Конфликт онегина и общества цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Основной конфликт романа «Евгений Онегин» - непримиримое противоречие между личностью и обществом. Евгений Онегин показан в развитии, в движении, в поиске, а общество – застывшим, неподвижным, существующим по «мертвым» законам.
В романе изображается широкая панорама жизни русского дворянства. Пушкин показывает две столицы – барскую Москву, высший петербургский свет и глухую помещичью провинцию. Каждое из этих мест играет определенную роль в судьбах героев, в развитии сюжета, в идейном замысле всего произведения. Крепостная деревня занимает центральное место в композиции романа. Она показана сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. В северной столице время стремительно бежит, в деревне медленно течет. Для измерения времени в Петербурге и в деревне используются образы-символы: «брегет» и «календарь». Северная столица имеет широкие возможности следовать западной моде, использовать достижения европейской цивилизации, а в деревне царят «нравы нашей старины», сильна связь человека с природой. Пушкин показывает среду, которая повлияла на формирование жизненных ценностей главных героев. Среди столичного дворянства прошли детство и молодость Онегина, а в деревне выросла Татьяна. Поместное дворянство поэт рисует и сатирически, и иронически, и сочувственно, с нотками ностальгии и доброй улыбкой.
В семье Лариных автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» - боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:
А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.
Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны. Они соблюдали религиозные посты, чтили православные и язычески обряды:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Добрую усмешку автора вызывает семейный уклад, сложившийся у Лариных. Мать Татьяны быстро вошла в роль барыни:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.
«Управляла» своим супругом, как и Василиса Егоровна в повести «Капитанская дочка».
Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые
И гроба тайны роковые…
Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…
А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.
Другие соседи Лариных изображаются в резко сатирических красках. Сначала Пушкин создает коллективный портрет помещиков, которые «благоразумно» беседуют
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне…
В этом коротком перечне тем представлена полная картина низменного существования помещиков. Все их помыслы – о еде, питье, о том, как выгоднее «пристроить» дочерей:
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…
В убогом мире и ценятся посредственности, которые «умеют обращаться», т.е. поклоняться тем, кто имеет состояние, связи, определенный «вес». Осуждая Онегина за непочтительность, местные дворяне разоблачают свои нравы:
Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все «да» да «нет». Не скажет «да-с»
Иль «нет-с». Таков был общий глас.
Ненависть к просвещению, духовная ограниченность, пошлость – вот черты, которые объединяют соседей Лариных.
На именинах Татьяны показаны их убогие развлечения, слухи, сплетни, карты, чревоугодие:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты…
В изображении дворян ирония поэта доходит до сарказма. Он выбирает «сниженную» лексику; глагол «пищат» отражает силу презрения автора к ущербным людям:
…Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
Пушкин искусно рисует индивидуальные портреты помещиков. Так характеризуется отставной советник Флянов: «… тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. С помощью острых и емких деталей поэт продолжает создавать галерею представителей деревенского света:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков…
У многих гостей «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мирке обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне. Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.

Романы из школьной программы, На ваших страницах гощу. Явсе лагеря и погромы

Документ

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области: Роль классической литературы в образовании школьников (Материалы Интернет-конференции: 2 декабря 2010года) Курган,

Ю. Ю. Булычев история русской культуры (2)

Документ

§ 5. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь как выдающиеся представители русского культурного самосознания и русской художественной словесности

Следующая цитата

Онегин умен, одарен от природы, но почему-то не применяет свои способности в жизни. Автор ставит вопрос: почему? Возможно,

это связано с качествами его характера: он пессимистичен, разочарован, склонен скорее к рефлексии (раздумьям, анализу), чем к действиям. Онегин эгоистичен.

Это состояние пробудило в нем желание к перемене мест, и он отправился путешествовать

Будущее Евгения неизвестно. Существовала 10 глава, в которой Онегин становился декабристом, но Пушкин уничтожил ее.

Похожие документы:

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ( романы 60 -70 -Х годов) Учебное пособие

Учебное пособие

Учебное пособие «Достоевский и Толстой» состоит из Введения, где дан краткий обзор научных работ по теме, и двух основных частей. В первой главе первой части раскрываются общие черты переходного времени -70- х годов, воссоздаваемые

Следующая цитата

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы. . .
И Ричардсона, и Руссо.

Онегин, кроме того, является рабом светских условностей, и наиболее ярко это проявилось во время его дуэли с Ленским.

Онегин понимал, что он был не прав, подшутив так жестоко над искренней любовью молодого поэта, что он должен отказаться от дуэли и помириться с ним. Но Онегин боится, что его сочтут трусом, и принимает вызов.

Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Он пишет Татьяне одно послание, второе, третье, но не получает ответа. Он ищет встречи с ней, и зо время их последнего объяснения получает отказ от Татьяны: она признается, что все еще любит его, но не может ответить на его чувства, так как для нее супру-жеский долг и верность значат больше, чем чувство любви:

Я вас люблю
(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Я думаю, что их отношения так и останутся прежними, без всяких изменений и дополнений.

Вместо традиционно описательной экспозиции роман открывается как драматическое произведение внутренним монологом Онегина

Документ

Метод объективного изображения героя, осуществляемый Пушкиным посредством целого ряда тонких художественных приемов, дает себя знать с первых же строф «Евгения Онегина».

Следующая цитата

Непреходящая актуальность романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» обусловлена его особой значимостью в русской литературе XIX века. Раскрытие и постижение культурных смыслов, заложенных в произведении, потенциально предоставляет огромные возможности для духовного становления и развития читателя.

Нынешний этап развития мировой цивилизации отличает повышенный интерес к осмыслению бытия конкретного человека в контексте его сопротивления негативным этическим реалиям современного ему общества. К такому осмыслению нас подталкивает прежде всего тот факт, что совокупно любой социум очень редко следует тем моральным нормам, которые сам же провозглашает высшими духовными ценностями. Здесь налицо ситуация двойных стандартов, которая неявно разрушает общество изнутри. В таких обстоятельствах всегда появляются отдельные интеллектуалы, открыто не принимающие современное им общество, а часто и активно пытающиеся его изменить. Понятно, что здесь требуется не только фундаментальное осмысление взаимодействия отдельной личности и общества, но и понимание необходимости сопротивления личности негативным социальным нормам, какими бы привычными они ни казались.

В наше время человечество сталкивается с новыми вызовами: резко деформируется ментально-ценностное ядро общества, распространяются идеи национальной и религиозной нетерпимости, появляются новые секты тоталитарного типа, распространяются алкоголизм, наркомания, паранаука, оккультные практики… - все это, к сожалению, создает иллюзию устаревания традиционных моральных норм и духовности.

Роман «Евгений Онегин» имеет большое гуманитарное значение; фактически, А. С. Пушкин этим романом насаждает человечность и нравственность в души читателей, что помогает избежать не только повторения ошибок прошлого, но и впадения в крайности, не свойственные цивилизации, основанной на гуманистических идеалах, в настоящем.

Литература — как и любая иная форма искусства — в своём развитии всегда направлена в будущее, ведь её цель — изменение общества в лучшую сторону, побуждение отдельного человека к осмысленному саморазвитию. И здесь историческая ретроспектива отходит на второй план. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что роман «Евгений Онегин» является не только образцом искусства слова, но и феноменом русской культуры, ведь А. С. Пушкин намечает в нем дальнейшие тренды духовного развития российского общества и человеческой цивилизации в целом.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» привлекает внимание большого числа специалистов и рядовых читателей уже почти двести лет. Пучок смыслов, заложенный автором в этом произведении, определяет большое разнообразие подходов многочисленных критиков и рецензентов к анализу романа.

Оговоримся сразу, что Евгений Онегин восходит к лирическому герою А. С. Пушкина. В этом романе поэт пытался постигнуть логику и закономерности духовных исканий человека своей эпохи. Главный вопрос, который неминуемо встаёт перед нами, — это вопрос оценки Евгения Онегина как личности, как главного героя романа.

Здесь мы, во-первых, должны ответить на вопрос, как же сам автор характеризует своего героя. Обратимся к тексту романа. Во второй строфе А. С. Пушкин пишет: «Онегин, добрый мой приятель. » - чем обозначает достаточно близкие отношения со своим героем, а первая строфа погружает нас во внутренний мир Онегина:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!

Итак, для Евгения Онегина ложь и неискренность в отношении умирающего - «низкое коварство». Он предвидит, что ему придётся примириться с такой аморальной необходимостью, и переживает по этому поводу. Отсюда сразу можно сделать неоспоримый вывод: Онегин — высокоморальный человек, не принимающий современных ему общественных реалий.

Если это так, то особый интерес вызывает его воспитание и дальнейшее образование. И автор нам говорит, что

Monsieur l'Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Очевидно, что для начала XIX века это очень странная система воспитания: отсутствие назидательности и телесных наказаний при постоянных беседах в Летнем саду с monsieur l'Abbе, французом-эмигрантом, и, судя по его педагогическим приемам учить «всему шутя», сторонником идей Просвещения, практически воплощавшим эти идеи в жизнь.

Такое воспитание и материальный достаток предопределили юность Онегина:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Мы видим, что высший свет сразу же принял Евгения Онегина. Однако поэт акцентирует наше внимание на неискренности и фальшивом блеске этого мира. А чем же приглянулся свету наш герой? Всё просто:

Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать.

Евгений с готовностью окунулся в жизнь высшего света, «наука страсти нежной» полностью поглотила его. Однообразные развлечения, неглубокие, поверхностные отношения, неинтересные разговоры и постоянно довлеющий над естеством этикет - все это сковывало мышление и затрудняло духовный рост. Рутинные балы и классические театральные постановки не давали пищи для размышлений. Неискреннее, формализованное, вынужденное великосветское общение привело к изменениям в личности Онегина — он начал превращаться в эмоционально холодного лицемера. Ложь, произносимая постоянно, незаметно и неизбежно подменяет собой правду в умах говорящих и слушающих; в светском обществе грань между ложью и истиной стирается, квалификация поступков с позиций хорошего и плохого теряет всякий смысл, фактически добро и зло уравниваются.

Онегин не сразу заметил свойства высшего света, поскольку был молод и неопытен. А между тем он чуть не потерял себя навсегда. В таком окружении настоящее чувство в душе главного героя начало отмирать. Нарастающая душевная опустошенность влечет за собой успешное освоение навыков светского волокитства — и он уже не мог различать флирт и любовь, эти понятия постепенно становились для него тождественными. Онегин располагал к себе женщин, но душа его пустела. Множество легкомысленных связей в юности привело героя к потере понимания содержательной стороны любви между мужчиной и женщиной, адюльтер стал для него привычным и не вызывал угрызений совести.

Каждый день был наполнен суетой, и сначала герой принял такой образ жизни. Но вскоре светская жизнь вступила в его понимании в противоречие с истинными духовными ценностями, и Онегин почувствовал, что внешний блеск этой жизни никак не наполняет уже развившуюся душевную пустоту. Герой попытался выбраться из духовной ямы. Он осознал, что в Петербурге оказался в плену страстей чуждого всему русскому, по сути западного города — да и в плену своих страстей тоже. Онегин начал критически осмысливать происходящее и постепенно пришел к выводу о фатальной духовной пустоте высшего света.

Герой осознал, что ему требуется срочный выход из сложившейся ситуации, где нет возможностей дальнейшего духовного роста. Отъезд Евгения в деревню был продиктован желанием сменить условия жизни в надежде на внутреннее преображение. Однако в деревне его душа была глуха к впечатлениям: психическая инертность и поверхностность восприятия достались ему в наследство от блестящей столичной жизни.

Онегин изменил хозяйственный порядок в имении, облегчил жизнь крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Таковое смелое преобразование в сельском укладе можно понять, вспомнив воспитание героя — воспитание monsieur l'Abbе в духе идеалов Просвещения. Но идеалы Просвещения с трудом ложатся на российскую почву — и этот поступок привел к тому, что

. в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Консервативное поместное дворянство отвернулось от Евгения, да и сам он потерял интерес к новому окружению, не отличавшемуся высоким уровнем культуры и образования. Ситуацию несколько исправляет знакомство с Ленским - юным поэтом, долго жившим в Германии, получившим там образование, ставшим поклонником Канта. Это обстоятельство предопределило тлеющий конфликт между Онегиным и Ленским: просвещенческий интеллектуальный рационализм и материалистическое свободомыслие столкнулись с категорическим императивом морали и духом как главной категорией и целью существования. И Онегин, и Ленский стремились к духовному росту, но их взгляды на мир были не сопоставимы друг с другом, что определило смысловые барьеры в их общении, но барьеры поначалу не мешали их искренней дружбе.

Ленский позволил себе маленькую ложь, очень неприятную Онегину: пригласил приятеля на именины Татьяны, умолчав о том, что у Лариных соберутся помещики, с которыми у Онегина не сложились отношения. От скуки и в отместку Ленскому Евгений решил посмеяться над возвышенным чувством друга: стал приглашать его невесту почти на каждый танец, говорил комплименты, заставлявшие Ольгу сиять.

Юный поэт не понял и не должен был понимать, что причиной ухаживаний Онегина за его невестой стала скука и раздражение друга, а также легкомысленное кокетство Ольги. Ленский вызвал Онегина на дуэль. И только получив вызов, главный герой осознал аморальность своей шутки:
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

Евгений осознает всю абсурдность сложившейся ситуации и хотел бы не допустить дуэли:
… пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

Однако в историю вмешался «старый дуэлист» Зарецкий - любитель ссорить людей и ставить их к барьеру. Онегин предпочёл бы примириться с Ленским, но участие Зарецкого привнесло свои коррективы: отказ от дуэли грозил бесчестьем. Онегин вынужден был участвовать в этом фарсе - он стал заложником своей вольной шутки, приведшей к смерти, наверное, его единственного друга.

Ещё одним человеком, оказавшим значительное влияние на процесс становления личности Онегина, стала Татьяна Ларина.
Если чувство любви практически не знакомо Онегину, то Татьяна преисполнена этим чувством, она живет им. Евгений Онегин разуверился в том, что кто-то сможет помочь ему в жизни найти себя: несмотря на постоянный поиск, его душа остается холодной — как того требовал высший свет. Татьяна же никогда не видела высшего света — она сохранила искренность, простоту и осталась собой. Не зная в сущности Онегина, она сразу полюбила идеальный образ, который сложился в её воображении под воздействием французских любовных романов. Но литературные сюжеты всегда конфликтуют с реальностью, и Онегин на тот момент не мог ответить ей взаимностью: он был не в силах подняться над своим эгоизмом и испытать любовь.

Татьяна могла стать спасением для Евгения Онегина, но тогда он не смог этого понять. Душевный кризис, в котором оказался герой, возможно было преодолеть только пробуждением чувственной составляющей души, но он гнал от себя всякое чувство. После убийства Ленского Онегиным «овладело беспокойство, / Охота к перемене мест», и он отправился путешествовать.

В Петербург герой возвращается изменившимся человеком и внезапно встречает Татьяну - теперь гордую великосветскую даму. В душе Евгения просыпаются чувства. Страдая от любовных мук, он пишет Татьяне письмо.

Это событие предопределило окончательное и бесповоротное изменение личности Евгения Онегина — из холодного и расчетливого интеллектуала, частично воспитанного, а частично испорченного высшим светом, он превратился в искреннего и эмоционального человека. В его мировосприятии просвещенческая рациональность сменяется пробудившимися чувствами. Пусть Татьяна потеряна навсегда, но жизнь Евгения наполняется переживаниями, и тем самым разрешается главный внутренний конфликт Онегина — конфликт установок, насаждённых в его душу светским обществом, с его личными моральными установками.

© Copyright: Сергей Путилин, 2018
Свидетельство о публикации №118101007570 Рецензии

Обожаю БЛИСТАТЕЛЬНОГО ПУШКИНА вообще
и БЛЕСТЯЩЕГО «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» в частности.

Сергей, на мой взгляд, Ваше эссе превосходно.
Я с большим и неослабевающим интересом читал все Ваши рассуждения.
Проанализировали Вы всё тонко и верно, и притом отличным языком.

А протест против самодержавия и крепостного права; б стремление к «вольности святой»; в воспевание свободолюбивой личности

Документ

Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей старших школьников на основе самостоятельной работы с художественным текстом»

Читайте также: