Сочинение про войну и мир с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Тематическое направление предполагает написание развернутого сочинения-размышления о противопоставленности войны миру, о месте человека в этих условиях, о его морали, духовности и поступках.
01 ноября 2019 Поделитесь в соц.сетях У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушатьВойна становится критическим событием в жизни человека. И не важно, идет ли речь о солдате, погруженном в ход баталий, или о безоружном мирном населении. Война в судьбе каждого оставляет след слома — слома нравственного, духовного, этического. Русская литература подмечает позитивную эволюцию или, наоборот, упадок личности, пережившей войну. Также она приводит примеры подвигов и уроков мужества и патриотизма. Предлагаем вспомнить ключевые литературные произведения. Само направление посвящено 150-летию одноимённого романа Л. Н. Толстого. И при подготовке к сочинению из этого тематического блока следует обратить особое внимание на роман-эпопею, однако стоит рассмотреть аргументы на тему войны и мира и из других произведений.
«Война и мир»: аргументы для сочинения
Следующая цитата
Роман Льва Николаевича Толстого – это роман-эпопея. Автор прослеживает за событиями, происходящими в России, Европе в течение 20 лет. На примере отдельных личностей и целых семей он показывает, как переплетаются их судьбы с судьбой России. Он повествует, на что способен русский народ во время войны.
Чтобы всё выглядело достоверно, Толстой изучал архивы и дневники. Побывал на Бородинском поле, чтобы проникнуться величием подвига русского народа, представить себя на месте солдат.
Толстой прописывает множество сюжетных линий, вводит огромное количество действующих лиц. Литературоведы задались целью подсчитать, сколько их. И насчитали примерно 560 человек. У произведения нет логического конца. Это и понятно – ведь жизнь огромной страны и отдельных личностей продолжается.
На протяжении всего произведения незримо присутствует автор. Он делает философские, лирические, исторические отступления для того, чтобы читатель как можно глубже вник в суть происходящего. Он даёт оценку сражений, критически характеризует исторических лиц и военноначальников.
Философские отступления главных героев. Вот князь Андрей думает про дуб, что он стоял, стоит и будет стоять. Его размышления над бегущими по небу облаками. Мощно выписан собирательный образ русского народа, который перед лицом опасности порабощения, сплотился воедино. И бедные, и богатые плечом к плечу, стали в один ряд, создавали партизанские отряды. И дали Наполеону достойный отпор. Сопроводил его до самого Парижа, чтобы он, не дай Бог, не заблудился по дороге. Причём, гнали его по той самой, разорённой дороге, по которой он пришёл в Россию.
Толстой в романе подчёркивает, что исход любой битвы зависит не только от мудрости и боевого опыта командиров, но и от сплочённости и слаженности действий простых солдат, партизан, ополченцев. Когда на борьбу поднимается весь русский народ, то у противника нет шансов на успех.
На примере князя Андрея он описывает, как судьба одного зависит от истории. В битве при Аустерлице потерпели крах его мечты о славе. Своего прежнего кумира Наполеона он видит совсем другими глазами. Он понимает, что этот коротышка с амбициями на мировое господство на самом деле простой убийца, который посылает на смерть своих соотечественников.
Толстой изобразил в романе целый цветник женских образов. Любимая среди них – Наташа Ростова. Он как-бы наблюдает за ней со стороны, прослеживает развитие от куколки до красавицы-бабочки. Куколка, тринадцатилетняя девочка-непоседа, внешне похожая на гадкого утёнка. Но такая милая, непосредственная, умеющая находить радость в простых вещах. Как танцуют её родители, как танцует она сама в сцене после охоты, луну на ночном небе. Именно эта её непосредственность и понравилась князю Андрею.
В противовес ей он описывает внешне красивую женщину Петербурга Элен Курагину, за которой волочились все мужчины. Но внутри хищную, расчётливую самку. Наташу тоже любят окружающие, хотя она и проигрывает Элен внешне, но выигрывает духовно. Именно она утешала мать, когда убили брата Петеньку. Она стала опорой и надеждой, не нашедшему своего места в жизни Пьеру Безухову. Как много дал этот брак обоим!
Пьер, наконец, в семье приобрел стабильность и смысл жизни. А Наташа расцвела, и превратилась из куколки в бабочку. Семья – самая главная ценность в жизни любого человека – делает заключение Лев Толстой.
«Бородино» М. Ю. Лермонтова (1837 г.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) идею народного духа
3) мотив героического подвига
4) образ русского солдата
Историю о воинских подвигах автор вкладывает в уста участника баталий. Старый солдат — выходец из народа. В нем будто сливаются голоса однополчан:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдат — человек простой, вместе с тем ему присущи честность, храбрость и благородство души. Солдат не стремится приукрасить события, показать свою значимость, он правдиво, легко и с особым задором повествует о пережитом на войне. Его рассказ лишен скорби и печали от увиденных кровопролитий. Солдат видит в борьбе против врагов проявление бравой удали русского народа, торжество патриотического начала. Рефреном звучат строки:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
2 вариант
Лев Николаевич Толстой написал легендарное произведение «Война и мир». В его основе лежат события, которые происходили в реальности. Действия происходят в первой половине девятнадцатого века. В это время была война. Автор в своем бессмертном произведении описывал жестокие сцены, связанные с боевыми действиями, переговоры между французами и русскими и обычную жизнь народа.
Л.Н. Толстой в начале произведения рассказывает, как начинались боевые действия и как военные отправлялись в Браунау. Все были истощенны и измучанные. Во время похода у солдат даже портилась обувь. Путь был долгий и изнурительный из России в Австрию. Люди в походе сильно устали и валились с ног. Дойдя до пункта назначения, Кутузов продемонстрировал уставшее войско австрийским военачальникам. Он надеялся, что русскую армию в таком виде не примут в австрийские войска. Эта сцена не случайно описана в произведении. Этим автор хотел показать, то, что и офицеры и солдаты не хотели воевать и не понимали, зачем они должны это делать.
Л. Толстой хотел показать читателям ужас, бессмысленность и несправедливость войны. Погибло много невинных людей. Автор много внимания в рассказе уделил описанию кровавых событий и страданиям людей.
Одним из основных персонажей романа считается Николай Ростов. Он был на поле боя, видел смерть и жестокость. Все это с ним происходило впервые. В юности Ростов воспринимал боевые действия в романтическом свете. Он хотел побывать на поле боя и доказать всем свою значимость и отвагу. Но в действительности война оказалась жуткой, кровавой и лишённой романтизма. Во время его первого боя парень потерял лошадь и получил ранение в районе руки. Все это было для Ростова подобно ужасного сна. Он не смог участвовать в войне до конца, поэтому убежал.
В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой собрал большое количество персонажей. Некоторые герои отрицательные, вызывают чувство неприязни у читателя. Есть и такие персонажи, на которых хочется ровняться. Они вызывают чувство уважения у обычного читателя. Например, Тушин – это смелый и честный капитан. Он ничего не боится и храбро идет в бой. Читателя в нем подкупает его скромность и отвага.
Л.Н. Толстой в своем романе восхищается мужеством и смелостью обычных русских солдат и бравых офицеров. На фоне войны в романе описаны чудесные отношения между Наташей и Андреем. Но потом они разбиваются. Любовь привносит в роман о войне некую изюминку.
Сочинение 3
В произведении автор раскрывает очень важные темы, такие как война и жизнь в военное время, как складывались отношения между людьми, дружба, любовь.
Пожалуй, самым основным героем в произведении Толстого является Болконский. О нем рассказывается уже в самом начале романа. Андрей человек очень целеустремленный, постоянно ищет смысл жизни. Он всегда стремился дойти до идеала. Своей идеальной партией он считал девушку Лизу, поэтому женился на ней. Но чуть позже Лиза стала ему совсем неинтересная и она не привлекала его внимания. Он поменял свое отношение к супруге, она для него стала чем-то обыденным.
Герой всегда жаждил славы и поэтому желал совершить какой-нибудь подвиг, о котором будет говорить весь мир. Андрей поступает на службу и его прежний образ колоссально изменился.
Позже он все же осуществил свою мечту, в его руках было знамя и он шел впереди в одной из битв. Но и этот подвиг стал для Болконского уже простым и обыденным. Ему уже все приелось.
Герой не до конца осознавал, что такое война. Он понял позже, после ранения, что война-это явление ужасающее. На войне не хочется погибнуть. Андрей начал ценить свою жизнь, он дико хотел выжить после всего этого. Теперь он понял для чего он существует.
Когда Андрей встретил Наташу, то наконец обрел счастье. Он был очень счастлив рядом с ней. Любовь между Андреем и Наташей возникла практически с первого взгляда. Наташа оказалась очень загадочной женщиной, это его и привлекало в ней. Он не мог забыть Наташу даже на расстоянии. Наташа же всегда хотела, чтобы ее любимый был рядом. Когда Болконский ушел на войну, то на горизонте появился Анатоль Курагин, который запудрил молодой девушке мозги,и та в него влюбилась. Отношения между Наташей и Андреем разрушились, оставив после себя боль и разочарования.
Позже судьба все-таки свела двух возлюбленных между собой, но тогда уже их любовь закончилась трагически.
Болконский на протяжении всей своей жизни находился в поисках смысла жизни, он искал его в светском обществе, в любви, даже в войне. Но когда он все же достигал своей цели, но разочаровывался. Он никогда не ценил моменты в жизни. А когда понял и осознал все, то было уже поздно.
Именно Андрей Болконский помогает читателю раскрыть вопросы о смысле жизни. Роман с помощью этого героя учит нас ценить каждое мгновение в своей жизни. И не следует разочаровываться после своих поражений, ведь после них может настать и победа.
«А зори здесь тихие. » Б. Васильева (1969 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) образы женщин на войне
3) идею национального духа
4) тему подвига и стойкости духа
5) проблему исторической памяти
Главными персонажами повести Бориса Васильева становятся пять юных девушек, судьбы и характеры которых очень различаются. И объединяет таких разных людей война. Война заставляет их связаться одной целью и пожертвовать своими мечтами и будущим ради этой цели — ради освобождения Родины. «Нету здесь женщин! <. > Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем. » — возмущается Васков в начале повести. И правда, девушки проходят целый путь перерождения, оказавшись на войне. Однако верно говорят, что у войны не женское лицо. Галя Четвертак — романтическая натура — не может побороть свою трусость. Только автор не укоряет ее за это, так как для девушки враждебность противоестественна. Но и женщины проявляют себя настоящими бойцами. Васкова удивляет усидчивость Лизы Бричкиной, которая примечает в лесу все, вплоть до маленьких росинок. Девушки даже способны совершать отважные подвиги: Соня Гурвич, получив удар ножом в грудь, вскрикивает, за что получает смертельный удар. Так Соня успевает предупредить остальных девушек и Васкова о вражеском присутствии. Смерть Жени Комельковой, девятнадцатилетней девушки, можно назвать героической: «. немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо. » Перед смертью Риту Осянину не покидает ответственность за сына, она просит Васкова принять его и, получив обещание, она стреляет себе в висок. Война убивает всех героинь повести — убивает красоту, гармонию, естественность, ребячливость.
Проблема исторической памяти, памяти о войне раскрывается в эпилоге — маленьком фрагменте текста повести. Эпилог переносит нас на несколько десятилетий вперед. Лес, в котором погибли бойцы, соседствует, видимо, с базой отдыха, куда люди теперь приезжают порыбачить. Альберт, сын Риты Осяниной, и Васков же приезжают сюда как на место памяти, чтобы установить скромную мраморную плиту.
Рассуждение по произведению Война и мир
Каждая книга чудесна по-своему, если она учит добру. Если после прочтения остается не только память о сюжете, но и какие-то впечатления, то ее можно назвать хорошей. Какие-то произведения являются просто поучительными историями, какие-то помогают измениться, а другие влияют на мировоззрение читателя. Такой книгой для меня стал недавно прочитанный роман Льва Толстого, который носит всем известное название «Война и мир». Данное произведение является романом-эпопеей, то есть здесь рассматривается судьба нескольких поколений в несколько эпох.
Изначально необходимо обратить внимание на название романа. Что такое война? Это зло, страх, ужас, убийства и смерть. А что такое мир? При произношении этого слова в голове всплывают совершенно иные ассоциации: добро, смелость, мир, свет, красота. То есть, вероятно, Толстой хотел этим контрастом в названии что-то донести к внимательному читателю.
В этом произведении имеется огромное количество персонажей, каждый из которых очень яркий и хорошо раскрыт. Еще описаны их судьбы так, что читающий невольно задумывается о том, заслуживают ли они такого подарка или кары со стороны судьбы?
После прочтения романа я задалась вопросом: что значит такое быть хорошим человеком? А плохим? Кто вообще имеет право назвать меня плохой или кого я могу назвать хорошим? Эти вопросы также поднимает в своем произведении Лев Толстой.
Лично я подразумеваю под хорошим человеком того, кто не лжет в первую очередь самому себе, а также держит слово. Он не высокомерен, при этом ведет себя естественно. Он любит свою Родину и готово защитить ее, когда это необходимо. Такому человеку не свойственны лицемерие, лживость и, конечно же, жестокость.
Каждый должен стремится стать добрым человеком или хотя бы лучшей версией себя.
Но кто такой злой и плохой человек? Почему его так можно назвать? Мне кажется, что к типу злых людей относятся те, кто непрерывно лжет своим близким и себе, а также боится сказать правду. Такие люди жестоки и не могут испытать жалости не то, что к людям, но даже по отношению к животным.
«Судьба человека» М. А. Шолохова (1956 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) изображение простого солдата
3) идею национального духа
4) тему мужества и благородства
5) идею обретения смысла жизни после потрясений судьбы
Название произведения М. А. Шолохова подчеркивает, что его герой — собирательный образ человека, пережившего войну. Автор написал историю о человеке, заключив в ней историю миллионов. Судьба Андрея Соколова связана с беспощадностью военного бремени (см. учебник «Литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 2», В. В. Агеносова, с.198).
В довоенное время в его судьбе тоже случались несчастья: Соколову пришлось участвовать в гражданской войне, в 22 года он потерял родителей. Однако он находит свое счастье с девушкой Ириной, женится на ней, заводит семью, видит, как подрастают дети. У семьи появляются планы на светлое будущее. «А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон. »
Честный крестьянин становится солдатом. Он принимает удары судьбы, но, в то же время, проявляет стойкость духа. Лагерфюрер Мюллер видит его духовную силу и даже выказывает жест уважения русскому солдату. Андрея Соколова не покидают надежды на лучшее, пока он не получает известие о том, что жена и дочери погибли. Дом, который Андрей строил, как строил свое счастье, был разрушен фашистским снарядом. Даже День Великой Победы становится траурным для Соколова, потому что в этот день он теряет последнего родного человека — сына Анатолия. Главный герой остается один, он не чувствует своего героизма, торжества освобождения. Однако смысл жизни обретается Соколовым, когда он встречает Ванюшку, за которым ухаживает как за родным: «Ночью-то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя. »
Также читают:
«Белая гвардия» М. А. Булгакова (1923 г.)
В произведении находим:
1) изображение гражданской войны
2) тему сохранения нравственности в условиях войны
3) тему семейных ценностей
4) тему мужества и благородства
В романе мы видим четкое противопоставление мира Турбиных и пространства гражданской войны. Дом Турбиных отличается гостеприимством и уютом: в нем находит приют комичный Лариосик, неожиданно приехавший из Житомира. От жестокости и ужасов гражданской войны главные герои отделены стенами своего дома. Им удается сохранять тепло отношений, семейных ценностей, хотя угрозу им представляет пространство за окном. Пережив потерю матери, Елена Турбина восстанавливает гармонию дома — она заботится о братьях, молится о близких, занимается бытом.
Благородство души проявляют Николка и Най Турс. Най Турс спасает солдат от переохлаждения, требуя, чтобы им были выданы валенки. Его отзывчивость и ответственный подход к людям восхищают Николку. Николка берет такие уроки благородства себе на вооружение. В романе юноша совершает настоящий подвиг: он идет на риск, чтобы полковник Най Турс был похоронен по христианским обычаям. (Подробнее о героях — см. учебное пособие «Литература. Русский и литература. 11 класс. Часть 2», А. К. Михальской, с. 69)
Противоположностью главных героев — Елены, Алексея и Николки — становятся Василиса (Лисович), пекущийся только о богатстве и накопительстве, и Тальберг, который предает Елену и сбегает с другой женщиной за границу. Ему чуждо ощущение ответственности по отношению к близким, он обманывает доверие Турбеных.
Нравственный выбор человека, в том числе и в разрушительных апокалиптических условиях войны, оценивается самим автором в соответствии со вторым эпиграфом «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими. »
Картинка к сочинению По роману Война и мир
Военная лирика Константина Симонова
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. » (1941 г.)
В стихотворении находим:
2) поэтизацию русской деревни, образа простого народа
3) тему единства народа
Образ Родины Константин Симонов воплощает через мотив дороги. По бесконечно длинной дороге, проходящей через деревни, идут солдаты, изнуренные «злыми дождями». Деревенские жители с отзывчивостью относятся к участи солдат, они подают им кринки, шепчут благословения. Это подбадривает русского бойца за свободу Отечества. В этом пути лирический герой видит всю Россию:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.
В деревне заключена естественность жизни, естественность чувства, потому что, проходя мимо деревенской местности, герой чувствует единение, связь с предками и целыми поколениями. Это будит национальный дух солдата, он осознает, ради чего ему суждено идти по этой дороге.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Такая ощутимая поддержка меняет настроение бойца. Он обращается к Алеше — своему собрату-солдату — с рассуждениями о том, что именно война заставляет ощутить этот русский дух. Он слышит его повсюду. Голос русского духа исходит и от людей и от природы: пажитей, лесов. Чувствуя такую связь, герой признается, что горд отдать жизнь за свою Родину:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила.
Последние строфы заключают в себе выражение высокого патриотизма, любви к своей Родине, своему народу. Солдат хочет быть лично причастным к освобождению, счастью своего Отечества, поэтому его покидает страх перед смертью и он готов дальше и дальше идти по бесконечной дороге.
Популярные сегодня темы
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.
Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких
Есть на свете такие люди которые только и могут, что обманывать и при этом жить в свое удовольствие. При этом иметь сносную репутацию среди знакомых и друзей. Скорее это происходит по тому, что такие люди достаточно мстительны.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.
Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить
Следующая цитата
Одна из пяти тем итогового сочинения 2019-2020 г. предлагает одиннадцатиклассникам сосредоточить свои рассуждения на бессмертном художественном тексте Льва Николаевича Толстого — его романе-эпопее. Рассмотрим возможные формулировки тем сочинений по направлению «Война и мир» и источники для подготовки к ним.
31 октября 2019 Поделитесь в соц.сетях У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушатьДля начала предлагаем школьникам освежить знания по сюжетной хронологии романа и центральным образам главных героев (см. учебник «Литература. Базовый уровень. 10 класс» Т. Ф. Курдюмовой, с. 371-395). Учебное пособие «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Часть 2.» А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой (с. 101) содержит путеводитель по главам произведения, что поможет тезисно восстановить в памяти событийную канву.
Д. И. Писарев о романе Л. Н. Толстого, из статьи «Старое барство»«Эта правда, бьющая ключом из самих фактов, эта правда, прорывающаяся помимо личных симпатий и убеждений рассказчика, особенно драгоценна по своей неотразимой убедительности».
Н. Н. Страхов, «Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV» Лев Николаевич Толстой изображает события 1812 года как переломный момент для государства. Однако 150-летний «солидный возраст» романа не умаляет его актуальности в наши дни. Через призму происходящих событий автор затрагивает многогранную проблематику. Рассмотрим же некоторые темы по направлению «Война и мир».«Целью его [Льва Толстого] была правда в изображении — неизменная верность действительности. Сущность русского реализма в искусстве никогда еще не обнаруживалась с такою ясностью и силою».
Военная лирика Булата Окуджавы
«До свидания, мальчики» (1958 г.)
В стихотворении находим:
1) тему военного бремени
2) женские образы
Текст «До свидания, мальчики» был положен Б. Ш. Окуджавой на музыку, это автобиографическая песня, в основу которой легли искренние авторские переживания. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. » — так высказывался Булат Окуджава. И это стихотворение-песня не исключение.
В этом произведении война называется подлой. Она опустошила дворы, забрала мальчиков на войну, заставила озорных детей вдруг повзрослеть. Теперь мальчики — солдаты, они должны защищать Родину, «не щадить ни пуль, ни гранат и себя не щадить. »
Автор в первой части стихотворения прощается с мальчиками, во второй части он обращается к девочкам. Потому что война забирает на фронт не только мальчишек, она беспощадно лишает детства, покоя и мира всех. Девочкам суждено сменить хорошенькие платьица на сапоги и зеленые погоны. Девичьи розовые мечты рассеиваются с приходом войны — теперь никому не придет в голову грезить о свадьбе: «. вместо свадеб — разлуки и дым. »
Рефреном стихотворения в обеих частях являются строки, обращенные как к мальчикам, так и к девочкам: «. постарайтесь вернуться назад!» Это негромкая надежда, которую таили в себе миллионы людей, проводивших родных и близких на фронт.
«Слово о полку Игореве» (ок. 1185-1187 гг.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) проблему народного единения
3) мотив героического подвига
4) женский образ
Пафос патриотизма считывается буквально с первых страниц произведения. Сразу мы встречаем Бояна — «старинного соловья», певца, повествующего о подвигах князей и событиях того времени. Боян хвалит правителей за их удаль, храбрость. Однако сам автор «Слова о полку Игореве», личность которого нам не известна, судит о них по поступкам с точки зрения вклада в общечеловеческое благо. Так, автор иллюстрирует проявление истинного патриотизма, он подмечает не только личные качества князей, но и их ошибки, которые привели Русскую землю к раздробленности. К примеру, князь Игорь, удовлетворив своё тщеславие, идёт на половцев, обрекая своих воинов на гибель или плен.
В «Слове. » формируется идея единения земель, единения народа, который живет в разобщенных княжествах. «Золотое слово» Святослава напоминает о прежних временах, о воинской славе:
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Плач Ярославны обращает женские стенания к природным силам:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна обращается и к ветру, и к Днепру, и к солнцу. Ее голос слышен издалека. Образ Ярославны вбирает в себя всю боль женщины, ждущей мужа с поля брани.
1. ВОЙНА И МИР
Само название книги определяет ее основную проблематику и тематику. Противопоставленность значений двух этих понятий задает программный конфликт двух реальностей — реальности войны и реальности мира. Не следует забывать, что слово «мир» является многозначным. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой встречаем значения:
- совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
- отдельная область жизни, явлений, предметов.
- это сельская община с её членами.
- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
- это спокойствие, тишина.
Таким образом, мир — это все, что окружает человека, включая природу, феномены жизни, духовное. Более того, миром называется ещё и общность самих людей. Так или иначе, мир связан с существованием человека в нём. Отсюда не случайна омонимия рассматриваемого слова. В ней усматривается мысль о том, что для Вселенной, а с ней и для всего человечества (мира в первых трех значениях) гармонизирующим является состояние согласия и единства (мира в двух последних значениях). Человеческое естество заключается в миролюбивом и дружелюбном отношении к окружающему. Война же противопоставлена этому, она извращает состояние покоя, этого гармонизирующего начала. Получается, в каком значении мы бы не рассматривали слово «мир» в заглавии романа, всегда будет сохраняться антитеза понятий.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну» (Андрей Болконский)
- «Причина войн, кроме честолюбия Наполеона, заключалась в неправильности европейского равновесия»
- «Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?» (Лиза Болконская)
- «О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения»
Цитаты для размышления:
- Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
- Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
- Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
- Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)
2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ
Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви», — так говорил сам Лев Николаевич. В тексте «Войны и мира» есть персонажи, которые, кажется, согласны с таким утверждением. Так, о своей героине, о Наташе Ростовой автор писал: «сущность ее жизни — любовь». Но смысл жизни сам писатель связывал не только с обретением любви. Тяга к совершенствованию, духовному развитию, поиску истины — вот что становится важным как для самого Толстого, так и для его любимых героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский переживают настоящую духовную эволюцию. Путь их жизненных исканий приводит к совершению ошибок, заблуждениям, однако это путь становления личности, открытой добру, саморазвитию и познанию. В этом проявляется отличие данных героев от «салонных» персонажей, Курагиных и т. д.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда» (Пьер Безухов)
- «Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон. <. > Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды. » (Пьер Безухов — Андрею Болконскому о масонстве)
- «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» (Андрей Болконский) Цитата для размышления:
- «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя» (Л. Н. Толстой)
3. НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ
Монументальность произведения Л. Н. Толстого выражается в том числе и в широте охвата изображения жизни. В романе есть место противопоставлению власти, знатных людей и народа. Этот контраст передан в описании душевного состояния. На Пьера Безухова оказывает большое влияние встреча с простым солдатом. Платон Каратаев удивляет графа своей добротой, которая не исчезла в критических условиях плена. Ласковая приветливая речь, спокойствие, умеренность сохраняются в солдате. Он резонёр народной мудрости, которая позволяет ему сохранять самообладание и веру в лучшее. Носителем подобной народной проницательности является и Кутузов. В этом его отличие от вражеских полководцев: «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Народная мысль выражается и в критическом пафосе первого тома, в котором столичная знать, высший свет невероятно далеки от народа, от кровью защищающей их интересы русской армии (учебник «Русский язык и литература. Литература. Базовый и углублённый уровни. 10 класс», Б. А. Ланин, с. 315). Народ показан Толстым как сила, проявляющая смирение, но обладающая при этом огромным потенциалом духовного. Именно эта сила определила исход войны, победив Наполеона.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (Платон Каратаев)
- «Час терпеть, а век жить!» (Платон Каратаев)
- «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
- «Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа»
- «. он восхищался, рассказывая с восторгом про хозяйственного мужика Матвея Ермишина, который всю ночь с семьей возил снопы, и еще ни у кого ничего не было убрано, а у него уже стояли одонья» (о Николае Болконском)
Цитата для размышления:
- «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой)
4. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ
Выше нами была сформулирована мысль о том, что война — это противоестественное миру состояние. Человек переносится в чрезвычайно дегармонизированные условия, которые не могут не влиять на его мышление, отношение к жизни. Князь Андрей видит изначально цель в получении «своего Тулона». Для него война — это свершение подвига, проявление своего мужества, а следовательно, и благородства, достижение славы. Но не будем также забывать, что «Война и мир» иллюстрирует и проявления трусости, честолюбия на войне. Отношение же Болконского к войне изменится, когда он увидит само кровопролитие и жестокость.
Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом. Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль. Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.
Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь» (Андрей Болконский)
- «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет. — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!» (Николай Болконский)
- «Молодость не мешает быть храбрым» (Сухтелен)
- «Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей. » (Андрей Болконский)
Цитата для размышления:
- «Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших» (Наполеон)
5. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ
Говоря о личности, оказавшейся в условиях военных сражений, нельзя не упомянуть самих полководцев. Фигуры Наполеона и Кутузова контрастируют на протяжении всего романа. М. И. Кутузов показан читателям как близкий простому народу человек. Он не скрывает своих чувств и не стыдится проявить некоторую сентиментальность («был слаб на слезы»), верит в Бога, жалеет своих солдат и не относится к ним свысока. Вместе с тем, Кутузов опытен и мудр. Наполеону же чужда такая проницательность и чувственность. Французский полководец самолюбив, циничен, бесчестен. Для Толстого такой человек ограничен духовно, поэтому и слаб. Наполеон заявляет, что для него война — это ремесло. Поэтому управление судьбами живых людей для него определено холодным расчетом. Личность Наполеона воспринята по-разному героями романа. С восхищением отзывается о нём Анна Павловна Шерер, а Николай Ростов ненавидит его как преступника. Так или иначе, Наполеон в романе-эпопее представляет собой великую личность, способную вести за собой миллионы. Однако он становится проигравшим. Кажется, именно Бонапарт определяет историю, творит историю, однако его планы рушатся. Объяснение этому находим в философии Толстого: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. <. > Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Так, можно сделать вывод о том, что конкретная личность может повлиять на ход событий, однако существует предопределение, которое не позволяет укротить человеку историю.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию»
- «Царь — есть раб истории»
Цитаты для размышления:
- «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений» (Л. Н. Толстой)
- «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя» (Л. Н. Толстой)
- «Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство» (А. Камю)
- «Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?» (Наполеон)
5. ЛЮБОВЬ И ВОЙНА
Война, извращая естественную действительность, казалось бы, должна искажать и моральные ценности человека. Там, где есть жестокость, убийство, разорение честных людей, не остаётся места проявлению человеколюбия. Однако люди, находясь в такой ситуации, испытывают удвоенную потребность в понимании, поддержке. Любовь для них становится спасением и защитой. Любовь становится, к примеру, для Наташи Ростовой смыслом жизни. Ее потребность в любви эволюционирует вместе с самой героиней. Девочка, воспитанная в условиях родительской любви, ощущает назревание любовного чувства, которому она не в силах дать объяснение. Любовные коллизии приводят Ростову к совершению ошибок, однако ей удаётся их пережить. Война забирает у Наташи любимого человека, брата. Но эти потери не ожесточают девушку. Ее человеколюбие не угасает, она открыта для любви и готова проявлять любовь. Она помогает солдатам. В конце романа мы узнаём, что Наташа Ростова становится верной женой и матерью. Ее счастье обретено в семейном кругу. Так, любовь к ближнему становится спасением человека в условиях коварной войны, отнимающей жизни. Понятие «любовь» так же противопоставляется с «войной», как и «мир». Здесь вполне уместно употребить такое выражение: «любовь спасёт мир». Любовь, спасающая героев это: любовь в семье, в дружбе, любовь к ближнему, к окружающему миру и, конечно же, к человеку, покорившему сердце.
Цитаты и афоризмы из произведения:
- «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. »
- «Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю» (Андрей Болконский)
- «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера" (о доме Ростовых)
Цитата для размышления:
- «Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения человека к человеку» (Л. Н. Толстой)
6. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ
Формулировки многих тем, описанных выше, представляли собой выраженную оппозицию: человек-история, любовь-война, война-мир, власть-народ. Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа представил большой набор подобных антитез. Так, сопоставление Москвы и Петербурга составляет одну из них.
Петербург в романе предстает холодным, высокомерным городом, где живут люди расчетливые, озабоченные выгодой и собственным благополучием. Салон Анны Павловны Шерер — это Петербург в миниатюре. Там принято говорить по моде, скрывая истинные чувство и мысль. Кукольный «марафет» создает атмосфера искусственности. «Как хозяин прядильной, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». В салоне Пьер Безухов чувствует себя сдавлено, неуклюже. Петербург являет собой человеческое равнодушие. Не с проста петербуржцами являются члены семейства Курагиных.
Ростовы же живут в Москве. Московский мир дан в описании дома и быта этого семейства. Здесь также устраиваются приемы, но они лишены петербуржской бездушности и притворства. Даже хозяин ведет себя по-другому: «Граф Илья Андреич Ростов иноходью озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапожках из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными, которых он всех знал. »
Москвичи исполнены живостью духа, патриотизмом. Они оставляют Москву только в огне. Отсюда и стремление Наполеона захватить Москву, потому что именно она была символом России.
Читайте также: