Игумен силуан туманов цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Когда-то Илия пророк считал, что он один в Израиле остался верен Богу. Он сказал: «возревновал о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее». Но сказал ему Господь: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 14,15,18).
Да, мы читаем правильный Символ веры. Но это не освящает все наши поступки. Особенно те, которые далеки от Евангельских идеалов.
Зачастую не зная толком ничего ни о своей вере, ни о своей богослужебной практике, мы уже высоко задираем нос, сообщая всему миру, что все погибнут, а лишь мы спасемся, и у нас всё правильно, и ни о чем нам больше думать не надо. Бездуховная Европа, дескать, давно выродилась, потому что у нас храмы полны, не протолкнуться, а там в храмах пустота.
Но сами-то мы стали ли от этого лучше? Соответствует ли наша жизнь Евангельскому Слову? Ведь чего хочет от нас Христос? Чтобы мы знали катехизис и православный молитвослов назубок, или чтобы относились друг к другу по-человечески, видели в людях образ Божий, даже если мы с ближними в чем-то не согласны?
Православная страна – это когда много церквей, наполненных плохо представляющими во что они верят людьми, или когда люди не делают другому то, чего не хотели бы для себя (см. Евангелие от Луки, глава 6, стих 31)? Как получилось, что до 1917 года мы жили в Святой Руси, а потом вдруг немалая часть народа-богоносца порушила храмы и постреляла священников? Значит, не было в людях подлинной веры.
Как получается, что истовая посетительница храма, приходя в семью, становится тираном, или на работе принимает решения, несовместимые даже с языческой, не то, что христианской моралью? Значит, что-то другое ищут люди в своей жизни, а не Христа и Правды Божией.
Сегодня часто можно услышать про спасение и погибель души, но редко мы напоминаем себе, что оно невозможно без любви к Богу, а любовь к Богу невозможна без любви к людям. А тут, какая любовь? Даже вежливости маловато. Иногда кажется, что людей совершенно не беспокоит, к Кому они попадут, лишь бы там место было хорошее и без мучений. Такой Рай без Христа. А святые нужны лишь для того, чтобы безболезненно и не тратясь на специалистов прожить земную жизнь здесь.
Конечно, прозвучит неожиданно, но, думаю, что надо христианину больше искать не спасения, а… Самого Бога. Искать через осмысление Евангелия и бесценного опыта Отцов. Искать через любовь к храму – посольству на Земле Царства Небесного. Искать через осмысленное Причащение. Искать через изменение своей жизни. Через принятие решений, которые приносят не выгоду, а спокойствие совести. Через внимание к нуждам ближних. Через поиск любви. Искать, чтобы быть не рабом, боящимся наказания и лишь поэтому ограничивающим себя в земных желаниях, а другом Божиим. Грешным, увы! Но стремящимся к Богу и кающимся.
Лучше всего об этом сказано у преподобного Силуана Афонского:
«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются.
Игумен Силуан (Туманов)
Разделили пищу на постную и скоромную и успокоились? Зря. Есть еще пища дешевая и дорогая, полезная для организма и вредная, обильная и умеренная и т.п. И не стоит сочинять акафист "Спасибо Тебе, Боже, за то, что я хороший и пощусь", уплетая сковороду жареной на постном маргарине картошки. Так как же понять, что есть, а что не есть? А, может, вообще вопрос по-другому поставить? Как же мне поститься, если я заведомо не могу выполнить меру монастырского устава? Монастырский устав подразумевает общность и +- схожесть условий жизни братии, спасающейся вместе. А какая схожесть у мирян на приходе? Разные доходы, разное здоровье, разные условия жизни. Что для одного пост, для другого - повседневное питание. Решение вопроса вижу одно. Вырабатывать свою меру, свои ограничения в пост, руководствуясь условиями жизни, "визировать" их у духовника и вперед. Один человек в прошлый великий пост ел все подряд, а смог только полностью отказаться от пасьянса "паук", которым коротал время на работе. Заставил себя вместо этого книги читать. Ликованию его на Пасху не было границ. Малая, но победа духа над плотью. А еще лучше наложить в пост запрет на всякое злое слово и раздражение к домашним и т.д. Это в разы полезнее, чем просто от колбасы отказаться.
Следующая цитата
Наше личное зло тиражируется в наших детях, и этот трагический процесс продолжается до скончания века. И в такой ситуации любовью будет не потакание слабостям, а долготерпеливое искоренение недостатков в себе и тех, кто вверен Богом нашему воспитанию.
Следующая цитата
23 октября. Здесь надо сказать и о том, какие примеры для подражания предлагает нам современное общество. Для этого достаточно один день внимательно посмотреть телевизор, пролистать современную литературу.
Вывод будет неутешительный.
Если в советские годы книги, кино и телевидение предлагали нам образ порядочного семьянина, патриота, готового послужить обществу, то сейчас всё происходит наоборот.
13 октября. Говоря о православном воспитании подрастающего поколения современных россиян, сразу необходимо отметить два распространенных в нашем обществе заблуждения.
Представьте общество, в котором у большинства людей не работает правая рука. К немногим здоровым людям будут относиться как к маргиналам, как к странным чудакам. И лишь те, кто по-настоящему владеет обеими руками, понимает, какое это счастье.
Но сделать это можно только привив молодую душу к многовековому древу российской духовности, иначе ребенок вырастает инопланетянином в собственном государстве, разбирающемся в иностранном лучше, чем в российской истории и современности, я уж молчу про историю спасения своего народа, церковную историю.
Пока мы бездействуем и не обогащаем душу ребенка православным опытом, телевизор, интернет и компьютерные игры легко восполняют эти пробелы, создавая безграмотное поколение, которому чужды подлинно духовные запросы. Это легко видеть и по количеству молодых людей, желающих служить Богу и поступающих в духовные учебные заведения.
16 февраля 2007 г.
1. Консерватизм, привычка петь партес. За последние три столетия с хвостиком «надстраивать терцию» вошло в кровь народа. Это особенно заметно на наших сельских приходах, где голосоведение распределяется автоматически на два, три, четыре и даже СЕМЬ голосов (!), без всякого притом знания нотной грамоты. Петь многоголосием стало признаком цивилизации, причастности духовным центрам, соответственно, причастности святыне. «Так поют в Лавре…» Старые прихожанки раньше тихонько просили меня спеть «Покаяния» Веделя, «Душу» Бортнянского, еще что-нибудь с вывертом, чему они со слезами подпевать готовы, и искренне недоумевали, когда я отказывался это делать. Это поколение «сорока лет странствия» по атеистической пустыне. Тоска по «партесным котлам с мясом». Отсюда и ЗР воспринимается многими (почти всеми) моими знакомыми и прихожанами как ненужное нововведение, «обновленчество», «старообрядчество» (парадокс, но факт!) или вообще как форма элитарного пения, далекого от народных чаяний. Когда я пытаюсь объяснять глубокую взаимосвязь святоотеческого пения и православного богослужения, что-то во взглядах людей меняется, но не кардинально. На словах понимание, но на практике – мнутся и скучают, по их же признанию. Скорее всего – это просто равнодушие к формам пения и, конечно, некомпетентное мое исполнение ЗР. Но что-то меняется, может и при нашей жизни измениться хотя бы общее отношение к ЗР.
2. переход к каноническим формам богослужения возможен только в комплексе с возвращением к евхаристическому богословию, к достаточно легко понимаемому церковно-славянскому богослужению (людям надо вернуть не только мелодию, но и текст), подлинной иконографии и т. п. Т. е. это во многом пастырская задача. Но готовы ли к этому пастыри и кандидаты в пастыри? Например, я вынужден, как регент, заниматься со своими студентами разучиванием партеса, потому что НИ ОДНА семинария не поддержит студента, певшего знамя, и заставит его учить стандартную певческую программу, ограничивающуюся знаменными догматиками. Если я буду петь ЗР постоянно – мои студенты будут менее подготовлены к поступлению в ЛЮБУЮ доступную в нашем регионе семинарию, а именно Самарскую, Нижегородскую, Казанскую, Саратовскую, Костромскую, Ивановскую, Рязанскую.
3. это не значит, что не надо изучать святоотеческую догматику, исправлять неудобовразумительные тексты, петь знамя и писать иконы, но это возлагает особую ответственность на тех, кто во имя церковной старины реформирует, обновляет печальную действительность. Ответственность в видении главного и второстепенного и максимальном повышении уровня своего церковного образования. А то вспоминается евангельская притча про горницу, выметенную и устланную для злейших первого бесов.
Поэтому:
1. Я не считаю ЗР панацеей от того беспорядка, который царит на нашем клиросе. Как я уже говорил, излечение видится мне в комплексе мер, первоочередная из которых – преображение во мне внутреннего человека. Иными словами, в первую очередь я должен заботиться о личном спасении, и если я нелицемерно иду по этому пути, прихожане будут разделять и мои взгляды на пение, икону, догматику и пр.
2. я не владею крюками, полагая, что нет разницы в записи того, что всё равно надо учить по слуху. И крюки и ноты – напоминание. Отсюда и моя значительная некомпетентность в этом вопросе. Традиции же исполнения ЗР у меня нет. В МДС был кружок ЗР п/у иерод. Романа (Тамберга) (Царство ему Небесное!). Пели они так, что слушать всё это не хотелось, не говоря уж о том, чтобы молиться. Лишь теоретическое понимания правильности древнего пения не отбило вообще к нему любовь.
3. На службе я ограничиваюсь догматиками, прокимнами и стихирами «в унисон», особенно Великим постом. Как правило, ЗР пою один, потому что современные наши студенты читают церковнославянский текст с невероятным количеством совершенно неожиданных ошибок. Единомыслия в таком пении просто нет, а «везти» за собой весь клирос мне уже тяжело да и бессмысленно. Поэтому либо поём партесом – там не так важно, кто что спел, либо пою сам антифонно с кем-нибудь из певцов. Чаще пою исон, византийские песнопения. Почему-то душе ближе и дети этим больше увлекаются, были даже любители исона, Византии. Согласен, элемент развлечения. Согласен, нехорошо. Но это наши реалии. Сейчас уже девяти моих певцов на настоящий момент нет даже любителей партеса. Ребята хорошие, по-своему благочестивые, но петь не привыкли. Я работаю, привожу на память их «славных предков», но пока малорезультатно.
4. Я, всё-таки, практик. Поэтому при такой постановке вопроса принципиальной разницы между Знаменским и знаменным нет. Мне нужно, чтобы дети хотя бы научились произносить и понимать текст, получили навыки любви к храму и богослужению. А выросли они в шансонно-блатной среде, на службе ищут развлечений, скучают от самого процесса и т. п. То есть ведут себя так, как все учащиеся отроки во все времена. У меня нет, и за десять лет практически не было ни одного студента, который с горящими глазами просил бы спеть что-нибудь знаменем (в отличие от моих одноклассников по Московской семинарии). Моя любовь к фитнику догматика пятого гласа никем не была подержана. Так, вежливое подпевание. Форма пения им не интересна, о теоретических достоинствах они даже не думают (о чем думают – тема отдельного и печального разговора). Унисона не любят, поют до безобразия фальшиво (в отличие от аккорда) и смысл его не понимают. Печально, но, судя по высказываниям преподавателей из других мест и личным наблюдениям, это обычный для большинства (может и для всех, но не владею информацией) учебных заведений РПЦ факт.
5. А есть еще очень мерзкий и действенный аргумент: «прихожане не поймут» . И послушание настоятелю здесь непричем. Ведь после сонма самопрославленных «старчиков» и «блаженненьких» ни игумен, ни сам Патриарх уже не авторитет для многих. И у нас на приходе есть такие, но, слва Богу, мало. Если прихожане других храмов чего-то не понимают, они обычно идут с жалобами к Архиерею. Так что лучше, чтобы сначала прихожане поняли…
Итак. Возможна ли литургия без херувимской Чайковского или иг. Силуана? Возможна. Возможна ли Златоустова литургия без херувимской? Нет.
Если мы примем за основу утверждение, что культура имеет своей высшей точкой развития культ, и до известной степени является заменителем (или продолжением) культа в секулярном мире, то у меня сразу возникает вопрос: а что может быть в культуре Божественного? Ведь практически любая сфера культуры является фактически человеческой деятельностью. Не ангелы же пишут за людей книги, музыку и картины, ваяют скульптуры и созидают мосты и дома.
Иными словами, как аскетичекие подвиги могут вести к вечной погибели, как совершаемые по прелести, гордыни, ради себя самих, так и повседневная деятельность может вести ко спасению, если вырабатывает любовь и смирение. Примеры есть в патериках, где отшельникам открывается, что подвиг живущих в миру людей более угоден Богу, ибо способствует неосуждению и смирению = подлинной любви.
Именно повседневные труды призваны помочь нам стяжать благодать Св. Духа. Только совершать их надо в мире и любви, тогда они принесут пользу.
Что такое воцерковленность?
Разве это доскональное знание церковных обычаев, обрядов и Священного Писания? Но чем мы тогда отличаемся от неверующих людей, изучающих быт Православия? Тех же профессоров атеизма?
Или это длительный стаж хождения в церковь? Но один православный богослов (О.Клеман) писал, что как длительное хождение человека в курятник не делает его курицей, так и постоянное хождение человека в храм не делает его христианином.
29 апреля 2006 г.
Конечно, опускать руки нельзя. Только так печалит несоответствие между количеством брошенных в землю семян и выросших колосьев.
А конфереции, конечно, нужны. Только кто этим будет заниматься?
Ну, да это уж слишком о грустном.
23 апреля 2006 года
Я понимаю бесстрастие молитвы как отсутствие подмены.
Будем же честны перед собой и Богом! Ведь это и есть путь спасения.
Следующая цитата
Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!
Читайте также: