Карамзин о княгине ольге цитата

Обновлено: 22.12.2024

Князь Олег правил 33 года (879-912 гг.). За неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку прозвал народ князя Олега Вещим. О нем слагали предания и легенды, приписывая ему необыкновенные способности и дар предвидения.
Несомненно, что главной исторической заслугой этого правителя по праву можно считать объединение всех славянских племен под единым началом, основание и укрепление первого русского государства – великого княжества Киевского. Именно с правлением князя Олега началась история Киевской Руси, а вместе с этим – и история Российского государства.

Игорь вступил на киевский престол после смерти князя Олега, своего опекуна и воспитателя, будучи уже в зрелом возрасте. И Игорь Рюрикович привык во всем подчиняться Олегу, который заменил княжичу отца.
Игорь полностью одобрял политику князя, старался перенять у него воинские навыки, рассудительность, умение справедливо вершить суд и тщательно обдумывать свои решения и поступки.
"Княжение Игоря продолжалось 32 года (912-945 гг.). Он не ознаменовал своё правление ни великими победами в сражениях, ни удачными военными походами, ни новыми прогрессивными реформами. Но уже одно то, что князь Игорь смог сохранить целостность государства, делает ему честь.
Он придерживался политики терпимости к различным верам славян, не мешая принятию ими христианства. Во время княжения Игоря на Руси появилась новая славянская азбука, составленная братьями Кириллом и Мефодием.
Это тоже способствовало распространению православной веры в Киевской Руси, так как с помощью этой азбуки на славянский язык перевели с греческого Библию, Евангелие и другие священные книги".
«Игорь в зрелом возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого или презирают недостойных» Н.М. Карамзин
«Когда погиб князь Игорь, его сыну Святославу было всего три года. Новь возникла опасность разделения Киевской Руси на отдельные княжества. Мятежные древляне подавали пример неповиновения другим народам.

Ольге предстояло сохранить власть и единство Руси, чтобы передать их законному наследнику по достижении им совершеннолетия. Княгиня, заручившись поддержкой воеводы Свенельда и боярина Асмуда, взошла на Киевский престол.
Умерла Ольга в 969 году, завещав похоронить ее на выбранном ею месте по христианскому обычаю. Русский народ любил и почитал Ольгу и вместе с родными долго оплакивал ее кончину.
Княгиня Ольга Мудрая на протяжении 20-летнего управления Киевской Русью (945-966гг.) сумела сохранить мир в своей стране, а также с иностранными государствами и соседями-кочевниками. При Ольге Русь стала известной в самых дальних странах Европы.
Деятельность княгини Ольги высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».
«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою… Великие князья до времён Ольгиных воевали, она правила государством». Н.М. Карамзин.

«Княгиня Ольга уступила княжеский престол сыну Святославу в 966 году. Своей главной задачей князь Святослав считал преумножение славы русского оружия. Он думал только о сражениях и мечтал, чтобы все вокруг говорили о его храбрости и боялись его.
Святослав был настоящим солдатом, выносливым и терпеливым. Он с легкостью переносил все тяготы походного быта ради победы над неприятелем. В летописи говорится, что князь Святослав, уверенный в непобедимости своей дружины, никогда не нападал на врага врасплох, всякий раз предупреждая: «Иду на Вы!»
«Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка». Н.М. Карамзин
Князь Святослав Игоревич (годы правления 966-972), разделив управление в государстве между тремя сыновьями, первый из русских князей ввел обычай давать наследникам уделы еще при своей жизни. Как показала дальнейшая история, это был «пример несчастный, который принесет много бедствий России».

Великий князь Владимир Святославович, Красное Солнышко (годы правления 980-1015), младший сын Святослава, был рожден рабыней, ключницей Ольги Маклушей. Святослав не любил Владимира, да и княгиня не признавала его своим внуком. Воспитание …поручено дяде, воеводе Добрыне. Святослав хотел, чтобы из мальчика вырастили смелого воина. Владимир вырос крепким закаленным, мужественным и решительным человеком, чем разительно отличался от своих братьев. Владимир сам принял христианство и крестил свой народ. Всенародное крещение было совершено в Киеве 1 августа 988 года.
Правление великого князя Владимира, место этого человека в истории точно обозначил Н.М. Карамзин: «Сей князь, похитив единовластие благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою, выслав мятежных варягов из России… смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей… расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой голове восточных императоров; старался просветить Россию; населил пустыни, основал новые города… завел училища… был нежным отцом народа бедного. Горестию последних минут своих он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.» «Князь Владимир, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любовию к наукам, живет доныне и в сказках богатырских» Н.М. Карамзин.

Великий князь Ярослав I Владимирович Мудрый (годы правления 1019-1054)
Великий князь Ярослав заслужил в народе прозвище мудрый. По словам летописца, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати он был храбр». Ярослава считают автором первого свода законов и гражданских уставов под названием «Русская правда». До наших дней сохранились древние списки этих законов, которые дают представление о жизни наших предков в то далёкое время.
«Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отчество и любил народ свой». Н.М. Карамзин.

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах (годы правления 1113-1125)
Военные успехи Мономаха и его детей прославили его имя во всём мире. Греческая империя трепетала от имени Мономаха. Великий князь отправил Мстислава (сына) с огромным войском в византийскую империю. Император Алексий Комнин после стремительного завоевания Мстиславом Фракии прислал в Киев дары: сердоликую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира, Константина Мономаха. Дары привез митрополит Эфесский. Он не просто вручил их Мономаху, а венчал его императорским венцом в киевском соборном храме и провозгласил Мономаха российским царем.
С тех пор шапка Мономаха, скипетр и бармы были непременными атрибутами в день венчания русских правителей и передавались от государя к государю.
За свою жизнь Мономах совершил 83 военных похода; заключил 19 мирных договоров с полководцами; взял в плен более 100 половецких князей и всех отпустил на волю; казнил более 200 князей.
Страна в последние годы правления Мономаха отдыхала от междоусобиц, богатела торговлей и ремеслами, скотоводством и земледелием, добычей меха, воска, мёда, рыбы. Все земли были собраны в единое целое, внешние неприятели тоже поутихли. Даже половцы после 1120 года ушли далеко от границ Руси.
«Он не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства: ибо он с живейшим усердием служил отчеству и добродетели». Н.М. Карамзин.

Великий князь Михаил Юрьевич (годы правления 1174-1176).
С княжением Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукова), зверски убитого и выброшенного из постели в огород, перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимирско-Суздальская Русь.
Знатным боярам Ростова и Суздаля было не по нраву самовластие, введённое Андреем Боголюбским, (которого русская православная церковь причислила … к лику святых. День памяти Андрея Боголюбского отмечается 4 июля). Поэтому после его смерти они не доверили власть единственному сыну великого князя, а решили вернуться к старым принципам правления: князь самый первый среди равных, а бояре и воеводы - главные его советчики. Бояре призвали на престол двух племянников князя Андрея. Но у единовластия были уже и свои сторонники, считавшие, что лучше угождать одному князю, чем многим боярам. Жители Владимира призвали на престол младшего брата Андрея Боголюбского Михаила Юрьевича.
Ярополк и Мстислав … в борьбе за власть потерпели неудачу и в конце концов Михаил торжественно въехал во Владимир. Вскоре бояре из Суздаля и Ростова прислали послов с просьбой взять и их под свою руку. Михаил Юрьевич 15 июня 1175 года стал великим князям Владимирско-Суздальской Руси со столицей во Владимире.
Великий князь наказал убийц Андрея Боголюбского и вернул украденную Ростиславовичами икону Владимирской Божьей Матери, которую снова торжественно внесли в соборный Храм во Владимире. Михаил вернул церкви поместья и украденную казну. Он объехал многие области, наводил везде порядок и радел о спокойствии народа. Русичи приветствовали нового великого князя и прониклись к нему большим уважением и любовью.
Всего год длилось правление Михаила. Внезапная смерть в 1176 году не дала ему до конца осуществить задуманное. Русский народ горько оплакивал любимого князя.
«Жив в веке суровом, мятежном, он не запятнал себя ни жестокостию, ни вероломством и любил спокойствие народа более власти» Н.М. Карамзин.

Московский князь Иван Данилович Калита очень любил своё княжество. Как некогда Андрей Боголюбский возвысил Владимир, так теперь украшал и расширял свой любимый город Иван Калита.
Перевод сюда из Владимира русской митрополии возвысил Москву над другими городами. Когда же в 1328 году Калита получил ярлык в Орде на княжение, он поехал не во Владимир, а остался в Москве.
Иван Данилович Калита стал первым великим князем Московской Руси.
Набожность, множество заложенных и построенных им храмов, милосердие к обездоленным помогли ему завоевать народную любовь. Иван Данилович всегда носил при себе мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных. Отсюда и родилось прозвище великого князя – Калита. Он умер 31 марта 1341 года, успев принять схиму. Погребён Иван Данилович Калита в церкви Архангела Михаила.

Государь, державный великий князь Иван III Васильевич (годы правления 1462-1505)
«Иван III принадлежал к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но всемирной истории. Он был первым, истинным самодержавцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ, восхищая милостию, ужасая гневом, отменив частные права, несогласные с полновластием венценосца». Н.М. Карамзин.
Авторитет русского монарха укреплялся грамотной внешней политикой.
4 февраля 1498 года свершилось первое Священное Коронование (Венчание на Царство) на Руси: Иван III возложил на голову внука Мономахов венец и объявил Дмитрия великим князем московским, владимирским и новгородским.
27 октября 1505 года первый государь всея Руси умер.
Правление Ивана III длилось 43 года. Территория государства увеличилась за это время в пять раз и составляла к 1505 году 2 000 000 квадратных километров.
Времена правления Ивана III были отмечены многими знаменательными событиями и славными делами наших предков. Государем была учреждена первая на Руси почта, в городах появились городские управы, было запрещено пьянство, существенно усилилось вооружение войск и подготовка воинов.

Государь, великий князь Василий III Иванович (годы правления 1505-1533)
«Он шёл путём, указанным ему мудростию отца, не устранился, двигался вперёд шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти и приближался к цели, к величию России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его ошибки; был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного великого имени и в сём отношении достоин истинной, вечной хвалы. Которую не многие венценосцы заслуживают» Н.М. Карамзин
Василий III в своём правлении продолжил дело Ивана Васильевича: следовал тем же правилам внутренней и внешней политики, умел приказывать, ценил мир. Но войны не боялся.
Царь Фёдор Иванович Блаженный (годы правления 1584-1598)
«Народ любил Фёдора, как ангела земного, озарённого лучами святости, приписывая действию его молить благосостояние отечества; любил с умилением, как последнего царя Мономаховой крови… Но как в течение жизни, так и при конце её, Фёдор не имел иной воли, кроме Борисовой». Н.М. Карамзин
После церемонии венчания на царствование 31 мая 1584 года Фёдора Ивановича Годунов был одарён небывалой до того времени царской милостью: вместе с титулом самого ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств, он получил самые лучшие земли на берегах Москвы-реки и разные сборы в казну сверх его обычного жалованья. Всё это приносило Годунову доход около 900 тысяч серебряных рублей в год. Такого не имел еще ни один вельможа на Руси. Род Годуновых произошёл от татарского мурзы Чета, ещё в XV веке поселившегося на Руси и принявшего православие.
Царь Фёдор Иванович даже не пытался вникать в государственные дела. Он вёл спокойную семейную жизнь, путешествовал по монастырям и обителям с супругой. Годунов же занимался важными проблемами внешней и внутренней политики.
Годунов никогда не забывал о сосланном в Углич малолетнем царевиче Дмитрии (младшем сыне от последней жены Ивана Грозного).
Много раз царевичу в пищу подсыпали яд подкупленные Годуновым слуги, но по непонятным причинам яд на него не действовал. Тогда Годунов подослала в Углич убийц. Они предали мальчика мученической смерти на глазах у всех. Дмитрий был зарезан 15 мая 1591 года. Гонца с грамотой о трагической вести принял первым Годунов. Он подменил грамоту о подлом убийстве. В грамоте, которую вручили царю Фёдору было написано, что Дмитрий в припадке падучей болезни сам упал на нож и зарезался.
При Фёдоре Ивановиче В России была введена патриархия, и первым патриархом стал в 1589 году митрополит Иов.
Царь Фёдор Иванович Блаженный скончался 7 января 1598 года. Преемником своим он не назвал никого, вверяя всё божьей воле.
Борис Годунов объявил подданным, что государь оставил царствовать свою супругу, а советниками при ней патриарха Иова, двоюродного брата царя Фёдора Никитича и шурина Бориса Годунова.
«Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием» Н.М. Карамзин
Династия Рюриковичей прекратила своё существование.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Народное Единство

вернуться к странице

Народное Единство запись закреплена

Карамзин о княгине Ольге

"Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отмстив Древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие Князья до времен Ольгиных воевали, она правила Государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Наконец, сделавшись ревностною Христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для Владимира и предуготовила торжество истинной Веры в нашем отечестве".

Следующая цитата

Чужой компьютер

Любители истории

вернуться к странице

Любители истории запись закреплена

«Предание нарекло её Хитрой, церковь — Святой, а история — Мудрой, – писал Николай Карамзин. – Она умела соблюсти в стране тишину и мир; не писала законов, но давала уставы – самые простые и самые нужные для людей в нашем молодом Отечестве. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она – правила государством. При Ольге Русь стала известной даже в самых отдаленных странах Европы».
11 июля 969 года в Киеве скончалась великая княгиня Ольга. Первая женщина, стоявшая во главе Русского государства и первая русская святая.
«Народ вместе с детьми и внуками искренне оплакивал её кончину, – писал Сергей Соловьев. – Ведь своим мудрым правлением она доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами».

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Нравится Показать список оценивших

вы сторонник норманской теории?

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Степан Халтурин ответил Александру

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил DELETED

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Антону

Антон, Норманисты утверждают , что государственность принесли извне в 862 г. , я считаю , что это длительный исторический процесс и первобытное Государство сложилось ни как не раньше Владимира 1

Нравится Показать список оценивших

Михаил Дубинцев ответил Александру

Нравится Показать список оценивших

Вообще то Ольга была норманнкой (норвежкой вроде ) Хельгой. До нее имени Ольга на Руси вроде как не встречается :)

Нравится Показать список оценивших

Еще она провела первый документированный в истории эксперимент по хомингу воробьиных птиц.

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Михаилу

Нравится Показать список оценивших

Михаил Дубинцев ответил Александру

Александр, не обнаружено? Вы уверены в этом? Как насчет Рюрикова городища? Как раз IX век. Дальше о централизации, у нас нет закона, но у нас есть прецедент: Рюрик передал власть Игорю, Игорь Святославу, Святослав Владимиру, а вот дальше началась неразбериха. Да, и не путайте пожалуйста Киевскую Русь и Московское (Российское) государство.

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Михаилу

Нравится Показать список оценивших

Господа,нет смысла вести дискуссию между любителями истории и людьми,которые занимаются историей профессионально.Никого не хочу обидеть.Как говориться,"давайте жить дружно".

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил DELETED

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Степану

Вадим, еще Гумилева посоветуйте.

Нравится Показать список оценивших

Не могу не признать силу доводов Александра.

Нравится Показать список оценивших

Один мой коллега, историк считает, что государство образуется не одномоментно, а поэтапно. Сначала из общества класс образовался в следствие общественного разделения труда, который нуждался в законности, правосудии и защите. В некоторых обществах механизмы самоуправления хорошо работают, а тут дал сбой, что привело к междоусобице. Приглашение Рюрика - следствие такого сбоя.
Далее Рюрик начинает продвигать националистическую идею. "Зваться всем от племени нашего, Русь".
Следующий шаг, Олег устанавливает власть князя на всей территории, населенной восточными славянами.
Следующим шагом формирования государства стало принятие религии.
И завершающим шагом в формировании государства становится письменность. С этого момента в стране устанавливается единое законодательство, начинает вестись летопись.
Общество, нация, территория, религия, письменность, закон - вот этапы формирования государства.

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Александру

Александр, почти со всем согласен, за исключением того , что с принятием письменности устанавливается Государство. Образуется некое подобие единого культурного пространства , не более. Письменность славянам дали Кирилл и Мефодий , а Первое подобие Закона - Русская правда Ярослава ,льготы для новгородцев за помощь в захвате Киевского престола.

Нравится Показать список оценивших

Александр Зюляев ответил Александру

Александр, а что вас так смутило? Ну не такое государство, как в Европе, не такое, как в Египте, не такое как в Китае, но все равно Государство.
То есть де факто русское государство окончательно сформировалось при Ярославе. Именно он первый принес на русскую землю Закон.
А принятие религии и письменности - результат воздействия власти. Без власти такая операция невозможна, а значит, без государство не обошлось.

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Динишу

Нравится Показать список оценивших

Александр Гольман ответил Александру

Александр, скажите чем отличается Владимиро-Суздальское княжествоАндрея Боголюбского от Киевско-Новгородского княжества Ярослава ? Почему последнее Вы величаете Государство ?

Нравится Показать список оценивших

Александр Зюляев ответил Александру

Александр, а в чем вопрос?
Если что, я и раннне-феодальное княжество Рюрика считаю государством.

Следующая цитата

Н.М. КАРАМЗИН.
История государства российского

Том I
Глава VII. Князь Святослав. 945-972 гг.

Правление Ольги. Хитрая месть. Мудрость Ольгина. Крещение. Россияне в Сицилии. Характер и подвиги Святослава. Взятие Белой Вежи. Завоевание Болгарии. Нашествие Печенегов. Кончина Ольги. Посольство в Германию. Первые Уделы в России. Вторичное завоевание Болгарии. Война с Цимискием. Договор с Греками. Наружность Святославова. Кончина его.

Святослав, сын Игорев, первый Князь Славянского имени, был еще отроком. Бедственный конец родителя, новость Державы, только мечем основанной и хранимой; бунт Древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятельности, завоеваниям и грабежу; честолюбие Полководцев Варяжских, смелых и гордых; уважавших одну власть счастливой храбрости: все угрожало Святославу и России опасностями. Но Провидение сохранило и целость Державы и власть Государя, одарив его мать свойствами души необыкновенной.
Юный Князь воспитывался Боярином Асмудом: Свенельд повелевал войском. Ольга - вероятно, с помощию сих двух знаменитых мужей - овладела кормилом Государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами.
Прежде всего Ольга наказала убийц Игоревых. Здесь Летописец сообщает нам многие подробности, отчасти не согласные ни с вероятностями рассудка, ни с важностию истории и взятые, без всякого сомнения, из народной сказки, но как истинное происшествие должно быть их основанием, и самые басни древние любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени: то мы повторим Несторовы простые сказания о мести и хитростях Ольгиных.
"Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава, Древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их Князь Мал женился на вдове Игоря, ибо они, платя дань Государям Киевским, имели еще Князей собственных. Двадцать знаменитых Послов Древлянских приплыли в ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но Князья Древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего Князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках. Между тем Ольга приказала на дворе теремном ископать глубокую яму и на другой день звать Послов. Исполняя волю ее, они сказали: Не хотим ни идти, ни ехать: несите нас в ладии! Киевляне ответствовали: Что делать! Мы невольники; Игоря нет, а Княгиня наша хочет быть супругою вашего Князя - и понесли их. Ольга сидела в своем тереме и смотрела, как Древляне гордились и величались, не предвидя своей гибели: ибо Ольгины люди бросили их, вместе с ладиею, в яму. Мстительная Княгиня спросила у них, довольны ли они сею честию? Несчастные изъявили воплем раскаяние в убиении Игоря, но поздно: Ольга велела их засыпать живых землею и чрез гонца объявила Древлянам, что они должны прислать за нею еще более знаменитых мужей: ибо народ Киевский нс отпустит ее без их торжественного и многочисленного Посольства. Легковерные немедленно отправили в Киев лучших граждан и начальников земли своей. Там, по древнему обычаю Славянскому, для гостей изготовили баню и в ней сожгли их. Тогда Ольга велела сказать Древлянам, чтобы они варили мед в Коростене; что она уже едет к ним, желая прежде второго брака совершить тризну над могилою первого супруга. Ольга действительно пришла к городу Коростену, оросила слезами прах Игорев, насыпала высокий бугор над его могилою - доныне видимый, как уверяют, близ сего места - и в честь ему совершила тризну. Началось веселое пиршество. Отроки Княгинины угощали знаменитейших Древлян, которые вздумали наконец спросить о своих Послах; но удовольствовались ответом, что они будут вместе с Игоревою дружиною. - Скоро действие крепкого меду омрачило головы неосторожных: Ольга удалилась, подав знак воинам своим - и 5000 Древлян, ими убитых, легло вокруг Игоревой могилы.
[946 г.] Ольга, возвратясь в Киев, собрала многочисленное войско и выступила с ним против Древлян, уже наказанных хитростию, но еще не покоренных силою. Оно встретилось с ними, и младый Святослав сам начал сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукою отрока, упало к ногам его коня; но Полководцы, Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного Героя и с восклицанием: Друзья! Станем за Князя! - устремились в битву. Древляне бежали с поля и затворились в городах своих. Чувствуя себя более других виновными, жители Коростена целое лето оборонялись с отчаянием. Тут Ольга прибегнула к новой выдумке. Для чего вы упорствуете? велела она сказать Древлянам: Все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои: а вы хотите умереть голодом! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего. Древляне предложили ей в дань мед и кожи зверей; но Княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло все домы их. Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда свои и произвели общий пожар в городе. Устрашенные жители хотели спастися бегством и попались в руки Ольгиным воинам. Великая Княгиня, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою данию".
Так рассказывает Летописец. Не удивляемся жестокости Ольгиной: Вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о Героях Истории по обычаям и нравам их времени. Но вероятна ли оплошность Древлян? Вероятно ли, чтобы Ольга взяла Коростен посредством воробьев и голубей, хотя сия выдумка могла делать честь народному остроумию Русских в Х веке? Истинное происшествие, отделенное от баснословных обстоятельств, состоит, кажется, единственно в том, что Ольга умертвила в Киеве Послов Древлянских, которые думали, может быть, оправдаться в убиении Игоря; оружием снова покорила сей народ, наказала виновных граждан Коростена, и там воинскими играми, по обряду язычества, торжествовала память сына Рюрикова.
Великая Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казны государственной; но жители Коростена долженствовали третью часть дани своей посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышегород, основанный, может быть, героем Олегом и данный ей в вено, как невесте или супруге Великого Князя: чему увидим и другие примеры в нашей древней Истории. Сей город, известный Константину Багрянородному и знаменитый в Х веке, уже давно обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, на высоком берегу Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. - Ольга, кажется, утешила Древлян благодеяниями мудрого правления; по крайней мере все ее памятники - ночлеги и места, где она, следуя обыкновению тогдашних Героев, забавлялась ловлею зверей - долгое время были для сего народа предметом какого-то особенного уважения и любопытства.
В следующий год, оставив Святослава в Киеве, она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностию воспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги, и в Несторово время жители Пскова хранили еще сани ее, как вещь драгоценную. Вероятно, что сия Княгиня, рожденная во Пскове, какими-нибудь особенными выгодами, данными его гражданам, способствовала тому цветущему состоянию и даже силе, которою он после, вместе с Новымгородом, славился в России, затмив соседственный, древнейший Изборск и сделавшись столицею области знаменитой.
Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.
Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император старался достойным образом угостить Княгиню народа знаменитого и сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы Княжеские, ее свойственницы, многие знатные госпожи, Послы Российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. Константин и супруга его, окруженные придворными и Вельможами, встретили Ольгу: после чего Император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила Царица. В сей первый день, 9 Сентября [955 г.], был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где Императрица сидела на троне и где Княгиня Российская, в знак почтения к супруге великого Царя, стояла до самого того времени, как ей указали место за одним столом с придворными госпожами. В час обеда играла музыка, певцы славили величие Царского Дому и плясуны оказывали свое искусство в приятных телодвижениях. Послы Российские, знатные люди Ольгины и купцы обедали в другой комнате; потом дарили гостей деньгами: племяннику Княгини дали 30 милиаризий - или 2 1/2 червонца, - каждому из осьми ее приближенных 20, каждому из двадцати Послов 12, каждому из сорока трех купцев то же, Священнику или Духовнику Ольгину именем Григорий 8, двум переводчикам 24, Святославовым людям 5 на человека, посольским 3, собственному переводчику Княгини 15 милиаризий. На особенном золотом столике были поставлены закуски: Ольга села за него вместе с Императорским семейством. Тогда на золотой, осыпанной драгоценными камнями тарелке поднесли ей в дар 500 милиаризий, шести ее родственницам каждой 20 и осьмнадцати служительницам каждой 8. 18 Октября Княгиня вторично обедала во дворце и сидела за одним столом с Императрицею, ее невесткою, Романовой супругою, и с детьми его; сам Император обедал в другой зале со всеми Россиянами. Угощение заключилось также дарами, еще умереннейшими первых: Ольга получила 200 милиаризий, а другие менее по соразмерности. Хотя тогдашние Государи Российские не могли еще быть весьма богаты металлами драгоценными; но одна учтивость, без сомнения, заставила Великую Княгиню принять в дар шестнадцать червонцев.
К сим достоверным известиям о бытии Ольгином в Константинополе народное баснословие прибавило, в нашей древней летописи, невероятную сказку, что Император, плененный ее разумом и красотою, предлагал ей руку свою и корону; но что Ольга - нареченная в святом крещении Еленою - отвергнула его предложение, напомнив восприемнику своему о духовном союзе с нею, который, по закону Христианскому, служил препятствием для союза брачного между ими. Во-первых, Константин имел супругу; во-вторых, Ольге было тогда уже не менее шестидесяти лет. Она могла пленить его умом своим, а не красотою.
Наставленная в святых правилах Христианства самим Патриархом, Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам Летописца, отпустил ее с богатыми дарами и с именем дочери; но кажется, что она вообще была недовольна его приемом: следующее служит тому доказательством. Скоро приехали в Киев Греческие Послы требовать, чтобы Великая Княгиня исполнила свое обещание и прислала в Грецию войско вспомогательное; хотели также даров: невольников, мехов драгоценных и воску. Ольга сказала им: "Когда Царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской): тогда пришлю ему дары и войско" - с чем Послы и возвратились к Императору. Из сего ответа должно заключить, что подозрительные Греки не скоро впустили Ольгу в город и что обыкновенная надменность Двора Византийского оставила в ее сердце неприятные впечатления.
Однако ж Россияне, во все царствование Константина Багрянородного, сына его и Никифора Фоки, соблюдали мир и дружбу с Грециею: служили при Дворе Императоров, в их флоте, войсках, и в 964 году, по сказанию Арабского Историка Новайри, сражались в Сицилии, как наемники Греков, с Аль-Гассаном, Вождем Сарацинским. Константин нередко посылал так называемые златые буллы, или грамоты с золотою печатию, к Великому Князю, надписывая: Грамота Христолюбивых Императоров Греческих, Константина и Романа, к Российскому Государю.
Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына.

[969 г.] Но мирное пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному Князю. Страна завоеванная всегда кажется приятною завоевателю, и сердце Героя стремилось к берегам Дунайским. Собрав Бояр, он в присутствии Ольги сказал им, что ему веселее жить в Переяславце, нежели в Киеве:
ибо в столице Болгарской, как в средоточии, стекаются все драгоценности Искусства и Природы: Греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды; Богемцы и Венгры серебро и коней; Россияне меха, воск, мед и невольников
. Огорченная мать ответствовала ему, что старость и болезнь не замедлят прекратить ее жизни.
Погреби меня, - сказала она, - и тогда иди, куда хочешь
. Сии слова оказались пророчеством: Ольга на четвертый день скончалась. - Она запретила отправлять по себе языческую тризну и была погребена Христианским Священником на месте, ею самою для того избранном. Сын, внуки и благодарный народ оплакали ее кончину.
Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отмстив Древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие Князья до времен Ольгиных воевали, она правила Государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Летописцы Немецкие говорят о Посольстве ее в Германию к Императору Оттону I. Может быть, Княгиня Российская, узнав о славе и победах Оттоновых, хотела, чтобы он также сведал о знаменитости ее народа, и предлагала ему дружественный союз чрез Послов своих. - Наконец, сделавшись ревностною Христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для Владимира и предуготовила торжество истинной Веры в нашем отечестве.

Читайте также: