Отношение к женщинам евгения онегина цитаты
Обновлено: 21.12.2024
В первой главе Онегин – «угрюмый, томный», в восьмой – «угрюмый, неловкий». Несходство вторых эпитетов при тождестве первых открывает глубину происшедшей с Онегиным перемены. Истинное чувство не в состоянии заботиться о своей картинности.
Описание Онегина в 1 и 8 главах резко несходны. Множество масок сменяется единством истинного лица: бесчувствие – одушевлением, хандра – страстью. В 1 главе Онегин «непостоянный обожатель очаровательных актрис», ветреность его – признак всего лишь игры в любовь. В 8 главе Онегин исполнен преданности, что не делал он, где бы ни был, - «она… и всё она!» В 8 главе на последнее объяснение с Татьяной идёт «на мертвеца похожий», тогда как в первой главе описывается приготовление к балу:
«…Из уборной выходил,
Подобный ветреней Венере,
Когда надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад».
Страсть его подобна страданиям влюблённой Татьяны в 4 главе. И в письме Онегина повторяются эти признаки истинной страсти:
«Пред Вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
В 8 главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и он готов к гибели («заранее писать к прадедам готов о скорой встрече»). Он действительно сумел «забыть себя»: преданность чувству сильнее страха смерти, он, «как дитя влюблён». «Все шлют Онегина к врачам», а он дорожит каждым мгновением жизни, в которой присутствует Татьяна:
«Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днём увижусь я…»
Любовь для Онегина стала единственным условием продолжения жизни.
Следующая цитата
Образами прекрасных дам наполнен, как сказали бы в 19 веке, «самый воздух» романа «Евгений Онегин». Их локоны, лёгкие профили и целые силуэты украшают поля пушкинских черновиков.
Подобно этим графическим наброскам, сквозь ткань основного повествования проступают поэтические воспоминания о встречах с теми, кто дарил поэту радость любви.
На страницах романа литературоведы находят прямые и косвенные упоминания знаменитых современниц Пушкина: балерины Истоминой, графини Е. Завадовской, графини Е. Воронцовой.
От лица лирического героя поэт признаётся, что отдал щедрую дань женской красоте.
Его восхищали балы, где можно было насладиться ослепительной прелестью светских дам:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…
Далее следует пассаж, посвящённый ножкам, за который Пушкину не раз доставалось от литературных критиков.
Воспевая «красу и стройность женских ног», поэт отмечает, что это большая редкость в России, и вспоминает ножки своей возлюбленной, которых касается морской прибой.
Это воспоминание о мучительном и глубоком чувстве к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой наполняет роман духом возвышенного преклонения перед идеалом женской красоты. Так автор предваряет встречу со своим любимым созданием – очаровательной Татьяной Лариной.
Впрочем, автор сообщает, что пора ветреных увлечений для него миновала, женская притягательность перестала быть тайной, а доверчивость первой молодости уступила место горькому опыту:
Но полно прославлять надменных
Болтливой лирою своей;
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их.
Отвлекаться на прекрасный пол можно лишь «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», но перед лицом искусства художник должен быть один.
В истории Онегина любовь к женщинам занимает немаловажное место.
«Наука страсти нежной» была единственным настоящим интересом светского денди. В ней проявились все особенности его натуры: самовлюблённость, актёрский талант, амбициозность, склонность к игре, шутке.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и резок, а порой
Блистал послушною слезой!
Потрясающие умения для восемнадцатилетнего юноши! Откуда они в Онегине?
Им научил его светский этикет, поверхностный и лицемерный:
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Онегин выглядит не просто искателем любовных приключений, но настоящим искусителем. (Недаром Татьяне приходит в голову это сравнение).
Интересной добычей становились для Евгения как невинные девушки, так и замужние дамы, чьи супруги продолжали спокойно принимать его у себя дома.
Неудивительно, что в обстановке лжи и фальши душа Онегина не нашла успокоения. Радости лёгких побед быстро приелись:
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели…
Пушкин, прозрев от романтического морока, видит великосветские прегрешения и с сожаленьем покидает своих обманчивых вдохновительниц, чтобы взяться за перо и вывести на страницах романа иную, не похожую на них, героиню.
Онегин же, лишённый каких бы то ни было способностей, не делает ничего, что заменило бы ему наскучившее увлечение. От этого он только глубже погружается в разъедающую его тоску.
Даже Татьяне не сразу удаётся возродить в нём былую живость. Чистое зёрнышко её любви не прорастает в иссушённой почве его сердца.
Лишь в конце романа Онегин понимает, какое сокровище потерял. Однако в искренность его чувства трудно поверить и читателю, и Татьяне. Полюбить очаровательную молодую княгиню естественно и легко, а вот разглядеть идеал в диковатой деревенской девочке смог бы не каждый.
Возможно, Пушкин готовил своего героя к нравственному перерождению, началом которого стала любовь к Татьяне, но роман остался незавершённым, так и оставив Онегина «в минуту, злую для него» на коленях перед его возлюбленной.
Следующая цитата
Перед нами героини старого и нового художественного типа, каждый из которого по-своему интересен поэту.
Младшая сестра Ольга не выходит за рамки идеала женской красоты, сложившегося в романтической литературе. Она:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Голубоглазая блондинка, легкокрылая бабочка, порхающая с цветка на цветок, Ольга излучает радость и покой. В её мире всё устойчиво, гармонично, но, увы, однообразно:
«Неподражательная странность» Онегина, за которую любит своего героя автор, как бы рифмуется с необычностью характера Татьяны. Её портрет Пушкин вводит через ряд отрицаний:
…Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.…
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Наконец, поэт прямо говорит о том, что Татьяна иная, не похожая на свою семью: «Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой…» Чужая, иная, другая – читается сквозь строки пушкинских описаний.
Но эта чуждость не выглядит пугающей, наоборот, непохожесть девушки на всех, кто её окружает, нравится Пушкину, заслуживает его похвалы и прямого признания: «…Я так люблю // Татьяну милую мою…».
Чем же так дорога автору героиня?
Пушкина волнуют живая, отзывчивая на чужие переживания душа девушки, её богатое поэтическое воображение, её верность выбранным идеалам.
В Татьяне ясно ощущается присутствие богатой внутренней жизни, превращающей эту женщину из прекрасной скульптуры, на которую походит её сестра, в живого человека с собственной философией, верой, крепким нравственным стержнем.
Образ Татьяны отразил эволюцию взглядов Пушкина на женский характер и предназначение женщины. Прежде прекрасные «прелестницы» воспевались поэтом лишь как объект поклонения, страсти, как божества поэтического культа Красоты, которому он служил.
Иная, преображённая духовным деланием Татьяна стоит на ступень выше.
В ней прекрасно не только и не столько женское, сколько общечеловеческое. Она – ипостась мировой души, принявшая женское обличье. Ей Пушкин доверяет собственные взгляды и убеждения, привычки и вкусы.
Ольга – прелестная женщина, достойная романтических чувств Ленского, но – не более того.
Татьяна – Человек, который в полный рост показывает себя на последних страницах романа. Она – сама жизнь, во всей её непредсказуемой мудрости и глубине.
Следующая цитата
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной, - и дальше по тексту, сколько кого и как
Правда, через некоторое время ему все надоело, формально ухаживал за дамами
Остальные ответы
Отношение светское, так как юноша был большой молодец и освоил "науку страсти нежной". К девушкам все это отношения никакого не имело, потому как за девушек их папеньки и братцы вызывали на дуэль, а проявивший непорядочность к девушке подвергался осуждению в обществе. Так что Онегин был по части дам, а не девушек.
На него обращали внимание многие девушки. Он тоже интересовался ими. Но потом ему это надоело. Если же рассматривать конкретно к Татьяне, то ему не нужна была она, когда Ларина любила его и была свободна. Узнав, что Татьяна вышла замуж Евгений понял, что любит ее. В общем, "Что имеем - не дорожим, потерявши - плачем" (надеюсь, правильно написала) )
Читайте также: