Иоанн богослов о любви цитаты

Обновлено: 04.10.2024


Мы все больны, ибо не имеем в сердце совершенной любви. Но наша болезнь излечима милостью Божьей. Жизнь нам дана, чтобы исцелиться от недуга нелюбви и познать, каждому в меру личных возможностей, силу настоящей любви, приближающей душу к вечности.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:16–18).

Эти 5 фраз могут исцелить всякого, принявшего их.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее»

Нет ничего сильней Божественной любви. Божественная любовь – исцеляющая сила, преображающая, оживляющая и спасающая. Она включает в себя все евангельские добродетели, все Божественные силы Христа. Она альфа и омега нашей жизни, мы появились благодаря ей и уйдем в вечность, слившись с ее нескончаемым потоком.

Развивая в себе те или иные добродетели, совершенствуясь в праведности, мы растим любовь в своем сердце. Чем больше наша любовь, тем теснее мы будем переплетены с Божественным потоком.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»

Эти слова значат, что не человек уже хозяин самому себе, а Бог пребывает в нем.

Бог заполняет Свой сосуд Собой, наполняет его Святым Духом – и человек становится с Богом одним целым, неразделимым ни смертью, ни временем.

И тут происходит чудесное: пребывающий в Боге начинает видеть и чувствовать все так, как видит Бог. Он уже не осуждает, не лжет, не клевещет, не радуется неправде, а радуется правде и чистоте, милосердствует и сострадает.

Пребывающий в Боге смиренно несет свой крест, но не сам несет, не падает под его тяжестью, а несет, поддерживаемый силой Божьей. Бог укрепляет на каждом шагу и дает необходимые силы.

«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он»

Пребывая постоянно перед Богом, соизмеряя с Ним все свои помыслы, мы постепенно учимся поступать по любви, действовать согласно Его воле. И это огромная свобода, дающая счастье и подводящая к блаженству. Можно абсолютно не переживать, что о тебе подумают другие, как оценят твои действия: осудят или одобрят. Главное – мы честны перед Богом, мы соделатели вместе с Ним добра и красоты, и нам достаточно, что Он знает наши намерения, видит наши мысли, слышит наши молитвы. Реакция других нам не важна.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение»

Бог, Который есть любовь, является страшным для тех, кто сторонится Его.

Стремящемуся к Богу не страшны никакие напасти и болезни. Он исцеляется своей верой: все раны, душевные и физические, врачуются как елеем Его теплом и заботой, а они неисчерпаемы. Мы просто не пользуемся Божией любовью, игнорируем ее, надеемся только на себя, не позволяем Ему действовать в нашей жизни, не доставляем Ему радости общения с нашей душой, убираем Его всесильную, утешающую руку. Жизнь без Бога и есть мучение.

«Боящийся несовершен в любви»

Кто имеет совершенную любовь, тот не падает. Любое падение в Боге – это духовный подъем. Падают лишь маловерные, не достигнувшие Его любви. Любовь не знает страха и меры.

«Возлюби Его, как обязан ты любить Его, и не за то, что даст тебе в будущем, но за то, что получили мы в настоящем мире, сотворенном ради нас. О, как дивно милосердие Божие! О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая сила, довлеющая на все! Какая безмерная благость, по которой Он естество нас, грешных, снова позволит к воссозданию!» – поучает прп. Исаак Сирин.

Следующая цитата


Когда около 100-гогода по Рождестве Христовом единственного живого апостола – евангелиста Иоанна Богослова, находившегося в преклонном, почти столетнем возрасте, ученики заносили в храм на службу, святой старец по возрастной немощи не мог говорить долгие проповеди, но все повторял одно и то же: «Детки, любите друг друга». Наконец ученики не выдержали и спросили о том, почему Иоанн повторяет данную фразу? Апостол ответил: «Сия есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно».

Вскоре он умер. Это случилось 26 сентября по старому стилю (9 октября н.ст.). В этот день Православная Церковь вспоминает преставление, блаженную кончину великого праведника, возлюбленного ученика Христового, сподобившегося на Тайной Вечери возлежать (древние евреи ели полулежа) у груди Иисусовой – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Через короткое время эфесские христиане раскопали могилу, но мощей старца там не обнаружили. Возможно, также, как святые праотец Енох, Илия, Пресвятая Богородица, он был телесно взят на небо. И его смерть стала жизнью. Ведь жизнь – это любовь. «…Потому что Бог есть любовь», –как писал сам Иоанн (1Ин. 4:8). И любовь побеждает смерть, даруя нам воскресение.

Но что же такое любовь? В чем состоит ее сущность? Часто ее путают со страстью, к ней примешиваются грязные потоки людского греха, и тогда становится все так запутанно сложно и переплетено, что, казалось бы, не разберешь, где истина, а где ложь и какой дорогой идти на поиски той верной чистой сияющей Божественной любви. Как выбраться из этого мысле-чувственного сердечного лабиринта, путешествие по которому наносит порой страшные очень болезненные раны, доставляющие душе человека огромные мучения?

Ответ дает с Божьей помощью сам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Вернее, одно событие из его жития. Приведем его:

«Когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душой к доброму делу; святой апостол научил и крестил его. Намереваясь же уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил этого юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его всякому доброму делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию, но не настолько заботился о нем, как должно было, и не давал ему такого воспитания, какое подобает юношам, а напротив предоставил его своей воле. Вскоре отрок начал вести дурную жизнь, стал упиваться вином и красть. Наконец, он свел дружбу с разбойниками, которые, соблазнивши его, увели в пустыни и горы, поставили его начальником своим и учиняли разбой по дорогам. Вернувшись через некоторое время, Иоанн пришел в тот город и, услыхав про того отрока, что он развратился и стал разбойником, сказал епископу:

– Возврати мне то сокровище, которое я передал тебе на сохранение, как в верные руки; возврати мне того юношу, которого я вручил тебе при всех для того, чтобы ты научил его страху Божьему.

А епископ с плачем ответил:

– Погиб тот юноша, душой – умер, а телом – разбойничает по дорогам.

Иоанн же сказал епископу:

– Так ли подобало тебе хранить душу брата твоего? Дай мне коня и проводника, чтобы пойти и поискать мне, кого ты погубил.

Когда Иоанн пришел к разбойникам, то просил их отвести его к начальнику своему, что они и исполнили. Юноша же, увидев святого Иоанна, устыдился и, встав, побежал в пустыню. Забыв свою старость, Иоанн погнался за ним, вопя:

– Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своем; грехи твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе.

Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и стыдом великим, не смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же с отеческою любовью обнимая лобызал его и привел в город, радуясь, что обрел погибшую овцу. И много учил он его, наставляя покаянию, в котором, усердно подвизаясь, юноша угодил Богу, получил прощение грехов и с миром преставился».

Вдумаемся же с Божьей помощью, братия и сестры, в суть этого эпизода прозаически, даже по-бытовому. Старый человек узнает, что мало знакомый ему юноша попал в беду, стал предводителем банды. С угрозой для жизни в преклонном возрасте старец предпринимает долгое, утомительное и очень опасное путешествие в логово разбойников. И, наконец, как молодой, бежит за юным грешником в пустыню– лишь бы спасти его душу.

Вот истинный пример для подражания и образчик христианской любви – любви, не декларативной, формальнословесной, но реальной и жертвенной.

Очевиден главный признак любви. Истинная Божественная любовь всегда жертвенна. Всегда. О том нам свидетельствует и сам искупительный подвиг Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он в первую очередь привел к спасению человечество, исцелив его, но также и показал нам пример для подражания. Слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»–написаны в Евангелии (Ин. 15:13).

Почему же мы должны душу свою, свою жизнь класть за други своя? Ведь материальное, мирское часто говорит нам обратное: «Своя рубашка ближе к телу».И на словах может декларироваться альтруизм, а на деле эгоизм – жизнь для себя. И с точки зрения философии «пощупать-потрогать; чего не вижу, в то не верю» все вроде выглядит правильным.

И это, конечно же, воистину сатанинское дело. Почему? Диавол стремится отделить нас друг от друга, разобщить и, разделив, победить.

Но посмотрите на один из главных принципов Православной Церкви –соборность. Девятый член Символа Веры гласит: «(Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…» Единство и соборность – это всеобщее вселенское единение в любви Христовой – вот воистину Божье дело!

Вспомним великие евангельские стихи: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

Мы видим, что в конце отрывка Спаситель подчеркнул, что эти две заповеди являются главнейшими в Священном Писании и, соответственно, в жизни. Они положены в фундамент мироздания как вечная непреложная аксиома, без которой мир не сможет существовать. Он разрушится. Божественная любовь – это сила тяготения, скрепляющая собою все.

И еще один стих, ставший золотым правилом морали: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Почему же Господь наш Иисус Христос так настойчиво объединяет нас – человечество – в одно целое? Почему «возлюбитьближнего…как самого себя» и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Подробно речь Спасителя иллюстрирует святой первоверховный апостол Павел: «И вы – тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:27).

Какие прекрасные и таинственные слова! Мы, все христиане, являемся членами Церкви Христовой, а Она есть тело Спасителя. Значит, все мы – части одного целостного организма живого и действующего. Может ли рука жить без печени? А мозг без глаза? Конечно же, нет. Потому раздражение, злоба, гнев ненависть по отношению к брату своему являются ранящим или убийственным не только для него, но и для меня также. Потому что я, испытывая эти негативные чувства и поступая, руководствуясь ими, тем самым нарушаю нормальную работу организма, от которой зависит и моя жизнь. Бог так устроил. Фигурально выражаясь, «пилю сук, на котором сижу». Об этом же пишет и Божественный Павел: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор.12:26).

Вот почему так важно нам научиться любить? Мы все даны друг другу для спасения. Мы все – все человечество – являемся братьями и сестрами по крови. Ведь произошли от одних прародителей – святых праотцев Адама и Евы. Как альпинисты, связанные веревкой, идут в спайке к вершине горы, так и мы идем в союзе, в связи, в соборности к Царствию Небесному.

И даже монах уходит в пустыню не для того, чтобы убежать от всех, но чтобы в прозрачности, тишине и чистоте обрести с Божьей помощью истинную молитву за мир – за всех нас. Это его личное проявление любви к людям. Об этом, кстати говоря, говорил преподобный ПасисийСвятогорец.

Поэтому не любить даже и врагов очень неразумно. Ведь и они нам посланы Богом для выявления наших грехов и их исправления. Так говорили святые отцы: враг – это орудие в руках Бога для нашего исправления. И потому еще должны любить его. Ведь мы понимаем полезность таблетки или хирургического скальпеля. Подобно этому должны осознавать полезность врага и уподобляться Богу. Так как Он «. повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). И любя всех мы становимся «сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:45), еще здесь, на земле, обретая рай.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «Кто говорит: « я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20,21).

Мы Бога не видим, но познаем Его, если будем любить брата своего.

И если брат наш упал, не поленимся, потрудимся, пойдем за ним в пустыню, в джунгли, чтобы поднять его, утешить, омыть и перевязать ему раны. И, быть может, кто-то это сделает и для нас.

Ничтожную грешную тварь, упавшую и вывалявшуюся в грязи, Бог поднял и сделал Своим любимым ребенком, простив все наши грехи. Будем же Ему уподобляться и прощать долги наших должников. Ведь внимательно всмотревшись в ближнего своего, мы увидим в нем себя. И когда мы поймем, что все мы части одного целого, тогда обретем счастье, покой и гармонию пребывания в Господе. А это ни за какие деньги не купишь. Это приобретается только любовью.

Мы станем не бунтарями-эгоистами, страстно собирающими прах и разложение и как следствие наследующими грех и смерть, но живыми клеточками вселенского организма, укутанного теплыми крыльями Божественной любви Отца и Сына и Святого Духа.

Следующая цитата


Святого Иоанна называют апостолом любви. Именно о любви этот апостол так много писал, говорил, пребывать в любви он завещал и своим ученикам, и всем православным христианам. Этой добродетелью евангелист и сам был напоен, наполнен, как некий драгоценный сосуд до краев. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов стал проводником в мир Божественной любви.

Поэтому в данной статье мы с Божьей помощью поговорим о любви…

Что же такое любовь? Каковы ее признаки? В чем она состоит? Люди так много о ней говорят, но никто толком не может дать определения.

Тем не менее определение любви смог дать святой Иоанн Богослов.

Вот оно: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Т. е. Бог есть любовь. Так дерзнул написать святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Конечно, потому что ему это было открыто Духом Святым. Вспомним: символ евангелиста – орел, птица, которая стремится в высоту – в духовное Небо. Вспомним свидетельство о Боге Самого Спасителя: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). А если Бог есть дух и Бог есть любовь, значит, любовь не земна и не материальна. Она не эротична, не плотяна и не страстна, как многие думают. Любовь духовна.

А значит мотивация «Я разлюбил (разлюбила)» не подходит. Она попросту невозможна. Потому что разлюбить нельзя, невозможно.

Какие же главные признаки любви?

На этот вопрос отвечает Господь наш Иисус Христос с предельной ясностью: «Иисус сказал ему: ‟возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ‟возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

Это две составляющие любви. И здесь кроется прекрасный очень глубокий парадокс…

Во-первых, с чего начинается любовь? Ее начало, так сказать, первый шаг в любви. Об этом очень хорошо говорит святитель Феофан Затворник: «…Истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий». Вот первый шаг в любви: вера в Господа нашего Иисуса Христа. С этого старта начинается путь к истинной любви.

Далее святитель пишет: «…Вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять».
И здесь начинается во-вторых…

Вторая половина заповеди Божией о любви: нужно возлюбить другого человека, как самого себя. Почему же?
1. Любой человек – это образ и подобие Божие.
2. Любой человек – наши брат или сестра, ведь все мы произошли от единого корня – святых праотцев Адама и Евы.
3. Любой православный христианин – это живой храм Божий, вместилище Святого Духа.
4. Вместе все православные христиане являются членами Тела Христова (Церкви). Они составляют единое Тело Христово. Потому совершать или чувствовать зло по отношению к своему ближнему – примерно то же, что рубить топором по собственной руке.

«А как же любить тяжких грешников?» – часто спрашивают у священника.

Ответ также очень прост. Его дают святые отцы: «Грех ненавидь, а человека люби». Почитай человека больным, а не врагом. Его люби, а грех его и свой ненавидь.

Заповедь Христову о любви к ближнему, как к самому себе очень хорошо иллюстрирует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Т. е. вот твое мерило любви к Богу, данное Возлюбленным учеником Христа. Если ты не любишь брата своего, ближнего своего, то не любишь и Бога. Если ты испытываешь раздражение, обиду, злобу, ненависть или ярость к любому человеку на Земле, то ты уже не с Богом. Потому что Он любит всех людей. И дожди посылает на всех, и воздух, и кормит, и поит, и питает, и греет всех. И ждет от всех покаяния. И желает всем спасения!

Так и мы будем с Божьей помощью поступать, дорогие, возлюбленные во Христе братья и сестры.

Следующая цитата

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия — является автором трех посланий. Самое объемное из них — первое; второе и третье представляют собой два небольших письма. Послания святого апостола Иоанна можно назвать кратким изложением того, что он написал в своем Евангелии.

Свидетельство


Близость Евангелия и посланий апостола Иоанна видна прежде всего из слов, которые употребляет автор. Первое послание начинается словами: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1). Первый стих четвертого Евангелия: В начале было Слово (Ин. 1, 1). Затем апостол пишет: Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин. 1, 2). Вновь обратимся к первой главе Евангелия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 3–4). В послании апостол Иоанн желает возвестить о том, что ученики Господа видели и слышали, чтобы верующие через это имели общение с апостолами, а через это общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3). В Евангелии апостол утверждает, что Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Можно сказать, что апостол Иоанн не просто пишет, а проповедует для своих читателей. Проповедует о том, свидетелем чего стал он сам.

Главное свидетельство святого апостола Иоанна, которое он сам называет благовестием (то есть Евангелием), — Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). О Боге как о свете неоднократно говорится и в Иоанновом Евангелии: Бог-Слово есть истинный Свет, который во тьме светит и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 5, 9). Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Свет и тьма — две противоположности, означающие пребывание с Богом и без Него, истинную жизнь и жизнь греховную. Но свет и тьма не равны друг другу — это не два равносильных начала. Потому что существует только одно освящающее и просвещающее начало — Слово, и тьма не может объять Его (см.: Ин. 1, 5). Для апостола Иоанна тьма есть отсутствие света, жизнь без Бога. Во тьме таится опасность, находясь во тьме, человек не может найти правильного пути.

Но если Бог просвещает каждого, как говорит об этом Евангелие, то почему же существует тьма? Потому что мы сами выбираем тьму вместо света: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1, 6). В Евангелии эта мысль выражена иначе: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 19–20). Тьма становится препятствием, которое сам человек воздвигает между собой и Богом. Греховное помрачение и просвещенность Божественным светом невозможно сочетать. Поэтому нельзя находиться где-то между светом и тьмой. Если человек не желает приблизиться к свету, то он остается во тьме неведения. Но именно в этом заключается самая большая опасность — считать себя просвещенным, но на самом деле пребывать вне Бога.Свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11, 35). Божественное просвещение так необходимо, чтобы мы могли видеть истину и не обманываться. Поэтому древний псалмопевец воскликнул: Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс. 4, 7)

Те, кто ходит во свете, подобно как Христос во свете, имеют общение друг с другом и очищены Кровью Иисуса Христа от всякого греха (см.: 1 Ин. 1, 7). Быть в свете — значит быть в истинной жизни. Чтобы видеть свет, нужно очистить себя. Поэтому началом пути к свету является покаяние: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 8–9).

Любовь

Тема света в Евангелии и посланиях апостола Иоанна тесно связана с другой темой — взаимной любви Бога и человека. Апостол пишет, что мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 1–2). В Господе Иисусе Христе была явлена любовь Бога­Отца ко всем нам: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Нет больше той любви, — говорит Господь Иисус Христос, — как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Христос отдает свою жизнь за жизнь всех нас. Шаг ответной любви ко Христу каждого из нас — предание своей жизни Богу и ближнему. Любовь — это слово будет звучать на протяжении всего послания. Именно поэтому апостола Иоанна именуют апостолом любви.

Приближение к свету начинается с покаяния. Но чтобы пребывать в свете всегда — необходима любовь к Богу и тем, кто окружает нас. Любовь начинается с соблюдения заповедей Господних: Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 5–6). Чтобы поступать так, как поступал Христос, прежде всего нужно искоренить в себе ненависть, потому что кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме (1 Ин. 2, 9). И напротив — кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна (1 Ин. 2, 10).

Как нельзя совместить свет и тьму, так нельзя совместить любовь к Богу и миру: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15–16). Мир — это все то, что находится вне Бога, во тьме, мир греха. Поэтому этот греховный мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17). То есть те, кто пребывает в любви Божией и исполняет Его слово, уже здесь приобщаются к вечности, и соблазны мира не властны над ними.

Тот, кто отвергает Христа и не принимает Его как Спасителя — есть антихрист (см.: 1 Ин. 2, 22). Не верить в Сына Божия Иисуса Христа — значит не верить и в Его Отца: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2, 23). Отвергнуть Отца и Сына — значит отвергнуть явленную в Сыне любовь Отчую. Поэтому святой апостол Иоанн призывает всех нас: Дети, пребывайте в Нем (во Христе)… вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин.2, 28, 29).

Родившиеся от Бога есть дети Божии. И в этом апостол Иоанн видит явление любви Бога: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его (1 Ин. 3, 1). Как в обычной жизни дети похожи на родителей, точно так же и в жизни духовной: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2). Как дети знают и узнают родителей, так же и дети Божии — познают Своего Отца и пребывают в общении с Ним. Любовь объединяет детей с Отцом. Грех — разъединяет.

Христос явился для того, чтобы взять грехи наши, и в Нем нет греха (1 Ин. 3, 5). Каждый, пребывающий со Христом, не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3, 6). Но тот, кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8).

Диавол не может любить. Поэтому как противопоставляются свет и тьма, так же противопоставляются и различаются дети Божии и дети диавола: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 10). Тех, кто не имеет любви, апостол Иоанн сравнивает с Каином, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Ин. 3, 12).

В любви человек преодолевает самого себя, учится отдавать себя Богу, отдавшему Себя за жизнь мира, и отдавать себя ближнему. И это сохраняет нас для вечности, потому что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).

Читайте также: