Жизнь крестьян манилова цитаты

Обновлено: 22.12.2024


В этом разделе представлены материалы по герою поэмы "Мертвые души" помещику Манилову: анализ персонажа, описание внешности и характера, усадьбы, крестьян, дома, кабинета, семьи Манилова.

Следующая цитата

Мертвые души

Манилов — это помещик из известной поэмы Гоголя «Мертвые души», один из главных персонажей. Через мечты Манилова автор рассказывал, какую опасность несут в себе фантазии, особенно когда для их осуществления нет возможности. Помещик не живет реальной жизнью, витает в облаках. Его все устраивает, однако решение простых бытовых вопросов вызывает непреодолимые препятствия. Манилов не думает о завтрашнем дне и находится в своих мечтах.

Содержание

Характеристика персонажа

Чичиков ехал до деревни Маниловки очень долго, и дорога заняла у него не 15 заявленных, а целых 30 верст. Павел Иванович не был в восторге от того, что он лицезрел в поместье:

  • неухоженная и заброшенная местность;
  • одинокий дом господ, который стоит на возвышении.

Недалеко от поместья находилась беседка, имеющая название «храм единения». Около нее располагался пруд, полностью заросший зеленью и тиной.

Маленькие избы серого оттенка поражали Чичикова своим расположением: между ними не росли деревья. И в целом вся деревня передавала ощущение пустоты. Павел объясняет это рвением Манилова идти за английской модой.

Помещик имеет приятные черты лица и обаяние, он легко отдается воле чувств. Но за маской скрыто истинное лицо, которое является черствым, бездушным и ничтожным. Он радостно встречает Чичикова и провожает его в дом.

Герой был:

  • белокурым;
  • светловолосым;
  • симпатичным.

Манилов довольно добродушен. Первое впечатление о помещике было приятным, однако со временем оно изменялось. Мужчина был отвратительным собеседником, потому что он никогда не высказывал личную точку зрения, а отмахивался общими фразами.

Образ жизни

Герой поэмы являлся зажиточным помещиком, в деревне ему принадлежали 200 домов. Он не занимался своими владениями, они развиваются без участия хозяина. Это и является следствием эффекта пустоты в деревне.

Если сравнить Манилова с Собакевичем, то можно отметить, что он не строг с крестьянами: не наказывает и не морит их голодом. Но в то же время он и не стремится к улучшению их жизни. Мужчина совершенно равнодушен к своим владениям и не занимается ими. Он не проверяет пашни, поручив эту процедуру своему помощнику.

Помещик не может назвать количество живых и умерших крепостных. Он откровенно не понимает, зачем Чичикову столько мертвых душ. Одновременно с этим Манилов мечтает жить с Павлом Ивановичем на берегу моря.

Истинный владелец всего хозяйства — это приказчик, который злоупотребляет алкоголем. Он должным образом не следит за слугами, которые спят и ничего не делают. Манилов предпочитает вести разгульный образ жизни. Его любимое занятие — курить трубку и постоянно витать в облаках, представляя себе различные картины. Помещик истинный мечтатель, однако его мечты несбыточны.

Мечтательность привела к тому, что избы в хозяйстве серые и вот-вот развалятся, но Манилов не думает об этом. Он дарит Чичикову мертвые души бесплатно в отличие от других помещиков. Это характеризует его как нерасчетливого человека, который хочет выслужиться перед Чичиковым.

Героя невозможно назвать бессердечным. Он со всеми ведет себя вежливо и тактично.

Мечты героя

В жизни Манилова отсутствует конкретная цель, вся его деятельность сводится к фантазиям. Он пускает на самотек тот факт, что крестьяне, отпрашиваясь с работы, идут отдыхать и пьянствовать. Манилов наблюдал за движением воды в пруду и не считал его заросшим. В такие моменты герой фантазировал, как над водоемом возвышается каменный мост или под ним выстроен подземный ход. Около пруда в его мыслях должны находиться купцы, поставляющие товары.

Помещик ничего не доводит до завершения. На его письменном столе лежала книжка, которую он закончил читать на 14 странице два года назад. Он фантазирует, как поставит новую шелковую мебель в гостиную. Однако ткани хватило только на пару кресел, а остальные украсили рогожей.

В нескольких комнатах совершенно не было мебели, и помещик мечтал, как обставит и их. Но ничего для этого Манилов не предпринимал. Он очарован Чичиковым и фантазирует их совместную жизнь в большом доме.

Жизненные цели Манилова и его роль в поэме

У героя нет конкретных планов, все его фантазии расплывчаты и далеки от реальной жизни. Манилов ведет уединенный в своих мечтах образ жизни.

Автор поэмы выделяет описанию этого персонажа особую роль. Он красочно описывает мечты помещика, особенно о каменном мосте и подземном ходе, которым никогда не суждено сбываться, так как труд чужд для героя.

По мнению Гоголя, людей, похожих на Манилова, великое множество. Образом помещика он показывает губительность праздного существования. И если человек все время будет фантазировать, но при этом ничего не предпринимать для воплощения мечты в реальность, то в его жизни будет полная разруха. Поэтому очень важно решать текущие проблемы и не пускать все на самотек.

Поэма включена в школьную программу 10 класса. Перед написанием сочинения на любые темы школьникам рекомендуется сделать цитатные характеристики образов, то есть выписать из произведения цитаты, описывающие их в полной мере.

Следующая цитата

Мертвые души

В произведении «Мёртвые души» много интересных героев, которые отличаются своим характером и образом. Помещик Манилов — весьма яркий персонаж поэмы Гоголя. Цитатная характеристика Манилова по различным диалогам позволяет точно определить образ, поведение, характер, а также его натуру. Этот герой отражает помещиков того времени. Он создаёт благоприятное впечатление в отличие от других продавцов в поэме, при этом он далеко не является духовным человеком.

Содержание

Описание внешности помещика

Полное имя Манилова не упоминается в поэме. Неизвестно и отчество помещика. Однако хорошо описывается его образ — внешность и характер. Сколько точно лет помещику, в произведении не указано, но Гоголь отметил, что он был человеком в самом расцвете сил. У него светлые волосы и голубые глаза. Он всегда предпочитает улыбаться, да так, что в момент улыбки не видно его глаз. У помещика есть привычка постоянно щуриться. Внешний вид персонажа ничем особенно не примечателен. Он предпочитает носить традиционную одежду, как все помещики.

По цитатам можно легко определить облик Манилова:

  • «Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой».
  • «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
  • «На взгляд он был человек видный».
  • «Хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке».
  • «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
  • «С улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем».

Если кратко, приятная внешность помещика не запоминается собеседнику. Связанно это с тем, что во время разговора с ним у многих сразу пропадает интерес продолжать беседу.

Анализ характера персонажа

Манилов — приятный человек, у которого спокойный уравновешенный характер. Благодаря его особой доброжелательности, он сначала легко располагает к себе любого собеседника. Однако из-за таких чрезмерно положительных качеств со временем он становится скучным и неинтересным человеком. Поскольку у Манилова нет чёткой позиции, собеседнику сложно долго поддерживать с ним беседу. Ведь он кажется безжизненным, словно существует где-то в другом мире.

Ему лень заниматься бытовыми делами, по этой причине он не отличается особой хозяйственностью. Однако в его планах восстановление дома и благоустройство своего имения. Но из-за лени все эти «прожекты» остаются лишь только в его фантазиях. Кроме того, он уже несколько лет читает одну и ту же книгу. «Дома он говорил очень мало и большей частию размышлял и думал, но о чём он думал, тоже разве Богу было известно».

Мечтательный помещик жалеет о том, что у него нет должного образования. Он считает, что именно по этой причине не может красиво выражать свои мысли. Хотя Чичиков говорит, что он грамотно пишет, а буквы получаются очень красивыми. Манилов любит изящную формулировку слов. Когда Чичиков в первый раз высказал ему своё предложение, его замыслы Манилову показались весьма дикими. Однако когда он сказал ту же идею только более изящными выражениями, Манилов сразу же согласился на предложение Чичикова.

Следует отметить, что герой проявляет себя в качестве хозяина весьма гостеприимно и приветливо. При этом помещик ведёт себя с заискиванием с людьми, к которым на данный момент испытывает определённый интерес. Еще он с восхищением относится к Чичикову, это особенно выражается в комплиментах.

Следует отметить, что речевая характеристика Манилова «Мёртвые души» выражается в сентиментальности, мечтательности, благодушии, прекраснодушии, а также в чрезмерной чувствительности.

Отношения к крестьянам

Помещик достаточно хорошо относится к своим крепостным. Они, так же как и хозяин, не пытаются улучшить свою жизнь. Манилову неизвестно точно, сколько у него на самом деле крестьян. В один период он решил вести переписку, но вскоре забросил это дело.

Он даже не знает, сколько у него мёртвых душ, и просто дарит их всех Чичикову, взяв на себя траты на оформление всех необходимых документов. Этим поступком он хотел улучшить дружеские отношения со своим новым приятелем.

Кроме того, он довольно доверчивый и даже наивный человек. Ведь он не подозревает о том, что крестьяне на самом деле могут его обмануть: «Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил „Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать“ „ступай“, говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шёл пьянствовать».

Помещик крайне равнодушно относится к делам крепостных. Поскольку он не следит за выполнением их работы, у крестьян есть возможность работать спокойно, при этом ничего не бояться. Но из-за такого безразличия хозяина не решаются их проблемы, а также ничего не меняется в лучшую сторону.

Семья героя

Манилов весьма примерный семьянин. У него удачный брак со своей женой Лизой, с которой союз уже длится 8 лет. За это время у них родились двое сыновей. Старший сынок только лишь немного умнее младшего, но они оба получают необходимое образование. За их жизнь отвечает воспитатель. Манилов испытывает нежные чувства к своей жене Лизе. Ведь у неё невероятная красота и должное воспитание. Однако она также пассивно относится к домашним делам. В диалогах супругов чувствуется чрезмерная трогательность, любовь и нежность. Но их отношения выглядят со стороны чересчур наигранными и пародийными.

Усадьба помещика

У него достаточное большое поместье, но в очень плохом состоянии. Если бы был должный уход, Манилов смог бы получать хороший доход. Однако помещик очень ленив. За все дела отвечает управляющий, а сам герой предпочитает жить скучно, но спокойно. Он выбрал для себя жизнь, лишённую забот.

Поместье Манилова крайне отличалось от других:

  • Рядом с его усадьбой вместо красивого сада расположены цветочные насаждения, которые выполнены в английском стиле. Только за клумбами никто не ухаживает. Для отдыха размещена беседка, в которой помещик любит проводить время за размышлениями.
  • Его мысли постоянно где-то далеко, подальше от действительности. Он строит планы, которые никогда не осуществятся в реальной жизни. Ведь все его мечты о том, чтобы сделать свое поместье лучше, наполнены абсурдом. Таким образом, он строит воздушные замки.
  • Сама обстановка в доме, а также вокруг поместья отображает непостоянство семьи. Ведь у него есть как хорошие, так и плохие вещи, от которых следовало бы уже давно избавиться. На столе обычно стоят новые и старые светильники. Состояние кабинета вполне приличное, однако, повсюду находится табак. Создавалось ощущение, что в доме не хватает гармонии, но хозяев всё устраивает.
  • Несмотря на красивые вещи, отрывки изящных фраз, чувствуется некая пустота жителей дома. За дорогой обёрткой скрывается легкомысленность, лень, нежелание развиваться, а также становиться лучше. Вся усадьба пропитана этим. Ведь состояние поместья отражает внутреннее содержание своего хозяина.

Характеристика Манилова в таблице

Краткое описание помещика можно посмотреть в таблице. Это позволит лучше познакомиться с образом персонажа.

Внешность Сколько ему точно лет, неизвестно, но судя по всему, у него средний возраст. Внешность у него типично славянская, особенно никак не выделяется. У него приятные черты лица. Он белокурый с голубыми глазами. Его улыбка всегда была заманчивой. У него есть привычка постоянно щуриться.
Характер У него наблюдается восторженная наивность и излишняя мечтательность. В чём-то он был глуп и боязлив. Однако он весьма добродушный человек, при этом очень мечтательный, но ничего не делает для того, чтобы осуществить свои желания. У него нет никаких интересов в жизни.
Усадьба У Манилова поместье не в самом хорошем виде. Определённые постройки уже давно требуют ремонта, но он всегда откладывает на потом, лишь только планирует заняться этим делом.
Ведение хозяйства Он относится к своим крестьянам хорошо в отличие от других помещиков. Однако его слуги не раз воровали у него, некоторые пьянствовали, пользуясь добродушием своего хозяина.
Образ жизни Манилов проводит свою жизнь в постоянной праздности, не задумываясь ни о чём. Он постоянно прибывает в мечтах и в своих фантазиях.

Помещик Манилов — довольно приятный человек, но главный его недостаток заключается в его лени. Именно по этой причине он не может полноценно развиваться и занимает самую низкую позицию во всей иерархии героев. Ведь у него нет собственного мнения, он не способен продолжать начатое дело.

Следующая цитата

Мертвые души

Манилов — первый из персонажей знаменитого гоголевского произведения, к которому Чичиков, главный герой, обратился с предложением продать ему мертвые души, то есть умерших крестьян, которые де-юре числились живыми. Об их знакомстве, состоявшемся на вечеринке в доме губернатора города NN, сообщается в первой главе поэмы «Мертвые души». Описание внешности Манилова давалось автору нелегко, так как такого рода люди не имеют никаких особенностей. Они неинтересны.

Содержание

Портрет Манилова

В «Мертвых душах» автор делает такой набросок внешнего вида персонажа: «…еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар»; «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Такие цитаты позволяют читателю не только увидеть своеобразие персонажа, но и ощутить его на вкус, который оказался приторным.

В тексте также портретная картинка показывает, что он белокур и голубоглаз, — деталь, которая уже успела стать литературным штампом. Гоголь определяет сущность Манилова как «ни то ни се». У него отсутствует жажда жизни, искра, он бесхарактерен. Абсолютно не интересуется ничем, кроме пустых иллюзий и курения трубки. Писатель не счел нужным даже дать ему имя, а ведь оно — весьма существенная часть облика.

Речь и поведение

Манеры Манилова, как и всех продавцов мертвых душ, были Гоголем преувеличины до такой степени, что качество, которое по своей природе должно быть привлекательным, превращает образ в карикатуру. У этого персонажа такой чертой характера является обходительность. Он изо всех сил старается быть любезным, но и в этом так перебарщивает, что выглядит смешно и нелепо. Например:

  1. Почти каждую свою реплику этот господин произносит с улыбкой, полагая, что этим выказывает расположение к собеседнику, и вряд ли осознает, что о человеке, который всегда «растягивает рот до ушей», окружающие могут подумать нелучшим образом.
  2. Заискивающий характер речи Манилова подчеркивается нарочито частым употреблением слова «позвольте».
  3. Говоря о знакомых, гоголевский герой дает всем исключительно положительные характеристики, усиливая их словами «очень», «чрезвычайно» или превосходной степенью прилагательных, да еще с префиксом «пре»: препочтеннейший, предобрейший.
  4. Слащавость, приторность Манилова выражается в чрезмерном употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов. Их читатель может найти и в прямой речи героя, и в словах автора, касающихся данного персонажа: душенька, ротик, кусочек, орешек, яблочко, чехольчик, уголок, тучки.
  5. Стремясь изъясняться как можно изысканнее, он употребляет словосочетания, смысл которых трудно понять («наблюсти деликатность в своих поступках», «счастие, можно сказать, образцовое»). К тому же он щедро пересыпает изложение вводными словами, делая его совершенно неудобоваримым.

Действия рассматриваемого персонажа вполне соответствуют его речи. Изо всех сил стараясь быть вежливым и предупредительным, Манилов создает неудобства для тех, на кого направлена его любезность, и выглядит при этом комично.

Один из самых смешных эпизодов — сцена, в которой он и Чичиков уступают друг другу право первым войти в гостиную. В итоге оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Не менее забавно описание встречи этих героев в городе, когда они обнимались минут пять и так нацеловались, что «у обоих весь день почти болели передние зубы».

Приятели направились в палату, где должны были оформить купчую. Когда они поднимались по лестнице, Чичиков старался не допустить, чтобы Манилов поддерживал его под руку, ускорял шаг, а тот, в свою очередь, помчался вперед, чтобы его компаньон не устал. В результате оба запыхались.

Имение помещика

Маниловская усадьба раскрывает образ своего хозяина. Господский дом стоит на возвышении, как бы отображая совершенные устремления помещика. Он окружен «аглицким» (английским) садом с неизменным для него прудом, который покрыт ряской, следовательно, за ним не ухаживают, а у берез «жиденькие вершины». Видимо, деревья плохо себя чувствуют в данном месте.

Самая примечательная деталь пейзажа — беседка, имеющая плоский купол зеленого цвета и деревянные колонны, выкрашенные голубым, на них виднелась надпись: «Храм уединенного размышления». Оглядывая свое имение, Манилов мечтает о том, чтобы «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары».

При этом он совершенно не задумывается, какая польза его крепостным от такого сооружения, есть ли у них деньги для трат, чем именно должны торговать воображаемые купцы, наконец, в какую сумму обойдется подобное строительство. Столь приземленные вопросы неподъемны для возвышенной души помещика.

Еще больше раскрывает личность хозяина его кабинет, особенно стол. Стоит увидеть, что на нем находится:

  • Книга с закладкой на четырнадцатой странице, читаемая хозяином на протяжении двух лет. Он даже название ее забыл!
  • Исписанные бумаги. Не наброски ли грандиозных маниловских проектов уже упомянутого моста через пруд? Или других великих замыслов вроде дома с высоким бельведером, откуда можно будет видеть Москву?
  • Много табака. Курение — вот главное занятие, которому помещик-мечтатель предавался в своем кабинете. Пепел из трубки он вытряхивал на подоконники «очень красивыми рядками».

Описание усадьбы еще раз показывает, какой перед читателем встает персонаж: пустой, так себе, скучный. Время как будто не влияет на героя: он человек, не имеющий возраста, каждый день для него не отличается от другого, бесполезный индивид, не способный что-либо изменить.

Семья героя

Манилов — единственный из продавцов мертвых душ, у кого есть жена и дети. Его супруга — Лизанька — во всем под стать своему мужу. Как помнится, черты Манилова «не лишены приятности», его супруга тоже «недурна собой». Герой в свое время прослыл «образованнейшим офицером», и Лиза вполне может считать себя такой же дамой, поскольку обучалась в пансионе.

Супруги живут в полной гармонии по маниловским понятиям. Она заключается в угощении друг друга яблочками, конфетками или орешками («Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»), продолжительных поцелуях и сюрпризах в виде вязаных кошельков и бисерных чехольчиков. Оба бесконечно далеки от таких низких предметов, как хозяйственные дела.

Манилов совершенно не представляет, что творится в его деревне, даже не знает, сколько крестьян умерло со времени последней ревизии. А его жена устранилась от всех хлопот по дому: не заботится о припасах, не следит за поведением слуг, которое оставляет желать лучшего.

В семье подрастают два сына, чьи имена поразили даже видавшего виды Чичикова. Старшего, которому шел восьмой год, звали Фемистоклюс — ономастический курьез: к имени древнегреческого политического и военного деятеля Фемистокла прилепили латинское окончание — юс. Младшего, шестилетнего, — Алкид (первое имя Геракла). Манилов восхищается умом старшего сына, хотя тот всего лишь отвечает на простейшие вопросы. При этом он не замечает, что дети ведут себя очень невоспитанно.

Фемистоклюс в свои неполные восемь лет не научился вытирать сопливый нос, и если бы не вмешательство следившего за ним человека, у всех сидящих аппетит был бы испорчен.

Потом старший, сидя за столом, да еще в присутствии гостя, укусил младшего братца за ухо, а тот принялся грызть баранью кость, при этом у него «обе щеки лоснились жиром». Такова изнанка маниловской семейной идиллии.

Зона комфорта

Если читатель взглянет на среду обитания Манилова его глазами, то он увидит, что герой блаженствует с душенькой Лизанькой, умиляется, глядя на своих детей, надеется, что их необычные имена — залог блистательного будущего. Все его знакомые — предобрейшие и препочтеннейшие люди.

В хозяйстве все делается само собой, а он может любоваться аглицким садом и, сидя в «Храме уединенного размышления» (с плоским куполом!), строить грандиозные планы, к реализации которых готов приступить завтра, что по-маниловски означает никогда. Еще можно сидеть в своем кабинете, курить трубку и выстраивать на окнах новые очень красивые рядки кучек пепла.

Из состояния блаженства героя на какое-то время вывела необычная просьба Чичикова — продать мертвые души. Манилов заволновался: не противозаконно ли это? Новоприобретенный друг уверил его, что все замечательно.

Манилов поспешил довериться Чичикову, потому что это избавило его от непривычных размышлений и тревог, грозящих разрушить его идиллию. Он подарил приятелю мертвые души и вернулся в свою зону комфорта, чтобы наслаждаться ее приятностями и по-прежнему не замечать низкой прозы — не видеть, что крестьяне бедствуют, слуги воруют, пруд зарастает и скоро превратится в болото, а сам он, Манилов, — мертвая душа.

Воистину надо обладать гоголевским талантом, чтобы изобразить «ни то ни се», недалекого, неумного человека так, что читать о нем интересно и полезно. Некоторые маниловские фразы и словечки пришли в наш язык и прижились в нем:

  • «именины сердца»;
  • «позвольте вам этого не позволить»;
  • «разинь, душенька, свой ротик»;
  • «паренье этакое».

Благодаря гоголевскому герою в наш обиход вошло понятие «маниловщина», зафиксированное в словарях Ушакова, Ожегова и Ефремовой и обозначающее «мечтательное и бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие».

Читайте также: