Характеристика мефистофеля с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Вся сознательная жизнь автора ушла на создание одного из самых сложных произведений мировой литературы. В основе сюжета лежит легенда об ученом докторе Фаусте, услышанная писателем еще в детстве. Центральной темой являются душевные метания главного героя. Образ и характеристика Фауста в трагедии Гёте «Фауст» неоднозначны. Кто он, богоотступник, заключивший союз с нечистой силой ради исполнения своих тайных желаний или глубоко несчастный человек, разочарованный жизнью на земле.
- Генрих Фауст
– ученый. Вольнодумец и чернокнижник. Продал душу взамен на право обрести бессмертие в человеческом обличье.
Сделка
Всю жизнь Фауст положил на то, чтобы разгадать загадки природы, изведать мир, постигнуть людскую сущность. Потратив столько времени на изучение наук, стопроцентного удовлетворения не ощущалось. «Я философию постиг, я стал юристом, стал врачом…Увы! С усердьем и трудом и в богословье я проник, – И не умней я стал в конце концов, чем прежде был…Глупец я из глупцов. ». Помимо врачевания, он параллельно изучает магию, общаясь с призраками. «Чистая душа в своем исканье смутном, сознанья истины полна!». Он осознал, что ни на шаг не приблизился к заветной цели, все эти годы лишь отдаляясь от познания очевидного.
Генрих не понимает, как человечество может бесконечно оправдывать свою трусость, лень, бездействие. Отчаяние заполнило его до краев. Он решается на самоубийство, но чаше с ядом не удается выполнить свою миссию. Звон колоколов и церковное пение помешали осуществиться планам. Это был знак отложить уход в иное измерение на потом. Ему снова захотелось дышать, созидать, исследовать.
Ему было мало обычных знаний. Жажда большего, стремление к раскрытию непознанного, получение новых откровений. Он постоянно в поиске, в движении. Готов платить любую цену страдая, падая, взлетая. Именно это послужило основным мотивом для заключения соглашения, скрепленного кровью. Пройдя отчаянный, наполненный трудностями путь, он обретет долгожданное успокоение, в котором так нуждался.
Каким Фауста изобразил Гёте
Гёте представляет новинку: одиссею главного героя спровоцирует пари между Господом и Мефистофелем. Бог избрал человека, который является образцом праведности, но который, испытывает сомнения в полезности своих знаний. И Фауст, в принципе, принимает пакт как личную азартную игру, а не как способ преодоления барьера, который был навязан людям.
В начале произведения герой предстает перед читателем ученым, который всю жизнь посвятил поиску истины. Он уважаемый человек, который во время эпидемии спасал людей. Но он все равно чувствует, что его жизнь не имеет смысла. Фауста гнетёт мысль об ограниченности человеческого разума.
Но с самого начала, объектом интереса персонажа (Гёте, следовательно) является не доступ к интеллектуальным знаниям, а исследование человеческой чувственности. После того, как Мефистофель ведет Фауста в таверну, демон убеждает героя в необходимости вернуть силы и молодость. Персонаж получает их, приняв колдовское зелье. Этот обновленный Фауст — тот, кто откроет для себя, что огонь юности нуждается в гораздо большем, чем в маленьком пламени познания, и именно тогда юная Маргарита перейдет герою дорогу.
Мефистофель испытывает героя развлечениями в весёлом обществе, женскими чарами, властью и почестями. Трагическая гибель его возлюбленной убеждает Фауста в том, что смысл жизни состоит не в удовлетворении личных желаний. Он пришел к выводу, что истина состоит в служении человечеству и воплощении в жизнь высоких духовных и моральных запросов. Практически герой притворял в жизнь эту истину, начав осуществлять план отвоёвывания у моря земель, чтобы они послужили людям.
Бог спасает душу Фауста, ведь тот трудился на благо человечества. Автор отошел от традиционной версии, в которой герой попадает в ад. Гёте идеализирует своего героя, стремящегося к цивилизованности, активным творческим свершениям, новым знаниям и непрерывному развитию.
Сердечные привязанности
Злой дух был абсолютно уверен, что его протеже не сможет устоять перед самым весомым соблазном – любовью к женщине и не ошибся. Волшебное зелье ведьмы, возвращает утраченную молодость, а вместе с ней оживляет чувства, свойственные молодому мужчине. Случайная встреча с Маргаритой наполнила его давно не испытанными и уже подзабытыми эмоциями. Пятнадцатилетнее, невинное дитя было настоящим искушением, посланным свыше. Безумная страсть всколыхнула его естество. Их тянуло навстречу с непреодолимой тягой. Увлекшись Фаустом, серая, скучная действительность окрасилась для Гретхен яркими красками, но их отношения изначально были обречены. Избранник не мог дать ей будущего и спасти любимую от позора тоже не смог.
Следующим увлечением, но уже неземным, становится Елена, воплощение красоты и эстетического идеала, возрожденная из античности. В законном браке у них рождается мальчик, наделенный необычными способностями. Долгое время пара была счастлива, но гибель Эвфориона, не сумевшего удовлетвориться мнимой реальностью, лишила обезумевшую от горя мать смысла существования. Она исчезает вслед за ним. После случившегося Фауст не успокаивается, продолжая свои изыскания. Теперь ему необходимо покорить разбушевавшуюся стихию, соорудив дамбу.
Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?
Кадр из фильма «Фауст», реж. Фридрих Мурнау, 1926 год
Нет, несмотря на отчаянные попытки. В винном погребке Ауэрбаха (который, кстати, существует на самом деле и в который заглядывал молодой Гете, когда учился в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замарать Фауста житейской грязью, приведя его в компанию грубых и развязных пьянствующих студентов. Также не получается у черта погрузить Фауста в омут развратных наслаждений на шабаше ведьм и колдунов на горе Броккен в Вальпургиеву ночь. Кстати, путешествуя в горах Гарца (горный массив в центральной части Германии), в декабре 1777 года сам Гёте совершил восхождение на Броккен и узнал легенду о том, что именно на этой горе ведьмы устраивают шабаши. Гёте воспользовался народным поверьем, вольно обработал его и придал ему символический характер. Здесь Фауст видит все злое и дурное, что есть в человеческой природе. Однако Фауст и тут выглядит чужаком, не поддается вихрю сладострастия и порока.
Несмотря на проявленные порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей ее полноте. Образ Фауста обретает полновесную человечность. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства. Этого не произошло, потому что трагическая любовь Фауста к набожной девушке Маргарите оказалась в итоге не только выше чувственных наслаждений, но и выше смерти.
Финал
Прожив сто лет, ослепнув, оказавшись погруженным в кромешный мрак, несмотря на беспомощность, он не утратил надежду осуществить свою давнишнюю мечту, построить плотину, перекрывающую бурное течение. Он догадался, в чем его предназначение, служить людям, творить добро. Демон пытался забрать душу своего хозяина после его кончины, именно так было прописано в контракте, заключенном между ними, но ангелы опережают его, унося ее на небеса. Спор между Господом и дьяволом проигран. Не удалось Мефистофелю соблазнить своего подопечного на свою сторону. Генрих перед смертью понял, что не миг блаженства цель жизни, а сама она в целом. Несмотря на множество ошибок совершенных им, он всегда искренне старался жить не для себя, а для людей.
Образ Фауста
Образ Фауста в творчестве И. В. Гете и О.С.Пушкина Творческий дух Фауста несется к нам из загадочных и причудливых веков Средневековья и Возрождения, когда человек проникся верой в свою всемогущность, вооружившись силами таинственной науки алхимии, искал философский камень, с помощью которого собирался превратить любой металл в золото, искал «эликсир жизни» , чтобы вернуть себе молодость. В это время появляются рассказы о магах и чернокнижниках, которые продавали душу дьяволу, чтобы тот помог постичь тайну бытия. Одна из самых популярных легенд Средневековья — легенда о докторе Фаусте, которая возникла вокруг исторической личности, поразившей воображение народа. Фауст — лицо историческое, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. Он жил на рубеже 15 — 16 веков, под фамилией Фауст скрывался Иоганн-Георгий. Ученые по разному объясняют происхождение его фамилии. Одни утверждают, что оно происходит от немецкого Faust, что в переводе означает кулак, другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского Faustus — счастлив. Этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. Сам Фауст называл себя и врачом, и хиромантом. Итак, с точки зрения лютеранской церкви он стремился к недозволенным знаниям, а значит заслужил осуждение, был грешником, ибо с точки зрения человека того времени эти знания можно получить только в союзе с дьяволом. Письменные источники сообщают также, что Фауст был профессором, читал лекции в различных университетах, имел учеников — последователей. Еще при жизни ученого о нем ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели что-то необычное, фантастическое. Погиб Фауст вследствие неожиданной катастрофы, поразившей современников. Предполагают, что это был взрыв в лаборатории ученого. Исторический Фауст умер около 1540 года. Эта последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейший импульс развитию легенды. Фауст становится популярным любимым героем народной легенды. Его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. Он человек, который ради знания готов разбираться и с нечистой силой, и так в конце легенды дьявол забирает Фауста в ад. Вместе с тем он типичный представитель эпохи Возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний. Как известно, наиболее яркие, глубокие, художественно совершенные образы созданы фольклором, например Геракл, Прометей, Микула Селянинович, Василиса Прекрасная, Петрушка, к ним относятся и Фауст. Все эти герои гармонично сочетали разум и чувства. Главная суть фаустовского сюжета — жажда безграничного знания, любопытство, свобода духа — привлекала многих писателей последующих эпохи и обусловила мировую популярность образа Фауста. Ниже в работе мы постараемся выяснить вопрос, как легенда о Фаусте трансформировалась в творчестве И. В. Гете и А.С.Пушкина, выдающегося немецкого просветителя и классика русской литературы. Известно, что на О.С.Пушкина трагедия «Фауст» произвела большое впечатление, и поэт в 1825 году пишет стихотворение «Сцена из Фауста». Один русский путешественник познакомил с Гете, и тот послал Пушкину А.С. в подарок свое перо, которым писал «Фауста». Гете с его тонким восприятием древности, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. Писатель отдал книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но также и легенду о Симоне-маге. Гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «из юношеского ритма крови» поэта. Гетевский Фауст мало чем похож на свои прообразы. Он наделен чертами человека не Средневековья, а эпохи Возрождения. Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» показывается встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символичное значение.
Основной предмет разговора — это человек. Кто он такой? Какое его место в мире? Господь утверждает силу человеческой личности, и способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Мефистофеля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова: Таким, как ты, я Никогда не враг. Из духов отрицания ты всех меня Бывал мне в тягость, плут и весельчак. Из лени человек впадает в спячку. Ступай, расшевелы его застой, Вертись пред ним, тома и беспокоить И раздражая его своей горячкой. Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильная, мыслящий человек всегда сомневается, но сама приходит к желаемым выводам. Встреча с Мефистофелем лишь поможет выбраться из своих противоречий. Мефистофель наоборот говорит о мизерности человека, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле — «божественное творение», которое стремится к истине, или «животное «? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии легенда не имеет такого пролога. Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями. которыми он владеет и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько большое, что он решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где он уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот момент, когда Фауст почувствует вполне довольным жизнью и счастливым, он должен умереть, а душа будет принадлежать Мефистофель. И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Мефистофель и Фауст заключают соглашение только на 24 года (согласно им Мефистофель, оставаясь незримым, должен с появляться к Фаусту на его желание и выполнять все его распоряжения, Фауст же отрекаеться Бога и отдает душу сатане). Впоследствии Мефистофель возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия — любовь Фауста и Маргариты является нововведением Й.В.Гете). Мефистофель считает, что именно в этом Фауст найдет то прекрасное мгновение, но ошибается. Сначала по воле Мефистофель умирает мать Гретхен, а затем и брат Валентин. Молодая девушка наказывает себя за эти смерти и попадает в в `язницi. Несмотря на все мольбы Фауста бежать с ним Маргарита не соглашается, потому что считает себя виновным и умирает. Но даже после всех грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Так что в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды. Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему различные услуги с помощью всесильного Мефiстофеля.Вид брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной него рождается сын Евфорион, впоследствии гине.Фауст пытается вырастить человека в колбiи- Гомункулуса, но тот тоже погибает. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о свете и счастливые города, которые, по его желанию должны с появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, и который был почти не пригоден для жизни. Фауст спешит с роботами. Наконец герой чувствует момент наивысшего жизненного удовольствия: Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Так именно, вседневно, ежегодно, Трудясь, Борас, опасностью шутя, Пускай живут муж, старец и дитя. Народ свободный на земле свободной Увидеть я б хотел такие дни. Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени! Воплощены следы моих Борен, И не сотрутся никогда они «. И, это торжество Предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Более Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай, и встречается с душой Маргариты. Она уже простила и любит его, как и раньше. Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто чувствовал недовольство. Только среди природы, чувствуя её частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не зря. Уже в конце своей жизни Фауст это понял. Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логично развивая храктер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия. Основной мотив в стихах Пушкина — скука, отчаяние. Фауст не находит себе места, потому что все его желания давно сбылись. Он не хочет больше ничего, Фауст не знает такого желания, исполнение которого могло бы его захватить и заставить забыть скуку жизни. Он скучает, потому что всегда находится во власти раздумий. Пушкинская Фауст страдает болезнью «мировой скорби». Автор не находит по отношению к своему герою сочувствия, скорее осуждает его и немного издевается над ним. Это можно заметить в последних реплики Фауста и Мефистофель: Фауст Что там Белеет? Говори. Мефистофель Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколат, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена. Фауст Все утопить. Мефистофель Сейчас. Пушкин не противопоставляет гетевскому толкованию Фауста своего толкования. Он дополняет Гете, описывает еще один трагический этап на пути Фауста. Отсюда и название стихотворения: «Сцена из Фауста». Пушкинская Фауст — это человек, который познал все муки разочарования и весь ужас одиночества. Для Гете и для Пушкина Фауст был их современником. Муки героя для Гете и Пушкина были проблемами их времени. Но если основным для всей эпохи Гете было стремление к обновлению мира, то основным для Пушкина был отчаяние, разочарование. Оптимистичный конец трагедии «Фауст» обусловлена просветительской верой в разум и моральные качества человека, личности, которая сознательно отказалась от традиций и постоянно ищет новое, стремится к совершенству. Пушкинский Фауст — сын и жертва своего времени, когда человек начал сомневаться в возможности преобразования мира на разумных началах, а разочарование и недовольство собой порождали мировую тоску и печаль. Фауст — вечный образ, и он не случайно стал достоянием мировой культуры.
Следующая цитата
Шестьдесят лет работы положено автором на создание этого поистине гениального произведения, сюжет которого будоражит кровь, и поражает воображение. Великий ученый решил перешагнуть грань реальности этого мира, продав душу дьяволу в обмен на бессмертие в человеческом обличье. Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» представляет собой мир тьмы, дьявольской силы, способной сбить с правильного пути любого праведника, представляющего для него интерес.
- Мефистофель – один из центральных персонажей. Злой дух, стремящийся к разрушению. Имеет несколько обличий. Посланник Ада.
Образ
Загнать образ дьявола в конкретные рамки невозможно. Характерными чертами обличья является зловещий смех и пронзительный взгляд. Известно, что у него заостренные черты лица. Он мужчина неопределенного возраста. Внешность жителя подземного царства весьма колоритна. Его способность принимать различные обличья, может сбить с толку любого. Рогов, хвоста и когтей у него нет. Они давно в прошлом, что делает его образ неотличимым от простого смертного. Копыта он умело маскирует, чтобы не смущать публику. Прихрамывает на одну ногу. В чем причина хромоты доподлинно неизвестно. Неизменный атрибут шпага, но пускает он ее в ход в исключительных случаях. Еще один отличительный признак сатаны красного цвета камзол и шляпа с петушиным пером.«Цивилизация велит идти вперед; Теперь прогресс с собой и черта двинул. Про духа северного позабыл народ, и, видишь, я рога, их хвост, и когти кинул»
«…Хоть ногу конскую иметь я должен все ж, но с нею в публике являться не желаю и вот в фальшивых икрах щеголяю, как франтовская молодежь»
Впервые предстает перед читателем в обличье собаки, черного пуделя. После дьявол перевоплощается в нищего студента, развлекающего Фауста любопытными разговорами.
Характеристика
Мефистофель представляет собой дух разрушения. Он презирает человеческую природу, абсолютно уверенный в том, что знает о ней всю правду. Скептик по натуре. Перед ним не стоит цель заставить человека поступить плохо. Он всегда предоставляет ему возможность выбора, раскрывая перед ним мир различных удовольствий, устоять перед которыми довольно сложно.Основной род деятельности заполучить чистую душу очередного Божьего раба. Он обещает будущей жертве любые блага и заключает с человеком договор, скрепленный кровью. Прослужив человеку верой и правдой 24 года, согласно условиям договора, он вправе забрать его душу. В его подчинении парочка чертей и он не всемогущ. Его возможности весьма ограничены.
« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Неравнодушен к золоту. Добывает его различными способами. Грабит народ или выкапывает клады с драгоценностями. На досуге перебирает золотые монетки.
Предугадать каким он станет через пару мгновений невозможно. То он веселый балагур и шутник, то хладнокровный стратег, точно знающий, каким будет его следующий шаг. В мире нечистой силы он с каждым найдет общий язык. Среди людей с легкостью подстраивается под ситуацию, представая перед ними каждый раз в ином обличье.
Умен и проницателен. Вся его критика обоснована. Он тонко подмечает человеческие пороки и слабости. Его язвительные замечания не беспочвенны. Они справедливо подмечены. Абсолютно уверен, что человек является существом без каких-либо достоинств. Именно эта тема стала причиной жаркого спора между Богом и дьяволом. На примере Фауста Мефистофель собрался доказать, что любого человека можно сбить с пути истинного. Люди по его мнению источник зла на земле.
Не бравирует своим положением. Старается не выделяться из общей массы. Это видно на примере Вальпургиевой ночи, когда все нечисть собралась в одном месте. Лишь когда дьявола совсем зажали со всех сторон, он произносит волшебную фразу, дающую понять, что он на этом празднике занимает далеко не последнее место.
Ироническая шутливость главная черта Мефистофеля. Благодаря его сомнениям, неверию и отрицанию главный герой Фауст смог приблизиться к разгадке тайн бытия.
Образ дьявола, несущий зло и разрушение был создан автором, чтобы противопоставить его главному герою Фаусту, занимающегося поисками истины созидания и творящего добро.
Следующая цитата
МЕФИСТОФЕЛЬ:
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирожденное мое начало,
Моя среда.
Мощь человека, разум презирай
Который более тебе не дорог!
Дай ослепленью лжи зайти за край,
И ты в моих руках без отговорок!
Добуду больше, чем нужда,
Руками голыми добуду,
Легко, без всякого труда,
Вся трудность только в том, откуда?
Им не понять, как детям малым,
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им, -
Философа не достает.
ФАУСТ:
Не в прахе ли проходит жизнь моя
Средь этих книжных полок, как в неволе?
Не прах ли эти сундуки старья
И эта рвань, изъеденная молью?
Итак, я здесь все нужное найду?
Здесь в сотне книг прочту я утвержденье,
Что человек всегда терпел нужду
И счастье составляло исключенье?
Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.
Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош,
А тот, кто мыслью беден и усидчив,
Кропает понапрасну пересказ
Заимствованных отовсюду фраз,
Все дело выдержками ограничив.
Он, может быть, создаст авторитет
Среди детей и дурней недалеких,
Но без души и помыслов высоких
Живых путей от сердца к сердцу нет.
Учитесь честно достигать успеха
И привлекать благодаря уму.
А побрякушки, гулкие, как эхо,
Подделка и не нужны никому.
Наследовать достоин только тот,
Кто может к жизни приложить наследство.
Но жалок тот, кто копит мертвый хлам.
Что миг рождает, то на пользу нам.
Ты верен весь одной струне
И не задет другим недугом,
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.
О, если бы не в царстве грез,
А в самом деле вихрь небесный
Меня куда-нибудь унес
В мир новой жизни неизвестной!
О, если б плащ волшебный взяв,
Я б улетал куда угодно! -
Мне б царских мантий и держав
Милей был этот плащ походный.
Следующая цитата
В яндексе и в гугле нет. Я уже смотрела. Помогите плииииз. Очень срочно.
Лучший ответ
Читайте также: