Момышулы цитаты о войне

Обновлено: 07.11.2024

Село Сеченово. Нижегородская область. 9 мая 2021 года. 76 лет Великой Победе. В эти дни мы вспоминаем всех тех, кто в тяжёлой битве одержал победу над вероломным врагом. Славные сыны Отечества, отдавшие.

Яндекс Дзен | Блогерская платформа

0 комментариев

9 раз поделились

16 классов

Класс 1

загрузка

Всё 2 108

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

+ 1 минута

за просмотры фотографий!

3 мая 2019

В группе 436 участников

Стихи Бауыржана Момышулы

„Это ж надо же, как в области бьють, это же в районе так ни разу не били. Щас только память свою чуть напрягу, и прям боль така везде. Это ж надо ж так дать под зад, что аж коленки опухли…“

— Михаил Сергеевич Евдокимов артист эстрады, юморист, киноактёр, исполнитель песен, глава администрации Алтайского края 1957 - 2005

„Память-это не только прикоснуться к прошлому,это еще предупреждение нам-не повторять ошибок.“

Следующая цитата

Citát „Счастье — это хорошее здоровье и плохая память.“

Строчка из стихотворения "Чужая Земля". Авторская орфография и пунктуация сохранены.

„Культура есть память.“

— Юрий Михайлович Лотман советский литературовед, культуролог и семиотик 1922 - 1993

„Внимание — вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения.“

— Роберт Лоуэлл американский поэт, драматург и литературный критик 1917 - 1977

„Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом.“

— Лев Николаевич Толстой русский писатель и мыслитель 1828 - 1910

„Память ему не изменяла, но он изменял ей всегда, когда находил это удобным.“

— Эмиль Кроткий российский и советский поэт, сатирик, фельетонист 1892 - 1963

Следующая цитата


Лучше вкушать горечь яда справедливости, чем лакомиться медом лицемерия. Лучше наслаждаться мечтой о любви, чем целоваться да плеваться.

Гордый негордому не друг. Не уважающий себя не способен уважать других.

Тот, кто не уважает свою нацию и не гордится ею, тот безусловный подлец и бродяга.

Нет национальной традиции, мешающей воевать, а есть национальная традиция, помогающая воевать. Религия, воровство, измена — не национальные традиции, а порок личности в нации. Национальная гордость — святыня и нерушимый закон для личности в нации.

Считать свое мнение безапелляционно окончательным для всех — это жестокая переоценка своих сил и способностей.

С тех пор как я оказался здесь, я успел увидеть и почувствовать несколько моментов и обстоятельств. Я встретил ряд людей, слишком мелких, которые не смогли подняться выше своих корыстных целей, озабоченных шкурными интересами. Они вовсе забыли об интересах всего народа, родины, общества, будущего. Чем вы оправдаете то, что в хоре Оперного театра не осталось ни одного певца, исполняющего казахские народные песни. Разве не остаются без ответа до сих пор горькие и постоянно рождающиеся вопросы: кто думает о положении народа, кто защищает его честь, кто мы сами, с кем мы, кем станем, каково наше будущее? Или слишком много становится тех, кто забыл о том, что он казах и рожден казахом? Откуда идет и как родился обычай стыдиться того, что ты казах, и стесняться говорить на своем языке? Многие дети воспитываются порочно, в каком-то диком смешении принципов и понятий, вырастая не казахами и не русскими, а непонятными, оторванными от своих корней и не прижившимися в чужой почве существами. Почему вы не видите этого? Или не хотите видеть?

. воспитанность (әдеп) должна быть внедренной в сознание и привита в привычку (әдет) вместе с молоком матери, уважение к старшим, сознание долга и чести, как святыня, безукоризненное соблюдение общественного порядка, безмолвной покорности законам человека ставит превыше всего — воспитывают положительные качества, которые носят название благородства, любви к Родине, народу, семье, человеку, жизни. Человек, получивший благородное воспитание, владеет основой боевых качеств — преданностью, честностью, дисциплинированностью.

Игра в асык, жилик, жасырынбак, жарыс, курес, ак-суйек — воспитывают в юноше сноровку, ловкость, увертливость, меткость, быстроту, упорство и прочие военные (боевые) качества, необходимые солдату в бою, как воздух.

Бадик, той, айтыс — есть состязание быстрого мышления и остроумия. Нигде, как в айтысах, не застает человека врасплох многогранная неожиданность. Айтыс, бадик, той вырабатывали у юношей и девушек импровизаторские способности, любовь к устной литературе и мушке, расширяли их кругозор, они приобретали остроумие и смекалку.

Кокпар, байге, аударыспак — традиционные национальные спортивные игры, вырабатывающие смелость, ловкость, физическую закалку, азарт, способность к риску с расчетом, даже способность к самопожертвованию ради чести и славы своей. В благородстве этих игр не может быть никаких сомнений. Эти игры воспитывают благороднейшие рыцарские качества в джигите, столь необходимые для солдата Красной Армии.

Нашими полуказахами (шокынган) пренебрегались эти благородные традиции в воспитании боевых качеств, как «отжившие», они даже преследовались до сих пор людьми негосударственного ума, сидевшими за председательскими столами.

Вследствие такой оплошности в воспитании некоторая часть молодежи растет неузнаваемо развязной, легкомысленной, хилой, мешковатой, попадаются даже трусишки малодушные, шкурники.

Все хорошее в прошлом казахского народа должно восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием, обогатить наши знания и опыт, оказать услугу делам нашим.

Гораздо приятнее человека убедить, чем принуждать. Убежденный свои обязанности выполняет не только сознательно и творчески.

Опрятность, чистота тела и души порождают личную гордость и самодисциплину, требовательность к себе и окружающим. Внешняя расхлябанность — признак внутреннего убожества человека. Грязь разлагает человека. Неряшливый в быту — неряшлив и в службе, и в работе. Если работник внешне расхлябан, он такой же и в работе: если человек аккуратен, он таков и в работе. Внешняя опрятность признак внутренней собранности, самодисциплины, требовательности к себе и к окружающим.

Национальная гордость — нерушимый закон для каждого человека, это уважение своей нации, гордость за нее. Уважая других, имеешь право уважать себя: являясь полноценной личностью данной нации и гордясь своей нацией, ты можешь достойно относиться и к другим народам. Есть два понятия: национальный дух — это благородная черта, и национализм — это порок личности нации. Некоторые с легкостью путают национальный дух или национальный патриотизм с национализмом. Национальный дух имеет прекрасные свойства, познание своей нации, и нам надо развивать эти благородные черты, такой человек глубоко и возвышенно понимает свой долг перед Отечеством перед своим народом и братством народов.

Я глубоко был возмущен некоторыми нашими ораторами, которые говорят так: «Біз мал едік, аюан едік, қараңғы едік». «Мы были темными, безграмотными людьми, бессловесными животными». Хотя темными и неграмотными в свое время были не только казахи. И в отношении некоторых наших ханов, биев, государственных деятелей того времени, у нас были такие понятия — раз хан, значит, деспот. Кто скажет, что это умно? Безусловно, нет. Ведь нельзя же требовать от Кенесары, чтобы его точка зрения совпадала с точкой зрения Маркса! Он был государственным деятелем своего времени, борцом за справедливость. Это нельзя отрицать, этим гордиться надо. Внуки должны гордиться своими предками, которые были не последними, а полезными, добропорядочными людьми своего времени, по-своему прогрессивными. И не надо топить память о них в несправедливой клевете.

Народ говорит: «Не в свою колею попал». Всегда следует избегать возможных противоречий природных данных, дарования человека со служебными требованиями. Отсюда закономерно требование изучать кадры с целью определения, кто к чему способен, кого и где целесообразно и выгодно использовать, а не вообще назначать. Недоучет всего этого приносит огромный материальный ущерб и ненужные жертвы, которых можно было бы легко избежать при правильном распределении и умелой расстановке кадров (включая и рядовой состав).

Совершенно недопустимо и очень вредно такое ошибочное и невежественное отношение, когда некоторые представители из среднего слоя великой русской нации думают и относятся к другим нацменьшинствам, как к людям «второго сорта». К сожалению, этим самым они оскорбляют в первую очередь, и прежде всего, великое достоинство своей нации, меняя главенствующее величие высокой идеи на знамени нации на нечистоплотную мелкость шовинизма.

Зависть — сознание превосходства другого и собственного бессилия и никчемности. Успешная деятельность, физические достоинства, а также материальные блага у других вызывают зависть, так как каждому присущи стремление к деятельности, самомнение и уверенность, что он не хуже других.

Успешная деятельность является результатом превосходства и находит свое выражение в форме славы, известности, популярности, общественного влияния и т.п. Все это у завистника вызывает раздражение и душевные страдания, моральный гнет, от которого он старается избавиться путем унижения соперника клеветой, распространением разных небылиц, замалчиванием его полезной деятельности и справедливых заслуг. Завистник по своему облику всегда ниже того, кому завидует или, на языке военных, доносчик и не стоит мизинца того, на кого доносит. Надо проверить скорее личность доносчика, чем человека, на которого он донес. К сожалению, у нас поступают иногда наоборот.

Если человек приобрел какую-то известность, следовательно, он превращается в образ, в человека, которому его собственное «я» уже не принадлежит. Все внимание он должен уделять долгу, а личное для него, до некоторой степени, перестает существовать. Власть тоже опасна. Если власть дана умному — это умный руководитель, если глупому — самодур, особенно опасный на войне.

„Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было… Лучше бы память навсегда убить.“

— Фаина Георгиевна Раневская советская актриса театра и кино 1896 - 1984

Следующая цитата

Как воевал писатель

Родился Бауыржан 24 декабря 1910 года в простой крестьянской семье. После окончания 9-летки работал школьным учителем, секретарем райисполкома, в финансовых органах, начальником районной милиции. В 1936 году поступил на службу в Советскую Армию, служил на Дальнем Востоке, в 1938 году участвовал в боях с Японской Квантунской армией, в 1939–1940 годах служил на Украине, участвовал в походах на Карпаты. Ушел на фронт Великой Отечественной войны в составе316-й стрелковой дивизии под командованиемгенерал-майора Панфилова.

Легендарный панфиловец, участник битвы под Москвой Бауыржан Момышулы еще при жизни стал человеком-легендой. «Слава о нем впервые прогремела в ноябре—декабре 1941 года в битве за Москву. В то время все фронтовые, армейские, центральные газеты и журналы Советского Союза, а в особенности Казахстана, наперебой рассказывали о феномене комбата Момышулы. Они взахлеб писали о таланте командира переднего края, который несколько раз, выполняя задание командования, со своим батальоном оставался в окружении врага и выводил его к своим войскам без особых потерь», — рассказывает о батыре писатель Елен Алимжан.

Как воевал писатель

Закончилась война, Момышулы стал выпускником и педагогом Высшей военной академии Генштаба Советской Армии. «Героя» Момышулы по-прежнему не дают. А в 1956 году, несмотря на солидную военную карьеру, боевые заслуги и признанные новаторские идеи в области тактики и ведения боя, бесстрашного казахского воина отправляют в отставку. «Неудобный» — так лаконично и точно охарактеризует отношение власти к своему отцу Бахытжан Момышулы. «Его воспринимали как неудобного человека, поэтому и обходили наградами и званиями. Но еще больше, чем недопонимали, ему завидовали».

Елен Алимжан тоже пытается найти объяснение тому, почему боевые заслуги Бауыржана не были оценены. «Во время войны никто открыто не обвинил Момышулы в национализме. Хотя он в оценках положения дел на фронте и в тылу был предельно откровенен и критичен, в его словах и действиях не было ничего такого, что бы противоречило Конституции и законодательству СССР. Но московская власть наказала его молчанием и игнорированием, оставив без удовлетворения представления командования о присвоении Момышулы звания Героя Советского Союза. Проявила неслыханную скупость и по другим наградам».

И все-таки Звезду Героя Бауыржан Момышулы получил, спустя 8 лет после своей смерти. Произошло это накануне развала Советского Союза и обретения Казахстаном независимости. В поздравительной телеграмме Нурсултан Назарбаев написал: «День, когда Бауке получил Звезду, можно считать днем, когда взошла Звезда народа».

Как воевал писатель

О Бауыржане Момышулы написано больше, чем о каком-либо другом известном в наше время человеке. Статьи, книги, стихотворения, но больший интерес представляют воспоминания о нем. Случайные знакомые, давнишние друзья, члены семьи — все они отмечали необычайную сложность и даже жестокость характера Бауыржана. И только его сын Бахытжан в книгах-воспоминаниях, посвященных отцу, откровенно рассказывает, что стояло за этой внешней суровостью легендарного батыра.

«Да, он бывал резок, разговаривал на повышенных тонах, что многих обижало, а я думаю, что он выплескивал в этих криках какую-то саднящую боль, неистраченную энергию».

«Свою грубоватую прямолинейность отец употреблял там, где считал нужным, в иных же случаях он мог быть и тонким шутником. Как-то пришел к нему некто пишущий по имени Набиден. Гость стал жаловаться, что у него в Алма-Ате нет никаких связей, а он так хочет стать членом Союза писателей. В общем, дал понять, что ему нужна рекомендация. Бауке заявил: „Я вообще-то никому их не даю“. Набиден кинулся умолять, и отец написал первому секретарю Союза писателей записку следующего содержания: „Прими этого дурака в Союз писателей. Если примешь, то еще одним дураком станет больше“. И что вы думаете? Набиден пошел с этой запиской к Ануару Алимжанову, бывшему в ту пору первым секретарем союза. Тот прочитал ее, засмеялся и на следующем заседании секретариата Набиден был принят в союз».

Война закалила его характер, он не давал спуску ни себе ни своим близким. И даже к своему единственному и горячо любимому сыну он был беспощадно требователен.

«Каким он был отцом? Суровым. В школьные годы, когда моих одноклассников родители отправляли на каникулы отдыхать на Черное море, посмотреть Москву, Ленинград, другие города Советского Союза, он сажал меня в общий вагон и отправлял в аул к своим родственникам. Он всегда был недоволен мною. Несколько раз говорил: „Я очень жалею, что тебя на плацу не бил по морде ефрейтор“. Я и на самом деле в отличие от него был не собран, он обзывал меня то пластилином, из которого можно лепить все, что угодно, то размазней… Мне кажется, он жалел, что я не носил военную форму. Она, считал он, дисциплинирует человека сначала внешне, а потом и внутренне.

Как воевал писатель

Бауыржан Момышулы с сыном Бахытжаном

Но суровость у него была только внешней, а по сути, он был очень заботливым отцом. И воспитал меня от противного — учил ценить домашний очаг, бережно относиться к жене. В аул он отправлял меня, думая опять же о моем будущем. Если бы не эти детские поездки, которые меня страшно обижали, то, возможно, я не избежал бы драмы целого поколения казахов — не знал бы ни родного языка, ни обычаев. А я, слава Богу, не чувствую себя чужим среди своего народа».

И только сыну удалось понять характер отца с окровавленным отпечатком пережитой войны.

«И вдруг, а может и не вдруг, я понял, — будет писать Бахытжан, — что за каждым его словом скрывается подтекст, а то и несколько смысловых уровней. Однажды, например, он сказал, что не всякий участник войны — воин, и добавил: „И не каждый, кто носит военную форму, солдат“. Я это понял так: воин — это и состояние души, и какое-то иное мировосприятие, и обостренное чувство патриотизма, и великое чувство сострадания к незащищенным. По поводу последнего мне могут возразить: Бауыржан Момышулы часто бывал резким, нетерпимым и даже грубым. Да, да, да! Он на самом деле выгонял некоторых людей из своего дома с громкой бранью. Однажды я у него спросил: „За что ты их так ненавидишь?“. Он погрустнел и сказал. „Я ненавижу не конкретного человека, а его пороки“. Оказывается, эти люди приходили к нему с недостойными просьбами. Помочь вызволить, к примеру, насильника из тюрьмы или снять с должности неугодного чиновника».

У легендарного батыра в жизни было очень много встреч с разными людьми и при разных обстоятельствах, и у всех у них в памяти остался свой Бауыржан Момышулы. В одном сходятся все: Бауыржан Момышулы был настоящим героем и патриотом своей родины. «Человек-легенда. Личность неординарная, многогранная не только мужеством характера и воинскими доблестями, талантом писателя и исследователя солдатской психологии в экстремальных условиях военной обстановки, теоретика военного дела, но даже нормами поведения в обольщенной жизни… Он был настоящий воин и герой. Но, кроме того, он был человек независимых суждений. Он был горяч, патриотичен — не только как гражданин и воин Советской страны, но и казах, любящий свою Республику, своих соплеменников», — напишет о Бауыржане Момышулы государственный деятель, публицист Михаил Исиналиев.

Литературным трудом Бауыржан Момышулы начал заниматься задолго до войны. Как писал его сын Бауыржан, в семейном архиве хранятся тетради с записями, сделанными в 40-х, 30-х и даже 20-х годах. Многие из этих записей легли в основу книг «Волоколамское шоссе», «За нами — Москва», «История одной ночи». Рассказывают, что записи в тетрадях, на обрывках бумаг и даже пустых папиросных пачках Момышулы делал на каждом шагу. Он писал в окопе, в блиндаже и даже на больничной койке. Писать было его самой большой жизненной потребностью.

Известному журналисту Бекету Момынкулу довелось заглянуть в дневники Момышулы. В этих дневниковых размышлениях оттачивался язык и стиль офицера, который станет известным писателем. Его короткие, как автоматная очередь, высказывания, считает журналист, больше похожи на афоризмы: «Я предпочитаю смерть, которая важней безнравственной славы»; «Бросаемый вверх должен успеть оглянуться по сторонам и вниз, ответить на вопрос «откуда пришел?», чтобы ответить? «куда иду»; «Кто ждет и кто раболепно покоряется — творить не может»; «Законы создавались лишь для того, чтобы устрашать граждан, а не для того, чтобы помогать им»; «Таланту нужно уметь жить».

В разгар жестоких боев в газетах появляются статьи и интервью, Бауыржан Момышулы читает лекции, делает доклады, диктует Александру Беку повесть «Волоколамское шоссе», выступает по радио.

Изданный в 1958 году роман Бауыржана Момышулы «За нами Москва» принес писателю известность. Книга посвящена боевым подвигам 28 панфиловцев, защищавших Москву. Он написал о том, что видел и пережил на фронте, что осталось в памяти на всю жизнь.

Бауыржан Момышулы навсегда вошел и в историю военной науки как автор тактических маневров и стратегий. Он читал лекции по боевой подготовке в Высшей академии Генштаба, а также во время визита на Кубу в 1963 году. Его «Психология войны» остается по сей день самым глубоким анализом психологии солдата. Говорят, что в военных учебных заведениях США, Кубы, Израиля, Никарагуа отдельно изучается военный опыт Момышулы. Он был кумиром для Эрнесто Че Гевары, а «Волоколамское шоссе» было одной из любимых книг Фиделя Кастро.

Еще большим кумиром Бауыржан Момышулы является для нас, казахстанцев. Герой, патриот, писатель, казах, ставший одним из тех, кто приблизил Великую Победу и подарил нам жизнь без войны.

„Память не закопать.“

„Наводить на мысль — это более тонко, чем приводить на память.“

— Бальтасар Грасиан испанский прозаик-моралист, философ, теоретик литературы, иезуит 1601 - 1658

Читайте также: