Драгомиров михаил иванович цитаты

Обновлено: 22.12.2024

В каком порядке следует образовывать солдата. Так, все занятия с солдатом, по распределению времени соответственно важности предметов обучения, должны быть поставлены в следующем порядке: 1) все, относящееся к воспитанию солдата; 2) стрельба; 3) фехтование; 4) гимнастика; 5) строй

Излишняя быстрота стрельбы вовсе не нужна для того, чтобы расстреливать вдогонку человека, которого достаточно подстрелить один раз.

Что требуется от солдата в бою. Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три — его образование. 1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы. 2) Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил. 3) Искусное действие своим оружием. 4) Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами. 5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем.

Суворовская «Наука побеждать» оставалась непонятой целых шестьдесят лет и была просто забыта. Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных.

Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох.

По Драгомирову, офицер-начальник каждого ранга должен удовлетворять следующим условиям: 1) общее знание теории военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящейся к тому роду войск, в котором служит; 2) преданность Государю и родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, решимость безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки; 3) способность ориентироваться в окружающей обстановке; 4) решимость принимать на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжения свыше; 5) частный почин; 6) привычка представлять себе цель каждого действия; 7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам. Общей, а не собственной пользе.

Теория военного искусства не претендует создавать Наполеонов, но она дает знание свойств войск и местности. Она указывает модели, образцы, осуществленные в области войны и, благодаря этому, выравнивает путь тем, кого природа наградила воинскими способностями.

Относительно масс, безусловно, верно то, что где больше читают, там больше и думают, масса же сильная в мыслительной работе всегда будет бить ту, которая в этой работе слаба.

Офицер должен быть смирен и безобиден, как овечка, но малейшее посягательство на оскорбление его действием, должно вызывать с его стороны возмездие оружием. Мгновенное, рефлекторное!

Сидеть на престоле годен, но стоять во главе России не способен.

Чему и как учить войска. 1) Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно, 2) Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования. 3) Учить преимущественно примером.

Если такую главную роль играет нравственная упругость в военном человеке, то само собой разумеется, что все внимание при мирном образовании войск должно быть устремлено на развитие ее.

Велика и почетна роль офицера, понимаемая таким образом. И тягость ее, не всякому под силу.

Даже и обороняясь, никогда не думай о том только, чтобы отбиться, но непременно о том, чтобы побить.

Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении.

Условия, необходимые для обучения: 1) обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению; 2) расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием; 3) подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута.

Почему плохо приживается новое? Все это явления старые и совершенно естественные; всякий занимается охотнее тем, что он знает. И всякий считает более важным то, что знает, так уж человек устроен.

Армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне, такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным.

Солдат не должен себя беречь, начальник должен его беречь. Большая потеря людей в бою — к славе солдата и к безславию начальника, если она произошла не от трудностей самого дела, а от нераспорядительности начальника.

В солдате должно прежде всего развивать и укреплять самоотвержение. Кто этого не понимает, тот в нашем деле ничего не понимает.

Следующая цитата

Чем больше со стороны офицера будет теплоты, участия, терпения, тем легче он найдет доступ к сердцу и сознанию молодого солдата; в таком случае лучше пойдет его воспитание и образование, ибо солдат уверует в офицера, и, уверовавши, во всем послушает.

Добавил Побратим Гошан 09.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

А что в военном может быть презрительнее страха, который парализует и ум и волю?

Добавил Побратим Гошан 09.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Что с умовой точки дуэль представляет очевидный абсурд в благоустроенном государстве, особенно в таком, где по преимуществу смертная казнь упразднена, кажется, не требует пространственных доказательств. Нелогично предоставлять индивидууму право жизни и смерти над себе подобным там, где от этого права отказалась сама государственная власть. Нелогично предоставлять его даже и там, где она от него не отказалась, ибо в смертной казни по суду мотив личный отсутствует… Наконец, нелогично и вообще при каких бы то ни было порядках, кроме, разумеется, первобытно-дикого состояния, признавать за человеком право быть судьей в своем собственном деле.

Следующая цитата

Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох.

Добавил Побратим Гошан 08.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Суворовская «Наука побеждать» оставалась непонятой целых шестьдесят лет и была просто забыта. Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных.

Добавил Побратим Гошан 08.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении.

Добавил Побратим Гошан 08.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Условия, необходимые для обучения:
1) обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению;
2) расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием;
3) подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута.

Добавил Побратим Гошан 08.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Почему плохо приживается новое? Все это явления старые и совершенно естественные; всякий занимается охотнее тем, что он знает. И всякий считает более важным то, что знает, так уж человек устроен.

Добавил Побратим Гошан 08.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Что требуется от солдата в бою. Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три — его образование.
1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.
2) Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил.
3) Искусное действие своим оружием. 4) Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами.
5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем.

Следующая цитата

Содержание

Успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает только легчайший путь к успеху.

Смотрите на солдатство, как на низшую степень великого воинского товарищества; не забывайте святых слов, что "солдат есть имя общее, знаменитое, что солдатом называется первейший генерал и последний рядовой".

Во имя товарищества, берегите солдата, но не балуйте его; будьте внимательны к малейшим его нуждам (не на показ, а в настоящую), но непоколебимою рукою закона карайте за преступления, позорящие военной братство, и крепко держите в руках.

Чем больше со стороны офицера будет теплоты, участия, терпения, тем легче он найдет доступ к сердцу и сознанию молодого солдата; в таком случае лучше пойдет его воспитание и образование, ибо солдат уверует в офицера, и, уверовавши, во всем послушает.

Помнить, что солдат человек и поэтому для него, как и для всякого человека, ни одна обязанность не должна обходиться без соответственного права.

. «ибо, если противник действительно стоек, то его можно опрокинуть только штыком». — «Разведчик», № 770, 26 июля 1905 года, страница 596

Устав полевой службы 1904 г, редактировался известным М. И. Драгомировым и, ввиду авторитета редактора, признавался большинством современников последним словом военного искусства. Поэтому доктрины устава свили прочное гнездо в старой русской армии. Излюбленный тезис Драгомирова, что на войне главное — человек и дух его, а материя и техника лишь нечто второстепенное, был широко проведен в уставе; поэтому в нем весьма мало учитывалось могущество огня современной артиллерии, пулеметов и ручного огнестрельного оружия. Такой выдающийся военный мыслитель, как М. И. Драгомиров, не мог, конечно, не понимать значения техники в военном деле. Он, например, настоял после русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. на введении в русской артиллерии 6-дм. мортиры. С другой стороны, он же противился усовершенствованию в технике ручного огнестрельного оружия. Писал он против 3-лин. магазинных винтовок, а пулеметы высмеивал так:

"Если бы одного и того же человека нужно было убивать по несколько раз, то это было бы чудесное оружие. На беду для поклонников быстрого выпускания пуль человека довольно подстрелить один раз и расстреливать его затем, вдогонку, пока он будет падать, надобности, сколько мне известно, нет".

Читайте также: