Смысл названия поэмы мертвые души цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Многозначность названия

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

Чиновники

Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.

Обличаемые пороки

Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.

В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».

Следующая цитата

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.

При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» - это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.

Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» - это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.

Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».

Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.

Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.

Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.

Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.

Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.

Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич - накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.

Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.

В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.

Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.

Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.

Про название Мертвые души

Название поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» необычно. Построена она как похождения предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души. Образ этого ловкого дельца буржуазного склада связывает все части произведения.

Павел Иванович Чичиков – человек умный и предприимчивый. Вот только эти свои качества он подчиняет одной цели – скопить деньги. У него хитрый план, согласно которому он скупает мертвые крестьянские души, а затем получает за них денежное вознаграждение. В одном из русских городов он знакомится с помещиками, чтобы осуществить свой план, и по очереди их навещает.

Галерея помещиков открывается образом безобидного Манилова и заканчивается потерявшим человеческий облик Плюшкиным. Бесхозяйственный Манилов – праздный мечтатель, живущий в мире своих грез. «Дубинноголовая» Коробочка не забывает о своей выгоде. Бесшабашный мот, враль и шулер Ноздрев – ничтожный человек. «Чертов кулак» Собакевич – хитрый и жадный. Плюшкин – бессмысленный накопитель, скупец, полностью утративший всё человеческое.

Гоголь изображает и мир чиновников, их оторванность от народа, его нужд и запросов. Губернатор вышивает, вяжет, в администрации он ничего не значит. Прокурор – бездельник, пьяница, обжора. Полицмейстер – ловкий грабитель. В «Повести о капитане Копейкине» мы видим столичных чиновников, равнодушным к законности и справедливости.

Все эти живые люди давно умерли внутри, потеряли свою душу и человечность. Вот они-то и есть самые настоящие мертвые души.

Миру помещиков и чиновников противопоставлены живые души – талантливый, трудолюбивый народ. Перед нами предстают простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей. В основном это крестьяне, которые числятся в списках умерших. Гоголь с любовью и болью говорит о простом русском народе. Они предстают перед нами живее своих хозяев-помещиков. Каретник дядя Михей, сапожник Максим Телятников, печник Милушкин, плотник Степан Пробка – талантливые мастеровые люди. Но, к сожалению, все они либо беглые, либо покойники.

Гоголь сумел показать в своей поэме бессмысленную жизнь владельцев дворянских усадеб, крепостничество, которое уничтожает в человеке душевные порывы и глубокие чувства. При этом автор выразил свою веру в русский народ и в светлое будущее России.

Также читают:

Картинка к сочинению Мертвые души смысл названия

Популярные сегодня темы

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил

Заглавие произведения делится на две части. Солдат – это боец, для которого характерно смелость, мужественность и стойкость. Слово «маленький» по своей семантике обычно определяется либо к росту, либо к возрасту человека

Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль

Следующая цитата

Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя.

Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков, это и он сам, и его знакомые богатые помещики Собакевич, Ноздрёв, Манилов. Они отдали душевную чистоту за приятные привычки и материальные блага. В их душах не осталось ничего возвышенного.

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Крепостное же право было отменено лишь в 1861 году. До этого помещик мог продавать и покупать крепостных крестьян, как вместе с землей, так и без оной, семьями и по одному. А в случае надобности мог и в банк заложить. Так вот, бывший коллежский советник придумал следующую аферу. Он уговаривал недалеких провинциальных помещиков продать ему недорого крестьян, которые уже умерли, но по документам последней переписи считаются живыми (так появляется прилагательное «мертвые»). Получив купчую на людей, Чичиков планировал взять кредит в банке, оставив оных в залог. Понятно, что деньги отдавать он не планировал и банку в собственность переходили заложенные крестьяне. Поскольку те уже были мертвы, то и потерь для Чичикова никаких.

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи. Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей. Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Про что поэма Мертвые Души

Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Следующая цитата

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835–1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов XIX века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм.

История создания

Читайте также: