Отношение хлестакова к другим действующим лицам цитаты
Обновлено: 21.12.2024
В городе при появлении ревизора пугаются практически все. Чиновники, купцы, руководители организаций погрязли в воровстве и взяточничестве. Отношение действующих лиц к Хлестакову показательно. Вымышленный город раскрывает преступления всего государственного строя.
Чинопочитание
Перед ревизором стоят «вытянувшись» все чиновники города во главе с городничим. Они от страха перед Хлестаковым теряют дар речи, меняются и заикаются. Слово «ваше благородие» превращается в растянутое на многочисленные слоги «вашество». Чинопочитание комично, но комедия открывает страшные проблемы. Бюрократия не дает возможности стране развиваться. Унижение, оскорбление и вымогательство становятся обязательными условиями решения простых житейских проблем.
Те, кто должен следить за соблюдением закона, нарушают его, ежедневно наполняя свои карманы казенными деньгами. Городничий – самодур. Он показывает пример для других, и ему подражают все представители власти. Задача их – скрыть от ревизора истинное положение дел в городе. Все отношения строятся на обмане. Перед Хлестаковым чиновники пытаются предстать добрыми, заботливыми.
Отношение женщин
Хлестакову очень хочется нравиться противоположному полу. Нет каких-то своих предпочтений: блондинки, брюнетки, полные или худые. В городе N ему одинаково нравится жена и дочь городничего. Умеет мужчина льстить и прислуживать, оказывая знаки внимания: «…вам должно не стул, а трон…», «…быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку».
Перемигивается Иван с женщинами любых сословий, не может быть равнодушным. Женщины жеманятся и манерничают. Комедийно выглядят сцены заигрывания дочери и матери. Но автор как будто специально вводит их в сюжет. Женщинам нужно внимание ревизора. Они мечтают о лучшей жизни, развращенные тем, что имеют. Светские дамы лебезят перед пустышкой, но им по сути все равно кому строить глазки. Лишь бы получить выгоду из возможных отношений.
Абсурдность отношений
Среди персонажей комедии нет положительных героев. Каждый выставленный на осмеяние житель уездного города пытается выпросить у Хлестакова что-нибудь для себя. Никто не хлопочет об улучшении жизни, о справедливости. Купцы жалуются ревизору на городничего, поднося ему вино и сахар. Высеченная вдова надеется на деньги в виде штрафа. Город охвачен подобострастием и лицемерием. Такое отношение, по мнению автора, стало типичным для страны, погрязшей в бюрократизме.
Следующая цитата
Самообман чиновников и весь ход событий мотивируется самими характерами. Возникает «ситуация заблуждения», которая была порождена страхом чиновников перед расплатой за совершаемые грехи. Страх подготовил почву для самообмана. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Городничего обмануло простосердечие Хлестакова, его безудержное вранье; опытный плут навряд ли бы провел Антона Антоновича. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. Городничий и Хлестаков — выразители одной и той же действительности. Они пройдохи и плуты, хотя и по-разному выявляют себя. У них общая логика поведения и языка.
Хлестаков — гениальное открытие Гоголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков — ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Отсюда вдохновение, с каким он пускает пыль в глаза благоговейно внимающим ему простофилям. И чем больший трепет вызывают его речи, тем безудержнее воспаляется его фантазия. И кажется, он сам уже уверовал сотворенной им лжи. Хлестаков — проходимец, ветреник, «сосулька». Любопытно то, что поведение его ни разу не вызывает подозрения. Комизм в отношениях городских жителей и Хлестакова усиливается повтором схожих сцен, например дачи взятки.
Чем фантастичней вранье Хлестакова, тем более ему доверяют, так как чиновники видят в нем свой идеал.
Вся композиция пьесы держится на глупой ошибке городничего, принявшего «елистратишку» за государственного человека. Ошибка городничего абсолютно закономерна, и, более того, она необходима.
В финале комедии выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, так как автор еще не потерял надежду на торжество справедливости и закона. Высмеивая пороки современности, Гоголь замечал, что «насмешки боится даже тот. кто уже ничего не боится.
Остальные ответы
Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа) . Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли".
Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город) , то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой "роли". В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. "Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту", Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.
Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его "роли". Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит", — писал Гоголь.
Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается с хитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова его обмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собрался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники не ожидали.. .
А почему, собственно, не быть Хлестакову "ревизором", начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в "Носе" еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это "несообразность", но, как смеясь уверяет писатель, "во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают".
В мире, где так странно и непостижимо "играет нами судьба наша", возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. "Правильной" становится сама бесцельность и хаотичность. "Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя", — говорил Герцен.
Следующая цитата
Герои пьесы относятся к Хлестакову с трепетом и боязнью, т. к. от него зависит их будущая участь. Хлестаков в начале пьесы боится (2 действие) -может пришли, чтобы отвести в кутузку за то, что он не платит за трактир. Затем все почести воспринимает за "чистую монету", ведь он недалекий человек. Затем понимает, что его приняли за другого человека, и пытается вытянуть из этой ситуации как можно больше ( вспомните, как он выпрашивал деньги). Потом он начинает смеяться над ними ( вспомните письмо, в котором он описывает всех героев
Следующая цитата
Человек проявляет себя в общении. Можно судить о характере, разбираясь в особенностях поведения. Отношение Хлестакова к другим действующим лицам нельзя определить одним словом. Хитрый плут и лентяй умело скрывает свою суть.
Хлестаков и знать города N
Отношение к людям узнаются после того, как мнимый ревизор покидает город. В своем письме другу Иван Александрович дает характеристику каждому, с кем пришлось общаться.
Читайте также: