Характер глеба капустина цитаты

Обновлено: 19.09.2024

В рассказе Срезал Шукшин описывает манипулятора Глеба Капустина, который является своеобразной знаменитостью у деревенских мужиков. Особенность Капустина заключается в его начитанности и умении собственным напором заставить другого человека чувствовать себя неприятно.

Капустин является необразованным человеком, простым парнем из народа, который работает на пилораме, но Глеб имеет подвешенный язык, который позволяет ему использовать демагогию и простые риторические приемы для того чтобы получить нужный ему эффект.

Мы видим «работу» Капустина на примере общения с учеными людьми, которые приехали в деревню в отпуск. Чета Журавлевых всеми своими повадками и фразами выдают образованных людей, они ведут себя сдержанно, легко посмеиваются над бравадами Капустина и искренне недоумевают над его нелепыми фразами. Капустин в свою очередь не замечает как на него реагируют и по сути хочет достичь только одного эффекта – раздражения.
Он не ищет истины, он хочет только ощутить эмоциональную реакцию. Как сам говорит сделать так чтобы «не поднимались выше ватерлинии», «чтобы не зазнавались». Конечно, в действительности причиной такого поведения является просто зависть самого Капустина, который ничего не добился и хочет самоутвердится таким образом своеобразного унижения более образованного или достойного человека.

Особенностью тут является почитание этого человека простыми деревенскими мужиками, которые легко верят его словам и тоже не особенно занимаются поисками истины и смыслов, но более ориентируются на эмоции и демагогию, которая выглядит приятно внешне, но о содержанию пуста. Такая толпа «фанатов», которая ходит за Капустиным выражает безграмотность деревенских людей. В этом факте заключается глубокая печаль относительно необразованности и примитивности народа, который между пустышкой и чем-то действительно ценным и содержательным выбирает пустышку.

Фигура Глеба довольно-таки коварна, так как он фактически подстрекает деревенских к полному невежеству. Из-за его зависти и напыщенности они приучаются к такому низменному удовольствию как «срезать» достойных людей собственными нелепыми фразами.

История Глеба Капустина

В алтайскую деревню Новая к матери в отпуск приезжает Константин Иванович Журавлев, кандидат наук из столицы, с женой и дочкой. Приехал на такси, с кучей чемоданов, с подарками, совершенно нелепыми для деревенских жителей. Им кажется, городские думают, что они все лаптем щи хлебают, едят деревянными ложками, чайников не ведают, халаты для них роскошь. Для городской жизни – это атрибуты деревни, но для деревенского быта - это все бесполезные вещи.

Деревня хоть и небольшая, но немало вышло из этих мест знаменитых людей: полковник, летчики, корреспондент, а теперь появились еще и кандидаты.

Но в деревне есть свой ученый «кандидат» - Глеб Капустин, работающий на лесопильне, лет сорока, толстогубый и белобрысый, ехидный и начитанный. Однажды он уже удачно срезал приехавшего погостить к родне полковника на том, что тот перепутал фамилию причастного к поджогу Москвы в 1812 году графа. Спорили, бегали к местной учительнице за ответом. Глеб насмешливо лишь успокаивал оппонента, унижая тем, что они не в Филях спорят.

Деревенские мужики зазывают Глеба на посиделки к старухе Агафье ради потехи, ведь ему не раз такого городского довелось срезать, доказывая, что в деревне тоже не лыком шиты. Глеб, присматриваясь к заезжим, спрашивает, в какой области они работают. Получив уклончивый ответ про филфак, путая филологию с философией, затевает спор с кандидатами, задавая глупейшие по сути вопросы, которыми ставит Журавлева и его жену в тупик: о стратегической философии, о проблемах шаманства северных народов, о луне, как о творении человеческого разума. Константин Иванович, понимая нелепость этих рассуждений, сначала пробует отшутиться, потом просит просто, по-деревенски, не катить на него бочку. И тогда Глеб налетел на него коршуном, уличив в некультурном поведении, и устраивает для односельчан целое представление, обвиняя кандидатов в недалекости и нескромности. Глебу удалось опять, к удовольствию деревенских, удачно срезать очередного городского ученого.

Расходясь, мужики искренне жалеют кандидатов. Глеб их опять удивил, им все восхищались. Но все-таки его недолюбливали, потому что он слишком жесток, а это качество не в почете у простого человека. Хотя, многое, о чем говорил Глеб, пусть и зло, но справедливо. Человеку, работающему на земле, при его сложной и скудной бытовой жизни, многое не понятно из того, что он читает в газетах или видит по телевизору, оттого не приходит в восторг от КВН или иных увеселений, потому что это чуждая для него жизнь. Интеллигенции, которая ратует о народе, трудно понять его проблемы. Потому и приятно мужикам, что может Глеб щелкнуть по носу городских умников.

Также читают:

Картинка к сочинению Глеб Капустин в рассказе Срезал

Популярные сегодня темы

Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.

В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста

Тема войны в великом произведении стоит очень остро. В первую очередь военные действия ассоциируются с обученными солдатами, которые знают, как надо вести себя в разных ситуациях.

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Что такое театр, и спектакль в частности? На мой взгляд — это один из самых таинственный и загадочных видов искусств. Он сочетает в себе, и литературный текст

Следующая цитата

Главный герой рассказа, “сельский житель Глеб Капустин”, слишком уж не похож на любимых шукшинских “чудиков” — добродушных, бесхитростных, живущих с открытым сердцем людей. Портрет главного героя — “мужик.. . начитанный и ехидный” — и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Описание внешности ограничивается двумя штрихами: “толстогубый, белобрысый мужик лет сорока”. Ничего необыкновенного.
Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Когда ему сообщают о приезде кандидатов к бабке Агафье, он восклицает: “О-о! Голой рукой не возьмёшь”. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату.
Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе. ” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем. Глеб Капустин — спорщик, опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий пощеголять “учёным словцом”, к месту вставить поговорку, присказку: “Голой рукой не возьмёшь”, “Кандидатов сейчас как нерезаных собак”, “Баба с возу — коню легче”, “Можно сто раз повторить слово «мёд» , но от этого во рту не станет сладко”, “Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ» , но знаний от этого не прибавится”. Речь героя насыщена книжными словами и оборотами (“входит в минимум”, “лежать на орбите”, “вопрос не глобальный”, “расчёты траекторий”), несвойственными устной речи канцеляризмами (“в какой области выявляете себя”, “позвольте заметить”). Комическую окраску речи Глеба придают постоянные ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины (“стратегическая философия”, “общеобразовательные кандидаты”, “проблема шаманизма”). Сочетание разнородного и производит комический эффект.
По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоривания”. Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская, низовая Россия так боится Москвы, владеющей “телевластью”, экспериментов над собой, исходящих из столицы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает” один за другим “нарост догм и лжи”.

Следующая цитата

Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Когда ему сообщают о приезде кандидатов к бабке Агафье, он восклицает: “О-о! Голой рукой не возьмёшь”. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик.

“— Ну, и как насчёт первичности?

— Какой первичности? — опять не понял кандидат.

— Первичности духа и материи.

— Как всегда. Материя первична.

— А дух — потом. А что. ”

Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату.

Следующая цитата

Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Когда ему сообщают о приезде кандидатов к бабке Агафье, он восклицает: “О-о! Голой рукой не возьмёшь”. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Наивны, смешны наскоки деревенского “получёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату.
Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе. ” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем. Глеб Капустин — спорщик, опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий пощеголять “учёным словцом”, к месту вставить поговорку, присказку: “Голой рукой не возьмёшь”, “Кандидатов сейчас как нерезаных собак”, “Баба с возу — коню легче”, “Можно сто раз повторить слово «мёд» , но от этого во рту не станет сладко”, “Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ» , но знаний от этого не прибавится”. Речь героя насыщена книжными словами и оборотами (“входит в минимум”, “лежать на орбите”, “вопрос не глобальный”, “расчёты траекторий”), несвойственными устной речи канцеляризмами (“в какой области выявляете себя”, “позвольте заметить”). Комическую окраску речи Глеба придают постоянные ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины (“стратегическая философия”, “общеобразовательные кандидаты”, “проблема шаманизма”). Сочетание разнородного и производит комический эффект.
По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоревания”. Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская, низовая Россия так боится Москвы, владеющей “теле-властью”, экспериментов над собой, исходящих из столицы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает” один за другим “нарост догм и лжи”.

Читайте также: