Характеристика героев олеся с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Повесть А. И. Куприна «Олеся» трагическая история любви между богатым барином и простолюдинкой, обладающей мистическими способностями. Социальное неравенство стало пропастью между молодыми людьми, погубив светлые, чистые чувства.

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся» является одним из центральных в произведении.

Внешность

О внешности Ивана почти ничего не известно. Человек интеллигентной наружности. Высокого роста. Худощавого телосложения. Лицо украшала легкая, рыжеватого цвета щетина, придавая мужественный вид.

Социальное положение

Городской интеллигент. Барин. Человек из приличного общества, получивший прекрасное воспитание и образование.

Род деятельности

Известно, что Иван служит в каком-то ведомстве. В свободное от работы время пробуется в жанре литературной журналистики. Пытается писать рассказы, один из которых публиковался в городском издании. Собирает народные сказания и былины для творчества.

«…а я в то время (рассказывать, так рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…» «…мне здесь оставаться неудобно и негде, да, наконец, и службой пренебрегать нельзя…»

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» – повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести – любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств – социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня – запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку – здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы – Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности – она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились – им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно – любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Характер

Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также. Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку. До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

Любовь в жизни Ивана Тимофеевича

Встреча с молодой колдуньей перевернула жизнь барина, скрасив однообразные, серые будни. Она сразу привлекла внимание Ивана. Олеся была не похожа на девушек, которых он знал. Несмотря на социальное различие, Иван Тимофеевич и Олеся полюбили друг друга, но любовь была различна. Иван не принимал Олесю такой, какая она есть. Он увлекся красотой, неординарностью, самобытностью. Долго взвешивал за и против, прежде чем сделать предложение о замужестве. Он боялся своих чувств. Именно эта причина помешала состояться свадьбе. Слишком нерешительный был барин.

Олеся, видя недостатки Ивана, любила всей душой, ничего не требуя взамен. Она понимала, что им не быть вместе. Карты предсказали одни беды от отношений, но отказаться от встреч было выше ее сил. Ради него она пошла в церковь, куда ведьмам вход воспрещен, однако любимый не смог по достоинству оценить ее жертвенность. Девушке пришлось бежать из села. В память о своей любви, она оставляет на окне ярко-коралловые бусы, те, которые он ей когда-то подарил.

Следующая цитата

Повесть «Олеся» А. И. Куприна не оставит равнодушным любого читателя. Это трагическая история любви молодого барина к простой девушке, обладающей сверхъестественными способностями.

Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича из повести «Олеся» поможет лучше понять глубокий, внутренний мир главных героев данного произведения.

Социальное положение

Олеся девушка из народа. Без образования и богатой родословной. Умна, но не признает науки.

Иван Тимофеевич дворянских кровей. Барин. Городской интеллигент. Прекрасно воспитан и образован.

Внешность

Молодая, стройная 24-х летняя красавица Олеся из тех женщин, которую увидев раз в жизни, невозможно забыть. «Оригинальная красота лица». Голос у девушки звонкий и сильный, с нехарактерными для него бархатными нотками. Волосы цвета вороньего крыла, мягко ниспадали на плечи. Живые, черные глаза. Она выгодно отличалась на фоне других деревенских женщин, словно сошедшая со страниц сказки, загадочная и манящая.

Интеллигентная внешность Ивана покорила сердце Олеси. Высокий, стройный мужчина. Легкая, рыжеватого цвета щетина придавала ему мужественный вид.

Род занятий. Образ жизни

Барин приехал из города в деревню с единственной целью написать книгу на основе собранных среди местного населения легенд и преданий. Увлекался охотой.

Олеся выбрала для себя отшельнический образ жизни. Вместе с бабушкой они жили в лесу, подальше от людей. Такой образ жизни был обоим по душе. Не понимает охоту. Любит зверей, заботится о них.

Характер

Олеся простая и наивная девушка. Добрая, отзывчивая. Никогда не пройдет мимо чужого горя. Однако люди ее недолюбливали и даже побаивались, считая ведьмой. Они не принимали и не понимали ее. Из-за этого общение с односельчанами свелось к минимуму. Девушка перестала тянуться к людям, считая их злыми и черствыми.

«Злой народ здесь, безжалостный…». Независима и горда. Умеет отстаивать собственное мнение, игнорируя мнение других. Способна на высокие чувства и решительные действия. Обладает отличной интуицией, что весьма помогает ей в жизни. Полностью отдается во власть охвативших чувств.

Иван по натуре мягкий, слабохарактерный человек. Не умеет отстаивать собственное мнение. Для него важно, что о нем думают другие. Не способен разобраться в себе и в своих чувствах. Быстро увлекается всем новым, но так же быстро остывает. Эгоистичен по натуре.

Любовь в жизни главных героев

Олеся готова на любые жертвы ради любви. Изначально понимая, что не пара барину, отпускает его, в душе мысленно благодаря за те счастливые минуты, что они провели вместе.

Иван не способен на сильные чувства. Может подставить под удар близкого человека. Он понимал, что вместе с Олесей им не быть, слишком разные они. Не стал бороться за любовь, пустив все на самотек. Условности для него важнее чувств.

Следующая цитата


(Афиша Молодежного драматического театра "Олеся" по мотивам А.И. Куприна)

«Олеся» — из числа первых, крупных по объёму и зрелых по исполнению произведений А. И. Куприна, ннаписано по впечатлениям автора от жизни в Полесье. Повесть имела еще и дополнительный подзаголовок: «Из воспоминаний о Волыни». По композиции повесть является ретроспективой. Край поразил его красотой и сложностью природы, людей, жизненного уклада, что и отразилось в работе.

Повествование ведётся от лица главного героя — Ивана Тимофеевича. Он рассказывает, как волею судеб оказался в деревеньке Переброд Волынской губернии. Там герой встречает настоящую полесскую колдунью — юную Олесю, в которую влюбляется. Олеся тоже любит Ивана — самозабвенно, зная наперёд, каким несчастьем закончатся их встречи. И читатель, хотя и не сочувствует Ивану Тимофеевичу, понимает, что эта любовь невозможна. Между Олесей и главным героем — неравенство положения, происхождения, образования, общественные устои и предрассудки.

Цитаты главных героев

«И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зеленым абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперед по моей комнате…» Иван Тимофеевич.

— Герой тоскует в одиночестве, в глуши зимней полесской деревни, ему кажется, что жизнь остановилась и никогда уже не будет иной.

«Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. » Иван Тимофеевич.

— Герой очарован красотой зимней природы, он словно становится её частью.

«…Не люблю я этого. Зачем бить пташек или вот зайцев тоже. Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие…» Олеся.

Девушка просит Ивана Тимофеевича не приносить ружьё и не убивать животных: она чувствует себя частью природы, а страдания животных становятся её страданиями.

«…С этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, — поэтическая грусть, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределенными сожалениями о прошлых вёснах…» Иван Тимофеевич.

— С приходом весны — в согласии с природой — в сердце героя проснулись потребность и предчувствие, желание любви. Он постоянно думает об Олесе. Представляет её и ждёт встречи.

«…Когда я, входя, стукнул дверью, она обернулась, нитка оборвалась под ее руками, и веретено покатилось по полу…» — Иван Тимофеевич.

Эти детали — оборвавшаяся нитка и упавшее веретено — признак волнения Олеси, вдруг захлестнувшего чувства и в то же время — примета несчастья.

«Нет, нет, нельзя. нельзя. Судьбу нельзя два раза пытать. Не годится. Она узнает, подслушает. Судьба не любит, когда ее спрашивают. Оттого все ворожки несчастные» — Олеся.

— Девушка отказывает Ивану Тимофеевичу погадать на картах, потому что уже раскладывала колоду на него. По народному поверью, если много гадать, судьбу прогадаешь. В этих словах также слышится предчувствие несчастной любви и судьбы.

«…Человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь». Олеся.

— Девушка даёт точную характеристику Ивану Тимофеевичу, открывая то, что ей сказали карты.

«А зачем говорить. Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?» Олеся.

— Девушка отвечает на вопрос Ивана Тимофеевича о том, почему она не говорит людям о скорой их смерти. А скрытый смысл этих слов в том, что Олеся уже знает свою несчастливую историю будущей любви с Иваном Тимофеевичем и покорилась судьбе.

«…По моему глубокому убеждению, которое я и до сих пор сохраняю, нигде человек не высказывается так ясно, как во время еды…» Иван Тимофеевич.

— Герой наблюдает, как едят Олеся и Мануйлиха и отмечает благородство манер девушки.

«…Вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят». Иван Тимофеевич.

— Герой рассказывает Олесе о Петербурге, о его огромных домах, где живут бедняки.

«Неужели ты думаешь, что никогда в жизни не полюбишь мужчину? Ты — такая молодая, красивая, сильная. Если в тебе кровь загорится, то уж тут не до зароков будет…» Иван Тимофеевич.

— Герой «окольными путями» заговаривает с Олесей о любви. Он желает вызнать её отношение к чувствам между мужчиной и женщиной, к страсти.

«Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, не понятной для меня девушке. Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце…» Иван Тимофеевич.

— Герой мучается оттого, что Олеся перестала разговаривать с ним откровенно и душевно, не провожает по вечерам от избушки до тракта. Иван Тимофеевич вдруг понимает, что влюблён по-настоящему, а не просто увлечён девушкой.

«Разве можно запомнить слова, произносимые в первые моменты встречи матерью и сыном, мужем и женой или двумя влюбленными? Говорятся самые простые, самые обиходные фразы, смешные даже, если их записывать с точностью на бумаге. Но здесь каждое слово уместно и бесконечно мило уже потому, что говорится оно самым дорогим на свете голосом». Иван Тимофеевич.

— Герой после нескольких дней не был у Олеси из-за болезни. И первое свидание после разлуки не оставляет сомнений — молодые люди любя друг друга.

«Я не могла. Я боялась… Я думала, что можно уйти от судьбы. А теперь. теперь. Теперь мне все равно, все равно. Потому что я люблю тебя, мой дорогой, мое счастье, мой ненаглядный. » Олеся.

— Девушка знает, что её впереди ждёт несчастье. Но принимает предначертанное — с отчаяньем и… радостью.

«Я до тех пор не знал, что люблю тебя, покамест не расстался с тобой. Недаром, видно, кто-то сказал, что разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». Иван Тимофеевич.

— Герой и Олеся провели вместе ночь. Под луной они признаются друг другу, как сильно любят и как страдали в разлуке.

«В любви — в прямом, грубом ее смысле — всегда есть ужасные стороны, составляющие мученье и стыд для нервных художественных натур». Иван Тимофеевич.

— Герой говорит о физиологической стороне любовных отношений, которая не всегда привлекательна. Он восхищён тем, как умеет Олеся обходить, сглаживать самые неприятные моменты.

«Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты — барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею и куда ступить не знаю. Ты одного стыда из-за меня не оберешься. » Олеся.

— Девушка понимает, что неравенство их положения станет причиной несчастья, даже если Иван Тимофеевич женится на ней.

«В сущности, в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя. Это у нас в крови, это внедрено нам всей русской беллетристикой последних десятилетий». Иван Тимофеевич.

— Герой говорит о русской интеллигенции, которая считала своим долгом нести просвещение в народ и тем самым менять жизнь.

«…Мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться наконец. Но женщина. женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное». Иван Тимофеевич.

— Герой говорит, что хотел бы, чтобы Олеся пошла в церковь, что ему «было бы приятно». Он думает только о своих желаниях, совершенно не сознавая, чем рискует Олеся, чего ей будет стоить его желание.

«О, боже мой! Зачем я не послушался тогда смутного влечения сердца, которое — я теперь безусловно верю в это! — никогда не ошибается в своих быстрых тайных предчувствиях». Иван Тимофеевич.

— Иван хотел броситься вслед уходящей Олесе, чтобы просить её не ходить в церковь — ужасное предчувствие сжало его сердце. Но герой подавил порыв, убедив себя, что это — суеверие. Позже он поймёт, что сердце говорило правду.

«Ты — мой доктор самый лучший. Вот ты пришел, и мне сразу легче сделалось…» Олеся.

— Иван пришёл к Олесе, которую избили деревенские пьяные бабы за то, что девушка вошла в церковь. Герой просит послать за доктором, но Олеся не соглашается. Все её страдания излечит любовь Ивана, точнее — уверенность, что он и правда любит. Ведь Олеся знает, что дни их любви сочтены.

Олеся

Главная героиня повести – лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна – сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся – местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом – несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама – в этом героизм и сила девушки.

Цитаты второстепенных персонажей

«Приходите к нам на завалинке посидеть, у нашего праздника звона послушать, а обедать к вам мы и сами догадаемся» Мануйлиха.

— Старуха не рада приходу незнакомца, потому что ничего хорошего от людей уже не ждёт.

«Да она, правда, колдунья. Но только теперь она стала стара и уж не может делать того, что делала раньше. Лечить умела, от зубов пользовала, руду заговаривала, отчитывала, если кого бешеная собака укусит или змея, клады указывала… да всего и не перечислишь». Ярмола.

— Многие считают Мануйлиху и ее внучку ведьмами.

«Прежде, может, и Мануйлихой звали добрые люди… А теперь зовут зовуткой, а величают уткой. Тебе что надо-то?» Мануйлиха.

– Недружелюбный тон говорит об обиде на людей. Да ей и любить их не за что.

«А тогда, как меня из села выгнали… Что ж? Разве не так же было? Погрозилась я… тоже вот с досады… одной дурище полосатой, а у нее – хвать – ребенок помер. То есть ни сном ни духом тут моей вины не было, а ведь меня чуть не убили, окаянные… Камнями стали шибать…» Мануйлиха.

— Рассказывала при случае старушка о своей жизни.

«Как чем я рискую-с?! Помилуйте, да всем рискую, и прежде всего службой-с. Бог его знает каков этот господин Ильяшевич, новый помещик. А может быть, каверзник-с… из таких, которые, чуть что, сейчас бумажку, перышко и доносик в Петербург-с? У нас ведь бывают и такие-с!» Урядник.

— Сцена разговора с урядником свидетельствует о том, что Иван Тимофеевич часто не просто принимает участие в судьбе Олеси и ее бабушки. Ему приходится уговаривать урядника.

Цитаты автора

«Олеся – эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка – во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врожденный такт». Автор.

— Описание характера Олеси, вложенное в уста рассказчика.

«Ярмола - самый бедный и ленивый крестьянин в селе. Он пропивает все деньги и не занимается хозяйством». Автор.

— Характеристика Ярмолы, которую автор дает через рассказчика.

Высказывания героев и цитаты автора часто усиливают характеристики персонажей, описания природы.

Следующая цитата


(Публикация повести Олеся, второе издание)

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения



(Анализ произведения "Олеся" А.И.Куприна в 3D анимации. Автор ролика: Савостьянов Сергей)

Герои повести

Цитаты


(Афиша Молодежного драматического театра "Олеся" по мотивам А.И. Куприна)

«…Не люблю я этого. Зачем бить пташек или вот зайцев тоже. Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие…» Олеся.

«Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, не понятной для меня девушке. Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений…» Иван Тимофеевич.

«Я не могла. Я боялась… Я думала, что можно уйти от судьбы. А теперь. теперь. Теперь мне все равно, все равно. Потому что я люблю тебя, мой дорогой, мое счастье, мой ненаглядный. » Олеся.

«Приходите к нам на завалинке посидеть, у нашего праздника звона послушать, а обедать к вам мы и сами догадаемся» Мануйлиха.

«Олеся – эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка – во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врожденный такт». Автор.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник – Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично – невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности – разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси – в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа – нет.

Иван Тимофеевич

Иван – небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам – здоровый скепсис обоснован его образованием.


(Иван и Олеся)

Иван Тимофеевич – искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей – не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара – общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно – будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана – такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере – после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Читайте также: