Омар хайям цитаты о глупости
Обновлено: 21.11.2024
* * *
Спокон веков по наше время так:
Из всех воров , вреднейший вор — дурак.
Он похищает настроение и время —
Ценнейшее из посланных нам благ!
* * *
Имеет глупость запах свой особый,
Хотя бы даже и молчит особа. -
Не потому ли знаем , завсегда
Найдётся жулик возле узколоба?!
* * *
Есть чаша мудрости , талантов и ума.
Не углядишь , иссякнет вдруг она.
Но чаша глупости, — та вечно беспредельна, —
Качай насосом — не увидишь дна!
* * *
Как нас глупец порою рассмешит ,
Напустит на себя серьёзный вид ,
И делом занят: он не понимает —
Серьёзность разума не подменит!
* * *
Ни тот глупец , кто в знаниях неточен,
А тот , кто ничего и знать не хочет:
О чём не ведает - пустым считает вздором ,
А в чём не смыслит — то бранит и топчет.
* * *
Молчание хранимое глупцом
Является большим его умом.
А ежели невежда это понял ,
Он стал наполовину мудрецом!
* * *
Не удивляйся что мудрец среди глупцов
Не выскажет и пары умных слов:
Где барабанный бой — не услыхать свирели;
Где вонь чесночная — не уловить духов.
* * *
Хоть ограждай невежду от всего ,
Хоть всё запрячь подальше от него ,
Да невозможно уберечь , увы ,
Невежду от него же самого!
* * *
Кто ничему привык не удивляться,
Возможно мудрым хочет оказаться.
Де-факто ж он — несведущий Фома:
То — признак глупости , а вовсе не ума!
* * *
В порочный круг слиты грехи людские.
Оттуда выбраться глупец , увы , не в силе:
Стараясь избежать одних пороков,
Впадает неминуемо в другие!
* * *
Лик глупости хозяевам подстать.
Он склонен их причуды принимать:
Видали глянцевые глупости Гламура
Как нафуфырены?! — простым умом не взять.
* * *
Не по уму глупцам заслугами блистать ,
Да уваженье наше хочется снискать.
И повелось у них тогда свое ничтожество
Достоинствами предков прикрывать.
* * *
История курьезов много знает
Когда и умный дурака сваляет…
Но коли умный глупость совершит, —
Поверьте , она малой не бывает!
* * *
Мы можем сильно дураку вредить,
И проще ничего не может быть:
К чему родимого его бранить и бить?
Одно достаточно — его хвалить!
* * *
В умах тупиц и дураков
Селится глупость двух родов:
Как рыба первая — немая; не закрывает рта другая…
Что ж предпочтительней? — Да , где поменьше слов!
* * *
Коль развалюха с пробуксовкой подлетит, —
Такое однозначно удивит.
Не меньше , и тупица озадачит ,
Коль мысль умную случайно обронит!
* * *
Интрига — суть и тайна силы слабых ,
Коса в руках завистников бесславных.
И у глупца всегда достаточно ума ,
Чтоб ей вершить коварные расправы!
* * *
История примеров уйму знает ,
Когда лишь глупость положенье и спасает!
Всю жизнь глупцом не хочет быть никто ,
Но! иногда любой из нас желает.)
* * *
Мы дураками каждый вправе стать,
И против вовсе нечего сказать!
Но в пользовании этим самым правом,
Умеренность давайте соблюдать!
* * *
Мы любим ближнему польстить.
При этом важно не забыть:
Чтоб дурака превозносить ,
Его глупее нужно быть!
* * *
Застенчивость с глупцом не пребывает,
Она его всецело избегает.
Хотя , её смущённое лицо
Все формы глупости порою принимает.
* * *
Где к уму недоверие вкралось -
Неспособность в делах и отсталость.
Отгоняй недоверие к силам ума, —
То его величайшая слабость!
* * *
Дарила б жизнь одно очарование ,
Когда б исполнилось волшебное желание:
Чтоб был большим ленивцем негодяй,
Ну , а дурак — всегда хранил молчание!
* * *
Когда дурак о важном позабыл ,
И прахом все труды похоронил ,
Он жаловался на плохую память,
Не жалуясь притом на здравый смысл!
* * *
Есть в Глупости от Жадности черта —
Не может быть несчастная сыта:
Она достигнув всё , чего так жаждет ,
Довольной не бывает и тогда!
* * *
Немалый нужно ум иметь,
Чтоб не выказывать уметь
Большого умственного превосходства ,
И глупость снисходительно терпеть!
* * *
Коль ты талантлив , должен быть готов
По жизни проливать за это кровь:
Ты посчитай по пальцам одаренных,
А бездари — есть рать твоих врагов!
* * *
Посредственность всю жизнь без сожаленья
Вредит таланту ( мстит за униженье),
И высшего не знает утешенья ,
Когда нет у таланта продвиженья!
* * *
Высмеивать поступки молодцов
Любимое занятие глупцов.
Что ж , нет ответа дуракам достойнее
Безмолвия. Не трать напрасно слов!
* * *
Когда мудрец к тупицам попадёт,
От них почёта вовсе и не ждёт,
И носа своего он не повесит ,
Коль чудаком его тупица прозовет!
* * *
Нас умственно хромой тем раздражает ,
Что хромоты своей не замечает ,
И нас самих , конечно , уверяет ,
Что он здоров , а все кругом хромают.
* * *
Парадоксальный факт знать не хотите ли? -
Когда б глупца и негодяя вы не встретили:
Первый о мудрости болтает больше всех ,
Второй — о нравственности и о добродетели!
* * *
Большая память , много мыслей , фактов? —
ты не мудрец еще , увы , де-факто.
Без верных выводов и заключений,
Умом не превзойти глупца. Вот так-то.
* * *
Один плетёт интригой паутину,
Другой тайком готовит выстрел в спину…
Эх , нет безумней и опаснее глупцов ,
Которые глупы наполовину!
* * *
Бежит Великий дальше времени намного;
Мудрец со временем весь путь шагает в ногу;
Его поймать пытается Хитрец;
Глупец лежит , да поперёк его дороги!
Следующая цитата
Стихи Омара Хайяма о богатстве и бедности олицетворяют собой две параллельные волны, олицетворяющие собой нравственные и духовные ценности мира добра и зла. Мир богатства в стихах Хайяма не является наивысшей ценностью, а скорее отождествляется с похотью, человеческими жертвами и ядовитостью внутренних побуждений и намерений человека безнравственного.
Бедность также не несёт в себе нравственности. Дышащая завистью, она ржавчиной разъедает человека изнутри.
Омар Хайям делает акцент на том, что внешние проявления человека, будь он беден или же богат, всего лишь «карточный домик», не имеющий под собой никакой прочной основы. И богатство, и бедность одновременно могут являться и благословенным даром и проклятием, уничтожающим духовность человека.
Хайям в своих стихах возвеличивает ценность души человеческой, наполненной добротой и любовью, проявляющиеся не на словах, а в благородных и милосердных поступках.
Следующая цитата
Дураки мудрецом почитают меня.
Видит бог: я не тот, кем считают меня.
О себе и о мире я знаю не больше
Тех глупцов, что усердно читают меня.
Пощади меня, боже, избавь от оков!
Их достойны святые - а я не таков.
Я подлец - если ты не жесток с подлецами.
Я глупец - если жалуешь ты дураков.
О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак, -
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!
Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!
Тот, кто следует разуму, - доит быка,
Умник будет в убытке наверняка!
В наше время доходней валять дурака,
Ибо разум сегодня в цене чеснока.
Если будешь ты в обществе гордых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, творец!
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!
Что, несчастный, ты хочешь от этих ослов?
Ты им мудрость несешь - отметают без слов.
Раз в году ключевою водой не напоят,
В день сто раз опозорят - вот весь твой улов.
Над Землею сверкает небесный Телец.
Скрыл другого тельца под землею творец.
Что ж мы видим на пастбище между тельцами?
Миллионы безмозглых ослов и овец!
О глупец, ты, я вижу, попал в западню,
В эту жизнь быстротечную, равную дню.
Что ты мечешься, смертный? Зачем суетишься?
Дай вина - а потом продолжай беготню!
Я спросил у мудрейшего: "Что ты извлёк
Из своих манускриптов?" Мудрейший изрёк:
"Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудрости книжной далёк!"
Лживой книжной премудрости лучше бежать.
Лучше с милой всю жизнь на лужайке лежать.
До того как судьба твои кости иссушит -
Лучше чашу без устали осушать!
Ты не слушай глупцов, умудренных житьем.
С молодой уроженкой Тараза вдвоем
Утешайся любовью, Хайям, и питьем,
Ибо все мы бесследно отсюда уйдем.
Даже самые светлые в мире умы
Не смогли разогнать окружающей тьмы,
Рассказали нам несколько сказочек на ночь -
И отправились, мудрые, спать, как и мы.
Те, что жили на свете в былые года,
Не вернутся обратно сюда никогда,
Наливай нам вина и послушай Хайяма:
Все советы земных мудрецов - как вода.
Тот, кто пользу умеет извлечь из вина,
Разве пьян? Голова его дивно ясна.
Для глупца при излишестве вред несомненен,
При разумном питье - только польза одна.
Те, что веруют слепо, - пути не найдут,
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
"О невежды! Дорога не там и не тут!"
О вращенье небес! О превратность времен!
За какие грехи я, как раб заклеймен?
Если ты к подлецам и глупцам благосклонно,
То и я не настолько уж свят и умен!
От нежданного счастья, глупец, не шалей.
Если станешь несчастным - себя не жалей.
Зло с добром не вали без разбора на небо:
Небу этому в тысячу раз тяжелей!
много лет размышлял я над жизнью земной
непонятного нет для меня под луной
мне известно, что мне ничего не известно -
вот последний секрет из постигнутых мной
Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они - рабы имен. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.
Зачем ты пользы ждешь от мудрости своей?
Удоя от козла дождешься ты скорей.
Прикинься дураком - и больше пользы будет.
А мудрость в наши дни дешевле, чем порей.
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне;
Мне страшен хор невежд неблагодарных.
Беседа с ними хуже смерти мне.
Я презираю лживых, лицемерных
Молитвенников сих, ослов примерных.
Они же, под завесой благочестья,
Торгуют верой хуже всех неверных.
Философом зовут меня мои враги,
И вольнодумцем обзывают дураки,
Но видит бог, что я тех прозвищ недостоин,
Иду своим путем, теченью вопреки.
Ты с кучею глупцов, что возгордясь
Мнят лучшими из лучших быть средь нас,
глупцом прикинься: мудреца увидят,
Смотри, в еретики зачтут тот час!
Плод ума мудрецов можно ль чувством стереть
Или завистью злато расплавить на медь?
Глупый словно собака, мудрец - словно море,
Осквернить это море и псу не суметь!
Каждый молится богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел божий,
Адских мук не страшится и раю не рад.
К тайнам ты не пускай подлеца - их скрывай,
И секреты храни от глупца - их скрывай,
ты к себе не впускай ни льстеца ни делягу,
от себя свою сущность ты лишь не скрывай!
Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер -
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
Неразумные люди с начала веков
Вместо истины тешились радугой слов;
Хоть пришли им на помощь Иисус с Мухаммедом,
Не проникли они в сокровенность основ.
.
Мировую славу Омару Хайяму принесли его четверостишия - рубаи - им присущ дух свободы, вольнодумства, мудрости, глубина философской мысли, сочетающиеся с гибкостью ритма, четкостью и краткостью.
Поэзия Омара Хайяма стоит особняком от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Именно Хайям стал единственным автором, чей лирический герой является бунтарем. Выступает против власти, религии, глупости, ханжества.
Следующая цитата
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Если все государства, вблизи и вдали,
Покоренные, будут валяться в пыли -
Ты не станешь, Великий Владыка, бессмертным.
Твой удел невелик: три аршина земли.
Недостойно - стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой!
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!
Миром правят насилие, злоба и месть.
Что еще на земле достоверного есть?
Где счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть - их по пальцам легко перечесть.
Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?
Только муха за харч может душу отдать!
Кровью сердца питайся, но будь независим.
Лучше слезы глотать, чем объедки глодать.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, творец!
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Все пройдет - и надежды зерно не взойдет,
Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
Если ты не поделишься вовремя с другом -
Все твое достоянье врагу отойдет.
Чем стараться большое именье нажить,
Чем себе, закоснев в самомненье, служить,
Чем гоняться до смерти за призрачной славой -
Лучше жизнь, как во сне, в опьяненье прожить!
Сбрось обузу корысти, тщеславия гнет,
Злом опутанный, вырвись из этих тенет,
Пей вино и расчесывай локоны милой:
День пройдет незаметно - и жизнь промелькнет.
Для достойного - нету достойных наград,
Я живот положить за достойного рад.
Хочешь знать, существуют ли адские муки?
Жить среди недостойных - вот истинный ад!
Пощади меня, боже, избавь от оков!
Их достойны святые - а я не таков.
Я подлец - если ты не жесток с подлецами.
Я глупец - если жалуешь ты дураков.
Если б мне всемогущество было дано -
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо,
Чтобы только достойных любило оно!
Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?
О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак, -
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!
О мудрец! Если бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат -
Не выращивай в сердце безумных желаний,
Если все это есть - ты безмерно богат!
Если есть у тебя для жилья закуток -
В наше подлое время - и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин -
Счастлив ты и воистину духом высок.
Вновь сегодня осталась лепешка одна,
Напоили холодной водой допьяна.
И хотят, чтобы кланялся в ноги за это, -
От поклонов, пожалуй, отсохнет спина.
Если труженик, в поте лица своего
Добывающий хлеб, не стяжал ничего -
Почему он ничтожеству кланяться должен
Или даже тому, кто не хуже его?
Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца.
Ты пришел, чтоб над нами властителем быть,
так опомнись скорей, чтобы зла не свершить!
Был никем ты вчера, ты никем станешь завтра,
а сегодня - попробуй по-доброму жить.
Я однажды кувшин говорящий купил.
«Был я шахом! - кувшин безутешно вопил. -
Стал я прахом. Гончар меня вызвал из праха
Сделал бывшего шаха утехой кутил»
Шах блудницу стыдил: «Ты, беспутная, пьешь,
всем желающим тело свое продаешь!»
«Я, - сказала блудница, - и вправду такая.
Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь?»
Вижу: птица сидит на стене городской,
Держит череп в когтях, повторяет с тоской:
«Шах великий! Где войск твоих трубные клики?
Где твоих барабанов торжественный бой?»
Тот усердствует слишком, кричит: «Это - я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это - я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки -
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это - я!»
.
© Copyright: Омар Хайям (лучшее)
Стихи Омара Хайяма о богатстве и бедности
Блага мира — как мёд; кто его переел,
Возбужденье в крови, жар и дрожь — их удел.
А тиран, что кебаб ест из печени нищих,
Коль взглянуть — в пожиранье себя преуспел.
Богат безмерно — не подкупишь смерть,
Она сумеет всех смести, стереть.
Один старик сказал мне в харабате:
«Живи счастливо, належишься впредь».
Богатство — тот же мёд. Лепёшка с ним сладка,
Но ой как жалом бьёт пчела исподтишка!
Правитель ест кебаб из сердца бедняка…
Вгляделся б: сам себе он обглодал бока!
Богатство отмети — надежду обретёшь.
Богатство обрети — продашься ни за грош.
Себя, пока живёшь, похорони в безвестье —
И, похороненный, в преданьях оживёшь.
Богатством, — слова нет, — не заменить ума,
Но неимущему и рай земной — тюрьма.
Фиалка нищая склоняет лик, а роза
Смеётся: золотом полна её сума.
Брат, не требуй богатств — их не хватит на всех.
Не взирай со злорадством святоши на грех.
Есть над смертными Бог. Что ж до дел у соседа,
То в халате твоём ещё больше прорех.
Брось раздоров невзгоды, пока ты в пути
Посвяти правде годы, пока ты в пути.
Терпишь тяготы ты, сберегая богатства…
Раздавай и расходуй, пока ты в пути!
Будь добр, по-доброму смотри на всё вокруг,
Что получаем мы из Высочайших Рук.
Над нищетой моей не торопись смеяться:
За это, может быть, со мной и дружит Друг.
Бухарским богачом был этот прах когда-то,
Бразды могущества держал в руках когда-то.
Ещё шагни… Теперь — истлевшая ладонь:
Был славен Шахсавар — в былых веках, когда-то.
Владелец бирюзы, упряжек и коней,
Посмотрим на тебя через десяток дней.
Сегодня небосвод разбил соседям чашу —
Теперь уж твой кувшин не спрячется за ней.
Дервиш! Возвысив дух, о внешности забудь,
А плоть прокормится в дороге как-нибудь.
Чтоб наготу прикрыть, рогожу раздобудь —
Как шах, под гром литавр закончишь этот путь!
Дервиш. По имени его не знает свет.
Былым желаниям не глянет он вослед.
В пожаре нищенства горит он дни и ночи,
Но алчностью себя не допекает, нет!
Допустим, у тебя добра не счесть, и что ж,
Намерен вечно жить, покуда все сочтешь?
Твой каждый вздох тебе однажды был одолжен,
И долго ли понять, что должен быть платеж.
Ест богач свой кебаб на обед — все пройдет,
Пьет хмельное вино он чуть свет — все пройдет.
А дервиш мочит хлеб в своей нищенской чашке,
Бесприютный, в лохмотья одет — все пройдет…
Здесь в обители старой, не станет мудрец
Полагать, что в богатстве есть счастья венец —
Лишь захочет присесть он, как смерть на пороге,
Говорит, стиснув руку: «вставай, уж конец!»
Зерна наших надежд до конца не сберем,
Уходя, не захватим ни сад и ни дом.
Не жалей для друзей своего достоянья,
Чтобы недруг его не присвоил потом.
Из всего, что Аллах мне для выбора дал,
Я избрал черствый хлеб и убогий подвал,
Для спасенья души голодал и страдал,
Ставши нищим, богаче богатого стал.
Из всех ушедших в бесконечный путь
Сюда вернулся разве кто-нибудь?
Так в этом старом караван-сарае,
Смотри, чего-нибудь не позабудь.
Из медресе разврат сочится без конца,
Подачки делят там, грызня чернит сердца.
Сбеги в развалины! Живи, как этот нищий:
Ей-богу, вот кто — шах на троне средь дворца!
Коль дух незамутнен, а также зорок глаз,
Сумеешь ты любой отшлифовать алмаз.
Так было. Но теперь без помощи богатства
Едва ли что-нибудь получится у нас.
Колючка пусть одна на площади на всей —
Бедняк из бедняков поранен будет ей.
Вот уж воистину: повсюду и любые
Весы склоняются туда, где тяжелей.
Мне, господь, надоела моя нищета,
Надоела надежд и желаний тщета.
Дай мне новую жизнь, если ты всемогущий!
Может, лучше, чем эта, окажется та.
Мы скромный хлеб и угол предпочли
Роскошным яствам мира, величию земли.
Ценой души и тела купили нищету
И в ней нежданно груды сокровищ обрели.
Мы у Бога — игрушки творения все,
Во вселенной Его лишь владения все.
И к чему состязания наши в богатстве —
Мы, не правда ль, в одном заточении все?
На поиски того, что есть, что надевать,
Конечно, сколько-то душевных сил потрать.
Весь прочий ворох благ и взгляда-то не стоит,
А уж отдать им жизнь… Ведь это жизнь отдать!
На руинах печалилась птица одна,
Череп шаха держа, вся страданьем полна,
И твердила ему, причитая и плача:
«Умер ты! Не унес ты с собой и зерна!»
Надежды сеем мы — сожнут потом без нас.
Останутся и сад, и старый дом — без нас.
Богатства до гроша друзьям раздай, иначе
Полакомится враг твоим трудом без нас.
Намазу и посту поменьше доверяй,
Зато почаще дом кутилам отворяй.
Тебя Омар Хайям напутствует, послушай:
Богатых обирай, а нищих одаряй.
Не в золоте сокровище, — в уме!
Не бедный жалок в жизненной тюрьме!
Взгляни: поникли головы фиалок,
И розы блекнут в пышной бахроме.
Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Не мучай сердце, брось, не то тебе в укор
Шепнет оно в тоске: «Господь! До коих пор. »
Богатство и красу не полагай защитой:
Одно утащит вор, другую — злая хворь.
Не то пришло. И что, желтеть лицом своим?
«То не пришло. » И что, чернеть нутром своим?
Чем плакать, пользуйся взахлеб добром своим,
Пока не вздумал рок сверкнуть серпом своим!
Немного хлеба, свежая вода
И тень… Скажи, но для чего тогда
Блистательные, гордые султаны?
Зачем рабы и нищие тогда?
Ни зерна надежды на гумне пустом.
Мы с тобой уйдем, покинем сад и дом,
Серебро, вино и хлеб истрать с друзьями,
Или все врагу достанется потом.
Ну что ж, коль хочется, возьми над миром власть,
Сокровищницы вскрой, себя и трон укрась.
Ты станешь, редкостный, похож на снег в пустыне,
День поискрясь, и два, и три, и… испарясь.
О мудрец! Если бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат —
Не выращивай в сердце безумных желаний,
Если все это есть — ты безмерно богат!
О, как поддались мы Семи и Четырем?!
От Четырех с Семью спасенья не найдем.
Напьешься скорби ты, наполнив скарбом дом
И вдруг сообразив, что как уйдем — уйдем.
Перед хлебом насущным ничтожна халва,
И парча перед рубищем грубым мертва.
Сколько можно болтать о Джамшидовой чаше?
Эта наша у каждого в сердце жива!
Порой, чуть высветлит развалины заря,
Встречаю ворона над черепом царя.
Сидит, на все лады покойника журя:
«Вот видишь! Ты ушел, не взяв и сухаря».
Пресытился я жизнью своей — исполненной суеты,
Пресытился бедами и нищетой! О Господи, если Ты
Вывел из небытия бытие, то выведи и меня
Во имя своего бытия — из горестной нищеты!
Про гордость в нищете, достоинство и честь —
И про бездушие, заносчивость и спесь:
Меня в огонь сажай, скажу спасибо, сяду;
Тебя к столу зови, побрезгуешь присесть.
Пускай ты век, и два, и десять проживешь,
Однажды сгонят прочь с насиженных рогож.
Хоть жалкий нищий ты, хоть падишах, в итоге
Со всеми прочими в одной цене пойдешь.
Те, кто смолоду к храму величья ушли,
Все в конце они в нищем обличье ушли.
Жалки те, кто со смертью всю жизнь пререкались
И с земли по земному обычью ушли.
Тому, на чьем столе надтреснутый кувшин
Со свежею водой и только хлеб один,
Увы, приходится пред тем, кто ниже, гнуться
Иль называть того, кто равен, «господин».
Тужить о чем? Не все ли мне равно,
Прожить в нужде ли, в холе мне дано.
Наполню чашу! Ведь любому вздоху,
Быть может, стать последним суждено.
Ты не стесняешься. «Хочу!» — и весь твой сказ.
И что тебе Его запрет или приказ…
Ну ладно, допущу: весь мир возьмешь ты в руки.
Что дальше? Выпустишь, как и любой из нас?
Ты половину хлебца добыл в пищу,
Тебя согрело бедное жилище,
Ты — раб ничей и господин ничей,
Поистине, везет тебе, дружище!
Ты представь, что ты в жизни высоко взлетел,
Ты представь, что сполна получил, что хотел.
Взял сокровища в жизни ты полною мерой,
Ты представь: все оставить — конечный удел!
Ты прилежным в познании Господа будь,
Пока в силах, — ищи себе праведный путь.
Долго ль будешь ты жить весь в оковах из злата?
«Кроме Бога, нет Бога!» — ведь в этом вся суть!
Ты ради благ мирских сгубил земные дни,
Но вспомни день Суда, на жизнь свою взгляни.
Ведь многих до тебя стяжание сгубило.
И что постигло их? Где все теперь они?
Ты увеличишь век — душою умалясь;
Сокровище найдешь — смертельно изнурясь.
И станешь ты над ним похож на снег в пустыне,
День поискрясь, и два, и три, и… испарясь.
У занимающих посты больших господ,
Нет в жизни радостей от множества забот,
А вот подите же: они полны презренья
Ко всем, чьи души червь стяжанья не грызет.
Хоть мудрец — не скупец и не копит добра,
Плохо в мире и мудрому без серебра,
Под забором фиалка от нищенства никнет.
А богатая роза красна и щедра!
Хотя на серебре и не взрастить ума,
Богатство плюс к уму сгодилось бы весьма.
В ладони нищенской фиалка сразу вянет,
А розы — рдеют там, где полны закрома.
Чем желчью истекать над сундуком своим,
Чем, разорясь, людей терзать нытьем своим,
До капли насладись житьем-бытьем своим,
Пока не вздумал рок сверкнуть серпом своим!
Эх ты, продавший жизнь, чтоб жить богаче нас,
На Смерть по глупости наткнувшийся, мечась,
На два столетия запасшийся вещами,
Забыв исхлопотать отсрочку хоть на час.
Я пресытился нищенством, боже, на свете,
Надоели невзгоды и горести эти.
Всемогущий, ты все сотворил из нуля, —
Почему ж твоя милость меня не отметит?
Читайте также: