Характеристика лирического героя облако в штанах цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Из этого видно отношение героя к любви: трепетное, нежное, не подкрепленное материальными вещами и корыстью. Он не против взаимного чувства, когда оно искреннее, светлое и настоящее, но презирает тех, кто прячет жажду наживы под этим словом.
Следующая цитата
Поэму «Облако в штанах» Маяковский написал в период с 1914 по 1915 годы, в преддверии революции. Центральная тема произведения – несоответствие внешнего окружающего мира внутреннему состоянию поэта. Используя свойственные ему литературные приемы, Маяковский выражает свое презрительное отношение к нарастающему в обществе конфликту с властью. Одновременно с острой социальной темой присутствуют ноты любовной лирики, с чего и берет начало «Облако в штанах».
Главный лирический герой поэмы схож с Маяковским. Он производит впечатление уверенного в себе молодого человека:
Мир огромив мощью голоса,
Он насмехается над трепетным отношением к любви в обществе, считает это проявлением слабости: «Нежные!//Вы любовь на скрипки ложите…», в то время как сам остается непреклонным и жестким в любовных интригах. Намекает на то, что современному обществу есть, чему у него поучиться, иронизируя предлагает им свои услуги («Приходите учиться… чинная чиновница ангельской лиги»). Иронизируя пытается притвориться удобным для людей, стать таким, каким его хотят видеть, «облаком в штанах».
На самом деле под исполинской непробиваемой внешностью прячется чувствительный, непонятный, но нуждающийся в ласке человек. Возможно, он сам страдает от такого несоответствия:
Меня сейчас узнать не могли бы:
Он болезненно реагирует на любовные неудачи, переживает. Не может думать ни о чем другом:
Будет любовь или нет?
большая или крошечная?
Считает, что недостоин большой любви и готов довольствоваться «маленьким смирным любёночком».
В произведении фигурирует женщина, к которой испытывает нежные чувства главный герой. Она – настоящее дитя времени, не тратит время на долгие разговоры, «резкая, как «нате!» и сильная. Ей безразличны чувства героя, она всегда стремится вперед. После того, как она объявляет о предстоящем замужестве с другим мужчиной, больше не появляется в произведении. Но задаёт тон дальнейшим действиям. Именно Мария (так зовут женщину, возможно тут проходит аналогия с девой Марией) разжигает в поэте «пожар сердца», презрение к действующему общественному и политическому строю.
Герой остро реагирует на общее настроение людей в стране. Он – поэт с тонкой душевной организацией, как бы ни пытался это скрыть. Но только сейчас он признается себе в том, что его дело не такое простое, как кажется на первый взгляд:
книги делаются так:
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
Его творчество не понимает современное общество, принося ему неуверенность в себе и страдания. Любое его произведение отвергается, народ не нуждается сейчас в лирике, каждый стремится к собственному удобству и выгоде.
Герой выступает за перемены, но предчувствует, каким образом они будут происходить. Понимает, что ни рабочему народу, ни власти не нужны военные действия. Трагично иронизирует над зашоренностью общества: «…улица корчится безъязыкая//ей нечем кричать и разговаривать…».
Высмеивает приземленность и безразличие людей к друг другу:
в хорах архангелова хорала
бог, ограбленный, идет карать!
А улица присела и заорала:
Сам главный герой называет себя «тринадцатым апостолом», то есть первопроходцем. Таким образом он берет на себя роль предводителя общества на пути к переменам. Он не религиозный человек, но высмеивает не религию, а отношение общества к ней. Одновременно обращается и к возлюбленной Марии, и к Божией Матери: «Мария – дай», но ни от одной из них не получает ответа. Не готово прислушаться к нему и общество. Тогда главный герой сравнивает себя и свое творчество с «собакой, которая несет в конуру перееханную поездом лапу». В отчаянии он обращается к Богу, но и тот не внимает его просьбе.
Несмотря на то, что в свое время герой остался не понятым, он предвидит, что о нем вспомнят через несколько лет:
Следующая цитата
Поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» считается его первым крупным произведением. Автор трудился над ним в течение более чем года – с начала 1914 по июль 2015 года. Первоначально труд носил название «Тринадцатый апостол». Даже царская цензура не пропустила подобную дерзость. Что уж говорить о цензорах, следивших за литературой после октябрьского переворота – скорее всего произведение под таким названием считалось бы запрещенным, хотя особой крамолы в нем по сегодняшним понятиям и нет.
Без знания сюжета понять смысл любого литературного произведения невозможно. Поэтому краткий анализ содержания поэмы необходим, хотя это совсем не то же самое, что разбирать прозу.
Поэма начинается с рассказа автора о мучительном ожидании возлюбленной по имени Мария. Эмоции бьют через край, кажется, что время остановилось – автор на грани истерики. Наконец, возлюбленная появляется и преподносит автору сюрприз – сообщает о скором замужестве. Какой удар! Внешне автор воспринимает новость спокойно, но душа его рвется на части.
Подобные ситуации – не редкость – в жизни все бывает. После подобного разочарования мужчины могут повести себя по-разному: найти новую любовь, уйти в творчество, пуститься во все тяжкие, наконец. Но автор «Облака в штанах» выбирает другой путь – повернувшись к любви спиной, он обращает свое лицо к политике.
Этот переход поначалу выглядит потугами дилетанта: автор издевается над историческими личностями, поносит государственный строй, обличает так называемый народ – серую тупую массу, способную только есть и размножаться. Его можно понять. Такие примитивные эмоции отражают чувства мужчины, отвергнутого женщиной. Сексуальный подтекст в политической риторике очевиден.
Следующий шаг лирического героя – разочарование в Боге. Всевышний виноват в том, что не может помочь герою преодолеть разочарование, одиночество и отчаяние. Недаром нигилистский лозунг «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!», помещенный в предисловие, является путеводной нитью всей поэмы, ее парадигмой.
Атеистические настроения героя выражаются через призму его отношения к возлюбленной. Автор сравнивает земную женщину Марию с Марией Магдалиной и Девой Марией, то есть с образами, олицетворяющими божественную возвышенную любовь. Меркантильность возлюбленной, которую герой не желает принимать, приводит его к сравнению женщины с Иудой. Раздираемое страстями сознание героя не находит другого выхода, как окунуться с головой в революцию. Причем революция в понимании Маяковского того периода – это нечто абстрактное – ниспровержение и перестройка всего мироустройства, а не только существующего строя.
Сколько лет было Маяковскому, когда он начал писать «Облако в штанах»? Двадцать один. Задумайтесь над этим. Может ли человек в таком возрасте быть мудрым, милосердным, способным прощать? Вряд ли. Поэтому «Облако в штанах» насквозь пронизано юношеским нигилизмом. Если нужно счастье – то прямо сейчас. Если не нравится существующий строй – то никакого эволюционного пути: отвергнуть старые устои, под корень уничтожить буржуазию и бюрократию. Классическая поэзия себя изжила – долой ее! Религия – опиум народа (по Марксу): в светлом будущем ей не место. Смысл поэмы «Облако в штанах» заключается в том, чтобы через призму переживаний главного героя, донести призыв к революции до масс. Вполне возможно, что в свои 37, когда Маяковский принял последнее роковое решение, он понял, что беспощадное разрушение всего старого и убогого совсем не обязательно приведет к созданию дивного нового мира, а если и приведет, то в кавычках, как у Олдоса Хаксли.
Следующая цитата
Поэт не просто отрекается от переживших себя, по его мнению, ценностей, но и оформляет свой протест, ударяя по важным в жизненном укладе людей местам. Каждая из четырех глав поэмы словно подкреплена особым лозунгом: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
Читайте также: