Настасья филипповна барашкова характеристика цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает, к ней сострадание.

С юного возраста Настасья, стала самостоятельной, и к своим двадцати пяти годам, научилась выживать в жестоком мире, она была своенравной девушкой, и даже некоторые мужчины боялись ее, когда она в гневе.

Образ Настасьи Филипповны перед нами предстает в роли уличной, распутной девицы, и она себя не считает полноценной девушкой. Ее душа наполнена жестокостью, злобой, местью. Она с легкостью вступает в конфликт с мужчинами, которые ее жалеют. Во всей своей не сложившийся судьбе, она обвиняет развратника Тоцкого, у которого жила. Так как до него была невинной.

Собрав все ее черты в одно, о главной героине романе невозможно сказать положительно, она предстает в роли не доброго человека, который постоянно стремится отомстить и стоит из себя жертву. Поступкам ее нет оправдания, все они наполнены злобой. Ко всему она довольно энергичная женщина, но настолько погруженная в своих прошлых неудачах, что не стремиться нечего менять в лучшею сторону. И в скором времени, такое поведение становится причиной ее смерти. Она в этом виновата только сама, она не хотела открываться для новых отношений, и смотреть положительно на будущее, она везде видела сплошной негатив.

Федор Михайлович Достоевский, свою героиню изображает в роли несчастной и отчаянной девушки, которая из-за своих поступков становится на неправильный путь, но все мечтает о чистоте и невинности, но не находя выхода с ситуации и умирает. Сам же писатель испытывает к ней сочувствие и сострадание, а также видит в ней некую мечтательность и наивность. В ней автор видит идеал своей героине, вот именно такая она ему была нужна, и почти во всех его остальных произведениях проявляется образ Настасьи Филипповны. Возможно для создания именно такого образа главной героине, его подтолкнул образ его покойной прикованной к постели жены, которая во время своей болезни жила в своем мире.

Сочинение 2

Настасья Филипповна ― сложный противоречивый персонаж в романе. Ей отведена ключевая роль в произведении. Ее образ стал катализатором, своеобразным лейтмотивом, вокруг которого разворачивается весь сюжет, судьбы других героев.

Еще в детстве Настасья Филипповна перенесла серьезную травму: осталась сиротой. Ее приютил и занялся воспитанием помещик Тоцкий. Когда ей было шестнадцать лет он совершает гнусный поступок: совращает невинную девушку и делает ее своей любовницей. Настасья Филипповна рано познает горечь, одиночество и разочарование в людях. Особенно в мужчинах. Именно им она начинает мстить в последствие, пользуясь своей красотой.

Ее душевные раны сделали ее злой и высокомерной. Красивая и утонченная она соблазняет мужчин, вызывая у них порывы сладострастия, но сама остается к ним холодной. Она лишь играет ими, но сама же мучается от этого. В ее душе борются две силы: та, которая хочет мстить, и та, которая хочет выйти из замкнутого круга порока и обрести счастье.

Своим появлением в Санкт-Петербурге она как бы бросает вызов Тоцкому, тому, кто развратил ее в юности, и буржуазному обществу, погрязшему в пошлости и лицемерии. Однако ей приходится мириться с их нравами, быть в их окружении. Поэтому она не может разрешить внутреннего конфликта: обличить их грехи или смириться и стать частью этого общества.

Трагизм Настасьи Филипповны заключается еще в том, что она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. Он уверен, что она добрая женщина, которой досталась нелегкая судьба: она познала много мук и страданий. Но никакие доводы князя не убеждают Настасью в том, что она может выбрать другой путь. Сначала героиня соглашается выйти за него замуж, чтобы восстановить свою репутацию, изменить свою жизнь к лучшему, но в день венчания сбегает. Она не может принять в себе хорошую сторону, предпочитая темную, все больше углубляясь в собственные пороки. Ее душа настолько травмирована, а разочарование так сильно, что ей теперь сложно поверить в светлое будущее, чтобы обрести простое женское счастье. Ей сложно поверить в любовь и открыться этим чувствам.

Настасья Филипповна исполняет плохую роль для князя Мышкина. Она не принимает его жертву, тем самым погубив ее. Однако до самого конца он жалеет ее, не понимая, что она является его духовной и психической погибелью. Настасья Филипповна погибает от руки ревнивого поклонника.

Образ героини в романе становится своеобразным символом поруганной женской красоты и разрушенной личности. Настасья Филипповна стала жертвой общества, которое отрицает истинное прекрасное и благородное и безжалостно растаптывает хрупкую светлую душу человека.

Вариант 3

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» – легендарное литературное произведение, имеющее высокую популярность и в настоящее время. По роману ставятся множество пьес из года в год, снимаются фильмы. Одним из самых занимательных персонажей произведения является Настасья Филипповна.

Настасья Филипповна – молодая женщина, вмещающая в себе два характера: гордой, эгоистичной и жестокой натуры и оскорбленной когда-то, несчастной девушки. Читателям она представляется распутной, безнравственной девицей, с поражающей красотой лица и тела. Она сводит с ума многих мужчин, пользуясь их чувствами. Девушка имеет весьма своенравный характер, и многие даже боятся увидеть Настасью Филипповну в гневе.

В том, как сложилась ее судьба, героиня обвиняет помещика Тоцкого. Девушка воспитывалась у богатого развратника с малых лет после потери родителей. И тот, вместо родительской любви, испытывал к Настасье похоть, украв ее невинность. С тех пор она горит местью и злобой, все ее поступки вызываются негативными чувствами и помыслами. С головы до ног она пропитана ненавистью.

Все окружающие Настасью Филипповну видят в ней злую, жестокую, развратную девушку, но с ослепительной красотой. Многие мужчины относятся к ней как к товару, предлагая за ее выбор в пользу того или иного любовника различные цены. И только лишь один князь Мышкин смог разглядеть в героине глубоко несчастную, страдающую девушку.

Вместе с любовным чувством Мышкин испытывает к красавице жалость. Он предлагает ей выйти за него замуж. Настасья, сама не ровно дышащая в сторону князя, мечется от положительного решения к отрицательному, не зная, как поступить. Глубоко в душе она ненавидит себя, считает, что не заслуживает статуса княгини, что ей самое место там, где она есть. Настасья Филипповна беспокоится за судьбу Мышкина, не желая ему в жену беспутную девицу, которая отравит ему жизнь и честь.

Героиня знает, насколько она падшая. Ее душевной силы и энергии хватило бы на то, чтобы поменять свою жизнь на новый лад, но она этого не делает. Неволей девушка выбрала свою участь. Судьба ее складывается очень трагично. Героиня погибает. Любовь, которая могла бы спасти жизнь несчастной красавицы, напротив, загоняет ее в могилу. Разумеется, Мышкин понимает, что он – тоже причина ее смерти. До конца своих дней князь испытывает к несчастной Настасье Филипповне глубокое сострадание и жалость.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот

Популярные сегодня темы

Главным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Павла Ивановича воспитывал больной отец и всегда учил, что нужно быть терпеливым и дожидаться нужного момента.

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника

В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами

Следующая цитата

Как и во всех крупных произведениях Достоевского, в романе "Идиот" задействовано множество ярких персонажей, чьи судьбы так или иначе пересекаются.

В этой статье представлен список всех главных и второстепенных героев романа "Идиот" Достоевского, краткое описание персонажей.

Смотрите:

- Все материалы по роману "Идиот"
Главные герои

Главным героем романа "Идиот" является князь Лев Николаевич Мышкин, молодой человек 26-ти лет, страдающий эпилепсией и в прошлом лечившийся от сумасшествия. Добрый, чуткий, глубокий человек. Также к числу центральных персонажей относятся:
    (девушка с тяжелой судьбой, жертва старого развратника Тоцкого) (молодой богатый купец, страстно влюбленный в Настасью Филипповну) (молодая богатая дворянка, красивая девушка на выданье)
Среди второстепенных героев романа "Идиот" важное место занимает несколько семейств: Семейство генерала Епанчина
  • Генерал Епанчин (богатый, влиятельный человек, отец семейства)
  • Генеральша Лизавета Прокофьевна (его жена, взбалмошная, но добрая женщина)
  • Аделаида Епанчина (средняя дочь)
  • Александра Епанчина (старшая дочь)
  • Аглая Епанчина (младшая дочь)
Семейство генерала Иволгина
    (небогатый человек, постоянно попадает в комические ситуации из-за своего вранья)
  • Нина Александровна (жена, скромная и тихая женщина) (старший сын генерала, мечтает разбогатеть, пытается жениться на богатой даме)
  • Варя (Варвара Ардалионовна) (дочь генерала)
  • Коля (младший сын генерала)
Семейство Лебедева
  • Господин Лебедев (вдовец, отец бедного семейства)
  • Докторенко (племянник Лебедева)
  • Вера Лебедева (дочь Лебедева)
Другие второстепенные герои
  • Тоцкий Афанасий Иванович ("покровитель" Настасьи Филипповны, который соблазнил ее в юности и тем самым сломал ей жизнь) ("сальный шут")
  • Птицын (муж Вари Иволгиной, ростовщик)
  • Келлер (знакомый Рогожина)
  • Ипполит (умирающий от чахотки студент-нигилист)
  • Бурдовский (молодой человек, называющий себя "сыном Павлищева")
  • Радомский Евгений Павлович (жених Аглаи)
  • Князь Щ. (жених Аделаиды Епанчиной)
  • Павлищев (человек, который опекал князя Мышкина)
  • лакей Епанчиных
  • Дарья Алексеевна (подруга Настасьи Филипповны)
Таким образом, в романе "Идиот" задействовано более 20 персонажей, главных и второстепенных. Помимо этого, в тексте упоминается несколько эпизодических героев. Слишком много персонажей? Любопытно, что современники Достоевского приняли роман "Идиот" довольно прохладно. Один из друзей Федора Михайловича упрекал его в том, что тот ввел в роман слишком много персонажей, и советовал ему уменьшить их число. Однако Достоевский остался верен себе и не стал уменьшать число персонажей. В результате, как мы знаем, роман "Идиот" стал один из его самых читаемых произведений.

Это был список главных и второстепенных героев романа "Идиот" Достоевского.

Следующая цитата

Несколько дней назад я сравнивала образы князя Мышкина из романа Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот" в разных экранизациях. Конечно, Настасью Филлиповну я тоже не могла обойти стороной. Эта героиня всегда вызывала у меня сильные чувства - иногда жалость, иногда раздражение, но чаще всего и то и другое вместе.

По традиции, перед тем как перейти к сравнению разных образов предлагаю обратиться к тексту романа и посмотреть, какой должна быть Настасья Филипповна Барашкова по замыслу автора.

Мы точно знаем возраст Настасьи, потому что в начале романа она празднует свой 25ый день рождения. Князь Мышкин, как и другие герои, отмечает, что она "удивительно хороша собой". О внешности этой героини мы знаем следующее:

"На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по видимому, темно русые, были убраны просто, по домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…"*

Настасья - образованная, умная девушка с невероятно трагической судьбой. Когда ей было семь лет, ее мать погибла в пожаре, отец сошел с ума от горя, а сестра через какое-то время умерла от коклюша. Девочка поступила под опеку к графу Тоцкому, который дал ей хорошее образование, а когда девушке исполнилось 16 лет - развратил, чем сломал ей жизнь. В обществе Настасью заклеймили "падшей, развратной женщиной" и никаких шансов на удачное замужество у нее не осталось. В 20 лет, узнав о том, что Тоцкий планирует жениться, Настасья приезжает в Петербург, чтобы разрушить его планы и отомстить человеку, к которому питает "бесчеловечное отвращение".

". никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты. "*

Настасья Филипповна очень гордая и целеустремлённая женщина. Она идёт к своей цели, не испытывая страха, так как ей нечего терять, они ничем не дорожит.

". существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно. "

Встретив князя Мышкина, она влюбляется в него, но бежит из под венца, так как, с одной стороны, не хочет опозорить своей испорченной репутацией, а с другой - испытывает некоторое удовлетворение от того, что остаётся несчастной.

". тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны. "

Мы знаем, что жизнь Настасья закончит также трагически: в припадке ярости ее убьет безумно влюбленный в нее Рогожин.

Итак, собрав все эти сведения, мы ожидаем увидеть на экране неоспоримо красивую сильную женщину, от которой веет трагедией и страданием. При этом, весьма эксцентричную (помним про соженные ей в припадке безумства 100 тыс рублей) и немного сумасшедшую. Кажется, что красивую актрису, умеющую подать себе найти не так-то уж сложно, но по опыту с Элен Курагиной - не так-то уж просто.

Первой мы рассмотрим французскую экранизацию режиссера Жоржа Лампена 1946 года. Предыдущие или не сохранились до нашего времени или не представляют художественного интереса. В этом фильме роль Настасьи исполняет Эдвиж Фёйер .

Эдвиж Фёйер в роли Настасьи Филлиповны,1946 год, Источник: Яндекс картинки Эдвиж Фёйер в роли Настасьи Филлиповны,1946 год, Источник: Яндекс картинки

Настасья Филипповна - женщина "опороченная", но стоит ли это так открыто демонстрировать - вот в чем вопрос. Если авторы картины желали изобразить Настасью как "падшую" женщину, увы им это удалось. Играет актриса соответствующе - жемманичая и соблазняя. Я, конечно, понимаю, что с Жераром Филиппом, играющем князя Мышкина, по-другому и не получится, но все же Настасья - не Сонечка Мармеладова и вести себя должна прилично.

В экранизации Акиры Куросавы Настасью - то есть Таэко Насу - играет актриса Сэцуко Хара .

Сэцуко Хара в роли Настасьи Филлиповны,1951 год, Источник: Яндекс картинки Сэцуко Хара в роли Настасьи Филлиповны,1951 год, Источник: Яндекс картинки

Напомню, что экранизация осовременена и адаптирована под Японию. Действие картины происходит там же. Если закрыть глаза на расовые различия, то эта "Настасья" без вычурности красива и приковывает взгляд ( не только Рогожина и Мышкина, но и всех вокруг). Держится она в кадре как королева, что мне гораздо ближе, чем девушка из прошлого фильма.

Советская экранизация режиссера Ивана Пырьева 1958 года подарила нам Настасью Филипповну в исполнении Юлии Борисовой.

Юлия Борисова в роли Настасьи Филлиповны,1958 год, Источник: Яндекс картинки Юлия Борисова в роли Настасьи Филлиповны,1958 год, Источник: Яндекс картинки

Эта Настасья прекрасна всем - она красива, горда, определено обладает внутренним стержнем, ни на минуту не может позволить себе показать слабость да и смотрит она так, что кажется - душу вынимает . Мне кажется, именно такой и я представляла Настасью Филипповну во время прочтения романа - здесь совпало все.

Нельзя не упомянуть также об экранизации Анджея Вайды в 1994 году, хотя бы потому что она и называется "Настасья". Как я уже писала в статье о князе Мышкине, обе главные роли - и Льва Николаевича и Настасьи Филлиповны играет один актер японского театра кабуки - Бандо Тамасабуро V .

Бандо Тамасабуро V в роли Настасьи Филлиповны,1994 год, Источник: Яндекс картинки Бандо Тамасабуро V в роли Настасьи Филлиповны,1994 год, Источник: Яндекс картинки

Весь сюжет фильма крутится вокруг несостоявшейся свадьбы героев. Собственно, я включила этот фильм в подборку только затем, чтобы полюбоваться на восхитительное свадебное платье героини. За слоем фаты и макияжа, в окружении бриллиантов и пышных оборок даже так сразу и не скажешь, что перед нами переодетый мужчина.

В стилизации романа "под 90ые" - черной комедии "Даун Хаус" (режиссер Роман Качанов ) - роль Настасьи Филипповны достается актрисе Анне Букловской.

Анна Букловская в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки Анна Букловская в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Про внешнее сходство говорить сложно, но актриса точно "хороша собой". Правда, очень сомневаюсь, что у Настасьи Филлиповны из романа могло быть такое. выражение лица. В принципе, от актрисы здесь требуется только быть красивой, неприступной и загадочной, с чем Анна Букловская замечательно справилась.

Последняя отечественная экранизация 2003 года авторства Владимира Бортко показывает нам в образе Настасьи Филлиповны актрису Лидию Вележеву.

Лидия Вележева в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки Лидия Вележева в роли Настасьи Филлиповны,2001 год, Источник: Яндекс картинки

Вот уж насколько Евгений Миронов хорош в образе князя Мышкина, настолько Лилия Вележева неубедительна в роли Настасьи Филлиповны. Внешне - да, опять же роковая красота (о которой у Достоевского вообще не упоминалось), волевое лицо, подчёркивающее характер героини. Но все же - это совсем не то, снова (как и в предыдущем фильме, где это оправдано интерпретацией сюжета), эмоции на лице героини практически не изменяются за весь фильм, а эсцентричность превратилась в истеричность. Словом я прекрасно понимаю Рогожина, что все-таки не выдержал.

Словом, снова нас постигло разочарование - только Юлия Борисова из советской экранизации достойно справилась с этой ролью.

Следующая цитата

Образ роковой женщины Настасьи Филипповны был списан Достоевским со своей молодой возлюбленной Аполлинарии Сусловой.

Сильные чувства к ней самому Достоевскому казались наваждением, тяжелой зависимостью, сердечной болезнью. Их отношения длились всего три года, но шрамы на сердце писатель носил до конца жизни.

Аполлинария, женщина яркая, привлекательная и образованная, неотличимая манерами и элегантностью от знатных дам, была на самом деле дочерью крестьянина, бывшего крепостного. Отец Полины-Аполлинарии, предприимчивый и хваткий, рано выбился в управляющие графа Шереметьева, а затем скопил состояние на купеческих и фабрикантских занятиях.

Аполлинария Суслова Аполлинария Суслова

Дочерям своим он дал блестящее образование, сестра Полины прославилась потом как первая русская женщина-врач.
Полина познакомилась с Достоевским, когда ей был 21 год, а ему – за сорок. Девушка добивалась внимания именитого писателя, ее не волновала ни разница в возрасте, ни его жена – она, наконец, написала ему письмо с любовным признанием, после чего у них завязался роман.

Полина Суслова была хороша - «высокая и стройная… Волосы с рыжим оттенком. Глаза настоящие кошачьи, но как гордо и высокомерно умеет она ими смотреть», такой видит ее Достоевский глазами главного героя романа «Игрок», где Аполлинария снова стала прототипом героини, тоже Полины.

Аполлинария была настоящей роковой женщиной, из тех, отношения с которыми качаются из любви в ненависть, с которыми трудно быть вместе и почти невозможно расстаться. Смелая, страстная, независимая – и яростная, обвиняющая, ядовитая.

Уже спустя много лет после завершения их отношений, Достоевский так опишет ее: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Лидия Вележева в роли Настасьи Филипповны, экранизация 2003 г. Лидия Вележева в роли Настасьи Филипповны, экранизация 2003 г.

Роман Федора Михайловича и Аполлинарии был настоящими качелями, где она то горячо любила его «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая», то становилась капризной и требовательной, гневной и почти безумной. Всякое было в их любви – она звала его и прогоняла, соблазняла и обдавала холодом, шантажировала самоубийством, скандалила, а потом страстно мирилась. Требовала бросить жену – а потом отказывала на его предложение о браке.

Такой описана и Настасья Филипповна – красивая женщина, обуреваемая страстями, очень независимая, манящая, гордая, но совершенно безумная и разрушительная.

Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны, экранизация 1958 г. Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны, экранизация 1958 г.

В романе Настасья Филипповна погибает, но по судьбе Аполлинарии Сусловой можно понять, что ждало бы такую женщину в будущем. После расставания с Достоевским, когда писатель понял, что их отношения вот-вот доконают его, она полтора десятка лет мечется по жизни, занимается всем и ничем. Ее романы разочаровывают ее, лишь в сорок она выходит замуж за будущего нашего знаменитого философа Василия Розанова, младше ее на шестнадцать лет.

Но и этот союз быстро распадается, поначалу безумно влюбленный Розанов просто сбегает через шесть лет от ревности и скандалов. А Аполлинария с возрастом становится по-настоящему нетерпимой, несговорчивой, злой и мстительной.

Паола Борбони и Эдвиж Фейер в роли Настасьи Филипповны, экранизации 1920 и 1946 гг. Паола Борбони и Эдвиж Фейер в роли Настасьи Филипповны, экранизации 1920 и 1946 гг.

Даже ее старик-отец, к которому она вернулась жить из неудачного брака, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя».

Но зато, не будь в жизни Достоевского этой женщины-урагана, не узнали бы мы его роковых героинь, Настасью Филипповну и Полину из «Игрока». А вот сама Полина Суслова, насколько можно судить, книг Достоевского о ней так и не читала.

Читайте также: