Характеристика игнатьича царь рыба с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Следующая цитата

«Царь-рыба» краткое содержание повести Астафьева – читать пересказ онлайн

Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь рыбы» по главам. Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Зиновий Игнатьич – рыбак, «сибиряк», работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат.

Командор – «грозный чеченец», «капитан», младший брат Игнатьича.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства». Игнатьич любил «поковыряться в технике», «дабы постигнуть ее существо», поэтому люди звали его «механиком».

Игнатьич плавал на моторной лодке «дюральке», выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил «с умом». Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. «Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никто не завидовал, кроме «младшего Утробина», который был с «гнильцой самолюбия» и «всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата». Братья давно «отурились друг от друга» и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на «Золотую каргу», однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся «очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится».

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах». Собирая пойманное, он почувствовал, на самолов попалась «крупная рыбина». Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом».

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины». «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела <…> на доисторического ящера походила рыбина». Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище».

«Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей». Он осветил рыбину фонариком. «Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки <…> без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью». Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.

«Все хапуги схожи нутром и мордой!». «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность» ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, «перекреститься и жить дальше». Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко «вертанулась», ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, «рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды».

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что «в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова». «Очумелая рыба <…> садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало».

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью». «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке».

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал «дубасить рыбину по башке». «Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались». Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, «в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел». Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался, не оборотень ли царь-рыба. «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как «сколь помнит себя, все в лодке». Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что «рыбачит втихую, хапает». И в народную дружину не взяли. Как хулиганы «достали» его племянницу Тайку – «машиной об столб всмятку».

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то «не вяжитесь с царью-рыбой», а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: «пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи».

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. «С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна». Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. «Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». Вот и пришла заслуженная кара – «Природа, она, брат, тоже женского рода».

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та «неожиданно вздыбила себя». Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, «изорвав свое тело в клочья», снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал в след рыбе: «Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!». Ему сделалось легче. «Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

Заключение

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник – в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.

Следующая цитата

Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь-рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.

В повести поднимаются важные темы потребительского отношения людей к природе, ответственности человека перед окружающим миром.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь-рыба» по главам. Пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Главные герои

  • Зиновий Игнатьич – рыбак, «сибиряк» , работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат.
  • Царь-рыба – большой осетр, который попался Игнатьичу.
  • Командор – «грозный чеченец» , «капитан» , младший брат Игнатьича.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства» . Игнатьич любил «поковыряться в технике» , «дабы постигнуть ее существо» , поэтому люди звали его «механиком» .

Игнатьич плавал на моторной лодке «дюральке» , выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил «с умом» . Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. «Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось» . Ему никто не завидовал, кроме «младшего Утробина» , который был с «гнильцой самолюбия» и «всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата» . Братья давно «отурились друг от друга» и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на «Золотую каргу» , однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся «очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится» .

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах» . Собирая пойманное, он почувствовал: на самолов попалась «крупная рыбина» . Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе» . Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом» .

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины» . «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела <…> на доисторического ящера походила рыбина» . Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище» .

«Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей» . Он осветил рыбину фонариком. «Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки <…> без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью» . Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.

«Все хапуги схожи нутром и мордой!» . «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность» ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову» . Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, «перекреститься и жить дальше» . Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко «вертанулась» , ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, «рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды» .

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что «в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова» . «Очумелая рыба <…> садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало» .

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью» . «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке» .

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал «дубасить рыбину по башке» . «Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались» . Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, «в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел» . Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался: не оборотень ли царь-рыба. «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» . Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как «сколь помнит себя, все в лодке» . Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что «рыбачит втихую, хапает» . И в народную дружину не взяли. Как хулиганы «достали» его племянницу Тайку – «машиной об столб всмятку» .

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то «не вяжитесь с царью-рыбой» , а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: «пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи» .

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. «С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна» . Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. «Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку» . Вот и пришла заслуженная кара: «Природа, она, брат, тоже женского рода» .

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та «неожиданно вздыбила себя» . Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, «изорвав свое тело в клочья» , снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал вслед рыбе: «Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» . Ему сделалось легче. «Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» .

Заключение

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.

Следующая цитата

Анализ «Царь-рыба» Астафьев


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но определённо обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу, человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение к природе.

Композиция

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Читайте также: