Пан глуховский характеристика с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Разберем по главам часть поэмы, которая сегодня считается последней, поскольку логически она больше всего похожа на финал произведения.

После смерти князя Утятина вахлаки (жители Валахчины) устроили большую пирушку, поскольку были рады, что скоро получат обещанные поемные луга. Они еще не знали, что вместо них получат нескончаемую тяжбу, и больше ничего. Староста Влас просит привести своего любимого крестника - Гришу Добросклонова, сына дьячка. Его с братом просят спеть сочиненную Гришей песню, и они начинают петь.

Князь Утятин

Выживший из ума старик, никак не может поверить, что крепостного права уже нет. Привык издеваться над крестьянами, узнав о реформе, от злости начинает болеть. Наследники боятся, что останутся без состояния, упрашивают крестьян подыграть им в обмане старика. Жестокий самодур, до смерти остается тираном.

Яркий представитель старого поколения слуг, и после реформы остается преданным холопом, продолжает служить своему барину.

Следующая цитата

В последней части поэмы "Пир на весь мир", в главе 1 "Горькое время - горькие песни" начальный вопрос поэмы о том, кому живется "весело, вольготно" на Руси, сменяется другим: кто всех грешней.

Глава "Пир на весь мир". Усевшись под "ивой старою", "На бревна, тут лежавшие", крестьяне затеяли новый философский диспут. Глава "Пир на весь мир". Усевшись под "ивой старою", "На бревна, тут лежавшие", крестьяне затеяли новый философский диспут.

То есть постепенно народ словно начинает осознавать, что не веселых и довольных надо искать, а смотреть глубже: какими ценностями живут люди? Мужики начинают подходить к идее, что счастье народа зависит от того, греховны мы или праведны. Счастье - в праведности. Именно к этой мысли постепенно через всю поэму подводит нас Некрасов.

И вот начинаются рассказы о грешниках на Руси. Один из присутствующих, странник Иона , поведал историю особенного духовного значения. Все его слушают с огромным вниманием.


Не только не гнушалися
Крестьяне божьим странником,
А спорили о том,
Кто первый приютит его.

Иона же часто выбирал самую бедную избу для своего постоя.

И к той избе особое
Почтенье: бабы бегают
С узлами, сковородками
В ту избу.
Чашей полною,
По милости Ионушки,
Становится она.

Именно этот праведник рассказал историю «О двух великих грешниках» .

Она тоже отличается тем, что написана в рифму.

"История о двух грешниках". "История о двух грешниках".

Начинается она рассказом о жизни атамана Кудеяра , который много награбил, а убил - "Целую рать — не сочтешь!", но вдруг был осенен божьим светом.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

Раскаявшись, он становится старцем-монахом. В видении ему было открыто, что все грехи отпустятся, если перережет своим ножом огромный дуб, возле которого он живет.

Однажды проезжает мимо местный помещик, пан Глуховский.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Итак, раскаявшийся грешник Кудеяр хочет привести к спасению второго грешника - местного барина. Но тот лишь усмехнулся- грехи его вовсе не тяготят:

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Боль за свой народ - вот что ощутил бывший атаман. И испытывает праведный гнев к бессовестному мучителю-самодуру:

Глава"Пир на весь мир" . История о двух грешниках. Глава"Пир на весь мир" . История о двух грешниках.

Месть за народ - убийство пана - это явилось тем поступком, которого ждали от атамана сами небеса. Такова мораль этой истории:

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

В этом символическом эпизоде - мечта о народном гневе, который свалит вековое древо крестьянских мук.

И мы теперь понимаем, почему вахлаки так любят Иону: говоря о Боге, он в то же время не проповедует крестьянам смирение, терпение и послушание таким панам, как Глуховский. Нет, он зажигает их сердце мечтой о свободе, о защите собственного достоинства. Иона заключает свою историю торжественно:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Итак, в этой истории звучит идея о праведном гневе и о том, как понимает Иона истинную праведность.

Яким Нагой

Простой крестьянин, в котором проявляется духовное начало, умение понимать прекрасное. Работяга, всю жизнь проводит в трудах, не имея лишнего куска хлеба. Его увлечение странно для мужиков – он любит картинки, которыми украшал стены дома. Когда случился пожар, первым делом, он спас картинки. Решительный крестьянин, давший отпор барину Веретеннинову, когда тот укорил их за пьянство.

3. Старое и новое.

Наконец дали рассказать Игнатию Прохорову историю про "Крестьянский грех". Один славный адмирал перед смертью дал вольную своим 8 тысячам крепостных и вручает ее Глебу-старосте. Но дальний родственник подкупил Глеба, дал ему самому вольную за то, чтобы тот сжег вольную всех остальных крестьян. За такой Иудин грех проклят навеки мужик.

Затужили мужики после этого рассказа и запели песню "Голодную" - о чувстве голода. Но к ним подходит Гриша и упрекает за то, что поют такие песни. Он поднимает их дух: нет больше крепостного права, значит, не будет больше и предателей.

Грише за такие слова желают всех благ, а он говорит, что ему нужно одно - чтобы "каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»- и уходит.

Затем приехал солдат Овсянников с племянницей Устиньюшкой. Он кормится подаяниями за песенки, потому что на войне под Севастополем потерял здоровье и способность работать, но не получил никакой пенсии и стал нищим.

Следующая цитата

"Последыш" - это единственный текст, который успел написать Некрасов для второй части своего произведения. Поэтому за этим текстом сохранился подзаголовок "Из второй части".

Эта вторая часть поэмы (или ее еще называют просто отдельной главой), написанная в 1872 году, через 11 лет после отмены крепостного права, показывает неприятие помещиком Утятиным реальности. Тема логически продолжает ту, что начата в главе " Помещик " из первой части поэмы.

Часть "Последыш" открывается картиной сенокоса в жаркую летнюю пору. Наши странники дошли до приволжской деревни Валахчина. Их тоже взяла охота покосить, и они с удовольствием помогают здешним мужикам -вахлакам.

Часть "Последыш" Часть "Последыш"

Здешний староста Влас приказывает мужикам в присутствии местного помещика играть роль прежних крепостных . За это родственники князя обещают отдать крестьянам поемные луга:

Рассердится — поклон ему!
Похвалит вас — «ура» кричи…

Портрет помещика Утятина имеет гротескную деталь :

И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Такое описание совпадает с образом булгаковского Воланда в романе "Мастер и Маргарита". Но если для Булгакова разные глаза (один живой и светящийся, другой мертвый и пустой)- символ загадочной амбивалентности, то для Некрасова - это признак хромой, ничтожной души. Левый глаз Утятина стал таким от шока, перенесенного после отмены крепостного права:

Хватил его удар!
Всю половину левую
Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна…
Пропал ни за копеечку!
Известно, не корысть,
А спесь его подрезала.

С помощью трагикомической антитезы (еле дышащий инвалид-барин и преклоняющиеся перед ним мужики-богатыри) поэт воссоздает картину унижения народа, которое еще недавно было реальностью.

Некрасов намеренно утрирует картину холопского уничижения с помощью разных эпизодов. Он вызывает таким образом гнев и омерзение перед тем, что составляло историю России столь долгое время.

Бурмистр) перед помещиком,
Как бес перед заутреней,
Юлил: «Так точно! Слушаю-с!»-
И кланялся помещику
Чуть-чуть не до земли.

А лакей Ипат до сих пор самозабвенно служит барину и даже не рад отмене крепостного права.

Он даже не понимает, что помещик третирует его как неживой предмет, вещь для забавы.

Вот одно из садистских развлечений Утятина: опускал Ипата в прорубь в одном неводе, вытаскивая его оттуда в другом. То есть не дозволял даже лакею самому выходить из ледяной воды. Раб должен был ждать, пока барин сам его оттуда вытащит.

А уже постаревшего своего лакея князь заставил играть на скрипке, посадив на верх телеги в метель. Кучеру он велел гнать быстрее! Конечно, бедный Ипат упал и сани проехались по нему.

Но Ипат не испытывает к самому себе никакого сочувствия, так как искренне не считает себя человеком, чего-либо достойным. Он мыслит себя вещью, которая создана для барского угождения и полностью в господском распоряжении.

Смерть Агапа Петрова

Долго ломали комедию перед Утятиным, пока один мужик, Агап Петров, доведенный руганью князя до предела, не сорвался на гнев:

Крестьянских душ владение
Покончено. Последыш ты!
Последыш ты.

И князя опять хватил удар.

Приказ: пред всею вотчиной, В присутствии помещика, За дерзость беспримерную Агапа наказать.

Чтобы вылечить князя, несерьезный временный бурмистр Клим выдумал новую комедию: уговорили Агапа изображать стоны и крики, как будто и впрямь его бьют розгами. На самом деле его поили вином в это время.

Но "непоклончивый" Агап не выдержал такой гнусной, унизительной комедии и умер почти в тот же день.

Так Некрасов показал нам, что есть разные характеры на Руси: есть прирожденные лакеи, а есть такие натуры, как у Агапа, что имеют свое достоинство. Они не созданы для рабства, для них оно - мучение.

Душа Агапа от шутовской комедии его односельчан сломалась, и надорвалась его жизнь.

Следующая цитата

«Кому на Руси жить хорошо» главные герои

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» герои, простые русские мужики, ходят по земле и ищут человека, который может назвать себя счастливым. События произведения происходят через некоторое время после того, как было отменено крепостное право. В замыслах поэта было написание еще нескольких частей о жизни крестьянского народа, но тяжелая болезнь не дала воплотить задумки в жизнь, и поэма Некрасова осталась незаконченной. Масштабное произведение писателя о жизни целого народа, можно с уверенностью отнести к жанру романа.

Ермил Гирин

Самый уважаемый человек среди крестьян. Честный и справедливый мужик, интересы общества для него превыше всего. Лишь один раз слукавил, спас родственника от солдатчины, в чем покаялся перед народом. Вызывает огромное доверие.

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо»

Вывод из "Истории о двух грешниках"

Один грешник, Кудеяр, был разбойник, но с сердцем, способным к покаянию. Другой же грешник - навек погрязший в своем грехе, не способный и даже не желающий освободиться от своей греховности. Он мучит холопов ради удовольствия, а не просто убивает их ради грабежа, как делал атаман. Зло пана Глуховского - это изощренное, закоренелое зло. Вот почему такой грешник достоин казни от руки Кудеяра.

Гриша Добросклонов

Молодой крестьянин, выходец из бедняцкой семьи, является ярким представителем прогрессивного будущего.

Это был неполный список персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в таблице с краткой характеристикой героев произведения.

Главные герои

Оболт-Оболдуев

Представитель дворянского сословия. Всю жизнь живет за счет других, сожалеет об уходящем времени.

Образец духовного сословия. Живет за счет своей паствы, поэтому ему выгодно, чтобы крестьяне жили лучше и богаче, тогда увеличатся и его доходы. Сочувствует и страдает за своих прихожан. Знает об отрицательном отношении народа к священнослужителям.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Крестьянка. По мнению окружающих, счастливая женщина. На самом деле, ее трудно назвать счастливой, она перенесла немало горя в своей жизни, тут и издевательства родственников мужа, тяжелая работа, смерть маленького ребенка, и много других несчастий. Сильная и терпеливая, она продолжает жить и работать, стойко перенося все невзгоды.

2. Странники и богомольцы.

Бывают такие странники, что девок портят, и такие, что помещиц в бараний рог сгибают в своих целях. Но есть и настоящие, глубоко верующие. Их внимательно слушают крестьяне:

Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников. Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников.

К таким уважаемым странникам принадлежит Иона Ляпушкин, который рассказал историю " О двух великих грешниках ". Как раскаялся в грехах атаман Кудеяр, и как отпустились ему все грехи, когда он зарезал ножом закоренелого грешника- пана Глуховского, за то, что тот мучил крестьян.

Второстепенные персонажи

Савелий Богатырь

Внешний вид старика Савелия – это образ настоящего русского богатыря, кряжистый и статный. 40 лет провел на каторге и в ссылке, он заступник угнетаемого народа. Справедливый, честный и добрый старик. Тяжело переживает, что, по недосмотру, скормил сына Матрены свиньям. Ушел в монастырь вымаливать прощение. Прожил 107 лет.

4. Доброе время - добрые песни

Пир кончился к утру, Гриша и его брат ведут домой родителя и поют песню о том, что счастье - это жизнь трудовая и честная:

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров

1. Горькое время - горькие песни

Юноши поют про то, что у крестьян все забирают до последнего, от коров до детей, с ироничным припевом:

Славно жить народу
На Руси святой!

Потом поют Барщинную и другие печальные песни, рассказывающие об унижениях крестьян.

А затем говорит некий "подбегало-мученик", бывший дворовый, у которого больные ноги - дрожат от того, что служил на запятках кареты выездным. Он рассказывает историю " про холопа примерного, Якова верного" : в ней преданный холоп повесился ночью в лесу над носом своего барина, за то, что тот сдал в рекруты его единственного любимого племянника.

Затем возникает спор - кто всех грешней - кабатчики, помещики? А Игнатий Прохоров (зажиточный извозчик и "не пустослов") сказал, что мужики. Но мужики рассердились и не дали ему говорить.

Всех перебил купец Еремин: грешней всего разбойники. За то они чуть не подрались с псевдо-бурмистром Климом, который водился с цыганами. Но странник-богомол Иона помирил их, начав свой рассказ.

Читайте также: