Идейные двойники раскольникова лужин и свидригайлов таблица цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.

Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

Развивать речь учащихся;

Развивать творческое мышление.

Воспитательные:

Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;

Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Формы работы учащихся :

Использованные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Оборудование урока:

Словари русского языка;

Выставка произведений писателя;

Методические пособия и критические издания;

Мультимедиапроектор, презентация к уроку.

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. »

Д. С. Мережковский

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Вы, наверняка, помните, что 2015 год объявлен Президентом России Годом литературы. Владимир Путин, в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, подписал указ 13 июня 2014 года «О проведении в Российской Федерации в 2015 году года литературы». Слово литература, наверное, у каждого человека ассоциируется с именами и фамилиями известных поэтов и писателей. Предлагаю вам по портрету узнать поэта или писателя и назвать произведение, которое он написал . (Слайды 1-4)

Итак, мы остановились на портрете Ф.М. Достоевского. Именно о нем и его творчестве мы сегодня будем говорить. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Вот о чем сегодня нам и предстоит поговорить.

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Двойники» Раскольникова:

и эпиграф к ней . (Слайды 5-6)

2.Актуализация знаний по ранее изученному материалу:

Но прежде, чем мы приступим к обсуждению темы урока, я хотела бы вспомнить то, что мы уже успели обсудить по роману «Преступление и наказание». Итак, работать мы будем в группах. (представление групп)

Итак, данные задания показали, что вы хорошо усвоили пройденный материал и готовы к изучению нового.

Физминутка . (Упражнения для глаз)

3. Работа по новой теме урока:

Слово учителя:

Как мы уже сказали, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

3группа находит в толковом словаре значение слова «двойник», читает вслух. Учащиеся записывают в рабочий лист. (Подготовка к ЕГЭ)

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. (Слайд 23)

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

Ученик: Лужин и Свидригайлов. (Слайды 23-24)

Я предлагаю познакомиться с этими персонажами поближе, проанализировать их поступки, жизненные цели и сравнить их с Раскольниковым, понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя. Предлагаю начать с портрета.

Давайте вспомним, что такое литературный портрет. (Подготовка к ЕГЭ)

3группа находит в словаре литературных терминов значение словосочетания «портрет в литературе». Учащиеся записывают в рабочие листы.

Литературный портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер . ( Слайд 25)

Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.

( Слайды 26-28)

Работа с текстом произведения. ( 1 группа )

Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.

А теперь найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух. (Слайды 32-37)

Работа с текстом произведения. (2 группа)

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

В заключение урока мне хотелось бы вернуться к эпиграфу.

(Самостоятельная работа, подготовка к ЕГЭ)

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Как вы понимаете высказывание Д. С. Мережковского «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…»

5.Итоги урока.

Интерес: что интересного было на уроке?

Творчество: какие творческие работы вы выполняли?

Обучение: чему вы научились?

Главное: что сегодняшний урок принес мне?

Составление синквейна.

2)Прилагательное (2): замкнутый, задавленный

3)Глагол (3): убил, мучался, обрел

4) Предложение из четырех слов: интеллигент, чересчур увлекшийся размышлениями

5) Существительное (вывод, обобщение): Раскольников

6. Выставление и комментарий оценок.

7.Запись домашнего задания.

Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Перечитать: часть III, глава 5,часть VI, главы 5–6,часть VI, глава 2 (анализ эпизодов).

Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова? (сочинение).

Следующая цитата

Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове
- Все статьи о Свидригайлове

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе "Преступление и наказание"

Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются "одного поля ягодами":

"Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?" (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)

1. Теории Раскольникова и Свидригайлова

Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.


Теория Раскольникова:

". люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. " (часть 3 глава V)
Теория Свидригайлова:
". я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. " (часть 6 глава V)


2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова


О Раскольникове:

О Свидригайлове:


3. Оба имеют собственное мнение

О Свидригайлове:

"Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь" (о себе, часть 4 глава I)
О Раскольникове:

4. Оба "сумасшедшие"

И Раскольникова, и Свидригайлова окружающие называют сумасшедшими. В этом отношении персонажи являются двойниками.

О Раскольникове:

О Свидригайлове:


5. Оба "странные"

Раскольников называет Свидригайлова "странным человеком". Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова "странным". В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.

О Свидригайлове:

". он мне очень странным показался. " (Раскольников о
Свидригайлове, часть 4 глава III)
О Раскольникове:

6. Оба "подлецы"

Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его "не безнадежным подлецом". Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.


О Раскольникове:

"Пусть я подлец, а ты не должна. " (Раскольников о себе и сестре, часть 3 глава I)
". я знал, что я подлец. " (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)
". нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!" (Раскольников о себе, часть 6 глава VIII)
О Свидригайлове:
"И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!" (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Следующая цитата

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

1 слайд Описание слайда:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены

2 слайд Описание слайда:

Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь». Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных Люди «необыкновенные» (Наполеон) Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие». Совершающие преступление

«Тварь ли я дрожащая или право имею?». Как характеризует эта теория Раскольни

3 слайд Описание слайда:

«Тварь ли я дрожащая или право имею?». Как характеризует эта теория Раскольникова? Пытаясь выяснить это, Раскольников идет на эксперимент над собой, доказывая себе, что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему. Его теория - продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни, ведь все, что он делает, он делает во имя себя.

Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, сми

4 слайд Описание слайда:

Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка. Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.

Вывод: « » «Я себя убил, а не старушонку»

5 слайд Описание слайда:

Вывод: « » «Я себя убил, а не старушонку»

Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойни

6 слайд Описание слайда:

Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова

". Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми

7 слайд Описание слайда:

". Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка." ". она, такая маленькая и гаденькая. " ". Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. " Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

"Только стерва ужасная…" ". какая она злая, капризная. " ". с одной сторон

8 слайд Описание слайда:

"Только стерва ужасная…" ". какая она злая, капризная. " ". с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. " ". Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. " ". у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. " ". старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! " ". Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. "

Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Ал

9 слайд Описание слайда:

Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как Но в ней поэтому о

10 слайд Описание слайда:

Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как Но в ней поэтому она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. нет идеи наполеонизма, сильной личности, зло, которое она приносит, косвенное.


11 слайд

Следующая цитата



1 слайд Описание слайда:


2 слайд Описание слайда:


3 слайд Описание слайда:


4 слайд Описание слайда:


5 слайд Описание слайда:


6 слайд Описание слайда:

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужасне

7 слайд Описание слайда:

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. » Д. С. Мережковский

Образовательные: Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев

8 слайд Описание слайда:

Образовательные: Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты); Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами); Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе. Развивающие: Формировать логическое мышление путем сопоставления героев; Развивать речь учащихся; Развивать творческое мышление. Воспитательные: Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству; Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

9 слайд Описание слайда:

Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема, которая присутствует в романе «Преступление и наказание» : а) жизнь мал

10 слайд Описание слайда:

Тема, которая присутствует в романе «Преступление и наказание» : а) жизнь маленького человека б) судьба мечтателя, живущего в мире иллюзий в) тема утраченной любви и бесплодной мечты г) любовь, спасающая человека

Что собирается купить целых два года для своей комнаты Раскольников? а) диван

11 слайд Описание слайда:

Что собирается купить целых два года для своей комнаты Раскольников? а) диван б) лампу в) замок г) занавески

Герой романа живёт в С-м переулке. Достоевский хорошо знал город Петербург и

12 слайд Описание слайда:

Герой романа живёт в С-м переулке. Достоевский хорошо знал город Петербург и не случайно Раскольникова поселил именно сюда. Назовите переулок. а) Слесарный переулок б) Столярный переулок в) Соловьиный переулок г) Смольный переулок

В какое время предстаёт перед читателем Петербург в романе? а) в мае б) в июл

13 слайд Описание слайда:

В какое время предстаёт перед читателем Петербург в романе? а) в мае б) в июле в) в августе г) в сентябре

Кто принял на себя вину Раскольникова в романе «Преступление и наказание» до

14 слайд Описание слайда:

Кто принял на себя вину Раскольникова в романе «Преступление и наказание» до его признания? а) Соня Мармеладова б) Красильщик Миколка в) Мать Раскольникова г) Сестра Раскольникова

Главная причина, по которой герой романа «Преступление и наказание» совершает

15 слайд Описание слайда:

Главная причина, по которой герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи – процентщицы а) нищета и бедность б) стремление проверить свою принадлежность к разряду людей, которые «право имеют» в) психическое заболевание г) необходимость спасти мать и сестру

Задание 1 Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-

16 слайд Описание слайда:

Задание 1 Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании».

Задание 2 Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского

17 слайд Описание слайда:

Задание 2 Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Задание 3 Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом фр

18 слайд Описание слайда:

Задание 3 Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом фрагменте. В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

ПЕРСОНАЖИ А) Лужин Б) Порфирий Петрович В) Разумихин ХАРАКТЕРИСТИКА 1) Студен

19 слайд Описание слайда:

ПЕРСОНАЖИ А) Лужин Б) Порфирий Петрович В) Разумихин ХАРАКТЕРИСТИКА 1) Студент 2) Мелкий чиновник 3) Надворный советник 4) Следователь А Б В

Задание 5 Как называется значимая подробность, несущая в художественном текс

20 слайд Описание слайда:

Задание 5 Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку (каморка героя, похожая на шкаф)?

Задание 6 Укажите название города, в котором разворачивается действие «Прест

21 слайд Описание слайда:

Задание 6 Укажите название города, в котором разворачивается действие «Преступления и наказания».

Задание 7 Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким

22 слайд Описание слайда:

Задание 7 Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином оно обозначается?


23 слайд

Читайте также: