Мертвые души цитаты о помещиках
Обновлено: 21.11.2024
В названии поэмы Гоголь указывает не только на мертвые души крепостных, скупаемые главным героем. Душа отсутствует у помещиков, чиновников. Мертвый крестьянин для них – товар, окружающие люди не вызывают интереса. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» четко передают отношение автора к власти, зажиточным гражданам девятнадцатого века. Он не наделяет их положительными качествами. Каждый герой имеет определенный порок, сказывающийся на его жизни.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» – кратко
Писатель описал встречу Чичикова с пятью помещиками. Они имеют разные недостатки, индивидуальные особенности, взгляды. Рассмотрим портрет каждого действующего лица.
Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:
– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.
Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:
– У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие.
- Глупость, необразованность;
- Подозрительность;
- Алчность;
- Боязнь нового.
Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.
Плюшкин
Покинув Ноздрева, главный герой отправляется к Плюшкину - самому богатому помещику. Уже при взгляде на его имение Чичиков был очень удивлен. Усадьба Плюшкина ветхая и бедная, все дома в деревне старые и покосившиеся, а люди живут в нищете ("окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики. покосились и почернели"). В интерьере Чичиков подмечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь. Иногда доходит до того, что он ворует у своих крестьян предметы, совершенно ему ненужные. Автор показывает и то, что Плюшкин, являясь богатым помещиком, имея в своем распоряжении более 1000 душ крестьян, каждый день ходит по своей деревушке, подбирая все, что попадется. Затем тащит к себе в дом и складывает в углу комнаты.
Немало удивляет Чичикова и внешний вид Плюшкина. Сначала герой не может понять даже "баба или мужик" перед ним и мешкается в догадках, приходя к выводу, что все-таки это женщина - ключница ("Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак. "). Одежда его была сильно поношена, неопрятна; лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего.
Смотря на все окружающее в имении, можно понять, что все идет к упадку и гибели. В амбарах у помещика гниет богатый урожай, а крестьяне голодают. Он считает их мошенниками, лентяями и ворами. Крестьяне здесь "мрут как мухи". Спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему и самому есть нечего. Это очень скупой человек, его бережливость превзошла все границы и превратилась в жадность. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи несут за собой материальные убытки.
Общение с Чичиковым поначалу не доставляло помещику никакого удовольствия, он даже бормотал себе под нос что-то недоброжелательное, но потом - разглядев в нем благородного человека, предложил даже чашечку чая с сухарем, а после уезда героя подумывал о подарке. Видимо, Чичиков немного пробудил в нем того, кем он был раньше. Ведь Плюшкин изменился только с течением обстоятельств.
Цель в жизни этот человек потерял давно: сошел со своего пути и не нашел места в обществе.
Коробочка
Настасья Петровна Коробочка - небогатая помещица, живет в далекой глухой деревне. Это "женщина пожилых лет". Впервые перед Чичиковым она появилась " в каком-то спальном чепце, надетым наскоро, с фланелью на шее". Она "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки".
Коробочка ведет себя осторожно и предусмотрительно. Она упряма и ей сложно навязать своё мнение. Например, когда Чичиков просил продать мертвые души, Настасья Петровна упрямилась, что очень не понравилось помещику, и за что он и назвал ее "крепколобой", а затем - "дубинноголовой".
В хозяйстве Коробочки "индейкам и курам не было числа". Вся ее жизнь проходила торговле. Она собирает все, что может пригодиться, боится понести убытки - из-за чего и кажется жадным человеком. Коробочка осторожно и уверенно делает свое дело: продает и копит.
Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне. Все другие стороны жизни, несвязанные с накопительством, остались для нее недоступными.
Характеристика образов помещиков в поэме «Мертвые души» – скряга Плюшкин
Поэма характеризует Плюшкина как опустившегося человека. Читателя возмущают все аспекты его личности. Это ограниченный, пошлый человек с унизительными привычками. Он отказывается от заботы о собственных детях, морит крестьян голодом, постоянно ругается на дворовых. Другие герои о нем говорят:
– Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!
Кардинальные изменения произошли с героем в последние годы. Раньше это был адекватный, хозяйственный человек. Он считался образованным, был счастливо женат, имел трех детей. После гибели жены помещик стал другим человеком. Он в огромном количестве владел:
- Тканями, кожей;
- Посудой, мехами;
- Продуктами питания, запасами.
При этом персонаж голодает, заставляя жить крепостных в ужасающих условиях. Чичиков отметил, что он предложил черствый пряник, старое вино с насекомыми. Об окружающих Плюшкин отзывается негативно, не доверяя никому:
– Народ такие воры!
Прижимистость героя характеризуют его походы за мусором по городу. Он забирал любую забытую вещь, ненужный хлам.
Когда помещики видели Плюшкина, они говорили:
– Рыболов вышел на охоту!
Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты
Манилова главный герой узнает в начале композиции. Когда поэма стала популярной, многие люди начали называть маниловщиной бездельничество, тунеядство. Манилов – мечтатель, он ежедневно выдвигает грандиозные планы, не продвигаясь ни на йоту к их осуществлению. Проекты персонажа совершенно бесполезны. Яркий пример – создание подземного хода или строительство вышки. В обществе о проектах персонажа отзывались с иронией:
– Все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.
При общении с другими помещиками он всячески старался им нравиться. Герой – приятный, добрый, отрешенный от мира человек. Общение с ним – скучное, неинтересное. В городе его характеризовали так:
– Весьма обходительный и учтивый помещик.
– В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
Горожане видели неприкрытую лесть, попытки стать другом для каждого человека.
Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича
Собакевича автор называет истинным медведем. Если провести анализ персонажа, то можно заметить, как просматривается ирония в сравнении фамилии и образа. Герой объединяет в себе внешность сильного, опасного животного, оставаясь в душе собакой, гавкающей на окружающих.
– Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, – так отзывались горожане о Собакевиче. Основные черты характера:
- Практичность;
- Невоспитанность;
- Негативное отношение к окружающим.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения
Для Ноздрева главное – ярмарки, балы, собрания. Чичиков знакомится с ним, посетив трактир. Это энергичный, активный человек, который:
- Любит играть в карты, гулять, веселиться;
- Не имеет моральных ценностей;
- Часто скандалит, дерется;
- Ленится работать;
- Оговаривает окружающих.
В персонаже автор объединяет характерные черты безнравственного повесы, говоря:
– Ноздрев долго еще не выведется из мира.
Следующая цитата
Типичный помещик. В первые минуты общения казался приятным и добрым, потому что очень любезен в общении. На взгляд "он был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами".
Хозяйством он не занимался, оно шло само-собою. В доме его чего-нибудь вечно не хватало. Помещик вел спокойную обычную жизнь со своей женой в тихой деревне. Он мечтал о соседе, с которым можно было бы беседовать, говорить по душам. Манилов строил несбыточные планы, часто размышлял и философствовал.
Главная социально-психологическая черта Манилова - желание всем и всегда нравиться, а также обходительность и учтивость. Он бесстрастный наблюдатель всего происходящего. Казнокрады, взяточники - все для него "предпочтеннейшие" люди. Манилов - персонаж без живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек "так себе, ни то ни сё".
Следующая цитата
Произведение состоит из шести частей. Первая часть «Мертвых душ» – вступление, рассказывающее об основных условиях жизни, главных героях. В пяти главах Гоголь последовательно рассказывает о помещиках, их пороках и достоинствах. В разделах поэмы «Мертвые души» фамилии помещиков появляются последовательно:
Основное действующее лицо произведения – Чичиков Павел. Он ездит по окрестностям поместий, скупая души погибших крестьян. Николай Васильевич наделил каждого персонажа определенными чертами характера. Особое внимание автор уделил отношению к собственному быту, крепостным, хозяйству. Отдельно выделяется реакция на предложение Чичикова продать души. Рассмотрим каждого героя поэмы.
Пороки помещиков в «Мертвых душах» – портрет Манилова
Единственный герой, у которого нет имени. Это говорит об отсутствии ярко выраженных качеств, о посредственности персонажа. Манилов не способен обустроить собственный быт. Он счастлив в семейной жизни, имеет двоих детей. В описании быта присутствуют определенные нюансы:
- Беседка, именуемая храмом. Здесь Манилов часами проводит время за мечтаниями, размышлениями. Он проектирует строительство каменного моста через пруд, мечтает о подземном ходе. Все планы многие годы остаются несбыточными;
- Работники поместья заняты пьянством, слуги ходят без дела;
- На досуге помещик бесцельно перебирает пепел;
- Закладка в книге находится на одной странице больше двух лет.
Автор показывает отрешенность персонажа. У него свой мир, где ему хорошо, спокойно. При этом герой является безобидным, любезным, культурным человеком. Он согласился бесплатно отдать души крепостных. Главные пороки героя: бездельничество, неприспособленность к жизни, отрешенность.
Портрет помещика Ноздрева
Владелец усадьбы Ноздрев отличается неспокойным характером. Он склонен к резким сменам настроения. Душа героя находится в беспорядке, который автор передает при описании его дома. Мужчина может веселиться, развлекаться с компанией друзей, но через минуту спровоцировать конфликт, драку.
У Ноздрева нет настоящих друзей. Причина – презрительное отношение к окружающим, отсутствие манер, культуры общения. Персонаж часто обсуждает людей, может приврать, оговорить. По сюжету герою тридцать пять лет. Его жизнь осталась прежней, какой была в двадцать лет. Из пороков автор присваивает персонажу безответственность, отсутствие моральных ценностей, разгульный образ жизни.
Плюшкин – русский образ скряги в поэме «Мертвые души»
В век крепостного права герой считался обеспеченным человеком. У него была тысяча крепостных, большое имение. Ввиду скупости, жадности крестьяне постоянно страдали от голода, жили в плохих условиях, часто умирали от болезней.
Поместье Плюшкина – запустевшее, требующее капитального ремонта. Но герой жалеет денег на восстановление домов. У него есть все возможности для создания процветающего, доходного участка. Плюшкин не желает вкладывать средства в развитие, ограничивая себя во всем.
Писатель ассоциирует образ героя с заплесневелым сухарем, прохудившейся крышей, засаленным халатом. Пороки героя – подозрительность, мелочность, скупость.
Коробочка – образ персонажа в поэме
Настасья – единственная женщина помещица. Будучи старой вдовой, она сама справляется со многими проблемами. В поместье проживает восемьдесят крестьян. Деловая, практичная Коробочка создала усадьбу, напоминающую добротный сельский уголок.
Строения находятся в идеальном состоянии, крепостные ухоженные, рабочие заняты своим делом. Среди пороков Настасьи автор отмечает подозрительность, глупость, меркантильность. Запасливость, бережливость представлены достоинствами вдовы.
Портрет Собакевича в «Мертвых душах»
Женатый мужчина почти пятидесяти лет внешне напоминает большого медведя. Писатель изображает его прямолинейным, грубым, немного неуклюжим. Он уделяет все время усадьбе, заботится о состоянии изб, считается зажиточным помещиком.
Следующая цитата
В названии поэмы Гоголь указывает не только на мертвые души крепостных, скупаемые главным героем. Душа отсутствует у помещиков, чиновников. Мертвый крестьянин для них – товар, окружающие люди не вызывают интереса. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» четко передают отношение автора к власти, зажиточным гражданам девятнадцатого века. Он не наделяет их положительными качествами. Каждый герой имеет определенный порок, сказывающийся на его жизни.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» – кратко
Писатель описал встречу Чичикова с пятью помещиками. Они имеют разные недостатки, индивидуальные особенности, взгляды. Рассмотрим портрет каждого действующего лица.
Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:
– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.
Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:
– У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие.
- Глупость, необразованность;
- Подозрительность;
- Алчность;
- Боязнь нового.
Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.
Характеристика образов помещиков в поэме «Мертвые души» – скряга Плюшкин
Поэма характеризует Плюшкина как опустившегося человека. Читателя возмущают все аспекты его личности. Это ограниченный, пошлый человек с унизительными привычками. Он отказывается от заботы о собственных детях, морит крестьян голодом, постоянно ругается на дворовых. Другие герои о нем говорят:
– Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!
Кардинальные изменения произошли с героем в последние годы. Раньше это был адекватный, хозяйственный человек. Он считался образованным, был счастливо женат, имел трех детей. После гибели жены помещик стал другим человеком. Он в огромном количестве владел:
- Тканями, кожей;
- Посудой, мехами;
- Продуктами питания, запасами.
При этом персонаж голодает, заставляя жить крепостных в ужасающих условиях. Чичиков отметил, что он предложил черствый пряник, старое вино с насекомыми. Об окружающих Плюшкин отзывается негативно, не доверяя никому:
– Народ такие воры!
Прижимистость героя характеризуют его походы за мусором по городу. Он забирал любую забытую вещь, ненужный хлам.
Когда помещики видели Плюшкина, они говорили:
– Рыболов вышел на охоту!
Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты
Манилова главный герой узнает в начале композиции. Когда поэма стала популярной, многие люди начали называть маниловщиной бездельничество, тунеядство. Манилов – мечтатель, он ежедневно выдвигает грандиозные планы, не продвигаясь ни на йоту к их осуществлению. Проекты персонажа совершенно бесполезны. Яркий пример – создание подземного хода или строительство вышки. В обществе о проектах персонажа отзывались с иронией:
– Все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.
При общении с другими помещиками он всячески старался им нравиться. Герой – приятный, добрый, отрешенный от мира человек. Общение с ним – скучное, неинтересное. В городе его характеризовали так:
– Весьма обходительный и учтивый помещик.
– В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
Горожане видели неприкрытую лесть, попытки стать другом для каждого человека.
Собакевич
Михаил Семенович Собакевич - очередной знакомый помещик Чичикова. На первый взгляд он показался герою "весьма похожим на средней величины медведя". Его одежда, внешность и даже предметы в доме напоминали этого зверя. ОН даже двигался так же неуклюже и всё время наступал на ноги. Этот человек имел "крепкий и на диво стаченный образ". Речь Собакевича отличалась точность, убедительностью, деловитостью. В ней не было ничего лишнего.
Чичиков несколько раз называет его кулаком ("нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!"), что показывает нам силу, целенаправленность, неподатливость и упрямство помещика. Это видно в эпизоде, когда Михаил Семенович ни в какую не хочет уступать цену за крестьян.
Чичикова, кстати, он встретил сухо и черство, в отличие от других помещиков. Он также не расхваливал местных "шишек", а наоборот говорил о них плохо. Это удивило Чичикова. Председатель у Собакевича "такой дурак, какого свет не производил"; губернатор - "первый разбойник в мире. дайте ему только нож. зарежет"; полицмейстер - "мошенник, продаст, обманет, еще и пообедает с вами". Обобщая свои суждения о чиновниках, он говорит, что "это все мошенники" и "весь город там такой". Собакевич прямой человек, не привыкший льстить.
Михаил Семенович - крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за мастерство и трудолюбие. Когда он их продавал (без всякого смятения и удивления), расхвалил каждого, несмотря на то, что они мертвы и в хозяйстве уж точно никому не понадобятся. Скорее всего этот поступок сделан для того, чтобы набить цену.
Помещик очень трепетно относится к еде, осуждает блюда, которые ему приходилось пробовать где-либо и хвалит лишь свои. Чичиков подмечает, что "губа у него не дура". О любимом занятии автор не упоминает ни разу, так же как и о цели в жизни.
Беседа Чичикова и Собакевича носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадность и корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ: он не удивляется предложению Чичикова, а только боится продешевить. Вся его жизнь - накопительство ради накопительства. Как хозяин он умен и практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Знает, что в этом мире все продается и все покупается.
Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича
Собакевича автор называет истинным медведем. Если провести анализ персонажа, то можно заметить, как просматривается ирония в сравнении фамилии и образа. Герой объединяет в себе внешность сильного, опасного животного, оставаясь в душе собакой, гавкающей на окружающих.
– Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, – так отзывались горожане о Собакевиче. Основные черты характера:
- Практичность;
- Невоспитанность;
- Негативное отношение к окружающим.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения
Для Ноздрева главное – ярмарки, балы, собрания. Чичиков знакомится с ним, посетив трактир. Это энергичный, активный человек, который:
- Любит играть в карты, гулять, веселиться;
- Не имеет моральных ценностей;
- Часто скандалит, дерется;
- Ленится работать;
- Оговаривает окружающих.
В персонаже автор объединяет характерные черты безнравственного повесы, говоря:
– Ноздрев долго еще не выведется из мира.
Читайте также: