Серафим саровский цитаты стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся
Обновлено: 07.11.2024
После очередного прочтения цитаты «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», сформулировалась следующая идея.
Людей можно разделить на два типа: первый — это Источники света; второй — Стеклянные фигуры.
Источники могут светить тусклее или ярче, но они полны света и распространяют его безусловно.
Стеклянные фигуры прозрачны и могут лишь пропускать через себя свет источников. Они могут быть чисты, тогда свободно пропускают и рассеивают свет вокруг себя. Могут быть затемнёнными, тогда они становятся преградой на пути распространения света.
Ориентируясь на указанную выше цитату, можно говорить что путь спасения заключается в «усилении» своего внутреннего источника света или как альтернатива — в «очищении» стеклянной фигуры, чтобы, даже не являясь источником, содействовать в распространении света вокруг себя.
Позже, была найдена более точная цитата: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — говорил преподобный Серафим Саровский.
Ниже пояснение (возможность отыскать оригинал предоставляется читателю):
Как это понимать? Преподобный святой учит нас, что прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас.
Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа». Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. «Как же мне узнать, — спросил у преподобного один юноша, — что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько». Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.
Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: «Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Юноша отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли». Преподобный на это сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!»
«Я взглянул после этих слов в лицо его, — вспоминал позже юноша, — и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».
Следующая цитата
Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И почти у каждого, кто задумывался над значением этой фразы, проскальзывала мысль: а действительно ли это слова преподобного? Ведь мы уверены, что спасаем себя и количеством спасенных нами. И круто при этом ошибаемся, потому что других спасал только Христос. Мы его так и называем – Спаситель. И если мы стремимся спасать других, забывая о своем собственном спасении, то это не что иное, как пренебрежение Его искупительным подвигом. И чтобы понять подлинную суть слов преподобного, достаточно понять, что означает само понятие спасения.
Адам, находясь в раю, согрешил. Внял сатанинскому совету и пошел против Бога. И стал враждовать с Ним, то есть жить "по похотям сердца своего", а не по Воле Бога. (Такое состояние человеческой природы называется "ИСПОРЧЕННОСТЬЮ"). И с каждым поколением вражда с Богом усиливается, приобретая все более изощренные формы. А в чем же суть пришествия Христа на землю? По словам апостола Павла, он стал «вторым Адамом». То есть совершил то, с чем не справился первый Адам, а именно противостоял греху. О Себе Христос говорит: Я – Сын Человеческий, но Отец мой – Бог. Св. Филарет Московский так объясняет это кажущееся противоречие: «Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес» (Пространный катехизис «О третьем члене Символа веры, п. 149). И еще: «Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом» (Там же, п. 176).
Христос, пребывая одновременно и Богом и человеком, примирил в себе последнего с первым через добровольное подчинение человеческой воли воле Божественной, и это полностью отражено в Его земной жизни и записано Его последователями – апостолами. Св. Василий Великий пишет, что Христос должен был осудить грех во плоти своей. Но это вовсе не значит, что Он был грешен. Здесь идет речь как раз об испорченности воспринятой им человеческой природы, а не о личной греховности. И чтобы понять, каким именно образом Он смог воспринять эту греховность, достаточно взвалить на себя проблемы другого человека. И тогда мы будем «носить тяготы друг друга», не имея в себе их причины.
Христос, за секунду до смерти, произнес то самое слово, ради которого и пришел: «Свершилось!». Что свершилось? - Примирение с Богом! Он до последней капли испил содержимое той самой Чаши, о которой просил отца, чтобы пронес ее мимо… И перед этим молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. И наша причастность к его Крестным страданиям через «сораспятие плоти со страстьми и похотьми» - это благодарность Богу за подвиг ради нашего искупления.
Христос указал нам путь, ведущий к истинному и подлинному счастью – вечной жизни с Богом в Царствии Небесном. Тертуллиан, христианский апологет II века, говорит, что душа по своей природе - христианка. Она всегда тянется к Богу. И стремление это проявляется исключительно в религиозном чувстве.
Человек с самого начала своей истории был вынужден защищаться от природных стихий и зверей, восставших на него за прегрешение. Непосредственно перед самым изгнанием из рая первых людей Бог им обещает избавление от смерти через примирение с Ним. Когда Христос, после крещения, вышел на проповедь, то люди, чьи души до конца еще не были ослеплены гордостью и тщеславием, видели в сумраке греха, через тусклое стекло самомнения, яркий свет Божественного учения. И, будучи истомлены жаждой в пустыне греха, они со всех ног бросились к этому Источнику спасительного Света и живительной Влаги.
Христос, живя по Воле Бога, показал нам Идеал, к которому люди начинали стремиться еще во время Его земной жизни. Он возбуждал в человеке труднопреодолимое желание следовать странным словам доселе неизвестного учения, которым почему-то хотелось верить. И поверив, начинали безотлагательно следовать им. То есть спасать себя, по примеру своего Божественного Учителя… Он и явил принцип, позже сформулированный преподобным Серафимом…
Следующая цитата
Преподобный Серафим Саровский сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Какая великая мудрость исходит из этих, казалось бы, таких простых слов!
Действительно, мы часто бываем недовольны окружающими нас людьми и обстоятельствами. Мы виним в своих бедах и несчастьях окружающих нас людей, в то время как сами, зачастую, становимся виновниками своих же несчастий, а все потому, что мы остаемся на низшей ступени своего духовного роста, и не имеем в себе стремления и желания этот наш духовный рост возвышать.
Стяжать – значит приобрести, то есть, мы должны приобрести для себя мирный дух, а мирный дух обитает только в том человеке, у которого чиста его совесть. А чистая совесть может быть только у того человека, кто живет по Заповедям Господним.
Нарушение правил, установленных Богом для человека, Заповедей Господних, есть нарушение воли Божией, а любой нарушитель установленных правил не может иметь чистую совесть, ибо идет в разрез с установленными правилами.
Когда мы начнем считать виноватыми в тяжелых сложившихся жизненных обстоятельствах – самих себя, тогда сердце наше не будет отягчатся темными и мрачными грехами осуждения, мщения, подозрения и обвинения других людей.
Когда мы начнем во всем доверять Богу и за все Его благодарить – тогда в сердце нашем зажжется неизведанная нам пламенная любовь ко Господу, Единственному, Кому мы нужны по настоящему и кому мы небезразличны, ибо, как мы знаем, степень любви бывает разной, и самая наивысшая любовь, это та, когда кто душу свою положит за нас. А Господь, как мы знаем, из любви к нам, и лично к каждому – родился и распялся и умер на Кресте, чтобы мы жили с Ним вечно!
Следующая цитата
© Copyright: Юрий Сокол, 2015
Свидетельство о публикации №215102301337
Читайте также: