Конь с розовой гривой читательский дневник цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Сильнее всего человек ощущает наличие голоса совести, когда он нарушает какие-то важные правила, принятые в обществе. Это происходит ещё до того, как человек уличен и наказан кем-то другим, так как это внутреннее чувство. То есть человек сам анализирует и чувствует, что поступил нехорошо.

Возможно, человек не совершает преступление или серьезное нарушение, это просто пренебрежение, обман, нарушение договоренности, но совесть уже даёт сигнал: это непорядочно.

В рассказе мальчик Витя обманывает бабушку, чем подводит ее перед другими. Придя торговать на рынок, бабушка обнаруживает, что туесок почти весь набит травой, а сверху она присыпана ягодами. Так Витя решил проблему, когда нечаянно поддался соблазну съесть всю собранную землянику с приятелями.

Поступок Вити – маленький промах, но он мог бы подорвать доверие со стороны взрослых. И мальчик начинает чувствовать это почти сразу, как только ягоды доедены. Если бы Витя послушался своей совести, возможно, он бы пошел собирать ягоды снова. Но он прислушался к приятелю Саньке, который давно живет по принципам выгоды и удобства.

Бабушка и дедушка Вити дают внуку важный нравственный урок: они проявляют жалость и понимание. Старшие не наказывают ребенка за обман, видя, что он и сам чувствует свою вину, разве что бабушка немного отчитывает Витю. Но самое главное – она не лишает внука обещанной награды и вручает ему пряник в виде коня. Это производит на Витю более сильное впечатление, чем наказание и нотации. А его совесть становится главным советчиком на долгие годы.

п.4. Литературные приёмы

Автор использует богатую палитру речевых средств художественной выразительности.
✓ Эпитет: испуганно-радостным голосом; трудное дыхание утомленного человека; большой, жёсткой и доброй рукою слёзы.
✓Метафора: пряник конём; песни скользом пролетали над крышей; пир горой; взметнув юбкою вихрь; убитые дневною жарой собаки.
✓Олицетворение: конь лягает копытами в живот (речь о прянике); русская печь, раскорячившаяся посреди избы; шмели надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой.
✓Повтор для усиления впечатления: грива розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
✓Сравнение: перебирала босыми ногами, ровно горячий конь.
✓Поговорки: жизнь страшнее снов; провалился сквозь землю вместе с бабушкой.
✓Диалектизмы: заимка, бадога, заполошная, поскотина, увал, яр.

Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.

✓Самохарактеристика персонажей
(Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Такая я уж зародилась горячая!» и т.д.).
✓Отсылки к прошлому героя
(Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»).
✓Взаимная характеристика
(Кабаниха – о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин – о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
✓Монологи, выдающие мысли и чувства героев
(Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе)
✓Речевое поведение
(возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость и слабость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Главная идея рассказа – в том, что взрослые могут научить ребенка важным вещам, демонстрируя любовь, прощение и милосердие, а не только строгость. После проступка Вити и бабушка, и дедушка поступают мудро: учат внука извиняться, смело признавать свои ошибки, отвечать за последствия поступков. Но самое главное – они всем своим поведением показывают, что остаются на стороне мальчика, продолжают любить его и заботиться о нем. Пряник в виде коня с розовой гривой становится доказательством такого отношения. Став взрослым, писатель с теплотой вспоминает свои детские переживания и бабушкин подарок – как нравственный урок на всю жизнь.

Следующая цитата

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1963 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. В произведении описывается эпизод из детства самого писателя, поэтому оно считается автобиографичным.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Коня с розовой гривой», а также пройти тест на знание произведения, готовясь к уроку русской литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 30 лет.

Главные герои

  • Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Катерина Петровна – бабушка главного героя.
  • Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят» .
  • Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Краткое содержание

Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей» . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые» . С таким пряником «сразу почету столько, внимания» .

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах» , заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу» .

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать» . Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал» . Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику» . Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята «интересно и весело провели день» . Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны» , так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит» .

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку» . Ее «почти волоком утащили домой» , и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» , и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» , мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку» .

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Влияние семьи на воспитание ребенка и становление его личности.

Проблема: Важно давать ребенку пространство для самостоятельности, но так, чтоб она не переходила во вседозволенность и безответственность.

2. Тема: Трудная жизнь русской деревни.

Проблема: Даже тяжелый труд не спасает людей от бедности, недовольства жизнью и горького пьянства (пример семьи Левонтия).

3. Тема: Настоящие и ложные друзья.

Проблема: Вите очень хочется заслужить внимание сверстников, но настоящими друзьями для него становятся бабушка и дедушка: они и поворчат, и поругают, но не бросят в трудной ситуации. А вот Саньку трудно назвать другом, потому что он подбивает Витю на нехорошие поступки и ищет выгоду в их общении.

4. Тема: Первые ошибки и первые ситуации нравственного выбора.

Проблема: Ребенку трудно делать нравственный выбор, пока он еще много не знает, но ему можно ошибаться.

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком. Герой усвоил, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Коня с розовой гривой», а оценить рассказ полностью – он того стоит.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Витя — главный герой, от лица которого ведется повествование. Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой и дедушкой. Попадает под влияние соседских детей, у которых более широкие взгляды на то, что считать хорошим, а что – плохим. Обманывает и подводит бабушку, но позже раскаивается в своем поступке.
Катерина Петровна — ворчливая, но добрая бабушка Вити. Она поругивает внука, но очень его любит и боится потерять, как когда-то потеряла свою дочь, маму Вити (она утонула). Дарит внуку обещанный пряник, несмотря на обман мальчика.
Дедушка — воплощение добра и мудрости для Вити. Сильный и спокойный человек. Поддерживает внука, убеждает его признаться и извиниться за проступок.
Левонтий — местный работяга, заготовщик леса. С трудом тянет семью, не успевая толком воспитывать детей. Неплохой, но пьющий человек. Жалеет Витю, потому что он сирота. Когда-то работал с его матерью.
Василиса — жена Левонтия, добрая, но непутевая женщина. Привыкла к нраву супруга, во время пьяных буйств отсиживается у бабушки Вити. Постоянно занимает у соседей деньги, а потом отдает. Воспитывает детей безалаберными, но самостоятельными.
Санька и Танька — младшие дети Левонтия, приятели Вити. Воплощение непослушания, озорства, свободы. Санька учит Витю плохому – врать, прятаться, подворовывать.

Следующая цитата

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» – не просто поучительная история для детей. Автор поднимает темы влияния семьи на формирование личности ребенка, и важную роль в этом процессе отводит взрослым.

Читательский дневник по рассказу помогает раскрыть глубину нравственных уроков героя.

1. Время и место сюжета

Время создания произведения — 1963 год.
Время в книге — начало 1930-х годов.
Место действия — городок Чусовой Пермского края.

2. Главные герои и их характеристика

Витя — сирота, живущий с бабушкой и дедушкой, добрый совестливый мальчик. Под влиянием соседских детей обманул бабушку, но позже раскаялся и извинился.
Катерина Петровна — бабушка Вити, серьезная строгая женщина. Копит деньги на черный день, любит порядок и размеренность. Правильно реагирует на обман внука: сначала ругает, затем выполняет обещание подарить пряник в виде коня.
Дедушка — тихий, малоразговорчивый человек, умеющий и любящий работать. Для внука является примером мудрости, спокойствия и силы. Одним своим присутствием дарит ребенку поддержку.
Левонтий — рабочий лесозаготовки, трудяга. Живет одним днем или текущим моментом, почти не думает о будущем. После получки обычно пьет и может натворить что-нибудь нехорошее
Санька — младший сын Левонтия, приятель Вити, зачинщик всех проказ, обманов и манипуляций.

3. Краткий пересказ рассказа

Мальчик Витя идет собирать землянику с соседскими ребятишками, чтобы получить от бабушки в награду пряник в виде коня. Санька насмехается над Витей и провоцирует его на то, чтоб съесть ягоды. После товарищ подговаривает Витю обхитрить бабушку, отдав ей корзинку, в которой ягоды только сверху, а внизу – трава. Обман раскрывается, когда бабушка уже на рынке. Вите совестно, он боится идти домой, возвращается только к ночи.

Утром дедушка подбадривает внука и убеждает его попросить прощения за проступок. Бабушка долго совестит Витю, но после все равно отдает ему купленный пряник.

4. Чему учит произведение

Рассказ может быть поучительным как для детей, так и для взрослых. Детей он учит тому, что необходимо учиться различать хорошее и плохое. То, что кажется Саньке нормальным и веселым, не стыкуется с нравственными ценностями Вити. Ради того, чтоб доказать что-то чужому мальчишке, Витя обманывает близкого и дорогого человека – бабушку. Но мальчик вовремя спохватывается и понимает, что поступил непорядочно.

Для взрослых поучительный момент заключается в реакции дедушки и бабушки. Дедушка оказывает моральную поддержку, хоть и признает, что внук поступил нехорошо. Бабушка ругает Витю, стараясь объяснить, как маленькие дурные поступки со временем приводят к печальным последствиям. Но после воспитательной беседы она дарит внуку лакомство, как и обещала. Бабушка показывает, что важно выполнять обещания, что бы ни случилось. В вопросах воспитания бабушка и дедушка на одной стороне, меду ними нет противоречия в оценке поступков.

5. Вывод и своё мнение

Рассказ может помочь подросткам увидеть свое поведение со стороны. Со многими случались подобные истории, когда ради одобрения посторонних людей приходилось обманывать своих близких, да и самих себя. Очень важно прислушиваться в такие моменты к голосу совей совести, а не к суждениям людей, подталкивающих к сомнительным поступкам.

6. Система образов произведения

Образы в рассказе выстроены по принципу противопоставления.

Герои, олицетворяющие свободу и веселую жизнь – все семейство Левонтия, его сын Санька. Эти герои не заинтересованы в том, чтобы у Вити все было хорошо, они живут свою жизнь и преследуют свои интересы.

Герои, олицетворяющие строгость и порядок – Витина семья, бабушка и дедушка. Для них важно вырастить внука хорошим порядочным человеком, поэтому ему уделяют реальное внимание. Это не похоже на раздачу конфет после получки два раза в месяц в семье Левонтия, а после дети оказываются предоставленными сами себе.

Настоящими друзьями для Вити оказываются именно родные.

7. Словарь незнакомых слов

Увал — вытянутый в длину холм, имеющий покатые склоны.
Яр — овраг, заросший травой.
Бадоги — бревна, заготовляемые для промышленных целей.
Поскотина — пастбище для скота всех деревенских хозяйств, примыкает к окраине деревни.
Заимка — отдаленный огородный участок, выделявшийся крестьянским хозяйствам.

8. Цитаты

* Бабушка говаривала, что главное в ягодах – закрыть дно посудины.

* Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко.

* У дедушки на заимке я очень любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно как-то. Может, оттого, что дедушка никогда не шумит и даже работает тихо, неторопливо, но очень уёмисто и податливо.

* Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника.

Следующая цитата

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимает вопросы о важности семьи в воспитании молодого поколения, об ответственности и нравственных основах, которые необходимо вложить в сознание детей. Автор подчеркивает необходимость строить отношения в семье на доброте и чуткости.

Краткий и полный анализ рассказа помогают увидеть глубокий воспитательный смысл произведения, которого автор достигает простыми средствами.

п.5. Конфликт произведения

Главным является внутренний конфликт мальчика Вити, который стремится социализироваться в обществе и получить одобрение, но для этого нарушает договоренность и правила своей семьи. Обманув бабушку, Витя чувствует себя виноватым, но при этом хочет избежать ответственности. Противоречия раздирают героя, но когда он просит прощения, ему становится легче.

Менее очевидный, но важный конфликт – столкновение разного уклада семей. То, что для соседских ребят считается нормальным и хорошим, не приветствуется в семье Вити. Когда мальчишки провоцируют его обманывать, красть, выкручиваться и хитрить, это вступает в противоречие с воспитанием его семьи, поэтому герою так тяжело и совестно.

Читайте также: