Количество переходит в качество цитата
Обновлено: 06.11.2024
Когда возникает куча или о пресловутом переходе количества в качество…
"Если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?" Евбулид (из Милета; IV век до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы.
Так с какого же по счёту элемента множества объектов начинается "куча"?
Два зерна или четыре песчинки песка кучи не составят. Это очевидно для всех. Три, четыре, пять шесть, семь, десять. - также!
С какой же величины n рассматриваемых объектов можно сказать, что из отдельных счётных объектов возникла новое образование, система под названием "куча"?
Или, выражаясь философски, - с какого именно шага изменения количества объектов (элементов) множества возникает качественно новый предмет (система) со своими специфическими особенностями, свойствами, качествами, отличающими его от простой суммы составляющих, его образующих частей? И когда этот новый объект обретает новое качественное наименование - "куча"?
Под словом "куча" в бытовом смысле, обычно, подразумевают большое количество каких-нибудь объектов, предметов наваленных в одном месте в форме горки. Куча мусора. Куча песка. Куча говна. "Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно." Крылов. "Царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу." Пушкин. Бывает куча листвы или цветов. И даже мыслей.
Куча - это беспорядочное, хаотичное нагромождение, груда разных предметов, расположенных в одном месте.
Возникновение "кучи" из отдельных объектов - это, по существу, демонстрация проявления пресловутого закона диалектики о "переходе количества в качество".
Давайте разберёмся. Проведём мысленный эксперимент. Начнём прибавлять к одному объекту другие – один, два, три, четыре, десять и так далее до n-ного количества. Вопрос: на какой величине n мы сможем уверенно сказать, что у нас возник некий новый объект под названием "куча" или под другим каким-то названием, если возникает нечто более упорядоченное (фаза, кристалл, капля, ассоциат и так далее)?
Мы можем ясно, чётко и однозначно различить один или много объектов находятся в рассматриваемом месте пространства. Это умение нам дано от рождения.
Много – это когда пересчитывать наличие присутствия всего придётся очень долго. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже в этом тривиальном моменте проявляется чувственная взаимосвязь между пространством (много частиц, расположенных в данном месте) и временем (чтобы сосчитать количество объектов в этой области пространства необходимо затратить много времени), на что впервые было указано и количественно оформлено в специальной теории относительности Эйнштейна в трактовке Минковского.
Понятие "много" - это чисто качественное, антропное понятие, как и понятие "куча". Чтобы они стали понятийно определёнными и исчислимыми, т.е. научными, необходимо дать строгое определение, экспликацию этих терминов.
Очевидно, что понятие "много" - это относительная, оценочная характеристика состояния ситуации: кому здесь и сейчас тысяча рублей будет представляться как "много", а кому – как весьма мало.
Тысяча песчинок или зёрен – это много или мало, это уже "куча" или ещё нет? А миллион песчинок и зёрен? А миллиард? Определённые качественные характеристики состояния систем будут обуславливаться тем, какое содержание, определение для слова "куча" мы используем и каков размер используемых песчинок и зёрен в данных обстоятельствах.
Для муравья или тли объект, состоящий из тысяч песчинок морского песка, скорее всего, будет представляться кучей. А жук или мышь такой объект просто не заметят. Перешагнут…
Давайте определим "кучу" как такой целостный объект, который образован из множества элементов ("песчинок") n, когда добавление следующего элемента ("песчинки") n+1 к этому множеству практически (!) никак не повлияет на качества - нами оцениваемых - возникшего нового объекта.
В человеческом представлении "куча" - это некий такой объект, который имеет высоту, площадь основания и определённый угол наклона поверхности, который обладает определённой массой, объёмом, плотностью вещества, строением, формой поверхности и другими физико-химическими параметрами. Для человека кучей будет выступать лишь такой объект, который он может различить визуально и который может помешать его перемещению в пространстве, о который он может споткнуться, на который он может наступить, или который может переступить или обойти.
Итак, "куча" - это такое образование из неких объектов, которое однозначно и конкретно выделяется человеком в окружающей его среде и которое может оказать заметное воздействие на человека; имеющее определённую форму горы или конуса и определённые размеры и массу.
Теперь можно дать достаточно однозначное определение и объяснение - с какого момента множество элементов (песчинок, зёрен) превращается в "кучу".
Куча возникает тогда и только так, когда последний из добавляемых элементов к их множеству перестаёт влиять на качества данного образовавшегося объекта. Перестаёт его изменять. Это утверждение можно рассматривать как теорему. А теоремы следует доказывать.
Путь доказательства очевиден, исходя из выше изложенного.
Итак, к некоему элементу (объекту) n(0) добавляется элемент n(1), а к ним далее - n(2), n(3), n(4) и так далее. Если мы рассматриваем вариант образования некой "кучи", то должны задаться определёнными качественными и количественным особенностями добавляемых элементов – размером, формой поверхности, особенностями взаимодействия между ними (адгезия, сыпучесть, влажность и т.д). От этого будет зависеть форма образующейся кучи и начало её "возникновения".
Каждая из добавляемых "песчинок" - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10, 11, 12 и так далее,- очевидно, будут изменять основные качественные и количественные параметры вновь образуемого объекта - форма, вид основания, его размер, высота, форма, структура поверхности и так далее. Это несложно себе представить или наблюдать экспериментально.
Допустим, что новые элементы поступают сверху в одном направлении и с одной высоты. Наша объект непрерывно, по мере добавления новых элементов (песчинок, зёрен), будет качественно изменять свой вид - занимаемую площадь на поверхности, высоту, угол склона, форму поверхности и т.д., - и количественные характеристики: массу, объём, плотность.
В какой-то момент возникнет ситуация, когда последний добавляемый элемент на возникшее множество элементов перестанет заметно для нас изменять его и влиять на его качественные характеристики и особенности. Это легко представить и проверить экспериментально. Возникнет некая горка и каждая вновь добавляемая частица не будет заметно изменять вид и параметры этой горки. Именно этот момент и следует считать началом возникновения нового объекта – "кучи". Эта куча начинает самостоятельное существование. Количественные изменения числа добавленных частиц песка, зерна или чего-либо другого привели к возникновению нового качества у вновь возникшего объекта и последующие добавления песчинок, зёрен, элементов, частиц уже заметно не изменяют качественный вид и наблюдаемые параметры новообразования – кучи. "Куча" состоялась.
Надеюсь, что вы заметили, что никакого "перехода, преобразования количества в качество" в нашем мысленном эксперименте не произошло! Это в принципе невозможно! Что можно увидеть и в любых других качественных изменениях. Новые качества возникают ни как "переход" количества в качество, а как естественная эмерджентность - возникновение у какой-либо системы новых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. Кто говорит о "переходе" количества в качество – тот элементарно, но сильно заблуждается. Никогда, ни в одном природном процессе не происходит перехода количества в качество. Это оксюморон! Просто количественные изменения обязательно приводят к качественным изменениям вновь образуемого множества.
Классики марксизма-ленинизма в этом вопросе явно ошиблись.
Вопрос: сколько именно частиц, песчинок, зёрен, элементов необходимо соединить, чтобы возникли качественные изменения в образующемся множестве? Это будет, очевидно, определяться имеющимися характеристиками, физико-химическими и иными свойствами самих суммируемых элементов (песчинок, зёрен, элементов) и качествами той поверхности , на которой они собираются вместе. Бытие нового образования будет полностью определяться природой, размерами, формой, массой элементов, частей системы, силами связи между ними (механические связи, физические связи, адгезия, адсорбция, химические связи, электрические связи), а также внешними условиями: высотой их падения, влажностью среды, ветром, поверхностным натяжением поверхности, на которую они попадают, температурой, давлением и т.д..
Если использовать некие средние параметры участников процесса, то можно оценить на каком именно номере частицы, образующей множество, может возникнуть новая качественно система "куча" в данных условиях.
Представим самый идеальный случай формирования новой сущности (кучи) – соединяются круглые частицы, взаимодействующие между собой только механически и физически. Можно представить следующую картину.
Вокруг данного шара физически возможно разместить при непосредственном касании только шесть других шаров такого же размера. Ну так устроен наш мир. Возникает семиричное множественное образование. Поверхность в определённом смысле.
Над этими семью шарами выше могут быть естественно расположены ещё 3 шара. Ещё выше – 1. Всего получается 11 шаров. Это минимальное число шаров, образующих кучу в идеале в виде горки?!
11-й шар, брошенный на эту кучу, изменит её качественный вид? Скорее всего разрушит нашу теоретическую идиллию. Реальная куча, скорее всего, возникнет лишь на тысячном шаре… Как нам кажется. Это в принципе возможно рассчитать? Для нашего рассмотрения это сейчас не обязательно.
Главное, что куча обязательно возникнет и будет некоторое время по форме неизменной. Произошёл качественный "скачок" - отдельные шары создали новую систему - кучу!
В принципе, если шаров будет достаточно много, то может возникнуть новое тело вплоть до космических масштабов: холм, гора, астероид или планета. При дальнейшем увеличении количества шаров возможно образование звезды или даже "чёрной дыры". Это можно элементарно подсчитать с достаточной точностью – при какой именно массе (количестве шаров) и размере начнётся коллапс объекта превращающий его в "чёрную дыру". Можно воспользоваться уравнением Шварцшильда…
Таким образом, мы рассмотрели возможную эволюцию системы объектов в зависимости от количества образующих её элементов. Никаких "переходов" количества в качество происходить не будет – это ненаучный бред - будет наблюдаться качественное изменение состояния системы при изменении количества, образующих её элементов.
Такая картина наблюдается для всех качественных переходах, когда количественные изменения состава системы приводят к качественному её изменению.
Ярчайший пример этого демонстрирует система периодического изменения химических свойств химических элементов и их соединений, отражённая в Таблице химических элементов Менделеева.
Свидетельство о публикации №217050602044 Рецензии
Когда образовывается куча - качество, переходит в количество. ;-)
Из глины не получится золота, сколько бы не было глины. Если где-то прибудет, значит где-то убыло. Любое качество - это и есть иными словами обозначенное количество!
Я тоже удивляюсь, как из кучки глины был слеплен живой человек, в котором всё, вплоть до микроэлементов, - вся Вселенная. :-)
А вас не удивляет, как из трёх частиц образованы все вещества: протон, электрон и нейтрон.
Удивляет ещё больше наличие четвёртой обьединяющей частицы. Возможно и больше. :-)
Скорее всего в основе всего лежит одна "частица".
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Выведем здесь диалектический закон перехода количества в качество. С этой целью сначала ознакомимся с терминологией, рассмотрим несколько примеров, а затем от частных фактов перейдем к общему закону. В основном принято различать два типа изменений: количественные и качественные.
Количеством в философии принято называть число, определяющее мысленное или фактическое единство некоторого множества однородных объектов, процессов или состояний. Количественным изменением называется численное увеличение или уменьшение однородных объектов, процессов или состояний
Качеством называется философская категория, выражающая такую особенность, благодаря которой элементы, системы или процессы существенно отличаются друг от друга. Качественным изменением называется существенное преобразование элемента, системы или процесса
Подписывайтесь на мой канал Подписывайтесь на мой каналБлагодаря качеству предмет есть то, что он есть. Неотъемлемое свойство того или другого предмета принято называть атрибутом . Если изменяется качество, то утрачивается атрибут. Если утрачивается атрибут, то перестает существовать и сам предмет. Таким образом, качественное изменение означает прекращение существования данного предмета, превращение его в иной предмет.
Пример первый.
Рассмотрим влияние количественного изменения температуры на качественное изменение воды. Если в обычных условиях жидкую воду нагреть до температуры 100 0 С, то она начнет кипеть и постепенно, по истечении некоторого времени, без всяких революционных скачков и взрывов неизбежно превратится в пар.
Если жидкую воду в тех же условиях охладить до температуры нуля градусов по Цельсию, то она постепенно, плавно, без всяких революционных скачков и взрывов начнет замерзать и по истечении некоторого времени превратится в лед. Колебания температуры жидкой воды в промежутке от 0 до 100 радиусов по Цельсию не приведут ее к превращению ни в пар, ни в лед.
Таким образом, количественные изменения температуры в определенных интервалах не приводят ни к каким качественным изменениям воды. Тот интервал, в рамках которого количественные изменения не сопровождаются качественными изменениями, в диалектике принято называть мерой. Наибольшее и наименьшее значения количества, при которых качество еще не изменяется, принято называть границами меры.
Если температурные изменения переваливают за эти границы, то вода неизбежно изменяет свое качество, то есть нарушение температурной меры делает невозможным бытие жидкой воды. При температурах свыше 100 градусов по Цельсию вода превращается в пар, а при температурах ниже нуля градусов по Цельсию она превращается в лед.
В таких случаях обычно говорят, что количественные изменения температуры перешли в качественные изменения воды. Количественные изменения температуры являются непрерывными, а качественные изменения воды – их граничными пунктами, в которых меняется агрегатное состояние воды.
В данном примере переход количества в качество не сопровождается потерей устойчивости, так как вода, превратившаяся в лед, может снова превратиться в жидкую воду вследствие нагрева.
Второй пример
Рассмотрим влияние количественного изменения частоты световых волн на качество цвета. Если частота лежит в интервале от 395∙10^12 до 483∙10^12 Гц, то цвет световых волн сохраняется красным
в интервале от 483∙10^12 до 508∙10^12 Гц – оранжевый,
в интервале от 508∙10^12 до 536∙10^12 Гц – жёлтым,
в интервале от 536∙10^12 до 600∙10^12 Гц – зеленым,
в интервале от 600∙10^12 до 625∙10^12 Гц – голубым,
в интервале от 625∙10^12 до 666∙10^12 Гц – синим,
в интервале от 666∙10^12 до 789∙10^12 Гц – фиолетовым,
Частоты 395∙10^12, 483∙10^12, 508∙10^12, 536∙10^12, 600 ∙10^12, 625∙10^12, 666∙10^12, 789∙10^12 – являются граничными точками, в которых цвет световых волн меняет свое качество, то есть в этих точках количественные изменения частоты переходят в качественные изменения цвета.
Переходы эти являются точечными только лишь условно. На самом же деле все цвета меняются постепенно, плавно, без всяких резких скачков, но так, что каждому интервалу частот соответствует свой цвет. Например, при частоте 440 Гц бытие всех остальных цветов, кроме красного не представляется возможным. При частоте 500 не представляется возможным бытие всех остальных цветов, кроме оранжевого.Ставьте лайк если вам понравилась статья Ставьте лайк если вам понравилась статья
Третий пример
Древнегреческий философ Евбулид задает вопрос (4 век до н.э.) Перестает ли куча зерна быть кучей, если взять из нее одно зерно? – Нет! – А если взять еще одно зерно? Тоже нет! Вопрос повторяется до тех пор, пока в конце концов нам не придется признать, что, беря каждый раз по одному зерну, мы достигаем того, что куча постепенно, без всяких революционных скачков и взрывов исчезает.
Четвертый пример
Если оплодотворенное куриное яйцо положить под наседку, то оно не изменит своего качества ни за 2 дня, ни за 5 дней, ни за 10 дней. Только лишь по истечению определенного количества времени (примерно 3 недели) постепенно, без всяких резких скачков произойдет качественное превращение неживого яйца в живого цыпленка.
Истечение определенного промежутка времени сделает невозможным дальнейшее бытие данного яйца. Как в предыдущих, так и в данном примере, переход количества в качество не сопровождается потерей устойчивости, ибо вылупившийся из яйца цыпленок может стать курицей и носить новые яйца.
Пятый пример
Количественные изменения в возрасте ребенка по достижению определенного момента неизбежно вызывают в нем качественные изменения и превращают его в мужчину или женщину, в отца или мать. В конечном итоге жизнь человека заключена в определенном количественном интервале его возраста, за пределами которого живой человек перестает быть живым.
Бытие человека возможно только лишь в определенном интервале его возраста. Рождение ребенка, его созревание, старение и естественная смерть – происходят постепенно, плавно, без всяких революционных скачков. Революционные скачки имеют место лишь тогда, когда здоровый человек погибает вследствие убийства или несчастного случая.
Скачки имеют место и тогда, когда одни люди быстро обогащаются за счет ограбления других людей. Однако, естественный процесс обогащения человека происходит постепенно, без всяких резких переходов и революционных скачков. В процессе нормального развития природы и общества не существует никаких резких переходов и скачков.
В природе существуют процессы, которые протекают всего лишь относительно быстрее или медленнее. Резкие переходы и революционные скачки имеют место только лишь в процессе стихийных бедствий или по воле злого замысла, а не в процессе нормального развития.
Таких примеров мы могли бы привести несметное множество. Рассматривая любое количество других примеров, мы пришли бы к таким же выводам. Тогда, пользуясь общепризнанным научным методом индуктивного познания объективной истины, мы можем перейти от частных примеров к следующим двум всеобщим законам.
Следующая цитата
Открытый еще в конце позапрошлого века «Закон Поретто» находит свою актуальность и по сей день. Названное в честь знаменитого итальянского экономиста и социолога Вильфредо Поретто правило говорит о том, что лишь 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов стараний и труда приносят лишь 20 процентов эффективности. В качестве примера Поретто привел исследование, проведенное на собственной плантации. Так, в ходе собственных наблюдений он обнаружил, что небольшое количество наиболее жизнеспособных стручков производит большую часть гороха, тогда как вся остальная часть стручков дает относительно малое количество плодов.
Несмотря на то, что свое исследование Поретто проводил вовсе не для обоснования эффективности бизнеса, а с целью изучения распределения доходов население Италии, его труды позже стали активно использоваться в самых разных сферах, в том числе – в предпринимательстве.
«Закон Поретто» очень ярко отображает с точки зрения бизнеса необходимость определения своей целевой аудитории, которая и будет приносить предпринимателю 80 процентов основного дохода. В подавляющем большинстве случаев бизнесмену не нужно стараться ориентировать свой продукт на всех, достаточно лишь определить и сегментировать свою ЦА. Это непростая работа, но ее необходимо проделать для успеха вашего бизнеса.
Определите тех, кто будет являться для вас главным покупателем и выстройте с ними максимально лояльные и доверительные отношения, и тогда ваше дело непременно будет иметь успех!
Следующая цитата
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета , момент или период превращения старого качества в новое . Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Следует заметить , что само по себе КОЛИЧЕСТВО НЕ ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО . Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом."
"Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса.
Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом. " Википедия
Т.е ,как несложно заметить, Гегль к этому "закону не имеет никакого отношение. При таком подходе можно из каждой главы науки логики клепать по "закону", т.к там категории переходят одна в другую. Этот закон был выдуман Энгельсом (как и т.н. "закон об единстве и борьбе противоположностей" для идеологических целей и только.
Читайте также: