Характеристика героев бедность не порок с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
Митя является одним из центральных персонажей пьесы "Бедность не порок" Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мити в пьесе "Бедность не порок" Островского: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по пьесе "Бедность не порок"
Все материалы по творчеству Островского
Анна Ивановна
Вдова, молодая, бойкая женщина, веселая и озорная. Старается, чтобы Митя с Любовь Гордеевной объяснились. Любит Яшу Гуслина, довольна тем, что выходит за него замуж.
Яша Гуслин
Родственник Торцова, молодой человек, влюбленный в молоденькую вдовушку Анну Ивановну. Хочет взять ее в жены, и Гордей Карпыч соглашается.
Следующая цитата
С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 10 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Основная тема комедии — противостояние богатства и бедности, в ней поднимаются такие проблемы, как жадность и корысть против доброты, скромности и честности. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовки к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Любовь Гордеевна
Дочь Торцова, скромная, умная барышня. Очень любит Митю, однако, когда отец говорит о своем решении отдать ее за Коршунова, беспрекословно подчиняется. Она считает, что так положено, и она не может сопротивляться родительской воле, очень счастлива, что отец захотел поженить их с Митей.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок.
Год написания – 1853 год
История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения дружба драматурга со славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.
Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.
Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.
Жанр – комедия в трёх действиях.
Литературное направление – критический реализм.
Африкан Савич Коршунов
Фабрикант, богатый и самоуверенный человек. Сластолюбивый старик, который считает, что имея богатство, можно купить все. Хочет взять в жены молоденькую дочку Гордея Карпыча. Кичится своим огромным богатством, свысока относится к окружающим, ведет себя мерзко и подленько. Когда Любим винит его в махинациях, обижается, и гордо удаляется, в уверенности, что Торцов будет его уговаривать, чтобы он взял в жены его дочь.
История создания
Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января, пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.
Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.
Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михайловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в совестный суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в такие суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
для самых компанейских -
для самых крутых -
Красной нитью проходит через всё произведение мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.
Композиция
Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).
Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.
Гордей Карпыч Торцов
Уже немолодой мужчина, богатый купец, имеет приличное состояние. У него свои взгляды на жизнь, он суровый, серьезные человек, у него тяжелый характер. Все домашние его побаиваются. Он глава семьи, и все важные вопросы решает сам. Раньше был более лояльным и рассудительным, но после того, как съездил в Москву, переменился. Стал гордым и высокомерным, считает себя выше и умнее всех. Водит дружбу с владельцем фабрики Коршуновым, в надежде выдать свою дочь за богатого старика, но этому мешает его брат.
Действие второе
Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя «принят в насмешку» купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.
Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.
Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.
Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер «на мужицкий манер» . Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где «совсем другой ефект будет» .
Тем временем Коршунов любуется девушками и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он «до этого охотник» . Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.
Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе «одно невежество и необразование» . А поможет им устроиться на новом месте «зятюшка Африкан Савич» , за которого он уже сосватал дочь.
Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедность не порок».
Действие третье
В расстроенных чувствах появляется Митя. Узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.
Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление «надоть будет богу ответ дать» . После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.
Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не «посмеет такой грех на душу взять» . Молодые люди прощаются.
Коршунов находит Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком, как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает «на руках носить» и исполнять все ее желания.
Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.
В тот момент Торцов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их «по-родительски, с любовию» , поскольку они давно любят друг друга.
Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги и в итоге соглашается на этот брак.
Следующая цитата
Главной темой произведения Островского «Бедность не порок» является мирное разрешение конфликтов «отцов и детей», становление личности человека, нравственные устои общества. Главные герои «Бедность не порок» сумели найти компромисс, и понять друг друга, сохранив семейные отношения, не принимая во внимание мнение общества. На примере одной семьи показано неравенство сословий, и различие в мировоззрениях. Островский высмеивает человеческие пороки, присущие каждому человеку.
Характеристика героев «Бедность не порок»
Любим Карпыч Торцов
Родной брат Гордея Карпыча. После смерти отца, получил долю своего наследства деньгами и ценными бумагами. Когда приехал в Москву обналичить бумаги, молодой и бесшабашный юноша, решил красиво пожить, и быстро промотал почти все свое наследство. То, что осталось, решил доверить Коршунову, богатому фабриканту и своему знакомому. Фабрикант обманул Любима, и тот остался ни с чем. Любиму пришлось вернуться к брату, который укоряет его за такое поведение. Любим человек, который считает, что бедность – не порок.
Действие первое
Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин Гордей Карпыч Торцов очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч «начал разные колена выкидывать» при гостях, чем глубоко оскорбил брата.
Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что «нет ей ровни» . По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.
В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который «все бедностью попрекает» , но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку «потом еще тяжельше будет» .
Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.
Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает ее, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода. Уходя, в дверях она встречает Любима Карпыча. Видя, что племянница испугалась, он успокаивает ее: «Ступай, не бось!»
Главные герои
Второстепенные персонажи
В комедии «Бедность не порок» герой, которому случай помог жениться на любимой девушке, стоящей выше него на социальной лестнице. Молодой человек работает приказчиком Торцова. Умный, добрый и честный. Давно любит дочь своего хозяина. Узнав, что его чувства взаимны, предлагает Любовь Гордеевне признаться ее отцу, и просить благословления. Узнав, что ее собираются отдать замуж за другого человека, очень расстроен, хочет вернуться в деревню к матери. Получается так, что Гордей Карпыч сам благословляет Митю и свою дочь.
Следующая цитата
Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бедность не порок» по действиям. Проверить полученные знания можно на нашем сайте при помощи теста.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 30 лет.
Главные герои
- Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.
- Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.
- Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.
- Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.
Другие персонажи
- Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.
- Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.
- Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.
- Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.
- Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.
для самых компанейских -
для самых любопытных -
для самых крутых -
Гриша Разлюляев
Молодой, беззаботный человек, сын богатого купца. Играет на гармошке, любит повеселиться. Мечтает о богатой невесте своего круга.
Данные характеристики героев комедии Островского «Бедность не порок», дают более полное представление о жизни и нравах общества того времени.
Краткое содержание
Заключение
В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека и показывает, что бедность не может быть пороком.
Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.
Читайте также: