Образ владельца роскошных палат с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
«В моем представлении это весьма солидной внешности пожилой мужчина крупного телосложения с недобрым и равнодушным выражением лица. Оно может расплываться в довольной улыбке на балах, в общении с красивыми дамами, в безмятежной Сицилии. Там он наслаждается красотами природы. Гурман на уровне обжорства. Физиономия его принимает презрительное выражение, когда он краем уха слышит рассуждения о народном благе. «Забавы щелкоперов», — резюмирует он».
Подготовьте рассказ о ходоках, «деревенских русских людях».
Возможный вариант рассказа.
«На собранные земляками деньги эти выборные крестьяне-ходоки пришли издалека в Петербург, надеясь на встречу с важным правительственным чиновником, которая поможет им как-то улучшить свое положение. Может, пришли они с жалобой на произвол собственного помещика или его управляющего, может, на несправедливости коснувшегося их семей рекрутского набора. Их страдания отражены в деталях внешнего облика: плохо одеты («армячишко худой на плечах»), истертые до крови ноги от длительного хождения в самодельных лаптях, в лице — «выраженье надежды и муки». «Оборванная чернь» — так воспринимают «деревенских русских людей» приближенные важной особы. Ходоки по-православному смиренны. Они носят на груди крест, осуждение вельможи выражено ими только в словах: «Суди его Бог!» Они покорно удаляются с непокрытыми головами. Этим мужикам, как и всему народу русскому, присуще долготерпение, что печалит автора и вызывает его чувство протеста, выраженное в ораторском обращении к народу в конце стихотворения».
Найдите слова, в которых вы видите отношение автора к тому, о чем он говорит в этом стихотворении.
Какую роль в композиции стихотворения играет антитеза?
Антитеза играет ведущую роль в построении «Размышлений у парадного подъезда». В начале стихотворения противопоставляются картины у подъезда «по торжественным дням» и «в обычные дни», благодаря этому создается контраст между Петербургом знатного сословия и убогой Россией, Россией крестьян, городских бедняков, «искателей мест», людей неимущих. По принципу антитезы построены размышления поэта о судьбе русского народа и «блаженной» жизни «владельца роскошных палат». В антитетичной связи находятся и приемы сатиры, используемые для обличения счастливых, которые «глухи к добру», и народно-песенные приемы, к которым автор обращается для выражения своего душевного страдания о народной доле.
Какие строки стихотворения звучат как ораторская речь трибуна, защитника народного?
Следующая цитата
Образ "владельца роскошных палат" изображен
в сатирико-одической манере.
Жизнь его представляет собой вечный праздник,
безмятежный сон, аркадскую идиллию.
Ценности его волокитство, обжорство, игра.
Судьба народа не волнует его:
Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?
"Владелец роскошных палат"- особа важная.
Но поэт не дает ему имени, потому что таких, как он,
по всей России великое множество.
Он вершит человеческие судьбы.
На его благосклонность надеются прожектеры,
искатели мест, старики, вдовы.
От него зависит, какой посетитель выйдет, напевая,
а какой - в слезах.
Нужда приводит к "большому" человеку деревенских
мужиков. Однако ходоков не допускают до "высокой" особы.
"Наш не любит оборванной черни",- вот и все тому объяснение.
Поэт призывает "высокую" особу одуматься, осознать
свое истинное предназначение.
Пробудись! - восклицает он.
— Есть еще наслаждение: Вороти их!"
Следующая цитата
Даже при беглом прочтений "Размышлений у парадного подъезда"
становится ясно, что основной "нерв" стихотворения – разительный
контраст двух миров (с одной стороны-"владелец роскошных палат",
с другой -обездоленные бедняги) .
Эти две противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения
следующим образом: описание пышного парадного подъезда предваряет
сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными к нему .
Презрение вельможи к народу с предельной четкостью раскрывается
в двух неполных строчках:
…Гони!
Наш не любит оборванной черни!
В то время как измученные долгой дорогой и многочисленными лишениями
мужики пытаются найти правду, "владелец роскошных палат" еще спит.
И упоминание о сне здесь-аллегория. Некрасов ведет речь не только о
физическом процессе, но и о нравственном явлении, о сне души.
Вся жизнь высокой особы - это волокитство, обжорство, игра, упоение
лестью, вечный праздник. Чужие беды в сравнении со всем этим - ничто.
"Счастливые глухи к добру",-поясняет поэт.
Такие "герои", по мнению Некрасова, прокляты своей Отчизной.
Сарказм звучит во многих строках стихотворения ("Впрочем, что ж мы такую
особу беспокоим для мелких людей? ").
"Владелец роскошных палат2 бесцеремонно пользуется своим высоким
положением. Низкопоклонство со стороны людей "холопского звания"
он принимает за истинное проявление уважения к своей персоне.
Однако даже "дорогая и любимая" семья ждет смерти вельможи с большим нетерпением.
Поэт призывает "высокую" особу одуматься, осознать свое истинное
предназначение. "Пробудись! - восклицает он. - Есть еще наслаждение:
Вороти их! "
Следующая цитата
История создания
Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.
Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.
Жанр, направление и размер
Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).
Образы и символы
Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».
Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.
Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.
Темы, проблемы и настроение
Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.
Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:
Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».
В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.
Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.
Средства художественной выразительности
Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:
Читайте также: