Психолого педагогическое сопровождение цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество со своей мобильностью и динамичностью выдвигает всё новые и новые требования к образованию граждан, в том числе и на этапе дошкольного образования, задаёт критерии активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Применение в системе работы ДОО Федеральных государственных стандартов педагога и педагога-психолога определяет базовые нормы и правила, по которым должен жить современный детский сад.
Основной целью современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения.
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то».
Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Наибольшего эффекта в работе ДОО можно достичь лишь в том случае, если психолого-педагогическое сопровождение будет касаться всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса.
Цель деятельности Службы сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи Службы сопровождения:
- защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в данном образовательном учреждении;
- снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающегося с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
- участие специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
- развитие психолого-педагогическойкомпетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
Между тем, актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с одной стороны, и недостаточной её разработанности с точки зрения теории и практики, с другой.
Как показал наш первый опыт организации в ДОО Службы психолого-педагогического сопровождения, в своей работе мы столкнулись с рядом трудностей, которые мы условно разделили на две группы,в соответствие с запросами участников образовательного процесса:
1. Педагогическая – компетентностная проблема,которая вызвана:
- недостаточностью педагогических знаний в решении вопросов сопровождения и поддержки ребёнка и семьи;
- сложность в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- наличие в штате организации необходимых специалистов.
2. Родительская – информационно-просветительская проблема,которая вызвана:
- не владением родителями (законными представителями) достоверной информацией о проблеме развития, воспитания или обучения ребёнка;
- родители (законные представители) не готовы принять проблему, боятся или не хотят обращаться к специалистам;
- родители (законные представители) не знают механизма действий, куда и как можно обратиться с данной проблемой.
Отечественный психолог М. Р. Битянова в своих исследованиях подчёркивает деятельностную направленность психолого-педагогического сопровождения, отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком на позиции субъект-субъектных, личностно-ориентированных отношений, помогающих открыть его «самостность»: стремление к самостоятельности, саморазвитие, саморегуляция и пр.
Исходя из выше сказанного, педагог-психолог службы сопровождения решает три основные задачи (М. Р. Битянова):
1. Отслеживание особенностей индивидуального развития ребенка (диагностика). В случае выявления каких-либо проблем изучается причина и принимается решение о путях коррекции.
2. Создание необходимых психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, организуется методическая помощь, проводится развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим какие-либо трудности. Есть дети, которые в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога службы сопровождения.
Понимая причины трудностей, возникших в работе службы психолого-педагогического сопровождения нашей организации,мы видим следующие пути решения проблемы:
1. Работас педагогами ДОО через организацию различных форм повышения компетентности:
• Обучение педагогов (курсы ПК, проведение семинаров, консультаций, посещение открытых мероприятий педагогического сообщества, использование методической литературы;
• Помощь в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• Привлечение специалистов, в случае необходимости.
2. Информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями)с помощью различных форм взаимодействия: консультации, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, семинары-тренинги по развитию навыков общения и сотрудничества и пр.
При этом, работу с родительской общественностью, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб. : Дорваль. -1993. — 96с.
3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.
4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
5. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова. - М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
6. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
7. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003.
Публикации по теме:Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.
Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.
Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.
Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.
Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до» Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ДО. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.
Следующая цитата
Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.
Многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.
Здесь обсуждается психолого-педагогический аспект проблемы предотвращения ухудшения здоровья школьников в ходе обучения.
Следующая цитата
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок».
Леонардо да Винчи
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в социум.
Эта тема мне близка, так как я работаю педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, где совместно с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
На мой взгляд, высказывание Леонардо да Винчи особенно подходит к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ. В комплексном сопровождении ребёнка с ОВЗ педагог-психолог является одним из главных «сопровождающих», так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы.
Я работаю с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с детьми с задержкой психического развития, с детьми-инвалидами. Эти дети отличаются по своему развитию от обычных детей, у них нарушены все психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. У таких детей сопутствующими нарушениями являются различные соматические заболевания, нарушения общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
Я считаю, что в высказывании Леонардо да Винчи скрыто несколько смыслов (проблем):
1. Обучение детей в школах: как бы ни был долог и труден путь обучения, плодом (результатом) является получение образования и успешность ребенка в дальнейшем.
2.Деятельность педагога: педагог должен иметь терпение, мудрость, профессионализм, чтобы дать детям возможность получить образование.
3.Работа с детьми с ОВЗ: именно терпение и старание педагогов и специалистов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ, их профессионализм, применение методов психологической и коррекционно-педагогической помощи, поддержки семьи такого ребёнка позволит принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребёнка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничение деятельности ребёнка в дальнейшем.
Я считаю, что сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ особенно актуально и необходимо, так как это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и его родителей, это система комплексной деятельности всех специалистов, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка.
Целью модели сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей. Модель направлена на всестороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей:
• коррекцию его психофизических недостатков;
• социализацию в окружающем среде;
• подготовленность к школьному обучению.
Алгоритм системы комплексного сопровождения детейс ОВЗ включает в себя:
1. Бережный конфиденциальный сбор информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребёнка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга, так как эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, также индивидуальные проявления, особенности. Знание тех и иных особенностей необходимо для оптимальных форм сопровождения, оно показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.
2. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса (семинары, практикумы, беседы и др. формы).
3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке программ для комплексного взаимодействия.
5. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребёнка (информирование, консультирование, просвещение).
7. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели.
8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.
Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в нашем детском саду. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, ребенком и его родителями). Я провожу коррекционную работу по развитию психических процессов через использование технологий. Игровая терапия развивает воображение, мышление и речь детей, вызывает положительные эмоции. Дидактические игры и пособия развивают у детей познавательный интерес, активность и расширяют кругозор. Песочная терапия снимает у детей тревожность, агрессию, позволяет им играть. Здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, релаксация, динамические паузы и физминутки) дают возможность снять мышечное напряжение детей, расслабиться для дальнейшего обучения. Коррекционно-развивающие технологии (тренинги, игровые проблемные ситуации, логические игры) направлены на коррекцию нарушений у детей.
Учитель-логопед развивает речь, устраняет нарушения речевого развития.
Воспитатели коррекционной группы развивают у детей мелкую моторику рук на занятиях по художественно – эстетическому направлению, а также через применение различных игр и упражнений на кружке «Графические фантазии».
Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.
И в заключение, если говорить об эффективности сопровождения, то в первую очередь показателем будет являться эмоциональное состояние и отношение детей с ОВЗ к посещению детского сада. У детейразвиваются интегративные качества: соответствие нормам физического развития, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. И главное, система способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Публикации по теме:Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.
Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.
Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ. Одним из важных направлений деятельности современного ДОУ является организация психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.
Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.
Следующая цитата
Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов
Творческие конкурсы
Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.
Предметные олимпиады
Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.
Все победители олимпиад 2017-2018 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.
Участникам
Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.
Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.
Преподавателям
Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.
Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.
Читайте также: