. Малой кровью и могучим ударом, как скажут потом. Что же отличало его от полководцев своей эпохи? Жестоких, решительных, удачливых, возможно. Его отличал русский или космический масштаб мышления. Борьба за будущее своего народа и всего человечества.

Что означает послание «Иду на Вы…»? Открытое объявление войны. Приглашение на поле брани мужей силы, умелых бойцов. Возможность увести женщин и детей подальше. Забота о сохранении жизни будущих и нерожденных еще поколений в стане врага! Невиданная щедрость и великодушие во времена, когда набег, увод в рабство, грабеж считались частью удали джигита и кочевника. Великодушие, которое применялось не избирательно. К тем же кочевникам, что жгли русские села и доходили до Киева. К хазарам, к византийцам. Ко всем. Без лицемерия.

Думать не о собственной сиюминутной выгоде, а о будущей мирной жизни, о сокращении потерь и страдания - вот это и есть загадка русской души для чужого человека. Что-то из этого мы впитываем с молоком матери. Что-то доносится до нас в момент знакомства со Святославом и его бессмертным духом. Великим воином называют того, кто побеждал воинов, а не сжигал и грабил города. Святослав Игоревич не только был великодушен, он бил печенегов под стенами Киева, разгромил окончательно Хазарский Каганат, отбивал агрессию Византии. Своими делами он уже прочно вписал себя в историю Руси. Но еще более ярко осветил он её своим личным примером.

«Не посрамим же земли Русской и ляжем костьми. Ибо мертвые сраму не имут» . Редкий случай, когда история фиксирует так прямо кредо, что честь дороже жизни, что цель определяет смысл всего. Через сотни лет эта короткая фраза «мертвые сраму не имут» заключает в себе великий и грозный призыв, понятный любому мужчине, если он хочет считать себя таковым. Чудесная сила этого кредо приводит к победе в любом случае. Даже павший остается победителем. Лишь в борьбе обретается любое право в том числе и на жизнь. Потому и в полях Болгарии, в чужой земле, выйдя на бой со дружиной, Святослав завоевал право на мир, на жизнь и возвращение на Родину. Не униженно прося, а внушая врагу трепет. Когда тот стремится заключить мир как можно скорее. Слишком велика цена сражения с тем, кто будет стоять до конца. Торгаши и менялы умеют считать.

Историю делают те, кто видит дальше других, смотрит выше, думает глубже. Прожив на свете всего тридцать лет, Святослав Игоревич стал духовным основателем Русской цивилизации. Словом и делом своим он дал нам пример истинного вождя, правда о котором живет века. Без интернета и телевизора. Почти вся жизнь в походах, в первых рядах среди воинов, ведя людей за собой и рискуя жизнью. Сон на седле, ничего для себя. Власть и уважение, которые заслужены, которые оправдывают сами себя. Не полагаются на формальности, число голосов и не ищут оправданий поражению. Какие современные вожди вообще достойны этого высокого звания? Немногие, и о них расскажет наша книга. Будем же видеть и слышать князя за своей спиной всякий день. Будем достойны.

Смотреть что такое "Мертвые сраму не имут" в других словарях:

мертвые сраму не имут — нареч, кол во синонимов: 2 • мёртвые сраму не имут (1) • погибшие в бою не ответственны за поражение … Словарь синонимов

мёртвые сраму не имут — нареч, кол во синонимов: 1 • мертвые сраму не имут (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Не посрамим земли русской — см. Мертвые сраму не имут. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Не посрамим земли русской … Словарь крылатых слов и выражений

срам — (в просторечии страм), род. срама и сраму. В устойчивом словосочетании только сраму (мертвые сраму не имут) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Следующая цитата

Мертвые сраму не имут
Как следует из летописи («Преподобного Нестора Российский летописец», СПб. 1863), с такими словами обратился к своим воинам выдающийся древнерусский полководец, князь Киевский (с 955 по 972) Святослав I Игоревич перед сражением с византийцами (970) под городом Доростол (сейчас болгарский город Силистрия): Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту: мертвый бо срама не имут.
И Святослав одержал победу, хотя армия Византии под командованием императора Цимисхия превосходила войско Святослава в два с половиной раза.
Византийский историк Лев Диакон, называя русичей «скифами», а византийцев, по традиции, «римлянами», так писал об этом сражении: «Итак, в шестой день недели, 22 июля, при заходе солнца скифы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копья свои, решились идти на подвиг. Скифы сильно напали на римлян; кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Конь Анемаса (византийский полководец. — Сост.) частыми ударами копий был сражен на землю; тогда, окруженный фалангою скифов, упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.
И так скифы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на римлян. Устрашенные необыкновенным их натиском, римляне начали отступать».
Смысл выражения: даже в случае проигранной битвы потомкам не в чем упрекнуть погибших, ибо они сделали все, что могли — достойно сражались и погибли с оружием в руках

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Читайте также: