Деревня собакевича в поэме мертвые души цитаты

Обновлено: 16.05.2024

Черты характера

Нельзя представить характер Собакевича каким-то одним типом людей. Он очень разный. То кулак, то красноречивый оратор, то скупердяй, то заботливый хозяин. Персонаж стоит на фоне природе, между двумя лесами – березовым, олицетворяющим светлые чувства, и сосновым, символизирующим темные дела. Какие черты характера можно назвать основными:

  • Грубость. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья».
  • Прямолинейность. Отрицает рассуждения, говорит все прямо в лоб, не подбирая слов и выражений.
  • Жадность. Собакевич знает цену грошу. Он старается не уступить Чичикову в цене за мертвые души, целясь за каждую копейку.
  • Плутовство. Хитрость и изворотливость в характере помещика видны во время торгов с Чичиковым. Гость подбирает эпитет для «медведя», называет его бестией. Плут видит выгоду и не может пройти мимо нее.

В каждой черте соединяются рядом отрицательное и положительное. Хорошо, что мужчина говорит то, что думает. Но страшно даже начинать разговаривать с человеком, для которого все дураки и мошенники. Знает помещик цену труду, строит все на века, но за деньги готов продать то, что никто никогда не сможет оценить – мертвых крестьян. Итак, в каждой черте характера. Из положительного получается страшная звериная натура, ищущая, кого проглотить. Краткая характеристика и точные фразы позволяют читателю додумывать, что за реальный человек стоит за описываемым типом.

Человек – кулак

Н. В. Гоголь предлагает интересный эпитет для характера Собакевича. Чичиков сравнивает его с кулаком, крепко сжатым. Почему появляется такая ассоциация? Все во внешнем виде и в душе плотно сжато, сбито в единую суть. Каждая деталь подчеркивает силу и здоровье русского барина.

Кулак – это как броня, кольчуга, под которой прячется помещик. Он закрыл свой внутренний мир, стал бездушным и эгоистичным. Его интересует только свой дом. Жажда наживы не позволяет руке разжаться. Он никогда не протянет руки встречному, не поможет и не поддержит.

Михаил Семенович неспособен на лесть и подобострастие. Он, не задумываясь, бьет по людям, не размышляя о сути своих высказываний, о возможности обидеть собеседника.

Крепкий хозяин

Помещик Собакевич расчетлив и надежен. Он ведет хозяйство по-деловому спокойно и неторопливо. Не вводит в хозяйство эксперименты, отрицает прогрессивные методы управления поместьем.

Классик не может отказаться от возможности порассуждать, вникнуть в описание Собакевича в поэме «Мертвые души». Что было бы, если Собакевич оказался не помещиком, а, например, представителем власти или чиновником? Горе будет всей стране. Добившись власти, Собакевичи будут «щелкать» чиновников, от которых нет толку. Страшно представить, к чему придут чиновники под руководством кулака. Лучше для литературного героя, по мнению автора, быть помещиком. Он заботится о себе, стремится не принести вреда крестьянам, от которых видит прок.

Помещик знает всех умерших крестьян. Готов рассказать о каждом, причем не только о его профессии, но и о чертах характера. Цитатная характеристика может запутать. Следует понимать, это не проявления заботливости, это расчетливость. Хозяин должен точно знать, что может дать ему мужик, какую пользу принесет, сколько на нем можно заработать.

Отношения с людьми

Для Собакевича все вокруг мошенники, продавшие душу. Отзываясь о них нелестно, он с желанием ведет торговлю, ищет возможность заключить сделку и увеличить свой доход. Нельзя сказать, что у Михаила Семеновича есть друзья, он только гость или собеседник. Когда дело касается выгоды, у Собакевича появляется «рысь и дар слова». Собачий нрав не позволяет доставлять удовольствия ближнему, хотя жена называет его «душенькой». На этом слове-обращении спотыкается каждый читателей. Слово не подходит ни к внешности, ни к поведению человека.

Следующая цитата

Помещики встречают Чичикова в своих имениях, которые удивительным образом дополняют характеры персонажей. Деревня Собакевича большая, как и ее хозяин. В ней все сделано прочно, на века и на совесть.

Пейзаж вокруг деревни

Деревянная крепость

Поместье хозяина окружено не забором, а решеткой, сделанной из крепкого и «непомерно» толстого дерева. Автор не называет ограждение забором. Это решетка, через которую сложно сбежать. Твердый нрав Собакевича виден во всех деталях деревни.

Видно было, что помещик требовал прочности для любого строения: дом, сарай, кухня или конюшня. Бревна должны были простоять века.

Классик специально описывает колодец. Даже он в деревне обделан дубом, который используют для строения мельниц и кораблей. Незначительное строение редко находит место на страницах книг. Здесь колодец – это доказательство последовательности хозяина деревни.

Все постройки в деревне должны быть плотными, упористыми, крепкими. Удивляло только их расположение.

Дома крестьян

Избы стояли в деревне неуклюже, разбросаны без определенного порядка. Бревна выбирались самые крупные и крепкие. Каждое бревно было плотно подогнано к другому. В избах чувствовалась прочность. Не было резных узоров, причудливых украшений или каких-либо других изяществ для украшения. Все удивляло простотой и крепостью.

Дома крестьян схожи с помещиком. Никому нельзя было построить дом на свой лад. В этом весь персонаж. Звериная собачья натура не позволяет подчиненным думать по-своему. Жестокий и хитрый он забивает индивидуальность людей, заставляет их думать, что хорошо только то, что он решил. Собакевич пытается сам изменить общественную среду вокруг себя. Именно поэтому цветные крылья не дают птице взлететь, а приземляют, прижимают деревню.

Читатель не может ни признать: хозяин заботится о своих крепостных. Он хочет, чтобы они не болели, не мерзли от холода, как у Плюшкина. Понятна цель такой заботы, но сказать, что это характеризует образ положительно, будет неправильным. В этой заботе, как и у всей деревни, два крыла: светлое и темное. За желанием сделать дома прочными стоит простая цель – нажива. Здоровый мужик принесет больше пользы, чем больной.

Чертов кулак

Усадьба Собакевича в поэме «Мертвые души» напоминает сжатый кулак. Для того, чтобы выжать из мужика побольше, помещик вводит денежный оброк. Крепостной должен зарабатывать. Михаил Семенович хороший хозяин. Он основательно подходит ко всему, что есть у него в поместье. Кулак держит все под своим контролем. Его интересует не красота и дизайн, а прочность и удобство. Завитушки из дерева быстро растрескаются, сгниют. Их потребуется менять. Зачем тратить время и материал на ненужные предметы. Во всем видна экономия.

Следующая цитата

Помещик с грубым характером кулака создает дом по своему подобию. Дом Собакевича – это его крепость. Он совсем непривлекателен, но удобен и прочен.

Описание дома

Описание дома Собакевича в поэме «Мертвые души» начинается с впечатления о нем подъезжающего гостя, душа которого темна и опасна. Дом напоминал строения «для военных поселений или немецких колонистов». Деревянная постройка отличалась цветом:

  • красная крыша;
  • темно-серые стены.

Дом с мезонином и дикими стенами привлекал взгляд своей не нарядностью, грубостью и простотой.

Архитектурные особенности строения

Гоголь описывая дом помещика, подчеркивает главную особенность: план архитектурной направленности явно подчинялся заказчику, во всем чувствовался хозяин. Какие противоречия хозяина и зодчего отмечает автор поэмы?

  • Мастер стремится к симметрии.
  • Хозяин – к удобству.

На одной стороне дома окна оказались заколоченными, вместо них появилось одно маленькое отверстие, подходящее только для чулана. Автор не называет отверстие окном. Ближе другие слова – дыра, отверстие. Окно было не прорублено, а проверчено.

Зодчий планировал поставить дом на четыре колонны, хозяин оставил только три. Боковую колонну выкинули из строения. Из-за этого фронтон сдвинулся в сторону, изменив внешний вид господского дома. Собакевич любит строить на века, но подходит к этому по-своему, с позиции удобства для себя и экономии средств.

Биографические данные

Гоголь использует в описании дома информацию из реальной жизни. Писатель занимался домом в Васильевке в 1830 году. Хлопот было много, но Николай Васильевич проникся и экономией, и дизайном. «Мертвые души» дом Собакевича – это описание борьбы зодчего с хозяином, оно основано на личных впечатлениях классика по ремонту дома.

Пейзажные картины основаны на детских воспоминаниях. Клумбы, леса, кусты и деревья искренне близки писателю. Они, как живые персонажи, проникают в текст, делая его красочным. Так рождается образ птицы с разными крыльями для сравнения природы вокруг поместья Собакевича.

Дорожные впечатления классика, перенесшиеся на бумагу, помогают читателю понять смысл каждого эпитета. Возвышенность пейзажа контрастна с мертвой душой циничного жадного помещика.

В самом начале автор указывает сходство дома с военной постройкой. Поселения всегда носили временный характер, их ставили ненадолго. Здесь можно подумать, что классик специально подталкивает читателя к мысли о непрочности позиций Собакевича. Военный дом хозяина поместья крепок только снаружи. Какие бы толстые бревна не выбрал «медведь», они разваливаются. Русь не остановить прочными домами, она живет душой.

Другой признак военных поселений – их разбросанность. Дом стоит упористо, но в неуклюжем порядке. Что это за характеристика? Нет логики и последовательности в действиях помещика. Занятый одной целью – выжать побольше денег, он делает дом уродливым. Чувствуется сарказм:

  • окна на одной стороне, с другой – только просверленная дыра, не дающая света.
  • три колонны, которые делают дом безногим, неуклюжим. Он стоит как сказочный персонаж, «подбоченясь».
Сам Собакевич отзывается о немцах нелестно. Даже их желудок не может сравниться с русским, не то что дома.

Такими сравнениями подрывается крепость дома, зато больше данных появляется о низменности души.

Следующая цитата


Собакевич 1. описание усадьбы дома помещика ". Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. " 2. портрет героя «медведь, совершенный медведь… «он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. " ". скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик. " ". Эк наградил-то тебя Бог! вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит. " Лицо Собакевича настолько широкое и круглое, что напоминает тыкву: ". круглое, широкое, как молдаванские тыквы.. 3. занятия Больше всего Собакевич любил вкусно поесть. у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. " (Собакевич о своих обедах) ". он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки. " ". За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. " Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену. " (обед Собакевича в трактире) 4. характер Грубый. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья». Плохо отзывается обо всех людях: ". Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться. " хитрый человек: ". да еще и бестия в придачу. " (бестия - то есть плут, пройдоха) хороший хозяин: ". Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже. " (Чичиков о Собакевиче) ценит прочность в вещах: ". Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. " 5. речь, манеры речь торгаша: «Эк, куда хватили… ведь я продаю не лапти» ; «Стыдно вам и говорить такую сумму. Вы торгуйтесь, говорите настоящую цену» ; «Да чего вы скупитесь? Право, не дорого» . Но , когда надо пускается в такое красноречие, что Чичиков не успевает вставить ни одного слова. У Собакевича, при всей грубости его натуры, есть какие-то представления о приличии и долге гостеприимства, и поэтому он, отзывавшийся о ком-либо «с хорошей стороны», преисполненный уважения к Чичикову, определяет его в разговоре с женой: «преприятный человек». В речи его присутствуют бранные слова ж выражения. Так, характеризуя городских чиновников, он называет их «мошенниками» и «христопродавцами». Губернатор, но его мнению, «первый разбойник в мире», председатель — «дурак», прокурор — «свинья». 6. покупка мертвых душ Помещик Собакевич очень гордится своими крестьянами - и живыми, и умершими. Среди "мертвых душ" Собакевича есть выдающиеся мастера, известные по всей округе: прекрасные плотники, каретники и т.д Покупка выливается Чичикову "в копеечку", так как Собакевич знает цену своим крепостным: ". дешевле нигде не купите такого хорошего народа. "

Читайте также: