Как понимают счастье герои и автор поэмы кому на руси жить хорошо сочинение с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Тема народного счастья – главная в произведении Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», над которым автор трудился долгие годы. Величайший русский писатель немало лет посвятил раздумьям о судьбе страны и всего русского народа. Его поэма явилась главным итогом этих многолетних размышлений. Счастлив ли народ и в чем народное счастье? Вот какие вопросы мучают автора поэмы. Этим же вопросом задается читатель, проводя время за книгой, ставшей народным достоянием.
По сюжету произведения семь странников, простых русских мужиков, путешествуют по селам и деревням, расспрашивая жителей о том, в чем заключается счастье каждого из них. Именно из диалога между мужиками и другими представителями русского крестьянского класса читателю раскрывается счастье народное. Оно лишено каких-либо мечтаний о роскошной жизни и богатстве. Счастье крестьянского народа заключается в самом простом.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Например, истории охотника на медведей и солдата об их счастье наводят на слезы и грусть. Герои рады тому, что оказались способны выстоять невзгоды и трудности жизни, как бы их не угнетала судьба. Читатель может оценить и степень нищеты в крестьянских домах. Одноглазая старуха, например, видит счастье в богатом урожае, а именно – в выращивании большой репы. Можно сделать вывод о том, что народного счастья как такового нет вовсе. Простые вещи вызывают у крестьян радость, и это говорит только о великом терпении и покорности судьбе простого русского народа.
В поэме нет места и женскому счастью. Автор знакомит читателя с образом Матрены Тимофеевны, пережившей немало бед. Тяжелый ручной труд, долгое отсутствие мужа в доме, смерть первого ребенка – все это довелось пройти бедной, но сильной женщине. Сама Матрена Тимофеевна признается, что женского счастья она не знала никогда.
Счастье крестьян противопоставляется счастью одного из героев – Гриши Добросклонова. Его не заботит личное счастье, несмотря на бедность и трудность выживания. Гриша заботится о счастье целой страны и живущего в ней народа. Такого же мнения придерживается и сам автор поэмы. Некрасов, как и его герой-заступник народа, видит счастье свое в спасении людей. И сам он счастлив, служа крестьянскому народу.
Счастливцы на пути
Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:
- Семеро мужиков (Основное связующее всего произведения. Знакомство происходит в прологе)
- Поп (Первый встретившийся по дороге. Появляется в первой главе под названием «Поп»)
- Яким Нагой (Глава «Пьяная ночь»)
- Ермила Гирин (Счастливый, честный и добрый молодец по словам народа. Глава «Счастливые»)
- Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев (Помещик, недовольный отменой крепостного права. Встречается в главе «Помещик»)
- Матрена Тимофеевна (Образ женщины в поэме. Главная героиня главы «Крестьянка»)
- Гриша Добросклонов (Добрый и чуткий семинарист, который видит своё предназначение в служении народу. Появляется в эпилоге)
Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.
Следующая цитата
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.
Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Реальная ценность богатства «богатых»
Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.
Мужики, которые всегда верили, что церковники — люди, уж точно познавшие радость жизни, оказываются разочарованными; они вдруг узнают, что «высокие» и значительные тоже могут быть несчастливы. Сам батюшка говорит, что его жизнь далеко не сахар, и что он мечтает о другом, о том, чего у него, конечно, нет.
Автор постепенно подводит читателя к тому, что все люди привыкли видеть настоящие радости в том, чего у них самих нет: мужики видели счастье в богатстве, так как у них самих ни гроша в карманах, а те самые «богатые» считают, что деньги не так уж и важны и жизни, и грезят уже о чём-то другом, о том, чего у них нет.
Далее Некрасов продолжает свою мысль, подтверждая его разными примерами. Особенно стоит выделить встречу мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым. Ещё один «богатый» предстаёт перед читателем и героями человеком, который также не может найти счастья. Этот помещик, который ни во что не ставит простых людей, привыкший жить за счёт других, даже понятия не имеет, что такое честь, не чувствует в своей жизни никакой благодати. Он тоже чего-то хочет, что-то ищет; он не знает, что ему требуется от жизни и не может быть счастливым.
Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.
Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».
Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.
Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила?
Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…Типы крестьян
В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:
ОБРАЗ | ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА |
Семеро мужиков | Поиск ответа на вопрос об истинном счастье. |
Яким Ногой | Демонстрация духовного мира русского народа. |
Ермил Гирин | Защита общественных интересов. |
Савелий | Оппозиция власти. Образ русского богатыря. |
Матрена Тимофеевна | Борьба с общественными устоями на Руси. |
Гриша Добросклонов | Служение Родине и народу. |
Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого все так искренне желают, и старается дать читателю верный путь к обретению его.
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…
Вывод
Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.
Семь странников — семь мужиков
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?
Всё это нужно, чтобы реально показать всю «необъятную Русь» и сделать это ёмко и кратко, уместив действие в сравнительно небольшие размеры. Сами мужики чем-то схожи с героями русских сказок, при помощи этого поэт смог наделить своих персонажей основными чертами простого русского человека.
Мужики начинают своё странствие, дабы найти счастливого. Все герои произведения видят счастье в самых разных вещах, которые на деле не приносят настоящей радости. Некоторые, например, считают, что «быть богатым» — предел человеческого счастья, однако автор примерами это опровергает: он показывает, что богатые так же, как и все, могут быть несчастными, ведь по тем или иным причинам видят радость в чём-то другом — в том, чего сами не имеют.
Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.
Следующая цитата
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
для самых компанейских -
для самых крутых -
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Роль песен в поэме
Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.
- «Барщинная»
- «Весёлая»
- «Голодная»
- «Солдатская»
- «Солёная»
Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:
- «Барщинная» рассказывает о голодном Калинушке, который «горе топит в вине». В ответ на эту песню мужики начинают кичиться своими пережитыми страданиями, что, с одной стороны, говорит о них как о сильных людях, но, с другой, в их гордости своим терпением проявляется их слабость — народ считает умение терпеть чем-то достойным, но это неправда, которая выросла благодаря рабскому положению крестьян.
- «Весёлая» песня на самом деле таковой не является: она об унижении крестьян, и весёлой представляется только для попов и помещиков. Но народ не выступает против нее хотя «Голодная» ему ближе, возможно, потому что считает крепостное право далёким прошлым, старым ярмом, угрозы которого уже не страшны.
- Душой мужики поют «Голодную», которая полностью отражает их положение и состояние. Они отождествляют себя с песней о голоде — настолько тяжела была жизнь простого человека.
- «Солдатская» песня вызывает сочувствие у мужиков: они не несли солдатское бремя, поэтому настоящие чувства у них может вызвать только припев, передающий все тяжести их крестьянской жизни.
- Тяжёлая песня «Солёная» посвящена больше женщинам-крестьянкам: история матери, кормящей сына хлебом, политым солёными слезами, не может оставить равнодушным. Песня и о полной страданий жизни женщин «на Руси», и об отсутствии у крестьянских детей детства как такового.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.
Следующая цитата
Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.
В самом произведении нет как такового портрета «счастливца», который действительно радуется каждому дню жизни, есть только Гриша Добросклонов, который наиболее приближен к человеку, познавшему хорошую сторону жизни, счастье. В понимании Некрасова, счастье — то, что может стать смыслом жизни, а для него это служение народу. Именно в службе людям и родной стране видит счастье автор поэмы.
Истинный путь к счастью
То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.
Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.
Читайте также: