Ревизор анализ произведения с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.
История создания
О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:
- Замысел. Идею для пьесы Гоголю дал А. С. Пушкин, рассказав о том, как в городе Устюжна Платон Волков выдал себя за чиновника третьего отделения и обобрал многих горожан. Сохранился даже полицейский рапорт об этом событии, но дело закрыли. Может, это и вдохновило писателя на сатиру.
- Цель пьесы «Ревизор». Гоголь говорил, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию.
- Сценическая судьба пьесы сложилась непросто, дворянская публика встретила её в штыки. Во все анналы вошёл комментарий императора Николая I после премьеры: «Всем досталось, а мне больше всех». Однако самому царю, как ни странно, комедия понравилась, и он советовал сходить на нее всем своим министрам. Интересно также, что многие его поддакивали, хоть и считали пьесу «глупой фарсой», как сказал один из них, Е. Ф. Канкрин
- Прототипы. Считается, что прототипом городничего стал сам Николай Первый. Прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец. О других реальных прототипах ничего не известно.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идея произведения – в том, что чиновники, погрязшие в нарушениях и пороках, все же должны понести наказание. В финальной сцене, которой сам автор придавал большое значение, появляется настоящий ревизор. Этот дает читателям надежду, что он устроит настоящую проверку деятельности чиновников и накажет тех, кто это заслужил.
Но трудно предугадать, каким человеком окажется этот настоящий ревизор. Гоголь подчеркивал: в комедии нет положительных героев, а весь сюжет построен на страхе разоблачения. Поэтому чиновники наговаривают друг на друга перед Хлестаковым. Поэтому городничий торопится свалить вину на чиновников, купцов, полицейских, горожан и даже на жену унтер-офицера, которая «сама себя высекла». Впечатление, что он вообще не контролирует город, хотя является его главой.
Возможно, новому ревизору захочется также переложить ответственность на нижестоящих чиновников, чтобы выслужиться. В итоге они понесут наказание, но за этим будет больше страха, чем справедливости.
Направление, жанр
«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.
Смысл названия и финала
Композиция и конфликт
В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.
Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.
Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои и их характеристика
Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.
Таблица чиновников в «Ревизоре»:
Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.
- Тема города. Провинциальный городок представлен, как глухое и невзрачное захолустье, населённое дикими и неряшливыми людьми. Горожане живут в атмосфере ненависти к власти и друг другу. При этом они слишком глупы и пассивны, чтобы хоть что-нибудь предпринять, и могут лишь уповать на милость ревизора. Верхушка города считает свое захолустье ничтожным и всей душой стремится в столицу.
- Закон. Закон в городе безбожно попирается всеми слоями общества. Чиновники руководствуются лишь собственной волей. Даже те, кто приходят к Хлестакову просить избавления от гнёта чиновников-коррупционеров, не стесняются сами давать ему большие взятки и подарки.
- Мир чиновничества. Чиновники представлены в виде кучки самодовольных самодуров. Они открыто нарушают закон и воспринимают это, как должное. В то же время каждый чиновник готов продать другого чиновника с потрохами, если это поможет ему избежать ответственности. Под маской благожелательности прячется взаимная зависть.
- Нравы города. Отношения между горожанами строятся на лицемерии, страхе и тайном презрении. Это демонстрируется в сцене, когда ревизор принимал жителей города и выслушивал их жалобы. Тогда купцы начали «топить» чиновников и жаловаться на местную власть, которую спонсировали взятками все это время, а чиновники и вовсе обрушились друг на друга, лишь бы спасти себя.
Проблемы
Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Чиновники – главные нарушители законов и моральных норм.
Проблема: Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов, общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.
2. Тема: Главенство материальных интересов над всеми остальными на фоне глупости и невежества.
Проблема: Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.
3. Тема: Страх перед высшими чинами как двигатель любой деятельности в городе.
Проблема: Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей. Имеют значение только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать.
Основная идея
Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.
Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.
Чему учит?
Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.
Критика
Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:
Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:
Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:
Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»
Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:
Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:
А. Л. Слонимский писал:
«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»
Р. Г. Назиров писал:
В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».
Следующая цитата
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
История создания
В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых крутых -
Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.
Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является страх: проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.
Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.
Композиция
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:
Следующая цитата
Комедия Гоголя «Ревизор» стала новаторским произведением, потому что автор впервые применил необычные драматургические приемы и по-новому раскрывал персонажей. Нестандартная форма выражения повлияла и на восприятие читателями и зрителями содержания произведения.
Краткий и полный анализ пьесы помогут разобраться в художественных тонкостях комедии.
Год написания — 1835 год, публикация — 1836 год.
История создания — Идею подсказал А.С. Пушкин, с которым Гоголь тесно общался. История произошла в жизни, автор дополнил ее художественными деталями и поворотами сюжета.
Жанр — комедия.
Направление — реализм.
Основная идея — Чиновничество – воплощение невежества, глупости, лицемерия, беззакония, пошлости и низменных страстей, которые процветают в обществе.
Тема — Русская действительность, в которой нет места положительным героям; пороки общества, приводящие к его упадку.
Проблема — То, что кажется вымышленным и утрированным, оказывается типичной картиной русской жизни.
Композиция — Комедия имеет кольцевую замкнутую композицию – и начало, и финал начинаются с приезда ревизора.
Развёрнутый анализ
п.5. Конфликт произведения
Очевидный конфликт комедии раскрывается во взаимодействиях Хлестакова и чиновников: одни ошиблись – другой воспользовался ошибкой. Хлестаков обманывает чиновников так же, как они ежедневно обманывают людей.
Более глубинный конфликт выражен в противостоянии правящей верхушки, которой все можно, и народа, которому приходится терпеливо выносить чиновничий произвол.
Следующая цитата
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» вскрывает множество общественно-социальных проблем российского общества 19 века. Произведение взбудоражило беспощадной критикой не только чиновничество, но и все общество. Читательский дневник раскрывает новаторские методы и художественные приемы, использованные автором.
1. Время и место сюжетаВремя создания – 1835 год, переработанная редакция – 1842 год.
Время в книге – 1815-1835-е гг.
Место сюжета – небольшой уездный город по маршруту из Петербурга в Саратовскую губернию.
2. Главные герои и их характеристикаХлестаков — пустой ничтожный человек, который сумел воспользоваться ошибкой и страхом местных чиновников, принявших его за ревизора.
Городничий — человек, имитирующий управление городом; жадный, алчный, грубый человек с низменными интересами.
Чиновники и помещики — люди, создавшие из Хлестакова образ всемогущего человека, который общается с царем и вершит судьбы.
Не выполняют своих общественных обязанностей, но хотят остаться на своих местах.
Жена и дочь городничего — дамы, за которыми Хлестаков волочился, показав свою беспринципность: ему все равно, за кем ухаживать.
Городничий получает известие о приезде ревизора с тайным расследованием. Все чиновники обеспокоены, так как за ними водятся грешки и нарушения.
В трактире останавливается Иван Александрович Хлестаков, следующий из столицы в Саратовскую губернию. Он сильно потратился, и у него нет денег на дорогу и проживание. Случайно местный помещик принимает его за ревизора и доносит об этом городничему.
Глава города оказывает почести Хлестакову, проводит осмотр заведений и приглашает жить к себе домой. Все чиновники по очереди идут к «ревизору» на прием с взятками. Хлестаков не берет взяток, зато у каждого просит взаймы, так набирается больше тысячи рублей.
Позже «ревизор» начинает ухаживать за женой городничего, а после просит руки его дочери. Городничий жаждет породниться с важным чиновником. Внезапно из письма Хлестакова становится известно, что он не ревизор, а просто пользуется заблуждением местных жителей. Все в шоке оттого, что приняли пустышку за важного человека. Однако самое худшее впереди: в город приехал настоящий ревизор.
4. Главная мысльЧиновники города осознают, что допускают нарушения. Поэтому они так боятся появления ревизора, особенно тайного. Если проверки будут секретными, они не успеют подготовиться, создать иллюзию работы на своих постах, дать взятки, и их бездеятельность станет очевидной.
Им надо раскрыть личность ревизора и втянуть его в свою игру – заплатить взятками за его молчание и снисходительное отношение.
Именно страх и невежество чиновников делает возможным появление такого персонажа, как Хлестаков. Его странное поведение, столичный костюм и подобие хороших манер сразу воспринимается как признак важного человека. А Хлестаков пользуется этим и ухитряется надуть главных мошенников города.
5. ВыводХотелось бы, чтобы чиновники получили по заслугам за то, что пренебрежительно относятся к службе и общественному долгу. Есть надежда, что настоящий ревизор, который появляется в финальной сцене, сможет вывести на чистую воду их ложь, мошенничество, махинации с финансами. Но есть и опасение, что весь чиновничий аппарат функционирует так же. Столичный ревизор может оказаться как честным человеком, так и продажным субъектом.
Автор оставляет финал открытым, давая читателям надежду на справедливость.
6. Система образов произведенияГородничий и все чиновники – союзники, они взаимно покрывают друг друга. Образы чиновников разнообразны, но складываются в один собирательный образ российского бюрократа.
Задача чиновников и городничего – не устранить нарушения, а склонить ревизора на свою сторону, чтоб он согласился их не замечать. Они верят, что столичный чиновник так же бесчестен, как и они, поэтому начинают его подкупать.
Проблема в том, что подкупают они не ревизора, а человека пустого, ничтожного и нуждающегося в деньгах. Видя, что страшный ревизор охотно берет деньги «взаймы», чиновники верят, что избежали наказания.
Всех героев можно назвать отрицательными, все виноваты.
7. Словарь незнакомых слов✓ Габерсуп – суп на основе бульона, с добавлением овсяной муки и лука.
✓ Палевый – светло-бежевый, соломенный оттенок.
✓ Лабардан – вяленое соленое филе трески.
✓ Богоугодные заведения – оказывающие благотворительную помощь неимущим, инвалидам, сиротам и т.д.
✓ Партикулярное платье – обычная штатская одежда, не форма.
✓ Реприманд – упрек, укор, выговор за проступок.
Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.
Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.
Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
п.4. Литературные приёмы
✓ Отсутствие экспозиции – вступления, которое бы познакомило зрителей и читателей с героями и дальнейшими событиями. Действие комедии сразу погружает в ситуацию.
✓ «Путаница» – автор сразу показывает, что все герои не на своих местах: вместо умных и благонравных людей на главных постах в городе обыватели и ничтожные субъекты. Затем добавляется внешняя «путаница» с Хлестаковым, которого приняли за важное лицо.
✓ «Хлестаковщина» как обобщенное явление. Пустой и глупый человек живет ничтожной жизнью, которая сводится к простым удовольствиям, но рассказывает о своих мнимых достижениях.
✓ Монологи героев, в которых они разоблачают и себя, и других.
✓ Диалоги между героями, в которых отчетливо виден страх чиновников.
✓ Письма как символ главного источника новостей в мире, где царит путаница (при этом они вскрываются тайно и незаконно).
✓ «Говорящие» фамилии чиновников и помещиков.
✓ Комичные ситуации (Бобчинский разбивает нос, в другой сцене сталкивается лбом с Добчинским, городничий надевает футляр вместо шляпы).
✓ Парные персонажи, которые усиливают комичность происходящего (Добчинский и Бобчинский; жена и дочь городничего, за обеими ухаживает Хлестаков).
✓ Яркий образный язык, раскрывающий сущность героев (Хлестаков врет, прибегая к гиперболе (преувеличению), городничий грубо ругается как простой мужик, речь жены и дочери городничего полны жеманства).
✓ Авторские ремарки психологического характера, проясняющие, что чувствуют герои.
Читайте также: